К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА
Теория литературы
В.Я. Малкина
В статье анализируются существующие на данный момент в российских литературоведческих словарях определения понятия «лирический сюжет» и предлагается собственное определение этого термина.
Ключевые слова: лирический сюжет, лирика как род литературы, сюжет, словари.
тературоведение оперирует достаточно давно, оно до сих пор терминологически не уточнено. Более того, ни в одном из основных литературоведческих словарей специальной статьи «лирический сюжет» нет1.
Этому термину обычно лишь достаточно вскользь уделяется место либо в статье «лирика», либо в статье «сюжет». Что в целом объяснимо: ряд ученых считает, что лирика как род литературы в целом (и лирическое стихотворение в частности) либо вообще не имеет сюжета, либо сюжет выполняет в нем чисто служебную роль. А зачем специально говорить о том, чего не существует?
Во всяком случае в Литературном энциклопедическом словаре упоминаний о лирическом сюжете нет в принципе.
В Краткой литературной энциклопедии, правда, есть - в статье «Лирика» Л.И. Тимофеева. (Г.Н. Поспелов определяет сюжет как «ход событий, развитие действия в повествовательных и драматических произведениях»2, т. е. возможность наличия сюжета в лирике исключается полностью.)
Л.И. Тимофеев допускает некую возможность элементарного сюжета в лирике, но полагает, что он (когда есть) имеет сугубо подчинительное значение: «В отличие от эпоса и драмы, лирика не свя-
© Малкина В.Я., 2010
Несмотря на то что понятием «лирический сюжет» ли-
зана с сюжетностью как конструктивным признаком, хотя не исключает в частных случаях простейшей сюжетной организации, пунктирно намеченной событийной линии. Естественно, что развитие переживания предполагает в ряде случаев наличие известной временной шкалы (напр., у Пушкина "Шли годы..." в стих. "Я помню чудное мгновенье...", у Блока "Летели дни" в стих. "О доблестях, о подвигах, о славе..."), что иногда называют "лирическим сюжетом", но очевидно, что речь здесь идет не столько о сюжете, сколько о композиционной организации, развитии переживания путем контрастов, нарастания, повторений, параллелизмов и др. приемов»3. Очевидно, что исследователь смешивает сюжет как принцип организации внутреннего мира текста, композицию как организацию текста в целом и субъектную организацию (переживание лирического субъекта)4.
С.И. Кормилов также полагает, что «в полной мере сюжетны лишь эпос и драма. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль»5. Согласиться с этим никак нельзя: лирика достаточно часто бесфабульна, но сюжетна, поскольку основные категории, необходимые для возникновения сюжета (время, пространство, событие), в ней присутствуют.
В.Е. Хализев пишет: «Сюжет - цепь событий, изображенных в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Воссоздаваемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое "звено" его формы. Сюжет является организующим началом большинства произведений драматических и эпических (повествовательных). Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован и предельно компактен): "Я помню чудное мгновенье..." Пушкина, некрасовские "Размышление у парадного подъезда", стихотворение В. Ходасевича "Обезьяна"»6.
В этом ряду негативных словарных определений особняком стоит статья в Литературной энциклопедии. Хотя они тоже пишут, что «сюжет в литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них С. составляет динамический стержень композиции»7. Однако допускают наличие сюжета и в лирике, пусть там он играет и не столь существенную роль: «Меньшую
К проблеме определения лирического сюжета
роль С. (в указанном его смысле) играет в лирике. Движение в лирике зачастую выступает не как развертывание цепи событий, случающихся с персонажами и связанных причинно и во времени, но часто как смена эмоций, идей, настроений, переживаний субъекта, вызванных явлениями действительности. Конечно, это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др.) и драматизован-ный характер (драматическая поэма) и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др.). Под С. следует разуметь не всякую динамику в лит-ом произведении, не всякое движение образов, смену настроений, развитие мотивов, не всякое развитие идеи, воплощенное в образах, но лишь ту динамику, к-рая дается в виде объективно совершающегося действия, события»8.
В этом определении можно выделить два существенных момента: связь сюжета в лирике с субъектом, во-первых, и роль события (а не обязательно цепи событий), во-вторых.
С субъектом лирический сюжет связывается и в школьном словаре литературоведческих терминов. Там говорится, что лирический сюжет «выделяет, подчеркивает наиболее значимые, эмоционально напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевных состояний, настроений лирического героя, а события, являющиеся источником, причиной возникновения этих чувств, описываются неполно, даются намеком, их нужно восстанавливать по "вехам" автора с помощью воображения»9.
Таким образом, центральной категорией для определения лирического сюжета оказывается категория субъекта. Однако сюжет не может быть только сменой настроений или точек зрений субъекта - хотя бы потому, что в лирическом стихотворении есть и остальные категории, необходимые для существования сюжета, -пространство, время, событие, ситуация.
С нашей точки зрения, лирический сюжет - это комплексное понятие, для корректного анализа которого надо учитывать многочисленные аспекты (лирический субъект, событие, ситуация, мотив, пространство и время), иначе его понимание будет неполным, поскольку (с нашей точки зрения) лирический сюжет разворачивается в пространстве и времени при помощи мотивов от одной ситуации, связанной с лирическим субъектом, к другой и, в свою очередь, к лирическому событию. Лирический сюжет, таким образом, можно определить как систему событийно-ситуативных элементов лирического произведения, данную с позиции лирического субъекта в процессе развертывания его рефлексии.
Примечания
1 За исключением нашей собственной статьи в словаре: Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Intrada, Издательство Кулагиной, 2008.
2 Поспелов Г.Н. Сюжет // КЛЭ. М., 1972. Т. 7. Стлб. 306.
3 Тимофеев Л.И. Лирика // КЛЭ. М., 1967. Т. 4. Стлб. 210.
4 В учебнике по теории литературы он называет сюжет одной из форм композиции (см.: Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976).
5 Кормилов С.И. Сюжет // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1049.
6 Хализев В.Е. Сюжет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С. 381.
7 Михайлов П., Михайловский Б. Сюжет // Литературная энциклопедия. М., 1939. Т. 11. Стлб. 140.
8 Там же.
9 Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Архангельский А.Н. Словарь литературоведческих терминов: Для школьников и преподавателей. М., 2008. С. 14.