Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАЖАНРОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАЖАНРОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэтика / жанр / жанровый синтез / жанровая модификация / метажанровые формы / цикл / цикл-поэма / книга стихов / poetics / genre / genre synthesis / genre modification / meta-genre forms / cycle / cycle-poem / book of poems

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Посельская В.Д.

В статье рассмотрена проблема научного исследования основных принципов жанровообразования якутской поэзии конца XX – начала ХХI веков, выражающихся в формировании метажанровых форм (цикл, цикл-поэма, книга стихов) и, проявляющихся в творческой модификации фольклорных жанров в пределах циклизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF STUDYING METHANEARY EDUCATION IN THE YAKUT POETRY OF THE END OF THE XX THE BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

In the article the problem of scientific research of the basic principles of genre formation of the Yakut poetry of the late XX early XXI centuries, expressed in the formation of meta-genre forms (cycle, cycle-poem, book of verses) and manifested in the creative modification of folklore genres within the cyclization.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАЖАНРОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ»

The scientific heritage No 17 (17),2017 35

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАЖАНРОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ

КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Посельская В.Д.

научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидат филологических наук

TO THE PROBLEM OF STUDYING METHANEARY EDUCATION IN THE YAKUT POETRY OF THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

Poselskaya V.

researcher, Institute of humanitarian research and problems of indigenous peoples of the North SB RAS,

Candidate of Philology

Аннотация

В статье рассмотрена проблема научного исследования основных принципов жанровообразования якутской поэзии конца XX - начала XXI веков, выражающихся в формировании метажанровых форм (цикл, цикл-поэма, книга стихов) и, проявляющихся в творческой модификации фольклорных жанров в пределах циклизации.

Abstract

In the article the problem of scientific research of the basic principles of genre formation of the Yakut poetry of the late XX - early XXI centuries, expressed in the formation of meta-genre forms (cycle, cycle-poem, book of verses) and manifested in the creative modification of folklore genres within the cyclization.

Ключевые слова: поэтика, жанр, жанровый синтез, жанровая модификация, метажанровые формы, цикл, цикл-поэма, книга стихов.

Keywords: poetics, genre, genre synthesis, genre modification, meta-genre forms, cycle, cycle-poem, book of poems.

Актуальность темы обусловлена тем, что в якутском литературоведении до сих пор не решена задача исследования жанрово-стилевых тенденций не только в определенный период развития литературы в целом, но и конкретно в творчестве отдельного автора. Историко-литературный процесс Якутии ХХ столетия в полной мере освещен в коллективной монографии «Литература Якутии ХХ века: историко-литературные очерки» [4]. По проблемам эволюции и классификации жанровых форм в якутской поэзии с точки зрения традиции и новаторства, генезиса и поэтики можно выделить монографию П. В. Максимовой [5]. Вопросы изучения синтетических жанровых образований были рассмотрены в сборнике трудов М. Н. Дьячковской «Избранные работы: вопросы якутского стихосложения» [1], в котором циклизация представлена как процесс прозаизации стиха, а циклы-поэмы и книги стихов - как явления маргинальные. Из последних исследований по изучению жанрообразующих аспектов якутской поэзии можно выделить работы Л. Н. Романовой по динамике развития лирической книги стихов, обладающей признаками романно-сти, в творчестве Натальи Харлампьевой [6], Е. М. Ефремовой по проблеме жанрово-стилевого своеобразия поэтики Леонида Попова с точки зрения современных теорий лирического «я» [3]. Весьма интересна статья Е. М. Ефремовой [2] по жанрово-архитектоническим особенностям итоговой книги стихов Семена Данилова.

На сегодняшний день возникает настоятельная необходимость изучения формирования крупных метажанровых образований в якутской поэзии

конца ХХ - начала ХХ! вв. Начиная со второй половины ХХ века, в якутской поэзии начинается структурная перестройка художественного мышления с установкой на индивидуальное, самобытное творчество, который реализовался в процессах взаимопроникновения, смешения жанровых форм, в их синтезе и модификации. На смену классическим жанрам приходят крупные метажанровые образования (цикл, цикл-поэма, книга стихов), которые по своей природе имеют синтетическую направленность, стремление к некоему синкретизму. Так, в 1980-1990-е гг. в плане расширения лирического переживания, размывания жанровых границ, эпиза-ции лирического мышления развитие получили произведения, совмещающие в себе черты поэмы и стихотворного цикла (Р. Багатайский «Генерал Правды», 1995, И. Гоголев «Песнь о Лене», 1980 и др.), и книги стихов, основанные на принципе циклизации (Р. Багатайский «Быстроногий ветер», 1996, С. Тарасов «Неспетые песни», 1994, А. Старостин - Сиэн Кынат, «Скошенная трава», 1996, Е. Старостин - Байагантай «Давай поймем друг друга», ..., «Мы с тобой не встречались давно», ... и др.). При этом наблюдается обращение к образной системе фольклорного происхождения, усиливается тяготение к поэтике национального стихосложения. Как новаторское явление современной поэзии можно выделить индивидуально-авторское книготворчество А. Старостина - Сиэн Кынат, Е. Старостина - Байагантая, где концептуальность поэтического мышления, глобальность и многомерность мироощущения личности, авторской концепции потребовала от авторов создания книги стихов как единственно возможного способа реализации. Как один из явных особенностей самобытного

36

стиля авторов проявляется преобладание свободного стиха, или верлибра. Поэты творчески осваивают новое иноязычное или традиционно-национальное в форме и композиционной структуре произведений. В связи с этим, книга стихов как сверстиховое единство очень интересна в плане выявления своего рода «внутренних жанров», где каждый из жанров имеет свою характеристику: фольклорный тип свободного стиха, восточные и сонетные формы стихов, письма, посвящения, воспоминания, медитации, афористические стихи и т.д.

В современной поэзии наблюдается проявление неотрадиционализма и неосинкретизма. Современному поэтическому мышлению характерны стремление к интеллектуализации, психологическому самоуглублению, аналитичности, публицистичности. Жанрово-стилевые искания приводят к творческому опыту философского осмысления фольклорно-мифологического наследия народа саха. В этом плане интересно явление модификации фольклорных жанровых форм: «удаганской» песни (О. Корякина - Умсуура), пословиц, поговорок, скороговорок (П. Тобуроков, Р. Багатайский, В.С. Соловьев - Болот Боотур и др.), алгысов-бла-гопожеланий (Айталын, Н.Харлампьева, С. Руфов и др.) и др. Данный феномен наблюдается преимущественно в рамках циклизации как способа целостного воплощения авторских взглядов, реализованных через подобный жанровый синтез с целью расширения традиционных возможностей фольклорных жанров. Наиболее плодотворным нам видится исследование жанрового развития якутской поэзии рассматриваемого периода через выявление и анализ национально-художественных традиций в современных жанровых формах (циклах удаганской песни, циклах поэтических миниатюр), через влияние устно-поэтической культуры на их формирование.

Таким образом, условно можно обозначить две основных тенденции процесса

жанровообразования якутской поэзии конца XX -начала ХХ1-го веков, требующих системного изучения и научного обоснования с современных теоретико-методологических позиций: 1) разработка

The scientific heritage No 17 (17),2017

сложных синтетических форм в виде метажанро-вых образований (цикл, цикл-поэма, книга стихов); 2) тенденция к жанровой модификации и трансформации фольклорных жанровых форм в пределах циклизации. Переходный характер рассматриваемой эпохи после длительного «застоя» приводит к усложнению жанровых процессов: к усилению циклических тенденций, размыванию жанровых границ, обращению к сложным синтетическим жанровым формам, сверхтекстовым единствам. Все это свидетельствует о новой фазе развития якутской поэзии, об авторской самоидентификации, о жанровых поисках, о стремлении к контекстовой глобализации, широмасштабности авторской идеи, которая не может быть реализована в рамках одного стихотворения или в пределах цикла и находит свое выражение в метажанровых образованиях, т. е. жанровых формах которые способны вмещать, совмещать другие жанры.

Список литературы

1. Дьячковская М. Н. Избранные работы: вопросы якутского стихосложения. Якутск: ИГИи-ПМНС СО РАН, 2015. 262 с.

2. Ефремова Е. М. «Золотые дожди Серге-ляха» Сем. П. Данилова: итоговая книга стихов (жанрово-архитектонические особенности) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 2 (19). С. 108-117.

3. Ефремова Е. М. Поэзия Леонида Попова: лирические субъекты в типологическом и жанровом аспектах. Новосибирск: Наука, 2015. 120 с.

4. Литература Якутии ХХ века: историко-литературные очерки: коллективная монография / редкол.: В. Н. Иванов (отв. ред.), П. В. Максимова (зам. отв. ред.), М. Н. Дьячковская, Л. Н. Романова и др.; АН РС (Я). Якутск: Ин-т гуманит. исследований АН PC (Я), 2005. 728 с.

5. Максимова П. В. Жанровая типология якутской поэзии: вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.

6. Романова Л. Н. Поэзия Натальи Харлампь-евой: динамика лирической книги стихов. Новосибирск: Наука, 2014. 128 с.

ТИПИ ВИСУНЕННЯ ЯК СТИЛ1СТИЧН1 ПРИЙОМИ ЕКСПРЕСИВНОСТ1 В АНГЛОМОВН1Й ДЕТЕКТИВН1Й РОЗПОВ1Д1

Цапенко Л.В.

Харювський нацiональний утверситет iMeHi В.Н.Каразта, викладач факультету iHO-земних мов

THE MOVING-OUT TYPES AS THE STYLISTIC TECHNIQUES OF EXPRESSIVENESS IN

ENGLISH DETECTIVE STORIES

Tsapenko L. V.

V.N. Karazin Kharkiv National University, Lecturer at School of Foreign Languages

Анотащя

У статп виокремлено та проаналiзовано типи висунення на матерiалi англомовно! детективно! розпо-

вщ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.