Научная статья на тему 'К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры'

К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ / UNDERSTANDING / COGNITION / COMMUNICATION / UNDERSTANDING PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Людмила Борисовна, Савельева Екатерина Александровна

В данной статье авторы рассматривают сущность понятия "понимание" как особый когнитивный, психологический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

to the problem of a schoolboy's understanding interaction organization with the world of culture

In the article the authors consider the main points of understanding concept as a special cognitive and psychological process

Текст научной работы на тему «К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры»

УДК 76.98 ББК 45.8

Соколова Людмила Борисовна

доктор педагогических наук, профессор г. Оренбург Савельева Екатерина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент г. Уфа

Sokolova Lyudmila Borisovna

Doctor of Pedagogics,

Professor Orenburg Savelyeva Ekaterina Alexandrovna

Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Ufa

К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры To the Problem of a Schoolboy’s Understanding Interaction Organization with the World of Culture

В данной статье авторы рассматривают сущность понятия "понимание" как особый когнитивный, психологический процесс.

In the article the authors consider the main points of “understanding” concept as a special cognitive and psychological process.

Ключевые слова: понимание, познание, общение, процесс понимания.

Key words: understanding, cognition, communication, understanding process.

Обращение к проблеме организации понимающего взаимодействия

школьника с миром культуры требует изучения сущности понятия "понимание". Это вопрос затрагивался в фундаментальных работах зарубежных ученых (Ш. Бюлер, М. Мид, Ж. Пиаже и др.), отечественных исследователей (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.). Феномен понимания становился предметом изучения философов, психологов, педагогов. Цель данной статьи - проследить историю изучения понимания в различных гуманитарных дисциплинах, определить междисциплинарные связи и показать их влияние на развитие современной педагогики.

Понимание как процесс и результат осмысления выступает как сложная, многогранная и комплексная философская проблема, привлекающая пристальное внимание исследователей (6).

В раскрытие природы понимания внесли существенный вклад Л. Витгенштейн, Х.-Г. Гадамер, Гуссерль, В. Дильтей, П. Рикер, Тулмин, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер. Все они признают, что понимание осуществляется в живых актах жизнедеятельности, представляя собой смыслопорождение, наделение смыслом того, с чем человек имеет дело в этих актах. Опредмечиваясь в индивидуальной памяти (психологически), а затем - в надындивидуальной, исторической, понимание воплощается в языковых текстах, произведениях культуры. Эти акты смыслопорождения ("простое воспроизводство", повторение с помощью имеющихся в культуре образцов и "расширенное воспроизводство", т.е. рождения нового, еще не имеющегося в культуре смысла) интенциональны в двояком смысле: во-первых, они направлены на некоторый объект, представляя собой его осмысление, придание ему смысла; во-вторых, это всегда чье-то понимание, осуществляемое определенным субъектом, порождающим в акте понимания смысл понимаемого (И.С. Алексеев).

Процесс понимания не имеет конца. Он протекает в двух плоскостях: в вертикальной плоскости совершается переход от непонимания к пониманию и процессу формирования понятий, в горизонтальной плоскости понятое одним индивидом должно быть понято и усвоено другим индивидом.

Особый раздел философии - герменевтика рассматривает феномен понимания как искусство и теория истолкования, разъяснения смысла литературных и исторических текстов. Только в ХХ веке оно превращается в собственно философское учение о духе, рассматривающее понимание как основу общественной жизни, реализуемое посредством языкового общения. В герменевтике понимание трактуется как истолкование, постижение, выявление смысла того или иного произведения, что позволяет постичь внутренний мир человека.

Диалектическая природа понимания была отчасти осознана уже в античности. Платон вкладывает в уста Сократа знаменательные слова: "Понимание означает рассмотрение возникновения вещей, поскольку "рассматривать" и "понимать" - одно и тоже. Само имя "мышление" означает улавливание нового, а новое означает вечное возникновение".

По мысли создателя герменевтического метода, немецкого философа, фи-лолога-классика Ф. Шлейермахера, понимание - подлинно диалектический процесс, противоречивый, изменчивый, бесконечный, реализующийся в системе взаимопротивоположных и переходящих друг в друга процедур и операций.

Используя методы герменевтики, В. Дильтей обосновал положения гуманитарных наук с психологических позиций и на базе герменевтической методологии. Метод понимания, по его мнению, является методом непосредственного постижения духовной целостности. В. Дильтей считал, что определяющим фактором процесса понимания является постижение духовной жизни другого человека. Он подчеркивал, что "понимание - процесс, в котором на основе внешних чувственных данных постигается нечто внутреннее" (4)

М. Хайдеггер связывает процесс понимания с языком - понимание возможно только в языке и при помощи языка (3). Понимание - это результат расшифровки смыслового содержания того или иного результата человеческой деятельности (6, 65). Специфика понимания как особого эпистемического процесса определяется набором особых познавательных процедур (6, 70). Конечный продукт этого процесса есть понятие, т.е. особая форма знания, относимая к понимаемому объекту. "Понять - это выразить в понятиях". Таким объектом может быть феномен природы, фрагмент культуры, текст, поведение члена коллектива, чужое "я" или собственные переживания понимающего субъекта. Понятие как конечный продукт процесса понимания выражается в символической языковой форме и благодаря структурам любого языка становится доступным членам данного языкового сообщества.

Герменевтика выделяет три типа понимания. Понимание первого типа возникает при непосредственном языковом общении людей. Оно возможно только в том случае, если собеседники примерно одинаково воспринимают значения тех слов, которыми они обмениваются при общении. Это имеет прямое отношение к общению учителя и учеников. Учителю сначала необходимо выявить значение тех слов, которые он будет использовать при введении новой информации, в детском языковом сознании. При обнаружении несоответствия учитель должен либо объяснить новое значение слов, либо применять слова в тех

значениях, которые известны и понятны детям. Понимание второго типа связано с переводом текста (в широком смысле этого слова как любого объекта материальной или духовной культуры) с одного языка на другой. В более общем смысле можно говорить о переводе из одной знаковой системы в другую (образная - символическая, символическая - знаковая, вербальная - символическая и т.д.), который является необходимым элементом в усвоении любых видов содержания. Успешная вербализация учащимися любых форм представления информации, в которой отражены ее объективный смысл и содержание, присущие данной области знания, является объективным индикатором того, что ребенок понимает усваиваемый учебный материал. Третий тип относится к пониманию произведений художественной литературы и искусства. В герменевтике этот тип достигается субъективными и психологическими приемами вживания в чувства, мысли и мотивы автора произведения, возможно более полного перевоплощения в него. Подобные приемы могут быть использованы на уроках литературы, изобразительного искусства и МХК.

Таким образом, в современной философии существует несколько подходов к проблеме понимания:

- понимание - это знак гуманитарных наук, предполагает открытость мира по всем параметрам сущего (С.П. Марычев, А. Л. Никифоров, В.П. Филатов);

- понимание невозможно без личностного бытия. Личность способна понять саму себя и окружающий мир моногомерно и глубоко, добиться подлинной коммуникации между людьми, взаимопонимания (А.Л. Никифоров, А.А.Яковлев);

- понимание имеет диалогический характер и творческую природу. движущая сила развития знаний находится в дельте понимания - непонимания, которая является точкой роста человека и культуры (М.М. Бахтин);

- типология понимания базируется на фиксации отношений между объектом и субъектом понимания как его фундаментальными составляющими. Типология имеет глубинную связь с операциональной структурой понимания (А.И.Ракитов);

- понимание есть эмпатия, способность переноситься во внутренний мир другого человека, способность вчувствования, целостно-эмоционального сопереживания его душевной жизни (В.П. Филатов);

- понимания - искусства постижения индивидуальности автора (Ф. Шлей-ермахер).

Психология изучает другие аспекты понимания. Феномен «понимание» включен в арсенал рабочих категорий и психологии. В отечественной психологической науке исследованию понимания посвятили свои работы выдающиеся ученые и ведущие специалисты в этой области: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, Г.С. Костюк, Н.Г. Морозова, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов, С.Н. Рубинштейн и другие.

Анализ теоретических работ в области психологии позволил нам выявить следующие направления исследования понимания: процесс понимания текстов (В.П. Зинченко, А.М. Пятигорский, С.Л. Рубинштейн); понимание в общении (вербально и невербальное); понимание произведений живописи (В. А. Гуружа-пов), взаимодействие образных и вербальных компонентов понимания (А.ДМалахов).

Можно выделить две тенденции в определении понимания. В современной психологии понятие "понимание" употребляется как в широком, так и в узком смысле. При широкой интерпретации оно используется в контексте анализа практически всех психологических аспектов взаимодействия человека с предметным миром - восприятия, памяти, языка и т.п. Понимание рассматривается при этом как универсальная характеристика интеллектуальной деятельности человека, которая оказывается непременным атрибутом любого уровня познания и общения, каждого психического процесса. Именно в таком смысле использовал термин "понимание" А.А. Смирнов (7), изучавший роль психологического фактора в различных видах запоминания, А.А. Бодалев анализировал понимание как одну из составляющих восприятия человека человеком.

Особый интерес в контексте проблемы понимающего педагогического взаимодействия у нас вызвали работы В.В. Давыдова, В.В. Знакова, Н.А. Мен-чинской. Понимание, по мнению Н.А. Менчинской, является общей характери-

стикой учебно-познавательной деятельности. Необходимо разграничить понятие «знание» и понятие «понимание». Рассматривая взаимосвязь понятий "знание" и "понимание" В.В. Знаков отмечает, что "любое знание содержит потенциальные возможности его понимания" (5, 67).

Мы полагаем, что понимание отличается от знания тем, что представляет собой осмысление знания, действия с ним. Следует подчеркнуть, что человек понимает не знание, а отраженный в нем предметный мир, знание не цель понимания, а средство. В процессе осмысления отраженной в знании реальности у субъекта возникает смысл последнего, т.е. познавательное отношение к содержанию понимаемого фрагмента действительности. Познавательное отношение конкретно проявляется в характере мыслительных действий с содержанием понимаемого, направленных на выход за его рамки, включение понимаемого фрагмента в более обобщенную картину мира.

Сущность процесса понимания заключается в формировании познавательного отношения субъекта к содержанию жизненной ситуации, текста произведения, порождение операционального смысла, знания о них. Этот вывод подтверждает мнение К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского о том, что познавательное отношение человека к миру является производным от реального бытия человека и осуществляется в процессе его практического взаимодействия с бытием и другими людьми (1; 2).

Мы полагаем, что знание должно обладать следующими характерными особенностями, чтобы служить основой понимания:

1) быть осмысленным, т.е. иметь для субъекта определенный смысл, сформировавшийся в мыслительной деятельности, способствовать протеканию процессов смыслообразования;

2) иметь определенную ценность для мыслящего субъекта. «Оперировать знанием в мыслительной деятельности - значит оценивать его» (О.К. Тихомиров);

3) Трансформироваться, преломляясь сквозь призму личностного знания и приводить к образованию индивидуально-своеобразной структуры личностного знания (М. Полани).

В данном случае имеет смысл говорить о том, что целеполагание смещается не на репродукцию строго определенных знаний, а на создание образовательного поля для развития сущностных сил человека. Именно таким образом образовательный процесс становится антропоориентированным. Учащийся перестает быть средством для достижения учебной цели. Происходит не отчуждение от знаний, а знание обретается в процессе поиска собственного жизненного смысла, присваивается как составляющая жизненного опыта человека, становясь гуманитарным, личностным знанием. При этом изменяется педагогическая сущность целеполагания знаний, происходит осмысленное их усвоение -понимание. В рамках нашего исследования процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в условиях понимающего взаимодействия младшим школьником с миром культуры.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К.А. Абульханова-Славская. - М.; Воронеж, 1999. - 224 с.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. -М., Воронеж, 1996. - 387 с.

3. Гадамер, Г.-Г. Философия и герменевтика. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гада-мер; пер. с нем. - М., 1991. - 367 с.

4. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. / В. Дилтей; пер. с нем. под ред. В.В. Бибихи-на, Н.С. Плотникова. - Т. 4: Гегменевтика и теория литературы. - М., 2001.

5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В.В. знаков. - 2-е изд. - М., 1999. -

232 с.

6. Понимание как логико-гносеологическая проблема: сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Попович. - Киев, 1982. - 272 с.

7. Сулима И.И. Педагогическая герменевтика: монография / И.И. Сулима. - Новгород, 2000. - 254 с.

Bibliography

1.Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Personality’s Psychology and Awareness (Problems of Methodology, Theory and Research of a Real Personality): Selected Psychological Works / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - M.; Voronezh, 1999. - 224 p.

2.Brushlinsky, A.V. Subject: Thinking, Studying, Imagination / A.V. Brushlinsky. - M.; Voronezh, 1996. - 387 p.

3.Dilthey, W. Collected Works: In 6 Volumes / W. Dilhtey; Translated from German, Edited by V.V. Bibikhin, N.S. Plotnikov. - Volume 4: Hermeneutics and Theory of Literature. - M., 2001.

4. Gadamer, G. G. Philosophy and Hermeneutics. Actuality of the Beautiful / G.G. Gadamer: Translated from German. - M. 1991. - 367 p.

5. Sulima, E.E. Pedagogical Hermeneutics: Monograph / E. E. Sylima. - Novgorod, 2000. -

254 p.

6. Understanding as a Logical and Epistemological Problem: Collection of Scientific Works / Editor by M.V. Popovich. - Kiev, 1982. - 272 p.

7.Znakov, V.V. Understanding in Cognition and Communication / V.V. Znakov - 2nd edition. - M., 1999. - 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.