Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМО / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / WRITING / ПИСЬМЕННОЕ УМЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / АРГУМЕНТИРОВАННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ARGUMENTATIVE WRITING / WRITING SKILLS / WRITING ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамолиддинова Нилуфар

В данной статье обсуждается вопрос развития письменной речи на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы. Автор приводит ряд методических предложений как основы и стимулы развития письменной речи у учащихся школ.The article is devoted to the one of the main issues in teaching foreign languages as developing school students’ writing skills. The author suggestsmany methodological ideas as the basis and motivation in developing writing skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Жамолиддиноеа Нилуфар, Наманганский государственный университет, г. Наманган

E-mail: saidaxon1972@gmail.com

Аннотация. В данной статье обсуждается вопрос развития письменной речи на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы. Автор приводит ряд методических предложений как основы и стимулы развития письменной речи у учащихся школ.

Ключевые слова: письмо, письменная речь, письменное умение, коммуникативный подход, аргументированная письменная речь.

Annotation: The article is devoted to the one of the main issues in teaching foreign languages as developing school students' writing skills. The author suggests many methodological ideas as the basis and motivation in developing writing skills.

Keywords: writing, writing skills, writing ability, communicative approach, argumentative writing.

В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Эти методические понятия связаны с особенностями механизма письма. Письмо - это составление слов из букв, а письменная речь - это составление письменных сообщений из слов и словосочетаний. Таким образом, в основе письма лежит овладение графикой и орфографией. Важно отметить, что владение навыками письма должно быть доведено до автоматизма на начальном этапе обучения. В основе письменной речи лежат письменные умения или умения выражать свои мысли с помощью графического кода. Графические и орфографические навыки уже должны быть сформированы на более раннем этапе.

С.Ю. Миколаева отмечает, что «Письменная речь - это специфический код речевой деятельности, кодирование информации с учетом графического способа

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

связи».

В сборнике «Коммуникативные методы и материалы для преподавания иностранного языка» издания Oxford University Press, 1998 говорится: «Письменная речь состоит из прогрессивных взаимосвязанных уровней букв и словообразования, заполнения и составление собственных предложений, и после самостоятельное написание текста».

Н.И. Гез, Н.В. Лиховицкий, А.А. Миролюбов считают, что «письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении».

Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности своей специфичностью, а также малой степенью распространенности использования ее в быту. Письменная речь как способ передачи информации используется реже. И соответственно обучению письменной речи на иностранном языке уделяется меньше внимания, чем обучению говорению и аудированию. Однако некоторые ученые (Д. Шейлз, И.А. Тяллева) полагают, что обучение письменной речи на уроках иностранного языка может быть особенно интересным и важным видом деятельности обучающихся. Этот вид деятельности может выполнять некоторые задачи обучения иностранному языку даже более адекватно, чем некоторые виды говорения. Удачные виды письменных заданий могут обеспечить хорошую языковую практику, а также способствовать творческому индивидуальному подходу к изложению собственных мыслей.

Ранее школьные программы по иностранному языку определяли письменную речь главным образом как средство обучения, а не цель. Современная программа по иностранному языку включает в основные цели обучение письменной речи, но, тем не менее, приоритетным остаётся всё же обучение говорению.

С.Ю. Миколаева, Н.И. Гез, М.В. Лиховицкий, А.А. Миролюбов считают, что на разных этапах обучения роль письма и письменной речи меняется. На первом этапе обучения реализуется цель овладения техникой письма. На этом этапе должны формироваться навыки, связанные с усвоением звукобуквенных соответствий, а также умений каллиграфии. Данные умения необходимы для формирования чтения и письменной речи.

На втором этапе обучения основным является обучение орфографии, что обусловлено накоплением нового языкового материала у учащихся. Вместе с этим развивается письменная речь как способ, который способствует формированию навыков и умений устной речи.

На старшем этапе приобретенные ранее письменные умения интегрируется с совершенствованием умений устной речи и с этой точки зрения коммуникативный подход является в настоящее время основным методом

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

обучения иностранному языку.

Е.И. Пассов вывел основные принципы коммуникативного подхода:

1. Принцип речевой направленности, который означает обучение иностранным языкам через общение. Каждый урок является практически ориентированным. Эффективными считаются лишь те упражнения, которые подобны реальному общению.

2. Принцип функциональности, поскольку речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую и фонетическую, которые неразрывно связаны в процессе говорения.

3. Принцип ситуативности, который означает ролевую организацию учебного процесса.

4. Принцип новизны, который должен проявляться в различных компонентах урока.

5. Принцип личностно-ориентированного общения основан на том, что каждый человек - индивидуальность, поэтому личностные характеристики учащихся должны учитываться учителем.

6. Принцип коллективного взаимодействия, который предполагает такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом.

7. Принцип моделирования означает, что необходимый объем знаний должен быть представлен в модельном виде.

Е.И. Пассов считает, что в процессе обучения самую важную роль играют упражнения. При коммуникативном подходе все упражнения делятся на условно-речевые и речевые. Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц. Речевые упражнения - пересказ текста своими словами, описание картины, лиц, предметов и так далее.

Таким образом, мы считаем, что коммуникативный метод является одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку. Благодаря своей продуктивности этот метод должен использоваться при обучении аргументированной письменной речи, так как он основан на сотрудничестве и партнерстве, предполагает ситуативные формы организации занятий, а также направлен на обучение общению и на усвоение иноязычной культуры.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Биркун Л.В. Коммуникативные методы и материалы для преподавания иностранного языка. - Oxford University Press, 1998. - 48 с.

2. Гез Н.И., Лиховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

3. Лиховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Высшая школа, 1981. - 159 с.

4. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. -Воронеж: Изд.-во Воронежск. Ун-та, 1975. - 186 с.

5. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. - Oxford University Press, 2000. - 350 с.

*

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.