Научная статья на тему 'К проблеме ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже XIX-XX веков'

К проблеме ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ОРДЕР / НЕОКЛАССИЦИЗМ / НОРВЕГИЯ / СКАНДИНАВИЯ / ИСТОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ / ТИПОЛОГИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аксенова З.Л.

В работе рассматривается генезис ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже 20 века. Анализируются региональные особенности синтезирующего неоклассицизма. Объект исследования здания с признаками неоклассического влияния в Норвегии. Предмет исследования характер и закономерности влияния неоклассических тенденций на архитектурные характеристики зданий в исследуемых городах Норвегии конца 1880-х конца 1930-х годов. Цель исследования заключается в выявлении характера и степени влияния ордерных неоклассических тенденций на архитектуру и структуру наиболее значительных городов Норвегии. Методической основой работы послужил формально-стилистический метод, позволяющий подробно проследить генезис различных формальных концепций. Научная новизна заключается в рассмотрении и выявлении закономерностей становления неоклассических тенденций в Норвегии на рубеже XX века. Результаты исследования: проведен анализ архитектурных объектов, описаны ордерные принципы характерных построек рассматриваемого периода, сделаны выводы по доминированию отдельных образов, композиционно-пластических особенностей неоклассического стиля. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выявленные закономерности взаимосвязи архитектурных и градостроительных характеристик зданий неоклассической направленности пополнят соответствующие разделы теории архитектуры и могут быть использованы при изучении архитектуры и градостроительства городов Скандинавии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже XIX-XX веков»

К проблеме ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже Х1Х-ХХ веков

Аксенова Зоя Леонидовна,

доцент, кафедра архитектурного проектирования, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, zaxenova@gmail.com

В работе рассматривается генезис ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии на рубеже 20 века. Анализируются региональные особенности синтезирующего неоклассицизма. Объект исследования - здания с признаками неоклассического влияния в Норвегии. Предмет исследования - характер и закономерности влияния неоклассических тенденций на архитектурные характеристики зданий в исследуемых городах Норвегии конца 1880-х - конца 1930-х годов. Цель исследования заключается в выявлении характера и степени влияния ордерных неоклассических тенденций на архитектуру и структуру наиболее значительных городов Норвегии.

Методической основой работы послужил формально-стилистический метод, позволяющий подробно проследить генезис различных формальных концепций. Научная новизна заключается в рассмотрении и выявлении закономерностей становления неоклассических тенденций в Норвегии на рубеже XX века.

Результаты исследования: проведен анализ архитектурных объектов, описаны ордерные принципы характерных построек рассматриваемого периода, сделаны выводы по доминированию отдельных образов, композиционно-пластических особенностей неоклассического стиля. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выявленные закономерности взаимосвязи архитектурных и градостроительных характеристик зданий неоклассической направленности пополнят соответствующие разделы теории архитектуры и могут быть использованы при изучении архитектуры и градостроительства городов Скандинавии. Ключевые слова: архитектура, ордер, неоклассицизм, Норвегия, Скандинавия, историзм, национальный романтизм, типология, этапы развития.

С установлением независимости Норвегии в 1814 году перед архитекторами Норвегии встали новые задачи. Суверенная Норвегия нуждалась в собственной представительной столице, в которой должны были разместиться административные и правительственные учреждения. Эти здания стали возводиться в формах так называемого адаптированного французского ампира короля Швеции и Норвегии Карла Юхана,. Строгий, но импозантный французский образец соответствовал вкусам короля и его политическим планам. Так, в новой северной столице Кристиания (ныне Осло) возникли монументальные здания с рустованными стенами, пилястрами и колоннадами. Их фасады полагалось осуществить в тесаном камне, однако в условиях экономически обедневшей к этому времени Норвегии они были выполнены в основном в дереве, кирпиче и штукатурке. Новый Генеральный план центра Кристиании был разработан архитектором X. Линстовом. Хотя этот план не был выполнен в точности, все же основная идея прокладки главной улицы Карлс Юхансгатан, ведущей к высокорасположенному королевскому дворцу, была осуществлена, и это придало городу композиционную ось, которая и сегодня сохранила свою силу. В центральной части Кристиании, на высоком холме были построены королевский дворец (1848), к которому ведут широкая главная улица Карл Юхансгатан, новое университетское здание и здание парламента. Помимо нового генерального плана ЛИнстов спроектировал монументальный парковый ансамбль королевского дворца. Это мощное трехэтажное П-образное в плане здание позднего классицизма с большим центральным портиком ионического ордера, с высоким цокольным этажом, прорезанным арочными окнами, очень выгодно поставлено на возвышенности в центре одновременно созданного парка.

Не менее интересен комплекс зданий университета, созданный в 1841—1853 гг. по проекту арх. К- X. Гроша (получил образование в Королевской академии художеств в Копенгагене). В целом этот комплекс с симметричной композицией плана— пример строгого греческого классицизма. Комплекс состоит из трех зданий, образующих открытый двор, причем среднее, главное, своим большим ионическим портиком подчеркивает ось композиции. Формы зданий отличаются

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

а>

о

CS

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

изяществом и хорошими пропорциями. В проекте несомненно чувствуется влияние немецкого архитектора Шинкеля, с которым автор консультировался в 1838 г.

Архитектор К. X. Грош оставил большое и многообразное творческое наследие. По его проектам кроме университета были возведены здания обсерватории, театра, биржи, банка и департамента юстиции.

Наряду с этой несколько холодной, академической архитектурой с претензиями на монументальность поздний классицизм Норвегии проявил себя и в других формах, более соответствовавших национальным традициям, в частности в городских особняках, в сельских усадьбах.

После Гроша творчество норвежских архитекторов, а также работавших в Норвегии датских и немецких зодчих пошло по пути эклектизма и историзма.

В отличие от барокко, где при помощи ордера вскрывались образно-динамические потенции стенового массива, ордер классицизма иллюзорно воплощает тектоническую взаимосвязь несущих и несомых частей здания. И хотя ордерная палитра ограничивалась несколькими идеальными моделями, каноническими образцами, все же сохранялось много свободы, в связи с независимостью от стены, реально несшей нагрузку перекрытий. Благодаря автономии ордера и стало возможным сохранить идеальность его построений. Колоннада могла быть спаренной или одинарной, поставленной на высокие пьедесталы, аркаду или вырастать прямо из земли, могла охватывать всю стену или выступать отдельными портиками. Ибо во всех случаях стена превращалась в нейтральный компонент иллюзорной тектонической системы классицизма. Самыми распространенными являлись ионический и коринфский ордера, которые благодаря объемной моделировке хорошо отвечали общему характеру стереометрических масс здания.

После Первой мировой войны стиль необарокко уже представлялся европейским и скандинавским архитекторам как нечто устаревшее, тем более, что в Норвегии шли поиски национального архитектурного стиля [3]. В 1910 году была основана Норвежская ассоциация архитекторов (архитекторов, полностью обучавшихся только в Норвегии, в Норвежском техническом университете (ЫТШ)) и первые выпускники норвежской школы были приверженцами классических идеалов [6]. Греческие колонны и античные орнаменты опять вошли в моду. При разработке архитектурных форм профессионалами используются такие композиционные приемы и средсктва , как: крупно-масштабность, классицистическая тектоничность, декоративная деталировка, статика и симметрия. Например, Здание ратуши города Хаугесунд (Наидеэипф (Рис. 1) и здание общественных бань

Турьгата бад (Torggata bad) ( Рис. 2), являются одними из лучших примеров неоклассической застройки ранних 1920-х годов.

Рисунок 1 - Ратуша города Хаугесунд. Архитекторы - Г. Блакстад (Gudolf Blakstad) и Х. Мунте- Каас (Herman Munthe-Kaas). 1922-1931

Рисунок 2- Турьгата Бад (Torggata bad) , Осло, Архитекторы К. Моргенштерн (Christian Morgenstierne) и А. Эйде (Arne Eide) 1922-1928

Большое значение для развития ордерного неоклассицизма и следующего за ним функционализма ,имел конкурс на строительство новых зданий Университета в Осло. Конкурс выиграли архитекторы Финн Брин и Йохан Эллефсен, создавшие комплекс зданий кампуса Блиндерн (рис.3) в строгом классическом стиле. (все декоративные элементы были убраны в 1927 году, после посещения Брином школы Баухаус в Германии в 1927 году) [5]. Такое изменение уже сложившегося образа здания может рассматриваться как влияние зарождавшегося функционализма.

Одним из последних зданий в классическом ордерном стиле в Норвегии можно считать также здание Публичной библиотеки Осло (Deichmanske bibliotek) ( Рис. 4) архитектора Н. Райзерсена. Проектный конкурс был объявлен в 1922 году, но здание было завершено лишь в 1933 году и подверглось резкой критике со стороны современников архитектора, работающих уже в стиле функционализма, поскольку прообразом проекта библиотеки стало ордерное здание библиотеки в Индианаполисе, США (Рис 5) [7]. Монументальность здания, построенного на ярко выраженном рельефе, множество внутренних лест-

ниц и богатое убранство не находили понимания в среде функционалистов и его называли "абсолютно непрактичное здание " [10]. Так как уже большинство зданий тридцатых годов характеризовались сдержанностью объемно-пространственной структуры, характерной для функционализма и достаточно сдержанным фасадным декором.

Рисунок 3- Кампус Университета Осло. Blindern Studenterhjem. Архитекторы Ф. Бринн (Finn Bryn) и Й. Эл-лефсен (Johan Ellefsens) 1926

самблевости в архитектуре городов, выражаемой в крупномасштабной развитой пространственной структуре и художественно-композиционно и функциональным единством. Таким образом художественно-композиционные принципы ордерного неоклассицизма в архитектуре Норвегии были реализованы на трех средовых уровнях: планировочном, объемно-пространственном и пластическом.

Рисунок 4- Публичная библиотека Осло. Deichmanske bibliotek. Западный фасад . Архитектор Н. Райзерсен (Nils Reiersen), 1933

В ходе анализа истории ордерного неоклассицизма прослеживаются такие положительные тенденции в общем развитии синтезирующего неоклассицизма в Норвегии, как стремление к ансамблевости, совершенствование типологического подхода в проектировании, использование достижений технического прогресса. Приведших к сглаживанию диспропорции в застройке промышленных и жилых районов за счет тенденции к ан-

Рисунок 5 - Публичная библиотека Индианаполиса (Indianapolis Public Library) Архитектор П.Ф. Крет (Paul Philippe Cret), 1917

Литература

1. Ahmer, Carolyn; Bergenskolen som et nasjonalt fenomen - og et bidrag til den internasjonale Arts and Crafts-bevegelsen, Doktoravhandling ved NTNU 2004

2. Beretning om Oslo kommune for arene 1912-1947.Oslo, 1952, bind II, side 38, 83, 94-95 og 98

3. Brekke, Nils Georg m.fl.: Norsk arkitekturhistorie, 2003, isbn 82-521-5748

4. Gunnarsjaa, Arne, .Norges arkitekturhistorie (in Norwegian bokmal). Oslo: Abstrakt ,2006

5. Donnely, М. "Architecture in the Scandinavian countries", London, 1992

6. P. Dragsbo, "Mellem regionalisme og nationalisme" (Between Regionalism and Nationalism) in Kulturens Nationalisering (The Nationalization of Culture) red. Bjarne Stoklund, 1999,Copenhagen: Museum Tusculanum Press

7. Mari Lending "Omkring 1900. Utkast til en norsk arkitekturhistorisk topikk», Arkitektur- og designh0gskolen i Oslo", 2005

8. Miller, L.B. "National romantism and modern architecture in Germany and Scandinavian countries" Cambridge, 2000

9. Paulsson, T. «Scandinavian architecture. Building and society in Denmark, Finland, Norway

x x О го А С.

X

го m

о

ю

о

м о

to

and Sweden from the iron age until today» London, 1958

10. Ringbom, S. "Stone, style and Truth. The vogue for natural stone in Nordic architecture 18801910", Vammala, 1987

To the problem of order neoclassicism in Norwegian

architecture at the turn of the 19th and 20th centuries Aksenova Z.L.

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The paper considers the genesis of order neoclassicism in Norwegian architecture at the turn of the 20th century. The regional features of synthesizing neoclassicism are analyzed. Object of study - buildings with signs of neoclassical influence in Norway. The subject of the study is the nature and patterns of the influence of order neoclassical trends on the architectural characteristics of buildings in the studied cities of Norway in the late 1880s - late 1930s. The purpose of the study is to identify the nature and degree of influence of neoclassical trends on the architecture and structure of the most significant cities in Norway. The methodological basis of the work was the formal-stylistic method, which allows us to trace in detail the genesis of various formal concepts. Scientific novelty lies in the consideration and identification of patterns of formation of neoclassical trends in Norway at the turn of the 20th century. Research results: an analysis of architectural objects is carried out, order principles of characteristic buildings of the period under consideration are described, conclusions are drawn on the dominance of individual images, compositional and plastic features of the neoclassical style. The theoretical and practical significance of the work lies in the fact that the revealed patterns of the relationship between the architectural and urban planning characteristics of neoclassical buildings will replenish the relevant sections of the theory of architecture and can be used in the study of architecture and urban planning of the cities of Scandinavia. Keywords: architecture, order, neoclassicism, Norway, Scandinavia, historicism, national romanticism, typology, stages of development.

References

1. Ahmer, Carolyn; Bergenskolen som et nasjonalt fenomen - og et

bidrag til den internasjonale Arts and Crafts-bevegelsen, Doktoravhandling ved NTNU 2004

2. Beretning om Oslo kommune for arene 1912-1947. Oslo, 1952,

bind II, side 38, 83, 94-95 og 98

3. Brekke, Nils Georg m.fl .: Norsk arkitekturhistorie, 2003, isbn

82-521 -5748

4. Gunnarsjaa, Arne, .Norges arkitekturhistorie (in Norwegian bokmal). Oslo: Abstrakt, 2006

5. Donnely, M. "Architecture in the Scandinavian countries", London, 1992

6. P. Dragsbo, "Mellem regionalisme og nationalisme" (Between

Regionalism and Nationalism) in Kulturens Nationalisering (The Nationalization of Culture) red. Bjarne Stoklund, 1999, Copenhagen: Museum Tusculanum Press

7. Mari Lending "Omkring 1900. Utkast til en norsk arkitekturhistorisk topikk", Arkitektur-og designhogskolen i Oslo ", 2005

8. Miller, L.B. "National romantism and modern architecture in

Germany and Scandinavian countries" Cambridge, 2000

9. Paulsson, T. "Scandinavian architecture. Building and society in

Denmark, Finland, Norway and Sweden from the iron age until today »London, 1958

10. Ringbom, S. "Stone, style and Truth. The vogue for natural stone in Nordic architecture 1880-1910 ", Vammala, 1987

a>

o

CN

0

01

O HI

m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.