4. Korolkov, A.N. and Klimanova, M.V. (2013), “Definition of thresholds of perception of movements in joints of the top extremities”, Vestnik Cheliabinskogo universiteta, No 34 (325), pp. 36-40.
5. Korolkov, A.N. (2012), “Centroid Method of the Principal Components for Many Variables at the Estimation of the Golfer’s General Physical Readness”, Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No 4, pp. 30-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.08.2014.
УДК 796.41
К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСНОВНОГО ШАГА В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н РОЛЛЕ
Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Владимир Сергеевич Терехин, старший преподаватель, аспирант, Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Акробатический рок-н-ролл один из новых, развивающихся видов спорта, который благодаря своей яркой индивидуальности, колорита привлекает большое количество занимающихся различных возрастов. Среди тенденций развития данного вида спорта системообразующими являются три основные: повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений, рост спортивно-технических результатов, обострение конкуренции в борьбе за высшие спортивные титулы. Однако, из-за отсутствия научно-обоснованной системы функционирования этого вида спорта, наблюдаются не только позитивные тенденции, но и направления негативного характера, препятствующие его развитию.
Ключевые слова: акробатический рок-н-ролл, исполнительское мастерство, объективизация оценки, базовые движения, двигательные действия, критерии техники, методика подготовки, опрос специалистов, тенденции развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p96-100 TO THE PROBLEM OF SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE CRITERIA FOR ASSESSMENT OF QUALITY OF THE MAIN STEP IN ACROBATIC ROCK'N'ROLL
Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Vladimir Sergeyevich Terekhin, the senior teacher, Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Acrobatic rock'n'roll is one of the new, developing sports that thanks to the bright identity, color attracts a large number of the engaged at various age. Among the tendencies of development of this sport there are three main that are backbone: increase of motivation and prestigiousness of the highest sporting achievements, growth of sports and technical results, competition aggravation in fight for the highest sports titles. However, due to the lack of the scientific and reasonable system of functioning of this sport, there are observed not only the positive tendencies, but also the directions of negative character interfering with its development.
Keywords: acrobatic rock'n'roll, mastery, assessment objectification, basic movements, motive actions, criteria of technique, preparation technique, poll of experts, development tendencies.
В результате анализа данных опроса специалистов по акробатическому рок-н-роллу, педагогическим наблюдениям, изучению техники элементов соревновательных
программ спортсменов различной квалификации [1-5] установлено, что в настоящее время отсутствует научно обоснованная методика подготовки высококвалифицированных спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, нет единого подхода к обучению двигательным действиям. Негативной тенденцией (91,4%) является несовершенство правил соревнований. Отсутствуют научные публикации по различным аспектам тренировочной и соревновательной деятельности (89,9%), без чего не возможен прогресс в спорте.
Содержание соревновательных программ акробатического рок-н-ролла можно условно классифицировать на элементы хореографии и акробатические элементы [6, 8]. Для того чтобы движения соответствовали требованиям данного вида спорта, они должны выполняться под «рок-н-рольную» музыку с перемещениями в разных направлениях и поворотами разнообразными по координации и сложности исполнения, сочетаться с элементами полу-акробатики и акробатики. При этом все движения во время танца, а также основной ход и его разновидности составляют «технику ног», которая оценивается по правилам соревнованиям по акробатическому рок-н-роллу.
Мастерство спортсменов в акробатическом рок-н-ролле как в других техникоэстетических видах спорта складывается из трех компонентов: трудность, композиция и исполнение. Отличительной особенностью технического исполнения элементов является точность формы движений, соблюдение правильной осанки, четкость всех фаз движения и специфический стиль исполнения. Также как и во всех технико-эстетических дисциплинах в акробатическом рок-н-ролле результаты работы спортсмена и тренера оцениваются методом экспертной оценки, т.е. субъективной измерительной системы. Это несовершенный способ оценивания, зависящий от мнений людей - судей, при отсутствии точно измеряемых критериев оценки, что не только порой тормозит развитие вида спорта, но часто формирует неверную траекторию его развития, нанося вред человеку.
Анализ правил соревнований по акробатическому рок-н-роллу позволяет отметить наличие существенных моментов, нуждающихся в серьезной доработке с целью совершенствования системы судейства и в частности, повышения объективности оценивания компонентов исполнительского мастерства спортсменов. Проявление недостаточной объективности связано, в первую очередь, с тем, что многие пункты правил не имеют конкретных критериев. Во-вторых - субъективное толкование, даже достаточно четких критериев и разное их понимание из-за отсутствия специального образования и профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих процесс подготовки спортсменов в данном виде спорта. Поэтому один из путей модернизации судейства связан с уточнением и конкретизацией признаков и критериев отдельных компонентов исполнительского мастерства, которые обеспечат более адекватное распределение спортсменов в соответствии с их уровнем подготовленности.
Повышение объективности компонента «исполнения» реализуется посредством следующих мероприятий:
- уточнение признаков, определяющих техническую сторону исполнения и эстетическую сторону исполнения, включающую «художественную» составляющую, определяющую понятие артистизм;
- принятие критериев более тонко дифференцирующих отклонения в технике (увеличение или уменьшение сбавок за допущенные ошибки);
- система надбавок и поощрений спортсменов.
Анализ выступлений в акробатическом рок-н-ролле показал, что при общем росте сложности соревновательных программ, высоком уровне двигательной подготовленности, координационных и артистических способностей наблюдается малое количество «техничных» спортсменов, то есть тех, которые демонстрируют двигательные действия адекватные двигательной задаче. Особенно это просматривается у юниоров по критерию «техника ног». Данная проблема усугубляется на этапе высшего спортивного мастерства,
где отсутствие необходимого и достаточного уровня базовой подготовленности «тормозит» дальнейший рост.
Базовых навыков, которые необходимо довести до технически совершенного исполнения навыка высшего порядка, практически немного. К таковым относится в акробатическом рок-н-ролле, в первую очередь, основной ход. Однако без овладения им невозможно качественное овладение огромной группой движений в данном виде спорта. Базовое упражнение даёт наибольший методический эффект и обеспечивает положительный перенос доступного начального навыка на возможно большее число родственных упражнений. При этом полноценным упражнением данного типа может только стать то движение, которое помимо необходимых качеств имеет и удовлетворительные количественные характеристики. Получить подобные модельные характеристики возможно только при условии мониторинга с применением современных технологий научного исследования, позволяющих максимально объективизировать полученные данные.
Современные технологии позволяют изучать используемую ранее спортивную технику, а также разрабатывать новую, более рациональную. Поэтому для решения выявленной проблемы был использован новый, но достаточно перспективный, на наш взгляд, подход, предполагающий синхронизированное применение биомеханического анализа на основе создания трехмерной модели движения и электромиографии [7].
Первый метод позволял определить основные кинематические показатели (углы, скорости, суставные моменты) движения частей спортсмена при выполнении различных вариантов техники одного и того же движения посредством оптико-электронного аппаратно-программного комплекса «Qualisys». Комплекс включал комплект цифровых камер ProReflex MCU (скорости съёмки 60 кадров в секунду), маркёры со светоотражающим покрытием (диаметр от 2,5 до 40 мм) и ноутбук со встроенной коммуникационной картой.
Второй метод позволял получить данные об активности и внутренней, координационной структуре работы мышц. Поверхностная электромиография заключалась в регистрации суммарной биоэлектрической активности мышц с помощью поверхностных (накожных) электродов в состоянии при выполнении шагов рок-н-ролла. Электромиограф позволял записывать электрическую активность скелетных мышц на значительном расстоянии от регистрирующего компьютера, не вступая во время выполнения основного хода в контакт с испытуемым, т.к. данные передавались в режиме on-line на основе беспроводных технологий Bluetooth. В результате регистрировались интегрированная биоэлектроактивность, амплитуда и частота биопотенциалов.
Программное обеспечение, входящее в состав комплекса, позволило синхронизировать фиксируемые внешние и внутренние характеристики движения для последующей обработки количественных данных, характеризующих степень рациональности техники.
В результате математического анализа кинематических и электромиографических характеристики различных вариантов техники выполнения основного базового шага акробатического рок-н-ролла было установлено, что из шести модификаций шага используемых спортсменами, только один соответствует требованиям, предъявляемым к базовому упражнению.
В процессе сравнения биоэлектрической активности мышц, количества их активизации и степени координации, биомеханических характеристик циклов шага, выполняемого различными способами, выявлены достоверные различия по большинству показателей. Доказано, что шаг, выполняемый с разгибанием ноги книзу и «проскальзыванием» опорной стопы «под себя», отличается от остальных своевременностью и оптимальностью включения необходимых мышечных групп, наименьшими энерготратами, большей сбалансированностью расслабления и напряжения мышц. То есть техника данного шага максимально проста по координации, рациональна по энерготратам и является структурной основой для пяти других более сложных вариантов, её производных. Именно это
позволило данный шаг назвать основным базовым шагом и рекомендовать к первоочередному освоению на этапе базовой технической подготовки в акробатическом рок-н-ролле.
Таким образом, в основу методики обучения должен быть положен принцип оптимизации пространственно-временных и динамических параметров движения, позволяющих рационализировать не только «технику ног», но и в целом содержание соревновательных упражнений. При этом с целью объективизации экспертной оценки соревновательных программ в акробатическом рок-н-ролле критерием исполнительского мастерства должна стать степень «освоенности» основного базового шага, выполняемого всеми спортсменами единообразно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И. А. Винер, Р. Н. Терехина, М. Шишковска, Е. А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
3. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
4. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151154.
5. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
6. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Я. Л. Аркаев, Н.Г. Сучилин - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
7. Городничев, Р.М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев ; Великолукская гос. акад. физ. культуры. - Великие Луки : [б.и.], 2005. - 230 с.
8. Факторы, предопределяющие синхронность исполнения прыжков в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Е.С. Крючек, А.А. Супрун, Н.Е. Чепакова, А.М. Пухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 102-106.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), “Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), “Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), “Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), “Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Arkayev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to train champions, publishing house “FIS”, Moscow.
7. Gorodnichev, R.M. (2005), Sport electro-neuromiograph, publishing house “VLGAFK”, Ve-likie Luki, 2005.
8. Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Suprun, A.A., Chepakova, N.E. and Pukhov, A.M. (2014), “Factors predetermining the synchronism of execution of jumps in group exercises in rhythmic gymnastics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 102-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.08.2014.
УДК 615.825
СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Ольга Николаевна Делягина, учитель-логопед,
ГБОУ начальная школа-детский сад № 696, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предлагается новый подход к содержанию коррекционного процесса для детей с речевой патологией младшего дошкольного возраста, на основе включения средств адаптивной физической культуры в структуру логопедических занятий. Включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: средства адаптивной физической культуры, коррекционно-
логопедический процесс, преодоление общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p100-103
MEANS OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN CORRECTIONAL AND LOGOPEDIC PROCESS OF OVERCOMING OF THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH AT CHILDREN OF THE YOUNGER
PRESCHOOL AGE
Elena Borisovna Ladygina, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Olga Nikolaevna Deliagina, the teacher and speech therapist,
The Primary School- Kindergarten No. 696, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the new approach to the content of the correctional process for the children with speech pathology at younger preschool age, on the basis of inclusion of means of the adaptive physical culture in structure of the logopedic occupations. Inclusion of the means of the adaptive physical culture in logopedic lesson is an important condition of increase of efficiency of the correctional and logopedic process of the general underdevelopment of the speech at children at younger preschool age.
Keywords: means of adaptive physical culture, correctional and logopedic process, overcoming of the general underdevelopment of the speech at children of younger preschool age.
Актуальность исследования определяется следующим: увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. По данным статистики, в настоящее время около 25% детей 4-х летнего возраста страдают тяжёлыми нарушениями речи (для сравнения - в 70-