Научная статья на тему 'Гибридные жанровые формы в якутской поэзии второй половины ХХ В. : специфика и особенности конструирования (на материале поэзии И. М. Гоголева)'

Гибридные жанровые формы в якутской поэзии второй половины ХХ В. : специфика и особенности конструирования (на материале поэзии И. М. Гоголева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. М. ГОГОЛЕВ / АВТОРСКОЕ «Я» / АРХИТЕКТОНИКА / МЕТАЖАНР / СИНТЕЗ / ГИБРИДНАЯ ФОРМА / ЯКУТСКАЯ ПОЭЗИЯ / I. M. GOGOLEV / AUTHOR’S CONSCIOUSNESS / ARCHITECTONICS / META-GENRE / SYNTHESIS / HYBRID FORM / YAKUT POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Екатерина Михайловна

Цель исследования - определение специфики формирования и конструирования гибридных структур как оригинальных жанровых форм якутской поэзии второй половины ХХ в. Научная новизна заключается в попытке комплексного исследования специфики жанрового синтеза в якутской поэзии с точки зрения новых методологических подходов системно-типологического изучения проблемы устойчивых контекстовых структур. В результате доказано, что поэтические тексты И. М. Гоголева - «Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене» - представляют собой уникальные примеры образцов синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической структуры. Контаминация жанровых возможностей поэтического цикла и поэмы в рамках целостной художественной структуры дает возможность характеристики текстов в ракурсе качественно нового для якутской литературы метажанрового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYBRID GENRE FORMS IN THE YAKUT POETRY OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY: FORM-GENERATIVE PECULIARITIES (BY THE MATERIAL OF I. M. GOGOLEV’S POETRY)

The paper aims to identify form-generative peculiarities of hybrid structures as original genre forms in the Yakut poetry of the second half of the XX century. Scientific originality of the study involves a comprehensive analysis of the genre synthesis phenomenon in the Yakut poetry from the viewpoint of new methodological approaches within the framework of a systemic-typological study of stable contextual structures. The research findings are as follows: the author proves that I. M. Gogolev’s poetical texts (“Scripts on Mammoth Tusk”, “The Song of the Lena”) are unique examples of synthesized hybrid genres of the cycle poem and the clipped polycyclic structure. Synthesis of the poetical cycle and the poem genres within a single artistic structure allows considering these poetical texts as meta-genre forms, a new phenomenon in the Yakut literature.

Текст научной работы на тему «Гибридные жанровые формы в якутской поэзии второй половины ХХ В. : специфика и особенности конструирования (на материале поэзии И. М. Гоголева)»

https://doi■orq/10■30853/filnauki■2020■8■8

Ефремова Екатерина Михайловна

Гибридные жанровые формы в якутской поэзии второй половины ХХ в.: специфика и особенности конструирования (на материале поэзии И. М. Гоголева)

Цель исследования - определение специфики формирования и конструирования гибридных структур как оригинальных жанровых форм якутской поэзии второй половины ХХ в. Научная новизна заключается в попытке комплексного исследования специфики жанрового синтеза в якутской поэзии с точки зрения новых методологических подходов системно-типологического изучения проблемы устойчивых контекстовых структур. В результате доказано, что поэтические тексты И. М. Гоголева - "Письмена на бивне мамонта", "Песнь о Лене" -представляют собой уникальные примеры образцов синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической структуры. Контаминация жанровых возможностей поэтического цикла и поэмы в рамках целостной художественной структуры дает возможность характеристики текстов в ракурсе качественно нового для якутской литературы метажанрового статуса. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/8/8.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 8. C. 38-41. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Man-Nature Interaction in V. N. Fyodorov's Novella "Citizen № 1 of the Forever Gone Town"

Yefimova Alevtina Vladimirovna

Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk aliakrasa@mail. ru

The study aims to identify peculiarities of interaction between a man and his environment basing on an analysis of V. N. Fyodorov's novella "Citizen № 1 of the Forever Gone Town". The article considers the genre singularity and structure of the work, the principle of co-operation adopted by the characters as a condition for their existence, the role and description of nature and the characters' traditional way of living. Scientific novelty of the research lies in summarising results of the analysis of interaction between a man and nature in V. N. Fyodorov's novella "Citizen № 1 of the Forever Gone Town". As a result of the analysis, peculiarities of shaping a man's behaviour in conformity with nature are identified.

Key words and phrases: man-nature interaction in literature; novella "Citizen № 1 of the Forever Gone Town"; V. N. Fyodorov; genre singularity.

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.8.8 Дата поступления рукописи: 25.06.2020

Цель исследования - определение специфики формирования и конструирования гибридных структур как оригинальных жанровых форм якутской поэзии второй половины ХХ в. Научная новизна заключается в попытке комплексного исследования специфики жанрового синтеза в якутской поэзии с точки зрения новых методологических подходов системно-типологического изучения проблемы устойчивых контекстовых структур. В результате доказано, что поэтические тексты И. М. Гоголева - «Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене» - представляют собой уникальные примеры образцов синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической структуры. Контаминация жанровых возможностей поэтического цикла и поэмы в рамках целостной художественной структуры дает возможность характеристики текстов в ракурсе качественно нового для якутской литературы метажанрового статуса.

Ключевые слова и фразы: И. М. Гоголев; авторское «я»; архитектоника; метажанр; синтез; гибридная форма; якутская поэзия.

Ефремова Екатерина Михайловна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск Ка^^т84@таИ. гы

Гибридные жанровые формы в якутской поэзии второй половины ХХ в.: специфика и особенности конструирования (на материале поэзии И. М. Гоголева)

Актуальность исследования продиктована стремлением комплексного изучения специфики синтезированных жанровых форм в якутской поэзии второй половины ХХ в. как одного из активных периодов становления традиции устойчивых комбинированных структур. Учитывая природную особенность поэзии И. М. Гоголева (1930-1998), а именно субъектных (маркеров выражения авторского «я») и жанровых ориентиров, предполагается системно-типологическое изучение поэтики метажанровых образований. Отсутствие в литературоведческой науке Якутии специального комплексного исследования поэтического «я» И. Гоголева с точки зрения современных теоретических тенденций субъектно-образной структуры, поэтики и архитектоники метатекстовых структур актуализирует выбранное направление.

Для достижения намеченной цели на данном, промежуточном этапе исследования необходимо решить следующие задачи: определение особенностей крупных жанровых форм в поздней лирике автора (1960-1980) в аспекте проблемы метатекста; анализ мотивного, субъектного, пространственно-временного планов архитектоники текстов; изучение специфики функционирования, взаимодействия основных контекстовых единиц (стихотворение, цикл, раздел) в составе обозначенных художественных структур. Аналитическое освещение проблемы метатекста с учетом достижения обозначенных задач позволит представить процесс жанрового мышления И. Гоголева и стилевые доминанты его поэзии (темы, мотивы, образы, специфика авторского «я» и т.д.) в контексте развития национальной поэзии, что в итоге обогатит научное представление о творчестве автора, закономерностях историко-литературного процесса.

Теоретической базой исследования послужили работы М. М. Бахтина [1], Ю. М. Лотмана [6; 7], С. Н. Бройтмана [2]. Основной теоретический аспект на данном этапе исследования базируется на работах О. В. Мирошниковой [9; 10] по структурно-генетическому и системно-типологическому изучению поэтики книги стихов как особого метажанрового образования. Методы исследования основаны на комплексном,

структурно-архитектоническом аспектах анализа и интерпретации текста. Самобытность его поэзии, выражающаяся в своеобразном циклообразующем принципе компоновки художественного материала, определяет и дает возможность выйти на изучение проблемы устойчивых контекстовых структур в лирике. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы авторского «я» в лирике, чтении курса лекций, спецкурсов, организации практикумов по истории якутской литературы в высших и средних учебных заведениях, что подтверждает достоверность основных выводов и положений.

Фольклорная модификация как один из самобытных способов реализации циклической структуры через авторское стремление к их трансформации и обновлению наблюдается с самого начала развития письменной якутской литературы начала XX в. В основном трансформируется содержание фольклорных источников, при сохранении отдельных формальных признаков. Предпосылки адаптации фольклорного материала в литературный контекст отмечаются в творчестве основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского и П. А. Ойунского. В 70-е гг. процесс получил дальнейшее развитие в поэзии И. М. Гоголева. Значимые поэтические тексты поэзии автора основаны на поэтике мифа («Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене», «Заветное слово древа Аал Луук» и др.). При этом сохраняется характерная тенденция к крупным жанровым формам - лирико-медитативная поэма, циклические конструкции, метажанровые образования, роман в стихах и т.д. Циклообразующий, структурирующий принцип компоновки материала дает возможность выйти на изучение проблемы устойчивых контекстовых структур в якутской лирике.

«Письмена на бивне мамонта» сконструированы в виде отдельных 25 текстов, обозначенных как «письма». Своеобразие содержательного компонента заключается в логическом, последовательном представлении материала при переходе от одной темы к другой. Однако это не только комплекс текстов, объединенных в единую сюжетно-композиционную и содержательную структуру, автором монтируется концептуальная субъектно-архитектоническая целостность. Особенность произведения заключается в нацеленной компоновке материала, когда в пределах конкретного текста наблюдается синтез жанровых форм циклической и поэмной структуры. Можно утверждать, что полижанровый аспект и комбинированная форма дают возможность освоения масштабного эпического материала в локальном поэтическом произведении и определяют его уровень в виде макроструктуры цикла-поэмы. С точки зрения стиховой организации произведения важно подчеркнуть результаты исследований М. Н. Дьячковской: «В своей практике (на фоне развитого силлабического стиха) Гоголев обратился к национальной генетической форме - фольклорному предверлибру» [3, с. 240]. На материале обозначенного поэтического текста И. Гоголев создает новую форму стиха в якутской литературе с особыми индивидуальными стилеобра-зующими параметрами национальной поэзии.

Масштабным событийным комплексом отличается произведение «влYвнэ туhунан кэс тойук» («Песнь о Лене»). Вариативность и цикличность компоновки материала в творчестве автора М. Н. Дьячковская связывает с принципами мифопоэтики: «В целом же циклизация внутри поэм "Письмена на бивне мамонта" и "Песнь о Лене" и некоторых других создает "интертекстуальность" каждой части, что также связано с принципами мифопоэтики...» [4, с. 167]. Анализируемый текст можно определить как особую гибридную форму, комбинирующую свойства цикла и поэмы. Однако полифонизм, многосоставность, монтажность и интертекстуальность компоновки материала определяют его самостоятельность и стремление к метажан-ровым структурам. В контексте общей структуры выделяется восьмая часть «Легенды Лены», которая состоит из трех легенд (вариант издания 1980 г.) «Сэргэ Элляя Ботура», «Тыгын и Таас Уллунах», «Волшебная сила слова» (для сравнения: вариант издания текста 1973 г. состоит из семи легенд), где на основе исторических и фольклорных мотивов поэтизируются идеи высоких моральных ценностей. Как отмечает П. В. Сивцева-Максимова, представившая наиболее полную характеристику поэзии автора, «именно в таком составе тексты приобрели идейно-тематическое единство, жанровое своеобразие» [8, с. 93].

Актуализация образов и преамбул из исторических, мифологических реалий усиливает эффект восприятия произведений в идейно-содержательном, концептуальном плане. Мотивы, представляющие различные аспекты единой темы, формируют ассоциативные связи между стихотворениями, которые охватывают рядом стоящие и отдаленные друг от друга тексты во внутреннем контексте, при этом все подчиняется одному центральному образу реки Лены. Динамически усиливается содержательная составляющая текста в раскрытии основного идейного образа реки. Характеризуя образ Лены с разнообразных сторон, автор выступает в мифологической роли первотворца - создателя неомифа 'Бу врYс кытылыгар мапнайгы киЫбин... ', 'Мин аалуоту айдым бYгYн...'. Первичность как компонент мифопоэтики обретает ярко выраженную характеристику - содержание текста символически раскрывает историю зарождения реки Лены как сотворения всего мироздания. Реализуется самобытная художественная картина мира - вариант авторского мифа о мироздании в целом, адаптированный и преломленный в национально-образном ключе.

Полноценное моделирование масштабного событийного комплекса в тексте осуществляется посредством метажанровой структуры. И. Гоголеву удается удачно воссоздать и поэтизировать традиционный образ Великой реки в совершенно оригинальной для якутской лирической поэзии второй половины XX в. метажан-ровой форме. При этом присущая лирике автора неординарная образная метафоричность, находящая свои глубинные корни в устном народном творчестве, способствует раскрытию одновременно глубоко лиричного, но в то же время действительно панорамного образа Великой реки.

Фольклорные сюжеты и мотивы трансформируются в поэзии И. Гоголева, создавая своеобразный «миф», адаптированный в литературный контекст. В отличие от традиционных мифологических произведений якутского фольклора, интерпретированные авторские варианты текстов отличаются обилием метафорических организаций, расширением и углублением пространственно-временной структуры, адаптацией субъектно-образной сферы. При этом в поэтических текстах И. Гоголева на структурном уровне сохраняются оба вида трансформации мифологического сюжета в контекст произведения («перенимающий» и «оспаривающий» методы). Именно взаимодействие и органическое сочетание двух видов структуры повествования служат «фундаментом» для формирования и функционирования в поэзии И. Гоголева совершенно нового, модифицированного жанрового вида, обозначенного как «авторский миф» / неомиф.

В поэзии И. Гоголева наблюдается комбинирование форм «перенимающего» и «оспаривающего» методов организации повествования, при котором: 1) миф становится идейной основой произведения, в результате чего сохраняется определенная структура, влияющая на содержание текста (например, миф о сотворении мира и человека на берегу священной реки Лены, мотив создания Мирового дерева Аал Луук Мас и т.д.); 2) миф распределяется на эпизоды и мотивы, мифологические элементы раздробляются по всему тексту. В лирических текстах с комбинированной формой адаптации фольклорного материала образ лирического «я» отходит на второй план, в зону видения читателя попадают объекты, являющиеся предметом философских размышлений. Характерно и то, что переживания выражаются посредством особой повествовательной формы. Наблюдается доминирование элементов повествовательного сюжета, выделение фабульных единиц и компонентов (диалогическая соотнесенность голосов в рамках одного текста, повествовательная интонация и др.), которые характеризуют развитие определенного действия и интерес к микрособытию.

В конструировании устойчивых циклических, метажанровых форм в поэзии И. Гоголева основой послужили формально-содержательные параметры и компоненты образности традиционных фольклорных источников. При создании контекстовых жанровых образований автор сознательно опирается на использование определенных моделей фольклорных текстов. Стержневые произведения И. Гоголева оформлены как авторский вариант мифа об истоках происхождения мира и человека («Письмена на бивне мамонта»), о единой модели сотворения мира («Песнь о Лене»), в котором образ лирического героя предстает в ипостаси перво-творца. При этом сохраняется традиционная идейная основа мифа о создании, сотворении мира и улавливается влияние фольклорных источников на содержание поэтического произведения. Мифологические компоненты в виде архаических образов, архетипов, кодов, концептов как особых категорий, несущих национальную, фольклорную, мифологическую специфику, компонуются, распределяются по всему тексту и наделяются индивидуальным качеством в зависимости от творческой, эстетической рефлексии автора.

Крупные, значимые поэтические тексты И. Гоголева - «Письмена на бивне мамонта» (1970), «Песнь о Лене» (1980) - представляют собой оригинальные для якутской лирической поэзии второй половины ХХ в., яркие примеры образцов синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической формы. В плане жанровой динамики по истечении времени в творчестве И. Гоголева наблюдается укрупнение жанров в виде функционирования комбинированных циклических, метажанровых, синтезированных структур. Автор начинает с малых жанров с постепенным переходом на более крупные формы, что отражает эволюцию авторских взглядов на структурно-композиционном, жанровом уровне. Подобная динамика прослеживается не только в поэзии, но и в прозаических, драматических произведениях [5, с. 33]. Отметим опыт первого в якутской литературе романа в стихах «Солнечная гора» (1962), написанного сонетоподобной строфой силлабо-тоническим стихом. Жанровая контаминация в виде слияния лирического и прозаического начала формирует пограничный метатекст - переходную форму между стихом и прозой. Полифонизм в структуре локального художественного текста позволяет актуализировать проблему литературного билингвизма в якутской литературе, выраженно проявляющегося в творчестве И. Гоголева. Метажанровый статус в поэзии автора определяется раскрытием целостной авторской мифологической концепции, единством субъектно-архитектонического принципа, инвариантным развитием и интегративностью микросюжета.

Можно утверждать, что определяющим фундаментом индивидуального стиля И. Гоголева является идея жанрового синтеза, проявившаяся в способности авторского сознания к переходу от традиционных поэмных и циклических структур к метажанровым формам. Взаимодействие жанровых начал цикла и поэмы создает разные смысловые оттенки в динамике текстов, что основано на развитии единой мысли и полижанрового мышления поэта. Значимые поэтические тексты И. Гоголева охарактеризованы как уникальные модели метажанровых структур (гибридные циклические образования, монтажная полициклическая форма и др.). Монтажная форма построения текстов свидетельствует о том, что автор сознательно стремился к составлению наиболее крупных произведений. Отмечается нацеленная авторская установка на создание целостного гиперциклического контекста - смыслового единства, сконцентрированного вокруг идеи мифопоэтического мировоззрения.

Процесс укрупнения лирических контекстов за счет формирования синтетических жанровых форм является новым и оригинальным явлением якутской поэзии второй половины ХХ в. Усложнение межтекстовых связей внутри авторской лирической системы обоснуется системно целостным, контекстовым характером поэтического мышления И. Гоголева. При этом субъектно-архитектоническая целостность произведений формируется на основе единого художественного ансамбля текстов, объединенных образом лирического героя. Заложенный от природы талант и способность художественной интерпретации окружающей действительности на уровне этногенетического, мифологического мышления стимулируют расширение и размывание

традиционных жанровых границ. Процесс жанровой трансформации и синтеза форм в пределах одного произведения/текста, конструирование метажанровых форм циклического характера, компоновки, вариации, «монтажа» основных контекстовых единиц в составе художественных структур мотивируются глобальным мифологическим мышлением И. Гоголева. В данном аспекте актуализируется продуктивность циклических форм в плане перестройки лирической доминанты к эпической, когда синтезированные жанровые структуры способствуют освоению наибольшего эпического материала. Охватить широкий эпический контекст «повествования» в произведениях И. Гоголева позволяет именно метатекст.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Структурообразующей основой для реализации метажанровых образований в поэзии И. Гоголева послужили синтез и ассимиляция традиционных художественных форм и средств фольклора. Одним из отчетливо выраженных элементов монтажа и компоновки метажанровых структур в поэзии автора является трансформация традиционных моделей фольклорных жанров в текст поэтического «повествования». Жанровая генерализация в виде перенимания готовых моделей (песни, благословения, легенды, мифы) фольклорных текстов и отдельных его элементов в литературный контекст определяется как типологический способ создания и компоновки циклической, метажанровой структуры в поэзии И. Гоголева. В конструировании метажанровых форм основой послужили формально-содержательные параметры образности традиционных фольклорных источников, которые в результате трансформации обретают новое художественное качество. При этом важно подчеркнуть, что в дальнейшем требуется изучение динамики, своеобразия и функций отражения метажанровых образований в драматических, прозаических произведениях автора. Перспективным можно считать исследование поэтики произведений писателя с точки зрения раскрытия в них специфики полифонической структуры авторского «я».

Список источников

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 422 с.

2. Бройтман С. Н. Лирика в историческом освещении // Теория литературы: в 3-х т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). С. 421-465.

3. Дьячковская М. Н. К вопросу о мифологизме в якутской поэзии: П. А. Ойунский и И. М. Гоголев // Дьячковская М. Н. Избранные работы: вопросы якутского стихосложения. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. С. 232-243.

4. Дьячковская М. Н. К постановке проблемы художественного стиля и метода в поэтическом творчестве И. Гоголева // Дьячковская М. Н. Избранные работы: вопросы якутского стихосложения. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. С. 160-173.

5. Кириллина М. А. К проблеме автора в драматургическом тексте (на материале пьес И. М. Гоголева) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 2. С. 32-35.

6. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство, 1996. 846 с.

7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.

8. Максимова П. В. Якутская поэма. История и типология жанра. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 150 с.

9. Мирошникова О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 339 с.

10. Мирошникова О. В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети XIX века). Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. 140 с.

Hybrid Genre Forms in the Yakut Poetry of the Second Half of the XX Century: Form-Generative Peculiarities (by the Material of I. M. Gogolev's Poetry)

Efremova Ekaterina Mikhailovna, PhD

Institute for the Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk Kachkom84@mail. ru

The paper aims to identify form-generative peculiarities of hybrid structures as original genre forms in the Yakut poetry of the second half of the XX century. Scientific originality of the study involves a comprehensive analysis of the genre synthesis phenol-menon in the Yakut poetry from the viewpoint of new methodological approaches within the framework of a systemic-typological study of stable contextual structures. The research findings are as follows: the author proves that I. M. Gogolev's poetical texts ("Scripts on Mammoth Tusk", "The Song of the Lena") are unique examples of synthesized hybrid genres of the cycle poem and the clipped polycyclic structure. Synthesis of the poetical cycle and the poem genres within a single artistic structure allows considering these poetical texts as meta-genre forms, a new phenomenon in the Yakut literature.

Key words and phrases: I. M. Gogolev; author's consciousness; architectonics; meta-genre; synthesis; hybrid form; Yakut poetry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.