УДК 16
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
© Е. А. Корягина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
В статье предложена трактовка исторического времени как синтеза (единства) основных его определений, представленных в концептуальной, календарной, социальной и перцептивно-ментальной формах.
Ключевые слова: время, историческое время, концептуальное время, календарное время, социальное время, перцептивно-ментальное время.
Проблема времени традиционно является одной из самых дискутируемых тем философии и науки. Данная проблема концептуально многообразна, и в силу этого она выступает предметом обсуждения представителей самых разных отраслей знания. Каждая сфера науки вычленяет в ней свой проблемный узел. Для исторической науки и связанных с ней философии истории, социальной философии таким проблемным узлом является определение природы, специфики и основных свойств исторического времени.
В литературе, посвященной анализу исторического времени, присутствует элемент некоторой неопределенности в отношении его понимания. Он ощущается даже при решении вопроса о соотношении общефилософского понятия времени и понятия исторического времени. Недостаточно определенным выступает и решение вопроса об отношении исторического времени к социальному [1-2].
Профессиональные историки под историческим временем чаще всего подразумевают время календарное, являющееся основой исторической хронологии и периодизации. Недаром историки так дружно выступили против концепции «новой хронологии», выдвинутой академиком А. Т. Фоменко и его последователями, ибо в ней пересмотру подвергается «святая святых» истории - хронология.
В монографии И. М. Савельевой и А. В. Полетаева историческое время рассматривается как своеобразное единство внешнего календарного времени, обозначаемого «Временем-1», и внутреннего социального, обозначаемого «Временем-2» [3].
Часть исследователей склоняется к психоло -гической трактовке исторического времени. По мнению В. М. Розина, «у нас нет и не может быть концепта «времени вообще», а только - истории переживания конкретного времени греками, средневековыми мыслителями и т.д.» [4, с. 149].
Краткий обзор имеющихся позиций в отношении понимания исторического времени позволяет сказать, что единой его концепции еще не выработано. В литературе представлены различные его трактовки, основанные на определенном сочетании календарного, социального, психологического, или перцептивно-ментального, и концептуального времени.
В статье предпринята попытка рассмотреть историческое время как единство концептуальной,
календарной, социальной и психологической форм определения, каждая из которых раскрывает те или иные его реальные свойства.
В своей логически развитой форме историческое время предстает прежде всего как время концептуальное, что принципиально отличает его от времени профанного, которое используется в обыденном сознании для характеристики различных жизненных актов с точки зрения соотношения прошлого, настоящего и будущего. В своей концептуальной форме историческое время обретает понятийные, образные и метафорические обозначения его свойств в языковых структурах, свое категориальное оформление. Представленное в своей концептуальной форме историческое время становится средством членения, структурирования исторического процесса. Именно в своем концептуальном определении историческое время предстает в качестве важнейшего компонента целостного представления об истории.
В силу онтологических особенностей времени очень трудно давать строго логическое (понятийное) обозначение его свойств, почему часто используются по сути метафорические обороты вроде «природа времени», «течение времени», «направление времени», «структура времени». Их метафоричность во многом объясняется следованием в трактовке времени классической, субстанциальной его концепции, в которой время понималось в качестве некой самостоятельной, не связанной с предметным миром сущности. По той же причине немалое место в рассмотрении временных отношений занимают и чисто образные выражения вроде: «временной поток», «река времени», «происходить во времени» и т. п. Одно из главных мест в концептуальном осмыслении времени вообще, включая историческое время, занимает вопрос об объективной основе содержания таких понятий, как «мгновение», «момент времени», «теперь», «прошлое», «настоящее», «будущее», «раньше - позже», «одновременность» и др. Так, «мгновение» и «момент времени» в повседневном употреблении обозначают малый промежуток времени, в течение которого человек не успевает заметить какие-либо изменения в окружающей среде. В теории исторического времени данные термины обозначают точку на временной оси,
которая позволяет вести счет времени. Понятию «временной интервал» соответствует определенная совокупность изменений в некоторой части окружающей среды, рассматриваемая в качестве своеобразного эталона для исчисления времени, его структурирования. Для исторического времени определяющее значение имеют такие временные интервалы, как «историческая эпоха», «исторический период», «историческая стадия», «историческая фаза».
Одним из наиболее употребляемых, привычных и, как кажется, совершенно ясных понятий является понятие длительности. На концептуальном уровне длительность выступает категорией, обозначающей сущностное выражение современного понимания времени, определяемое его релятивистской концепцией.
Огромное значение в исследовании истории, в получении определенных результатов имеют подходы к анализу и способы рассмотрения исторического времени, которые тоже представляют его концептуальную форму. Например, в зависимости от того, какой подход к истории мы будем использовать (цивилизационный или формационный), мы получим совершенно разные представления об истории и будем иметь различные модели исторического времени. Не меньшее значение для составления образа истории имеет способ, масштаб измерения времени, который тоже обозначает определенное концептуальное его оформление. В этом плане особый концептуально познавательный потенциал имеют так называемые длинные, средние и короткие временные волны, которые утвердились с легкой руки известного русского экономиста Кондратьева и дали пищу для размышления историкам в этом направлении исследования времени. Полученный историками результат превзошел все ожидания, став в некотором смысле своеобразным пе-реоткрытием исторического времени.
Речь идет о введении в исторический анализ двух масштабов исторического времени - короткого, событийного и длинного, выходящего за рамки отдельных, пусть и крупных, событий и дающего возможность подняться над случайностями и увидеть закономерное, - осуществленном знаменитым представителем французской исторической школы «Анналов» Ф. Броделем. Как считал Ф. Бродель, представители традиционной истории обращали внимание только на короткие отрезки времени, и не случайно ее называли событийной, или сериальной историей, изучающей лишь крупные события: войны, революции и т.п. Традиционная история фактически игнорировала время, и поэтому результаты ее исследований отличались излишним схематизмом и абстрактностью [5, с. 103].
На необходимость различения короткого, событийного времени, в границах которого трудно выявить историчность рассматриваемого объекта, и исторического времени, обнаруживающего себя при исследовании макроисторических процессов большого исторического масштаба, указывают в своих работах представители клиодинамики [6-7].
Если Ф. Бродель говорит о необходимости введения в анализ исторического процесса длительного исторического времени для того, чтобы вскрыть подлинную основу происходящих во множестве различных событий, располагающихся в определенном временном интервале и синхронизированных между собой, то в рамках другого подхода, глобального, который все с большей настойчивостью заявляет о себе, его представители говорят о необходимости введения сверхдлительного времени, которое позволяет определенным образом синхронизировать события, имевшие место уже не сотни и не тысячи лет тому назад, а миллионы и десятки миллионов. Эта сверхдлительность, по мнению представителей данного подхода, может выступать основой объяснения уже не отдельных событий в человеческой истории, а самой истории, в частности, прояснить место, которое она занимает в эволюции Вселенной.
Исходной формой концептуального определения исторического времени является время формально-математическое, которое часто называют внешним, календарным, субстанциально-абсолютным, или «Временем-1». Это время является условием самого существования любого временного ряда, инстанцией, хотя и не связанной ни с какими процессами, явлениями и событиями, однако своим наличием и присутствием делающей возможным количественно-числовое фиксирование протекания и осуществления процессов в форме различных движений и изменений. Оно составляет чистую длительность, которая как шкала позволяет измерить происходящие в человеческой жизни изменения и выразить их в терминах прошлого, настоящего и будущего.
Отсюда и основные свойства данного определения исторического времени. Как отмечает М. А. Барг, «календарное время непрерывно», оно «течет равномерно, ритмично, ему неизвестны замедления и ускорения», календарное время «позволяет нам упорядочить происходящее во времени -события следуют одно за другим», оно кумулятивно и абсолютно, однократно и ассиметрично, т.е. течет строго однонаправленно [8, с. 66 - 67].
Основу календарного времени образуют не только астрономические явления, но и физические процессы, которые часто используют для более точного и объективно-естественного измерения промежутков времени, определения дат тех или иных событий. Они тоже выступают начальным уровнем исторического времени, который достаточно эффективно выполняет функции счетного, календарного времени, предстающего в известной степени внешним по отношению к историческому времени. Функции календарного времени может выполнять и геологическое время, особенно тогда, когда проводится анализ исторических событий, характер протекания и осуществления которых требует использования масштаба большого времени, выходящего за границы самой человеческой
истории. Неслучайно в исследованиях генезиса человека и человеческого общества обычно используют счет по геологическим эпохам, определяя, в какую из них происходят те или иные изменения, ведущие к появлению человеческих качеств как самого формирующегося предка человека, так и среды его обитания.
Большое значение в качестве своеобразного внешнего времени, позволяющего регистрировать и измерять события человеческой истории, является биологическое время. Так, историки используют методику определения продолжительности процессов и событий по годичным кольцам деревьев, считая ее наиболее объективной и точной.
Компонентом календарного времени как формы определения исторического времени могут быть события, явления социальной жизни, которые отличаются большой общественной значимостью, бесспорностью, постоянством и неизменностью, а также удобством фиксации. Таким внешним фоном для исторического времени могут быть правления монархов, революции, войны.
Важной концептуальной формой исторического времени является социальное время. Собственно говоря, социальные процессы - социальные события, социальные факты, социальные действия - и составляют действительное содержание исторического процесса. А историческое время - это, прежде всего, время истории как реального процесса, содержанием которого являются события, из которых соткана жизнь человечества, отдельных народов, социальных групп и общностей, отдельных индивидов, событий, за которыми стоят действия людей, их стремления, интересы, цели, чувства, как уже свершившиеся, ставшие материалом истории, так и текущие, вобравшие в себя этот материал, подготовленные прошлыми процессами, так и те, которым еще только предстоит стать событиями, но которые исподволь, подспудно складываются, зарождаются в ткани текущих событий. Историческое время есть констатация и фиксация живой связи прошлого, настоящего и будущего в калейдоскопе социальных событий, обеспечивающие как непрерывность течения жизни человеческого общества в целом, так и ее дискретность, разделен-ность на различные отрезки, интервалы.
Социальное время как форма определения исторического времени превращает последнее в действительное время, которое становится внутренним свойством, характеристикой социально-исторического процесса, движения событий, обретая свое собственное содержание, онтологической и субстанциальной основой которого является человеческая деятельность. В своей социальной форме историческое время обретает те свойства, которые оно не имело на уровне календарного времени. Имеются в виду такие свойства, как аритмичность, возможность движения вспять, единство цикличности и направленности, изменение интенсивности,
единство прерывности и непрерывности, наличие различных форм направленности времени, сложность временной конфигурации, множественность форм проявления и протекания, сжатие и расширение. Все эти свойства исторического времени порождаются на его социальном уровне и выступают характеристиками социальных процессов, за которыми стоит человеческая деятельность.
Социальная форма определения исторического времени становится реальной, очевидной с того момента развития человечества, когда в качестве его основы, причины и движущей силы начинает рассматриваться деятельность. Такое положение деятельности в общественном движении и развитии складывается к началу XVII века, хотя и в более ранние периоды истории деятельность выступает основой человеческой жизни, но этот факт не был очевидным и бесспорным, ибо социальные формы жизни во многом носили еще натуралистический характер, были большей частью мифологизированы и закрыты под покровом религии и даже мистики. Своеобразное «расколдовывание» мира стало возможным только в эпоху Возрождения; явными, действительными основаниями человеческой жизни, жизни общества постепенно начинают признаваться факторы, которые и образуют человеческий производительный потенциал.
Раскрывая временную природу деятельности, мы должны в первую очередь обратить внимание на ее двойственный способ «бытия», представляющий собой единство процессуального и результативного. Само собой разумеется, что деятельность как процесс, направленный на изменение и преобразование какой-либо реальности - материальной или духовной, осуществляется во времени. Каждый последующий акт деятельности может осуществиться при условии, если завершился предыдущий акт. Деятельность невозможна, когда ее этапы не разделены, накладываются друг на друга. Социальное время как раз и выступает прежде всего способом структурирования деятельности в ее процессуальной форме. Но социальное время проявляется не только в процессуальной форме деятельности, но и в результативной, когда деятельность переходит в предмет и когда предмет оценивается не с точки зрения удовлетворения им соответствующей человеческой потребности, а с точки зрения затраты на него труда.
Социально-историческое время протекает неодинаково, оно может уплотняться (сжиматься) и разрежаться (растягиваться). В человеческой истории можно выделить ряд периодов, в рамках которых наблюдалось сжатие или, наоборот, растяжение, или расширение времени. Так, Возрождение являет собой яркий пример сжатия исторического времени в эпоху Средневековья, так что хотя Возрождение чисто хронологически с точки зрения календарного (внешнего) времени заключено в рамки средневекового периода, однако невозможно называть его этапом, фазой Средневековья на том,
основании, что в социально-культурном плане оно представляет собой иную эпоху. Поэтому неслучайно многие процессы, явления, относящиеся к Новому времени, берут свое начало не в Средневековье, хотя внешне кажется, что так оно и есть, а в эпоху Возрождения, ибо Возрождение в хронологическо-календарных рамках средневековой истории представляет собой период сжатия, сгущения исторического времени через повышение интенсификации ритма, уплотнение экономических, политических и духовно-культурных процессов.
Необходимо подчеркнуть, что социальное время как концептуальная форма исторического времени не может быть отождествлена с социальным временем как атрибутом социальной реальности. Отличительной особенностью социального времени как формы определения исторического времени является, во-первых, его соотнесенность с календарным временем и, во-вторых, его выраженность в соответствующих категориально-понятийных структурах, таких как «историческая эпоха» и «исторический период».
Необходимым компонентом определения исторического времени является перцептивноментальное время, характеризующее функционирование психики и сознания субъекта, обладающего способностью вычленять и переживать историю как особую реальность. Перцептивно-ментальная форма и делает возможным существование исторического времени, поскольку, только будучи пропущенными через горнило человеческого духа (психики, внутреннего мира, «я»), отдельные события и явления социальной действительности приобретают статус исторических.
Перцептивно-ментальное определение придает времени конкретно-историческую форму, почему мы можем говорить о разных его образах, характерных для античности, средневековья, новой и новейшей истории.
Так, в рамках античного духа время рассматривалось как одно из отличительных свойств мира становления, т. е. изменяющегося эмпирического мира, в противоположность вневременному истинно сущему миру бытия, в котором господствует Вечность. И так как древнегреческое сознание (мышление) было ориентированым на осмысление космического бытия, реальная жизнь с ее непостоянством, многообразием, временностью считалась чем-то не заслуживающим особого внимания. Это обстоятельство объясняло наличие достаточно размытого представления об историческом времени.
Новое время порождает качественно иное представление о времени, в котором его историческая форма становится основной, потому что дух обновления, созидания, преобразования, утверждающийся в этот период, пронизывающий все сферы общественной жизни, превращает время в особо значимую ценность, а историю как способ его реального бытия в атрибутивное свойство социума.
В своей перцептивно-ментальной форме историческое время предстает во взаимосвязи прошло -го, настоящего и будущего, поскольку данные модусы времени становятся различимыми и значимыми только через признание их сознанием как сменяющих друг друга его состояний. В акте субъективного переживания и осознания моменты последовательности, объективно присущие историческому процессу, получают определения прошлого, настоящего и будущего. Их органическая связь образует временную целостность, называемую историческим временем.
Там, где в определении времени не присутствует психологический компонент, нет прошлого, настоящего и будущего. В физическом времени о прошлом, настоящем и будущем можно говорить весьма метафорически и то при характеристике термодинамических процессов, особенно в их неравновесной форме, т. е. в ситуации, когда принципиально должно измениться физическое понимание времени [9].
Перцептивно-ментальная форма характеризует историческое время как психологический акт, который то или иное событие превращает в историческую реальность. Этот акт включает в себя, во-первых, соотнесение события с хронологической шкалой, с помощью которой осуществляется его датировка, устанавливается его место в ряду других событий. Во-вторых, определение временной дистанции, отделяющей данное событие от настоящего, за пределами которой оно становится историческом явлением. В-третьих, выяснение его значимости в историческом процессе, т. е. того, как оно влияло на ход, фазы, ступени изменения социального бытия. В-четвертых, обнаружение его следов в настоящем, его представленность в современности.
В психологической форме мы, с одной стороны, устанавливаем временные границы, а с другой -нарушаем их, преодолевая время, оказываясь в безвременье. Примером может служить явление «выпада» из своего времени. Причем этот выпад может быть как в прошлое, так и в будущее. Как известно, сознание чаще всего отстает от изменяющегося бытия, попадая при этом в ситуацию временного дискомфорта, когда распадается «связь времен». В то же время сознание может и опережать бытие, открывая будущее, утверждая его. В связи с выпадом сознания «за свое время» возможны самые различные абберации времени, в частности, временные сдвиги.
Подводя итог, можно сказать, что рассмотрение исторического времени как единства концептуальной, календарной, социальной и перцептивноментальной его форм, каждая из которых обозначает соответствующий комплекс его реальных свойств, создает возможность построения его целостной модели и открывает перспективы для построения теории исторического процесса, онтологической основой которой станет категория «историческое время».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гобозов И. А. Введение в философию истории. М.: Гуманитарное знание, 1993. -307 с.
2. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманит. вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. -215 с.
3. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. -800 с.
4. Розин В. М. // Вопросы философии. 2006. №7. С. 140-154.
5. Бродель Ф. Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. 115-142.
6. Турчин П. В. Перспективы математической истории. Существует ли качественное различие между исторической и естественной науками? ИЯЬ: http://www.eeb.uconn.edu/people/ turchin/PDF/Persp_Math_Hist.pdf.
7. Гринин Л. Е. Периодизация истории: теоретико-математический анализ // История и Математика: проблемы периодизации исторических макропроцессов. М.: КомКнига, 2006. С. 53-79.
8. Барг М. А. // Новая и Новейшая история. 1990. №1. С. 64-77.
9. Пригожин И. // Вопросы философии. 1989. №8. С. 3-19.
Поступила в редакцию 07.11.2008 г.