Литература:
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е.М. Орловой. - 2-е изд. - Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1973. - 142 с.
2. Афанасьев С.В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3. - С. 10.
3. Иофис Б.Р., Царева Н.А. Учебная дисциплина «Слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-distsiplina-slushanie-muzyki-v-detskoy-shkole-iskusstv-teoreticheskiy-i-metodicheskiy-aspekty/viewer - Дата обращения: 18.03.2021.
4. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. Учебное пособие. 4-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 176 с.
5. Селицкий А.Я. Бедная родственница. Музыкальная литература в детской музыкальной школе: о программе курса и многом другом // Музыкальная академия, 2004, № 1. - С. 133-137.
6. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. 2021. Т.9, № 1. - С. 4.
7. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. - 93 с.
8. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. - М.: «Пресс-соло», 1998. - 87 с.
Педагогика
УДК 376.3
кандидат биологических наук Анохина Ася Сергеевна
Новокузнецкий институт (филиал)
Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); магистрант Шипачева Татьяна Андреевна
Новокузнецкий институт (филиал)
Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ДЕФИЦИТАРНОМ РАЗВИТИИ
Аннотация. В статье рассматривается творческое воображение как важнейшая сторона детского творчества. Анализируются трудности формирования новых образов и специфика развития творческого воображения при дефицитарном развитии. Обосновывается необходимость разработки и апробации диагностической программы по изучению творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с дефицитарным развитием.
Ключевые слова: творческое воображение, дефицитарное развитие, старший дошкольный возраст, диагностическая программа.
Annotation. The article examines the creative imagination as the most important aspect of children's creativity. Difficulties in the formation of new images and the specificity of the development of creative imagination in case of deficit development are analyzed. The necessity of developing and testing a diagnostic program for the study of creative imagination in older preschool children with developmental deficits is substantiated.
Keywords: creative imagination, deficit development, senior preschool age, diagnostic program.
Введение. В последнее время все более остро встает вопрос о развитии творческой личности. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует необходимость формирования творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать возникающие перед ней проблемы. Одним из важнейших процессов, который является основным компонентом в развитии творческой личности, является творческое воображение.
Творческое воображение позволяет создавать бесконечные комбинации на основе ограниченного набора имеющихся у нас представлений, является основой творческой деятельности и активно участвует в создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты научной, технической, художественной деятельности. Исследователи отмечают, что оно является центральным психическим новообразованием дошкольного детства и становится на этап своего активного развития в дошкольном возрасте [4; 5].
Специальные исследования Л.С. Выготского [4], М.Ю. Рау [10], Л.И. Фомичевой [13], посвященные проблеме творческого воображения и его роли в познавательном и творческом развитии, взаимосвязи с другими познавательными процессами и речью, позволяют сделать вывод об особой важности изучения и целенаправленного развития этого процесса у детей дошкольного возраста при дефицитарном развитии (с нарушением зрения, слуха).
Изложение основного материала статьи. Известно, что обеднение сенсорной сферы, недостаток речевого общения, ограничивающие приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений, затрудняют формирование новых образов и обуславливают специфику развития творческого воображения у дошкольников при дефицитарном развитии. Исследователи отмечают бедность, ограниченность, шаблонность творческого воображения, искажение его образов и представлений (В.Е. Бубарева [1], Ю.А. Труханова [12], Л.И. Фомичева [13]). В коррекционной работе с детьми данной категории акцент делается на развитие речи, восприятия, мыслительных процессов, подготовку к школе, тогда как развитие творческого воображения происходит косвенно и стихийно, что не приводит к высоким результатам. В связи с этим необходима длительная и планомерная работа по его развитию и совершенствованию, но прежде всего, решение названных задач станет возможным при условии разработки и апробации диагностической программы по изучению творческого воображения.
Следует отметить, что именно для дошкольников с дефицитарным развитием творческая деятельность, основой которой выступает творческое воображение, могла бы служить средством социализации, и, возможно, основой для дальнейшего их самоопределения в жизни. Вместе с тем, развитие творческого воображения определяет эффективность учебно-воспитательного процесса. По мнению ряда исследователей (О.М. Дьяченко [5], Е.Е. Кравцовой [6], Ю.А. Трухановой [12]) одним из условий психологической готовности к обучению в школе является достаточный уровень развития творческого воображения. Поэтому развитие творческого воображения у детей с дефицитарным развитием является одной из важнейших проблем.
Творческое воображение развивается на основе воссоздающего воображения, но не воспроизводит то, что было в прошлом опыте человека, а создает из этого опыта новые комбинации. К тому же, в отличие от воссоздающего воображения, творческое воображение предполагает оперирование не только личным опытом, но и чужим. Наивысшая форма проявления творческого воображения заключается в создании чего-то существенно нового, не бывшего в опыте человека и не соответствующего какому-нибудь реально существующему объекту [4].
Ю.А. Труханова рассматривает творческое воображение как процесс порождения нового (образов, идей) и указывает, что это конструктивная, экстраполирующая, антиципирующая деятельность, в основе которой лежит переработка элементов прошлого личного опыта и оперирование ими [12].
Особое внимание уделено понятию творческого воображения в исследовании Ю.В. Величко [2], которая определяет его как основной компонент творческих способностей, проявляющийся в различных видах творческой деятельности. Подобного мнения придерживается О.М. Дьяченко [5], он также считает, что творческое воображение является основным компонентом творческой деятельности, проявляющимся в создании новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения.
Е.Е. Кравцова выделяет три структурных компонента творческого воображения: предметную среду, прошлый опыт и особую внутреннюю позицию. Прошлый опыт помогает человеку восстановить целое из фрагмента. Благодаря особой внутренней позиции человек начинает оживлять картину, рассматривать ее целиком, придумывать ее прошлое и будущее [7].
Особенностью творческого воображения являются операции, входящие в процесс создания образов [4; 11]. Так, операцией специфического обобщения с выделением существенного повторяющегося факта и его воплощение в конкретном образе, носящего синтетический характер, выступает типизация. Подбирать и соединять выделенные черты предметов или явлений, по конкретной логической схеме и, опираясь на личный опыт в процессе создания образа творческого воображения, позволяет операция комбинирования. Похожая операция - агглютинация является своеобразной реконструкцией, когда по части, признаку, свойству создается целостная структура образа из различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Эта операция отличается от операции комбинирования тем, что в ней отсутствует опора на личный опыт. Еще к одной из операций, участвующих в процессе создания образа творческого воображения, относят гиперболизацию - чрезмерное уменьшение или увеличение предмета, отдельных его частей, схематизацию -сглаживание различий между отдельными представлениями, замещение - замена одних элементов другими. Конечный источник операций творческого воображения - предметно-практическая деятельность, служащая основой для преобразования и оформления содержания образа воображения.
Разные исследователи выделяют различные функции творческого воображения. Н.Н. Палагина упоминает инновационную, познавательно-коммуникативную, изобразительную функции творческого воображения, а также функции личностной защиты, комфортности, идентификации, ценностного ориентирования [9].
Другие функции творческого воображения выделяет Г.С. Овчинников. По мнению автора, творческое воображение выполняет две основные функции. Одну функцию он называет антиципирующей функцией в познании и деятельности (предвосхищение результата последующего образа действия, поступка), другую -регулирующей функцией (образы воображения играют важную роль в конкретизации действий в процессе составления плана и программы) и эмоциональную (регуляция эмоциональных состояний) [8].
Основными функциями, которые выполняет творческое воображение, являются эмоциональная и познавательная функции. Эмоциональная функция реализуется в ситуации противоречия между складывающимся у человека образом Я и реальностью, и направляется на регуляцию этого образа. К тому же, каждая эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций [3]. Познавательная функция связана с возможностью построения другой воображаемой реальности. Все, что мы познаем из не бывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения. И если изучение предметов не ограничивается одним словесным рассказом о них, а стремится проникнуть сквозь словесную оболочку описания в самую их сущность, оно непременно должно иметь дело с познавательной функцией творческого воображения, оно должно использовать все законы деятельности воображения [4]. К специфическим функциям творческого воображения можно отнести формирование внутреннего плана действий и программирование деятельности.
Таким образом, все функции творческого воображения всецело согласуются с его психологическим свойством - это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте. Именно это психологическое свойство Л.С. Выготский берет за основу, описывая наивысшую форму проявления творческого воображения, как его особенность: «сущность этой последней формы заключается в том, что построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью» [4]. По мнению автора, существуют и наиболее примитивные формы проявления творческого воображения, противоположные по ведущему элементу, на которое происходит опора при создании образа: опора воображения на опыт человека и, наоборот, опора опыта человека на воображение.
Анализируя опыт Л.С. Выготского [4], О.М. Дьяченко [5], Т.В. Слюнко [11], мы пришли к выводам о том, что творческое воображение в своем развитии проходит три этапа. На первом этапе развития творческого воображения (возраст от 2,5 до 3 лет) на основе накопленного опыта переживаний, путем новых сочетаний этих переживаний у ребенка начинают зарождаться первые образы воображения. Поскольку опыт
детей на этом этапе очень вариативен, образы детей при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны. Планирование деятельности по созданию образа у детей этого возраста отсутствует, т.к. у ребенка благодаря воображению возникают идеи, а разворачивание этой идеи весьма неустойчиво.
Второй этап развития творческого воображения (возраст от 4 до 5 лет) характеризуется нацеленностью на усвоение норм, правил и образцов деятельности, за счет чего носит воспроизводящий характер. Ребенок этого возраста опирается на опредмечивающий образ, который наполняется деталями. В отличие от первого этапа, на данном этапе в процесс создания образа включается ступенчатое планирование, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет его, видит результат и планирует следующий шаг. Воображение приобретает творческий характер, т.к. ребенок видоизменяет, дополняет образы, заимствованные у взрослых или старших детей, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.
Специфика третьего этапа развития творческого воображения (возраст от 6 до 7 лет) - свободное оперирование образами, уход от усвоенных стандартов и ступенчатого планирования, наличие целостного планирования деятельности по созданию образа: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае творческого воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Ребенок уже способен при создании образа пользоваться операциями типизации, комбинирования, агглютинации, гиперболизации. Все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.
У детей старшего дошкольного возраста, как отмечает Е.Е. Кравцова, развитие творческого воображения находится на таком уровне, при котором главной является внутренняя позиция. В данном возрасте эта позиция позволяет детям не только действовать по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведенную и осмысленную кем-то другим. Дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию [7].
Становление основных психологических новообразований в дошкольном возрасте у детей с дефицитарным развитием проходит те же этапы, что и у детей с нормативным развитием, однако прослеживаются иные сроки появления данных новообразований [1]. Специфические особенности прослеживаются в развитии всех познавательных процессов, в том числе и в развитии творческого воображения, исследование которого вызывает особый интерес, так как у детей данной категории оно должно выполнять дополнительную компенсаторную функцию.
У детей с дефицитарным развитием обнаруживаются недостатки развития творческого воображения из-за обеднения сенсорной сферы, несформированности способностей к переконструированию и комбинированию чувственного опыта, несформированности операциональных компонентов творческого воображения, его комбинаторных функций. Узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей не могут не сказаться на уровне развития творческого воображения. Творческое воображение детей данной категории можно охарактеризовать как эмоционально неразвитое, ему свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации, снижение способности к антиципации [2].
В своих исследованиях Ю.А. Труханова отмечает недостаточность развития операциональных компонентов творческого воображения, обусловленную ограниченным запасом представлений об окружающем, малым разнообразием сенсорного опыта, замедленным формированием речи, в частности своеобразным развитием лексических значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления [12].
Отставание детей дошкольного возраста с дефицитарным развитием в становлении творческого воображения, по мнению Л.И. Фомичевой, свидетельствует о значимости чувственного опыта для полноценного формирования этой функции. Даже не столько от его недостаточности, сколько от несформированности у них навыков к переконструированию, комбинированию этого опыта. Подобное отставание позволяет говорить о большей шаблонности творческого воображения у детей, а также о большей привязанности их образов и идей к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений, т.е. о несформированности у них операциональных компонентов творческого воображения [13]. Уже на ранних этапах развития познавательной деятельности дети с дефицитарным развитием отстают от нормативно развивающихся сверстников в развитии творческого воображения, что затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов.
Анализ научно-методической литературы позволил нам определить основные ориентиры диагностической работы по изучению творческого воображения детей с дефицитарным развитием. Такими ориентирами выступают показатели: быстрота, гибкость, оригинальность, разработанность. Показатель гибкости оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому (переключение с одной идеи на другую). Этот показатель рассматривается как количество и разнообразие категорий или классов, к которым принадлежат выдвинутые идеи. Дети с высокой гибкостью способны продуцировать их из разных областей, затрагивая самые разнообразные, а не только хорошо изученные сферы, что говорит о широте кругозора.
Показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом выдвинутых идей. Дети с высокой беглостью способны порождать множество идей, причем они могут лежать как в одной сфере, так и в разных, могут быть как оригинальными, так и спонтанными, привычными и неинтересными. Главное не качество выдвинутых идей, а их количество.
Показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или общепринятых. Этот показатель определяет качество, которое присуще редко встречающимся идеям и является проявлением высокого уровня развития творческого воображения.
Показатель разработанности характеризует способность совершенствовать и детализировать идею. Он измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи, оценивается каждая деталь, дополняющая исходную идею.
Особое место в изучении творческого воображения уделено таким параметрам, как: характеристика образа воображения, т.е. его оригинальность, богатство, содержание, и характеристика деятельности по созданию образа, которая включает в себя планирование деятельности по созданию образа и преобразование образа.
Установление соотношения перечисленных выше параметров и показателей со способами их изучения позволило нам составить диагностическую программу исследования творческого воображения дошкольников с дефицитарным развитием.
Таблица 1
Методики исследования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с
дефицитарным развитием
Методика Параметры | Показатели
«Тест креативности» Э.П. Торренса. Характеристика образа воображения. - беглость/ низкое количество образов; - оригинальность/стереотипность; - разработанность/неспособность детализировать образ; - гибкость/ однообразие.
Характеристика деятельности по созданию образа - планирование деятельности (наличие/ отсутствие); - преобразование образа (наличие/ отсутствие).
«Незаконченный рисунок» (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Характеристика образа воображения. - беглость/ низкое количество образов; - оригинальность/стереотипность; - разработанность/неспособность детализировать образ; - гибкость/ однообразие.
Характеристика деятельности по созданию образа. - планирование деятельности (наличие/ отсутствие); - преобразование образа (наличие/ отсутствие).
«Изучение оригинальности решения задач на воображение» (А.И. Кириллова, О.М. Дьяченко). Характеристика образа воображения. - беглость/ низкое количество образов; - оригинальность/стереотипность; - разработанность/неспособность детализировать образ; - гибкость/ однообразие.
Характеристика деятельности по созданию образа. - планирование деятельности (наличие/ отсутствие); - преобразование образа (наличие/ отсутствие).
Выводы. Апробация диагностической программы позволяет выделить ее достоинства. В диагностических процедурах четко прописан целевой аспект, описана и отработана технология адаптации стимульного материала и инструкции детям с учетом структуры нарушения, разработаны критерии оценки уровня развития творческого воображения.
Литература:
1. Бубарева, В.Е. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте / В.Е. Бубарева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 2, № 6. - С. 137-140.
2. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление», в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю.В. Величко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16, № 2(3). -С. 629-630.
3. Веракс, А.Н. Воображение дошкольника / А.Н. Веракс // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - №2. - С. 58-63.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2003. - 96 с.
5. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. - Москва: Просвещение, 2008. - 46 с.
6. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. -Москва: Педагогика, 1991. - 152 с.
7. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. - Москва: Просвещение, 1996. - 160 с.
8. Овчинников, Г.С. Развитие дошкольников / Г.С. Овчинников. - Свердловск: СГПИ, 1990. - 69 с.
9. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина. - Москва: Просвещение, 1997. - 136 с.
10. Рау, М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности / М.Ю. Рау // Дефектология. - 1984. - № 5. - С. 27-29.
11. Слюнко, Т.В. Развитие воображения детей дошкольного возраста / Т.В. Слюнко // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - № 9 С. 134-137.
12. Труханова, Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников / Ю.А. Труханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 28-32.
13. Фомичева, Л.И. Развитие воображения у детей с нарушением слуха / Л.И. Фомичева. - Киев: Новая школа, 2009. - 150 с.