Научная статья на тему 'К проблеме определения лирического сюжета'

К проблеме определения лирического сюжета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
1150
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / LYRICAL PLOT / LYRIC AS A LITERARY GENUS / ENCYCLOPEDIAS / ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ / СЛОВАРИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малкина Виктория Яковлевна

В статье анализируются существующие на данный момент в российских литературоведческих словарях определения понятия «лирический сюжет» и предлагается собственное определение этого термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Definition of the Lyrical Plot

Under consideration are the current definitions of the notion of the lyrical plot as given in the Russian encyclopaedia on literary theory, and the authors own interpretation of the term.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения лирического сюжета»

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

Теория литературы

В.Я. Малкина

В статье анализируются существующие на данный момент в российских литературоведческих словарях определения понятия «лирический сюжет» и предлагается собственное определение этого термина.

Ключевые слова: лирический сюжет, лирика как род литературы, сюжет, словари.

тературоведение оперирует достаточно давно, оно до сих пор терминологически не уточнено. Более того, ни в одном из основных литературоведческих словарей специальной статьи «лирический сюжет» нет1.

Этому термину обычно лишь достаточно вскользь уделяется место либо в статье «лирика», либо в статье «сюжет». Что в целом объяснимо: ряд ученых считает, что лирика как род литературы в целом (и лирическое стихотворение в частности) либо вообще не имеет сюжета, либо сюжет выполняет в нем чисто служебную роль. А зачем специально говорить о том, чего не существует?

Во всяком случае в Литературном энциклопедическом словаре упоминаний о лирическом сюжете нет в принципе.

В Краткой литературной энциклопедии, правда, есть - в статье «Лирика» Л.И. Тимофеева. (Г.Н. Поспелов определяет сюжет как «ход событий, развитие действия в повествовательных и драматических произведениях»2, т. е. возможность наличия сюжета в лирике исключается полностью.)

Л.И. Тимофеев допускает некую возможность элементарного сюжета в лирике, но полагает, что он (когда есть) имеет сугубо подчинительное значение: «В отличие от эпоса и драмы, лирика не свя-

© Малкина В.Я., 2010

Несмотря на то что понятием «лирический сюжет» ли-

зана с сюжетностью как конструктивным признаком, хотя не исключает в частных случаях простейшей сюжетной организации, пунктирно намеченной событийной линии. Естественно, что развитие переживания предполагает в ряде случаев наличие известной временной шкалы (напр., у Пушкина "Шли годы..." в стих. "Я помню чудное мгновенье...", у Блока "Летели дни" в стих. "О доблестях, о подвигах, о славе..."), что иногда называют "лирическим сюжетом", но очевидно, что речь здесь идет не столько о сюжете, сколько о композиционной организации, развитии переживания путем контрастов, нарастания, повторений, параллелизмов и др. приемов»3. Очевидно, что исследователь смешивает сюжет как принцип организации внутреннего мира текста, композицию как организацию текста в целом и субъектную организацию (переживание лирического субъекта)4.

С.И. Кормилов также полагает, что «в полной мере сюжетны лишь эпос и драма. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль»5. Согласиться с этим никак нельзя: лирика достаточно часто бесфабульна, но сюжетна, поскольку основные категории, необходимые для возникновения сюжета (время, пространство, событие), в ней присутствуют.

В.Е. Хализев пишет: «Сюжет - цепь событий, изображенных в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Воссоздаваемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое "звено" его формы. Сюжет является организующим началом большинства произведений драматических и эпических (повествовательных). Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован и предельно компактен): "Я помню чудное мгновенье..." Пушкина, некрасовские "Размышление у парадного подъезда", стихотворение В. Ходасевича "Обезьяна"»6.

В этом ряду негативных словарных определений особняком стоит статья в Литературной энциклопедии. Хотя они тоже пишут, что «сюжет в литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них С. составляет динамический стержень композиции»7. Однако допускают наличие сюжета и в лирике, пусть там он играет и не столь существенную роль: «Меньшую

К проблеме определения лирического сюжета

роль С. (в указанном его смысле) играет в лирике. Движение в лирике зачастую выступает не как развертывание цепи событий, случающихся с персонажами и связанных причинно и во времени, но часто как смена эмоций, идей, настроений, переживаний субъекта, вызванных явлениями действительности. Конечно, это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др.) и драматизован-ный характер (драматическая поэма) и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др.). Под С. следует разуметь не всякую динамику в лит-ом произведении, не всякое движение образов, смену настроений, развитие мотивов, не всякое развитие идеи, воплощенное в образах, но лишь ту динамику, к-рая дается в виде объективно совершающегося действия, события»8.

В этом определении можно выделить два существенных момента: связь сюжета в лирике с субъектом, во-первых, и роль события (а не обязательно цепи событий), во-вторых.

С субъектом лирический сюжет связывается и в школьном словаре литературоведческих терминов. Там говорится, что лирический сюжет «выделяет, подчеркивает наиболее значимые, эмоционально напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевных состояний, настроений лирического героя, а события, являющиеся источником, причиной возникновения этих чувств, описываются неполно, даются намеком, их нужно восстанавливать по "вехам" автора с помощью воображения»9.

Таким образом, центральной категорией для определения лирического сюжета оказывается категория субъекта. Однако сюжет не может быть только сменой настроений или точек зрений субъекта - хотя бы потому, что в лирическом стихотворении есть и остальные категории, необходимые для существования сюжета, -пространство, время, событие, ситуация.

С нашей точки зрения, лирический сюжет - это комплексное понятие, для корректного анализа которого надо учитывать многочисленные аспекты (лирический субъект, событие, ситуация, мотив, пространство и время), иначе его понимание будет неполным, поскольку (с нашей точки зрения) лирический сюжет разворачивается в пространстве и времени при помощи мотивов от одной ситуации, связанной с лирическим субъектом, к другой и, в свою очередь, к лирическому событию. Лирический сюжет, таким образом, можно определить как систему событийно-ситуативных элементов лирического произведения, данную с позиции лирического субъекта в процессе развертывания его рефлексии.

Примечания

1 За исключением нашей собственной статьи в словаре: Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Intrada, Издательство Кулагиной, 2008.

2 Поспелов Г.Н. Сюжет // КЛЭ. М., 1972. Т. 7. Стлб. 306.

3 Тимофеев Л.И. Лирика // КЛЭ. М., 1967. Т. 4. Стлб. 210.

4 В учебнике по теории литературы он называет сюжет одной из форм композиции (см.: Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976).

5 Кормилов С.И. Сюжет // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1049.

6 Хализев В.Е. Сюжет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С. 381.

7 Михайлов П., Михайловский Б. Сюжет // Литературная энциклопедия. М., 1939. Т. 11. Стлб. 140.

8 Там же.

9 Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Архангельский А.Н. Словарь литературоведческих терминов: Для школьников и преподавателей. М., 2008. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.