Научная статья на тему 'К проблеме модельных характеристик квалифицированных спортсменов'

К проблеме модельных характеристик квалифицированных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1264
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме модельных характеристик квалифицированных спортсменов»

профиля, в связи с чем особую актуальность приобретают вопросы подготовки специалистов в области психосоматической медицины. При этом сохраняется проблема финансирования психиатрической службы. Так, соотношение расходов в связи с психическими расстройствами в расчете на одного жителя в России и США составляет 1:19. Недофинансирование психиатрических учреждений - 40% (Дмитриева Т.Б., 2006).

Доля отечественных производителей в программе ДЛО составляет лишь 17%. Отсутствуют научно обоснованные стандарты оказания помощи пациентам с психическими расстройствами. Актуальными направлениями развития психиатрической службы России является деинституали-зация, реабилитация и ресоциализация психически больных, что обусловливает важность совершенствования амбулаторного звена.

В. В. Плотников

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

г. Уфа, Башкирский институт физической культуры

Обязательным условием эффективного управления тренировочным процессом является наличие у тренера модели спортсмена в его текущем состоянии и модели того состояния, которого нужно достигнуть, а также модели программ тренировочных воздействий и тех изменений состояния объекта, которые, должны совершаться под их влиянием (т. е. решение промежуточные задач). Для эффективного управления процессом тренировки сильнейших спортсменов необходимо решить проблему построения моделей сильнейших спортсменов, т.е. проблему оценки уровня основных сторон мастерства спортсменов высшей квалификации и уровня развития ведущих систем их организма.

Эффективное управление тренировочным процессом связано с использованием различных моделей (М.Я. Набатникова, 1982; Н.Г.Озолин, 2002; В.Н.Платонов, 2004; Б.Н. Шустин, 1995 и др.). Под моделью многие специалисты понимают образец (стандарт, эталон) в более широком смысле - любой образец (мысленный или условный) того или иного объекта, процесса или явления.

Разработка и использование моделей связано с моделированием -процессом построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях (В.Н.Платонов). Метод моделирования в спортивной науке получил широкое распространение. При том разработка моделей рассматривается как главный инструмент в управлении сложными системами (С.Л. Оптнер, 1969; И.В, Блауберг, Э.Г. Юдин; 1972; Д.М. Гвишиани, 1972; Н.М.Амосов, 1973; В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, 1973, и др.).

Моделирование в спорте используется относительно недавно, многие аспекта его применения разработаны недостаточно. Это касается: содержания модельных характеристик сильнейших спортсменов в группах родственных видов спорта, методов количественных оценок, многих аспектов применения моделей в управлении тренировочным процессом, планирования на различных этапах годичного и многолетнего циклов подготовки, комплексного контроля, отбора перспективных спортсменов. Вследствие этого приходится констатировать отсутствие целостного, непротиворечивого представления о моделировании, как методологической основе управления сложным многокомпонентным процессом спортивной подготовки (В.М. Дьячков, 1964, 1972; А. А Новиков, 1964,1973; Д. Д. Донской, 1968; С. Л. Оптнер, 1969; Н.М. Амосов, 1973; В. В. Кузнецов, Б.Н. Шустин, 1995 и др.). Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено - модель. Метод моделирования, как элемент научного познания, представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения) (Ю.В. Верхошанский, 1966; В. А. Друзь, 1976; В.М. Зациор-ский, 1969; В .И. Колосков, В .П. Климин, 1981; Л.П. Матвеев, 1965; Н.Г. Озолин, 2002; В.П.Савин, 1990,2003; Б.Н Шустин, 1995 и др.). С помощью моделирования создается прообраз будущего в конкретной, приближенной к реальной форме (В.И.Колосков, В.П. Климин, 1981; Савин В.П., 1990; 2003; Уфимцев А.В., 1995; 1999 и др.). Преимущества моделирования заключаются в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной активности, что интенсифицирует у них процессы развития интеллектуальных способностей.

Каждый тренер, работающий со спортсменами высших разрядов, всегда располагает некоторыми представлениями об идеальном спортсмене, к образу которого он стремится приблизить своего ученика. Однако этих субъективных представлений о моделях явно недостаточно. Специалисты в науке о спорте неоднократно указывали на необходимость создания «эвристической модели спортсмена будущего» (А.А. Гужалов-ский, 1971), «модели-образца спортсмена» (А.В. Ивойлов, 1971) и модели будущего спортсмена» (В .А. Дьячков, 1972), «моделирования типа спортсмена будущего» (Б. И. Бутенко, 1972) и др. Однако, как правило, это пока декларативные указания на необходимость разработки моделей, поскольку понятие «модель спортсмена», ее структура и место в общей системе спортивной подготовки не рассматривались.

Платонов В.Н. (2004) под моделью понимает образец (стандарт, эталон) в более широком смысле - любой образец (мысленный или условный) того или иного объекта, процесса или явления. Ю.В. Верхошанский (1966), В.И. Колосков, В.П. Климин (1981), В.П.Савин (1990; 2003), Н.Г.Озолин (1970;2002), Б.Н. Шустин (1995) и др. в широком понимании под моделью понимают условное или мысленное изображение (описание, схема, чертеж,

график, план, карта) какого-либо объекта (явления), а моделирование - это изучение или воспроизведение свойств какого-либо объекта (процесса или явления) с помощью другого объекта (процесса или явления). Уфимцев А.В. (1999) выделяет, что в сфере спорта «модель» - это совокупность различных параметров, определяющих достижение определенного уровня спортивного мастерства и прогнозируемых результатов. Кузнецов В.В., Новиков А.А., Шустин Б.Н. (1974), Кузнецов В.В., Новиков А.А. (1977) рассматривают его как синоним понятия «образец».

Платонов В.Н. (2004) выделяет, что функции, которые выполняют модели при решении задач теории и практики спорта, могут носить различный характер:

1. Модели используются в качестве заменителя объекта с тем, чтобы исследования на модели позволили получить новые сведения о самом объекте. При экспериментировании с моделью удается получить новые знания, которые представляют собой отражение структуры и функций модели. После проверки знаний о модели с точки зрения их значения для объекта полученные теоретические представления могут стать составной частью теории объекта;

2. Модели используются для обобщения эмпирического знания, постижения закономерных связей разнообразных процессов и явлений в сфере спорта. Эмпирическое знание, переработанное в модельных представлениях и реализованное в моделях, способствует созданию соответствующих теоретических обобщений;

3. Модели оказывают огромное влияние на перевод экспериментально проведенных научных работ в практическую сферу спорта. При этом важен не анализ моделей как квазиобъектов для получения теоретического знания, а их практическая реализуемость. Такую роль играют многочисленные морфофункциональные модели при решении задач спортивного отбора и ориентации, модели подготовленности и соревновательной деятельности - при построении тренировочного процесса.

Платонов В.Н. (2004) модели, используемые в спорте, делит на две основные группы. В первую группу входят:

1) Модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

2) Модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;

3) Морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства. Вторая группа моделей охватывает:

1) Модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла;

2) Модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, макроциклов, периодов);

3) Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

4) Модели тренировочных занятий и их частей;

5) Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. В процессе моделирования необходимо:

1) Увязать применяемые модели с задачами оперативного, текущего и этапного контроля и управления, построения различных структурных образований тренировочного процесса;

2) Определить степень детализации модели, т. е. количество параметров, включаемых в модель, характер связи между отдельными параметрами;

3) Определить время действия применяемых моделей, границы их использования, порядок уточнения, доработки и замены (Шустин Б.Н., 1985; Платонов В.Н., 1986).

Набатникова М.Я. (1982), Озолин Н.Г. (1970;2002), Платонов В.Н. (2004) и др. специалисты в области теории и методики спортивной тренировки модели, используемые в практике тренировочной и соревновательной деятельности, разделяют на три уровня:

1. Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определенного пола, возраста и квалификации, занимающихся тем или иным видом спорта. Модели этого уровня носят общеориентирующий характер и отражают наиболее общие закономерности тренировочной и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

2. Групповые модели строятся на основе изучения, конкретной совокупности спортсменов (или команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта. Примером могут служить модели технико-тактических действий «пятерок» в хоккее с шайбой, модели соревновательной деятельности борцов или пловцов, отличающихся высоким скоростно-силовым потенциалом и недостаточной выносливостью и т. п.

3. Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т. п. В результате получают самые различные индивидуальные модели соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности, модели занятий, микроциклов, непосредственной подготовки к соревнованиям и т. п. Установлено (Платонов В.Н., 2004) что эффективность использования обобщенных и групповых моделей для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных или взрослых спортсменов, не достигших вершин спортивного мастерства.

Что касается подготовки спортсменов международного класса, то ориентация на такие модели оказывается мало эффективной, т. к. одаренный спортсмен - это человек с ярко выраженными индивидуальными чертами, которые могут иметь самые различные проявления, свидетельствующие об

уникальных способностях к освоению спортивной техники, возможностях тех или иных функциональных систем или к проявлению волевых качеств и т. д. (Platonov, 2002).

В спортивной практике находят применение модели всех трех уровней. Модели более высокого уровня, обеспечивая общие направления спортивной подготовки и участия в соревнованиях, детализируются в индивидуальных моделях и создают предпосылки для разностороннего управления тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов. Применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности основой методологии разработки моделей наряду с изучением и использованием данных о группах спортсменов высокой квалификации должны являться всесторонние исследования задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между отдельными факторами, компенсаторных возможностей организма конкретных спортсменов.

Показатели, применяющиеся при формировании моделей в сфере спорта, должны находиться в строгом соответствии с особенностями вида спорта, группой и видом создаваемых моделей, уровнем квалификации и подготовленности спортсмена, его возрастом и полом и т. д. При этом следует учитывать, что показатели, отражающие функциональные возможности спортсменов, могут носить консервативный и неконсервативный характер, быть компенсируемыми, некомпенсируемыми или компенсируемыми частично.

Многолетние специальные исследования данной проблемы позволили В.В. Кузнецову и А. А. Новикову в 1973 г. предпринять попытку теоретической и практической разработки модельных характеристик, как важной подсистемы современной подготовки спортсменов высших разрядов. При этом они исходили из того, что разработка основных модельных характеристик, которые необходимо учитывать при создании «моделей сильнейших спортсменов» в различных видах спорта, позволит повысить эффективность управления тренировочным процессом и создать предпосылки для более успешной разработки системы отбора перспективных спортсменов. Они выделили следующие наиболее существенные модельные характеристики, влияющие на достижение прогнозируемых спортивных результатов: возраст и стаж спортивной деятельности, морфометрические характеристики, показатели уровня специальной (физической, технической, тактической, психологической, функциональной и теоретической) подготовленности, способность к восстановлению после напряженных физических и психологических нагрузок и состояние здоровья.

К важному моменту относятся выделение в каждом виде спорта интегра-тивного показателя, отражающего двигательный потенциала спортсмена (В.М. Дьячков, 1967; И.П. Ратов, 1967; В.В. Кузнецов, 1972) и уровень его утилизации в процессе спортивной деятельности.

В «модели сильнейших спортсменов представляется удобным выделение показателей, характеризующих необходимые функциональные возможности спортсменов, в отдельную группу, где уровень функциональных возможностей организма характеризуется конкретными медико-биологическими показателями работоспособности и адаптации к нагрузкам, специфичным для каждого вида спорта.

Для отражения в моделях необходимой уровня технической подготовленности спортсменов следует учитывать неравнозначность и специфичность технической мастерства в различных видах спорта.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих совершенство спортивной техники, является стабильность двигательных навыков, составляющих основу технических приемов, устойчивость спортивной техники на действие сбивающих факторов (например, на изменение внешних условий, противодействие противника, утомление, изменение психического состояния и т. п.). Другой важной характеристикой уровня технической подготовленности спортсмена является оптимальная вариативность двигательных навыков (В.М. Дьячков, 1964, 1972; А.А. Новиков, 1964; Д.Д. Донской, 1968). Необходимо научиться количественно определять эти характеристики в каждом виде спорта

Необходимо также разрабатывать интегральные критерии технического мастерства. В ряде скоростно-силовых видах спорта такими критериями могут служить характеристики степени утилизации двигательного потенциала спортсмена при достижении им высоких спортивных результатов (В.М. Дьячков, 1967).

Для отражения в модели уровня тактического мастерства следует провести анализ того арсенала тактических возможностей, которым должен владеть спортсмен, и степени их реализации в процессе подготовки и участия в соревнованиях. В зависимости от специфики вида спорта необходимо установить необходимое количество эффективных технико-тактических действий - различных вариантов распределения сил на дистанции, наличие запасных «аварийных», вариантов, комбинаций и соединений и т.п. (А.Н. Ленц, 1967; В .В. Михайлов, 1970; Р.А. Пилоян, 1970; Д. Харре, 1971). С помощью тестовых методик особенно важно уметь оценивать у спортсменов степень умения готовиться к соревнованиям (тактическое обеспечение высокого уровня мобилизационной готовности), реализовывать запланированную тактическую схему выступления и перестраивать тактику в зависимости от конкретных условий соревновательной ситуации. Наибольшее значение тактическое мастерство спортсменов имеет в спортивных играх, в которых необходимо уметь оценивать наличие у спортсменов оптимального сочетания широкого диапазона подготовительных движений с узкими рамками основного механизма двигательного действия, помехоустойчивость основных технико-тактических действий спортсменов против сбивающих факторов, таких, как утомление, неожиданность, сопротивление противников, умение тактически правильно

предугадывать предстоящие ситуации и действия соперников (А. В. Ивой-лов, 1972). Чрезвычайно важно в этих видах спорта иметь предварительную информацию об основных особенностях вероятных противников, уметь оценивать и учитывать их при подготовке к соревнованиям. В спортивных играх необходимо также оценивать тактические способности спортсменов в условиях групповых действий, их склонность к лидерству. Для отражения в моделях необходимого уровня психологической подготовленности спортсменов с помощью современных психологических и смежных методов исследования должны быть получены качественные и количественные характеристики (Кузнецов В.В., А.А. Новиков, 1975):

а) типологических особенностей высшей нервной деятельности сильнейших спортсменов, а также основных черт характера и направленности личности спортсмена, обеспечивающих надежность выступления на соревнованиях высокой интенсивности (А.В. Родионов, Б.А. Вяткин, 1969; С.М. Оя, 1969; Л.Д. Гиссен, 1970, 1973);

б) стабильности психических процессов и способности к управлению психическим состоянием в процессе тренировки и соревнований, психической устойчивости к перенесению специфических нагрузок (А.Ц. Пуни, 1966,1969; Н.А. Худадов, 1968,1971; О.А. Черникова, 1970; О.А. Сиротин, 1972).

в) сенсорных и мыслительных процессов и связанных с ними качеств спортсмена, необходимых в ходе реализации всех сторон мастерства (П.А. Рудик, 1966, 1970; В.В. Медведев, Г.И. Савенков, 1969).

В модели должен быть отражен обязательный уровень теоретической подготовленности, отражающий спортивно-технические, тактические и тренировочно-методические знания и развитие интеллектуальных способностей спортсменов (Н.Г. Озолин, 1949, 1966: Л.С. Хоменков, 1963; Д. Харре, 1971). При этом необходимо уметь определять способности спортсмена к самосовершенствованию, без высокого уровня которых в современном спорте невозможно добиваться высоких результатов (В.В. Кузнецов, 1970). Перечисленные выше модельные характеристики не исчерпывают всех причин, обусловливающих достижение высоких результатов во всех видах спорта. В каждом конкретном виде спорта в моделях должны найти отражение специфические характеристики. Следовательно, в модели состояния сильнейшей гимнастки должен быть отражен фактор эстетических возможностей. Правда, в отдельных видах спорта некоторые из перечисленных факторов могут учитываться как несущественные. Однако в большинстве видов спорта перечисленные выше характеристики решающим образом предопределяют спортивные достижения. Для создания моделей состояния спортсмена необходимо определение не только компонентов модели и их важности, но и выделение взаимозависимостей и взаимозаменяемости компонентов.

Колесов А. И. и др. (1977) выделяют, что модели сильнейших спортсменов интегрируются из модельных характеристик трех уровней:

- показателей деятельности в ответственных соревнованиях;

- предельных характеристик специальной, технической, тактической, физической подготовленности;

- оценки спортивных возможностей, а также резервов, связанных со спортивным стажем и возрастом.

Гогунов Е.Н., Мартьямов Б.И. (2002), составляя модели, рекомендуют учитывать следующие принципы:

1) модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта;

2) модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся;

3) содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов;

4) каждая модель или группа моделей должны быть определенным звеном в системе организации спортивной деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки спортсменов;

5) каждая модель должна содержать в себе известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям).

Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой спортсменов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований. Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира служат исходной информацией для разработки моделей спортсменов и кандидатов в сборные команды страны и коллективы высших разрядов. Модельные требования спортсменов высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных спортсменов (от начального отбора до высших разрядов).

Выводы. Таким образом, можно константировать, что использование моделей к ходе обучения повышает возможность эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Такая система передачи знаний обеспечивает создание проблемной ситуации, организацию обратной связи и получение объективных сведений о качестве усвоения изучаемого материала (В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В. А. Плахтиенко, 1986; М.Я. Набат-никова, 1982; Н.Г. Озолин, 2002 и др.). При разработке моделей сильнейших спортсменов необходимо также учитывать возможность совершенст-

вования оборудования, изменений условий проведения соревнований и т. п., которые произойдут будущем (Кузнецов В.В., Новиков А.А., 1975). Эти обстоятельства могут существенно повлиять на содержание всех без исключения модельных характеристик. При этом необходимо учитывать, что по мере накоплений знаний о данном виде спорта, также в результате развития науки о спорте и смежных областей знаний, содержание моделей может также изменяться (Кузнецов В.В., Новиков А.А., 1975).

В. В. Плотников

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ

ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

г. Уфа, Башкирский институт физической культуры

Современный уровень спортивных достижений в настоящее время требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы и связан преимущественно с проблемой управлением процессом спортивной тренировки.

Железняк Ю.Д. (2002), Зациорский В.М. (1982) спортивную тренировку рассматривают как процесс управления. Савин В.П.(1990;2003) процесс спортивной тренировки с позиции управления правомерно рассматривает как сложную динамическую систему. Зациорский В.М. (1982) под управлением понимает перевод какой-либо системы в желаемое состояние. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. (2000) под управлением понимают перевод системы из одного состояния (исходное) в заданное другое (конечное), осуществляемое посредством управляющих воздействий, обеспечивающих решение (или продвижение к решению) поставленных ближних или дальних задач.

Портнов Ю.М. (1997) под управлением понимает такое корректирующее воздействие на определенный процесс, которое вызывает в нем соответствующие изменения, подчиненные определенным объективным закономерностям и направленные к лучшему достижению целей при всяких изменениях внешних условий и внутреннего состояния системы. Набатникова М.Я. (1982) под управлением понимает целенаправленный процесс руководства со стороны отдельных лиц (организаций) определенным объектом (коллективом, организацией), обеспечивающий выполнение поставленных задач и достижение необходимого эффекта. Также она заключает, что в самом общем виде управление представляет собой замкнутый цикл тесно взаимосвязанных действий по выработке, реализации и контролю конкретных решений.

Цель управления тренировочным процессом заключается с одной стороны - в изменении состояния спортсмена, в доведении его до заранее запланированного уровня, а с другой - в поддержании состояния спортсмена на высоком уровне тренированности и спортивной формы, не допуская выхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.