Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касарова Валерия Георгиевна

В данной статье исследуются проблемы, возникшие в процессе обучения иностранных граждан в дистанционном формате на этапе довузовской подготовки. В статье показано, что перенос процесса обучения в дистанционный формат в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции повлек за собой множество проблем, связанных со слабой оснащенностью образовательных учреждений и учащихся, а также невозможностью освоения некоторых практических навыков в онлайн-режиме. Особое внимание автор уделяет трудностям, связанным с обучением иностранных учащихся письму на русском языке в данном формате обучения. Поднимается вопрос о необходимости обучения письменной речи. Предлагаются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, требующие дальнейшей апробации. В статье рассматриваются также проблемы, с которыми столкнулась администрация подготовительных факультетов/отделений при организации учебного процесса, и говорится о необходимости их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касарова Валерия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF TEACHING FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN A DISTANCE FORMAT

This article examines the problems that arose in the process of teaching foreign citizens in a distance format at the stage of pre-university training. The article shows that the transfer of the learning process to a distance format in the face of the threat of the spread of coronavirus infection entailed many problems associated with the weak equipment of educational institutions and students, as well as the inability to master some practical skills online. The author pays special attention to the difficulties associated with teaching foreign students to write in Russian in this teaching format. The question is raised about the necessity of teaching written speech. Recommendations for improving the educational process are proposed that require further approbation. The article also discusses the problems faced by the administration of preparatory faculties / departments in organizing the educational process, and talks about the need to solve them.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

К проблеме обучения иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки в дистанционном формате

Касарова Валерия Георгиевна,

к.ист.н., доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: kas.ler@mail.ru

В данной статье исследуются проблемы, возникшие в процессе обучения иностранных граждан в дистанционном формате на этапе довузовской подготовки. В статье показано, что перенос процесса обучения в дистанционный формат в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции повлек за собой множество проблем, связанных со слабой оснащенностью образовательных учреждений и учащихся, а также невозможностью освоения некоторых практических навыков в онлайн-режиме. Особое внимание автор уделяет трудностям, связанным с обучением иностранных учащихся письму на русском языке в данном формате обучения. Поднимается вопрос о необходимости обучения письменной речи. Предлагаются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, требующие дальнейшей апробации. В статье рассматриваются также проблемы, с которыми столкнулась администрация подготовительных факультетов/отделений при организации учебного процесса, и говорится о необходимости их решения.

Ключевые слова: иностранные учащиеся, довузовская подготовка, дистанционный формат обучения, технический средства обучения, дистанционные технологии, подготовительный факультет.

о с

U

см о см

В условиях угрозы распространения коронави-русной инфекции образовательные учреждения были вынуждены организовывать учебный процесс с помощью дистанционных технологий обучения.

ВУЗы России в этот период использовали различные форматы, на факультете довузовской подготовки иностранных студентов МАДИ обучение включало в себя следующие элементы:

- видео занятие продолжительностью 20-30 мин, где преподаватель объясняет тему, показывает примеры и направляет самостоятельные задания, которые должны выполнить учащиеся и прислать на проверку;

- занятия в электронном виде: учащиеся получали по электронной почте материал, который должны были изучить самостоятельно, и выполнить задания по данной теме;

- онлайн-занятия: занятия, которые проходят по расписанию в режиме реального времени на платформе, обеспечивающей онлайн видеоконференций и видео вебинаров.

По мнению автора, при выборе формата дистанционного обучения необходимо учитывать курс обучения студентов. Так, один формат подходит больше для студентов старших курсов, которые умеют работать самостоятельно: разбираться в вопросах, вникать в тему, решать задачи, закреплять материал, писать доклады, рефераты, курсовые работы. Другой формат подходит для учащихся подготовительных факультетов/отделений и первых курсов. Но и в том, и в другом случае учащиеся должны быть заинтересованы в обучении, работать с чувством ответственности и самостоятельности.

В данной статье мы рассмотрим проблемы, связанные с дистанционным обучением иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки, поскольку данная педагогическая подсистема «может рассматриваться как самостоятельная система, ... она имеет принципиально иные цели и задачи» [3; 10]. Целью обучения иностранных граждан на данном этапе является подготовка учащихся к обучению в высшей школе РФ: обучить русскому языку и «языку предмета, восполнить пробелы в знаниях учащихся в силу некоторого несовпадения программ российской и национальных общеобразовательных школ» [3; 10].

В настоящее время основными контингенто-образующими странами на подготовительных факультетах/отделениях для иностранцев являются страны ближнего востока (Сирия, Иран), страны дальнего востока (Китай, Вьетнам), страны Юж-

ной Азии (Афганистан, Бангладеш) и страны Западной Африки (Гана, Нигерия, Бенин, Гвинея)

[1]. Большая часть учащихся имеет другую письменность - китайские иероглифы, арабское письмо, различные варианты индийского письма. Поскольку данная письменность отлична от кириллицы, обучение письму на русском языке - это первая проблема, с которой столкнулись все преподаватели, работающие с данным контингентом. Освоение кириллицы представляет проблему для большинства иностранных учащихся, особенно ее письменный вариант. В этой связи представляется возможным ограничиться освоением правил правописания. В процессе обучения «в аудитории» всегда уделяется большое внимание формированию навыков письма: правописанию, правильному соединению букв, размеру прописных и строчных букв, расстоянию между словами, переносу слов и т.д., поскольку учащихся готовят к записи лекций на основных факультетах высшей школы. К тому же все иностранные обучающиеся сталкиваются с ситуациями, когда необходимо, например, написать документ, поэтому навыки письма необходимы.

В условиях дистанционного формата на обучение письму уходит существенно больше времени, чем в аудитории при причине того, что в настоящее время для проверки правописания нет специальных программ, а при отсутствии контакта с обучающимися передача правильного написания существенно затруднена. Также существенным ограничением является техническая возможность присутствия на занятиях студентов из стран, где нет стабильного доступа к сети Интернет.

Также, существенной проблемой администрирования учебного процесса является учет часового пояса обучающихся. Для ее решения на подготовительном факультете Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) была разработана модель комплектования учебных групп на основе результатов «входного» тестирования иностранных учащихся с учетом их национально-этнического состава [3; 6], а также с учетом психофизиологических особенностей родного языка

[2]. В условиях сложившейся ситуации при формировании учебных групп факультетом учитывался профиль обучения и часовые пояса, в которых находятся страны. В связи с этим некоторые преподаватели начинали занятия со студентами из государств Латинской Америки в 15:00. Другим ограничением стало необходимость предотвращения распространения ответов на задания. Для того чтобы обучающиеся могли общаться друг с другом, на учебной платформе подготовительного факультета был создан общий чат, где они могли найти своих соотечественников, которые проходили курс обучения в другой группе. Таким образом, студенты не только помогали друг другу, объясняя какие-либо грамматические темы, но и пересылали домашние зада-

ния, упражнения, схемы, таблицы, тесты, ответы и т.д. Вследствие этого было принято решение, что письменные экзамены будут проходить в одно время для всех групп факультета.

Данные проблемы могут быть решены при наличии у обучающегося мотивации, поэтому проблема с освоением русского языка находится именно в этой плоскости, так как технически и методически дистанционного обучение русскому языку в настоящее время является широко развитым.

Литература

1. Иванова Е.В., Ременцов А.Н. Особенности обучения иностранных граждан из основных кон-тингентообразующих стран на подготовительном факультете МАДИ//Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинже-нерный университет имени В.П. Горячкина». 2011.№ 4 (49). С. 24-28.

2. Иванова Е.В. К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познавательной де-ятельности//Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2014.№ 1 (61). С. 108-111.

3. Кременецкая Л.С. Проектирование содержания обучения иностранных граждан из стран СНГ на довузовском этапе в техническом вузе. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук/Московский государственный агро-инженерный университет им.В.П. Горячкина. Москва, 2013.

ON THE PROBLEM OF TEACHING FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN A DISTANCE FORMAT

Kasarova V.G.

Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (MADI)

This article examines the problems that arose in the process of teaching foreign citizens in a distance format at the stage of pre-uni-versity training. The article shows that the transfer of the learning process to a distance format in the face of the threat of the spread of coronavirus infection entailed many problems associated with the weak equipment of educational institutions and students, as well as the inability to master some practical skills online. The author pays special attention to the difficulties associated with teaching foreign students to write in Russian in this teaching format. The question is raised about the necessity of teaching written speech. Recommendations for improving the educational process are proposed that require further approbation. The article also discusses the problems faced by the administration of preparatory faculties / departments in organizing the educational process, and talks about the need to solve them.

Keywords: foreign students, pre-university training, distance learning format, technical teaching aids, distance technologies, preparatory faculty.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

References

1. Ivanova E.V., Rementsov A.N. Specific features of foreign students' training at MADI preparatory department // Vestnik of MGAU-MIISP. 2011. № 4 (49). P. 24-28.

2. Ivanova E.V. On the issue of intensifying the process of teaching foreign students by activating their educational and cogni-

tive activities // Vestnik of MGAU-MIISP. 2014.№ 1 (61). P. 108111.

3. Kremenetskaya L.S. Designing the content of training of foreign citizens from the CIS countries at the pre-university stage in a technical university. Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences / V.P. Goryachkin Moscow State Agroengineering University. Moscow, 2013.

o ci u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.