Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ КРУПНОГО ХОЛДИНГА'

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ КРУПНОГО ХОЛДИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нематериальная мотивация / типы сотрудников / стимулирование труда / intangible motivation / types of employees / labor incentives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кальней Валентина Алексеевна, Смирнов Денис Юрьевич

Статья посвящена анализу нематериальной мотивации как фактору стимулирования труда сотрудников крупного холдинга. Рассмотрены виды нематериальной мотивации сотрудников различной квалификации, повышающие эффективность их трудовой деятельности. Приведены примерные программы нематериальной мотивации, внедрённые в крупном холдинге, раскрыты условия их внедрения и их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of studying non-material motivation in the system of advanced training for employees of a large holding company

The article is devoted to the analysis of such type of labor stimulation as non-material motivation. We analyzed the types of employees and linked the most effective types of non-material motivation to them. Examples of non-material motivation programs implemented in a large holding company are given, necessary steps that preceded the implementation of these programs are indicated.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ КРУПНОГО ХОЛДИНГА»

Textbook for students of higher education institutions. M.: Academia Publishing Center, 2004. 320 p.

9. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology. - SPb: Peter, 2000. 712 p.

10. Stolin, V. V. Self-consciousness of the personality. Moscow: Izdvo MGU, 1983.284 p.

11. Khrebina, S.V., Vlasenko A.I., Plugareva A.V. The role of value attitude of students in the formation of psychological readiness for professional activity // Humanities (Yalta). 2021. № 2 (54). P. 146-153.

12. Khrebina, S.V., Dmitrovich E.V. Development of sense sphere of personality as a condition for successful professional training of student. Pyatigorsk, 2013, 297 p.

13. Hrebina, S.V. Expert analysis of organizational-psychological reality of education system // Vestnik of Pyatigorsk State Linguistic University. 2008. № 3. P. 118-123.

14. Chepovskaya, O.G. "Professional self-consciousness as a factor of successful professional career," Psychological Science and Education, No. 4, pp. 47-57, 2018.

15. Hrebina S., Voronkina L., Zvereva R., Shapovalova M. The role of student's subjectivity in successful professional self-determination / In the book: Proceedings of IX International Scientific and Practical Conference "Actual problems of social and labor relations" (ISPC-CPSLR 2021). Materials of the IX International Scientific-Practical Conference. Amsterdam, 2022. P. 363-367.

к проблеме исследования нематериальной мотивации в системе повышения квалификации сотрудников крупного холдинга

Кальней Валентина Алексеевна

Доктор педагогических наук, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: v-kalney@yandex.ru

Смирнов Денис Юрьевич

Аспирант, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: v-kalney@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-21-30

Аннотация:

Статья посвящена анализу нематериальной мотивации как фактору стимулирования труда сотрудников крупного холдинга. Рассмотрены виды нематериальной мотивации сотрудников различной квалификации , повышающие эффективность их трудовой деятельности.. Приведены примерные программы нематериальной мотивации, внедрённые в крупном холдинге, раскрыты условия их внедрения и их эффективность.

ключевые слова: нематериальная мотивация, типы сотрудников, стимулирование труда.

to the problem of studying non-material motivation in the system of advanced training for employees of a large holding company

Kalney Valentina Alekseevna

Doctor of Pedagogics, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: v-kalney@yandex.ru

Smirnov Denis Yurievich

Postgraduate student, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: v-kalney@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-21-30 Annotation:

The article is devoted to the analysis of such type of labor stimulation as non-material motivation. We analyzed the types of employees and linked the most effective types of non-material motivation to them. Examples of non-material motivation programs implemented in a large holding company are given, necessary steps that preceded the implementation of these programs are indicated.

Key words: intangible motivation, types of employees, labor incentives.

Успех корпорации, её устойчивое развитие и прибыльность зависит не только от выбора правильной стратегии и эффективного руководства, но, в большой степени, от профессионализма рядовых сотрудников и уровня их вовлечённости, что определяет эффективность бизнеса.

Рассмотрим проблему нематериальной мотивации линейных сотрудников крупной корпорации как наиболее массовой и важной с точки зрения операционного функционирования бизнеса категории персонала.

Опыт показывает, что в крупных корпорациях бизнес-процессы выстроены максимально эффективно и на большинство участков работы ставятся специалисты с конкретными должностными инструкциями и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных профессиональных функций. Со временем, следуя жизненному циклу сотрудника [1],вовлечённость, мотивированность работника уменьшается и падает производительность труда.

В соответствии с теорией Маслоу, начальные базовые уровни потребности, это достойная оплата труда и чувство безопасности, защищённости, которые выражаются в стабильности работы и хороших комфортных условиях работы. Эти две потребности покрываются материальной мотивацией, но двигаясь вверх по пирамиде Маслоу и учитывая сформулированный им принцип пробуждения потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней [3], необходимо думать о следующих уровнях, создавая комплексный подход к системе вознаграждения и, тем самым обеспечивая результативность и эффективность работы персонала. 22

Нематериальная мотивация будет эффективной, если у сотрудников уже удовлетворены базовые потребности, то есть, при создании системы мотивации в компании необходим комплексный подход.

Закрыв базовые, необходимо работать над следующими по иерархии потребностями, такими, как признание достижений, внимание руководства и коллектива, возможность самовыражения и так далее. Опираясь только на материальное стимулирование труда (зарплата, премии и социальные гарантии), можно получить результат, который состоит в том, что сотрудник, привыкнув к базовым компенсациям, уйдёт в другую компанию, где мотивационная составляющая ориентируется на нематериальные, но важные для его профессионального роста мотивы.

Определим отличия видов материальной и нематериальной мотивации. Материальная мотивация определяется политикой компании по итогам результатов работы и включает такие виды, как окладная часть, переменная часть, бонусы и так далее. Для нематериальной мотивации важны поощрения в виде участия в командообразующих мероприятиях, дипломы, дополнительное обучение, социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ. Исходя из видов затрат, существуют три группы нематериального стимулирования:

- не требующие затрат: дипломы, благодарность и т. д.;

- требующие затрат и распределяемые адресно: подарки, оплата жилья, корпоративный транспорт и т. д.;

- требующие инвестиций и распределяемые безадресно: корпоративное ДМС, оплата офисных обедов, корпоративные командообразующие мероприятия и т. д.

Для эффективного сочетания видов мотивации необходимо оценить потребности сотрудников для определения типа и инструментов мотивирования. В арсенале кадровой службы крупных компаний есть целый набор специальных тестов, определяющих потребности работников и наиболее адекватные инструменты мотивации. При внедрении системы мотивации в исследуемой корпорации, среди прочих, использовался тест Герчикова, российского автора и Непрофессионала.

В.И. Герчиков[2], по результатам своих исследований в ряде компаний, используя разработанное тестирование, классифицировал пять мотивационных типов:

1. Инструментальный (ИН);

2. Профессиональный (ПР);

3. Патриотический (ПА);

4. Хозяйский (ХО);

5. Люмпенизированный (ЛЮ).

В соответствии с его теорией, мотивационные типы классифицируются как:

- избегательная мотивация (сотрудник избегает санкции и наказания);

- достижительная мотивация (достичь цели и получить вознаграждение).

Чтобы выбрать наиболее эффективные виды поощрения и стимулирования,

нужно определить, к какому мотивационному типу и классу относится работник.

Рассмотрим определение мотивации для каждого типа сотрудников, с помощью характеристик типов по Герчикову[2]:

Таблица №1

Тип сотрудника Характеристика сотрудника

Инструментальный (ИН) Для сотрудника сама по себе трудовая деятельность не является ценностью и рассматривается лишь как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок, поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться. Поэтому сотрудник с инструментальным типом мотивации скорее позитивно отнесется, например, к предложению поработать в худших условиях: для него это послужит основанием потребовать увеличения заработка как доплаты за неблагоприятные условия труда. Класс мотивации - достижительный.

Профессиональный (ПР) Сотрудник ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому по силам. Он предпочитает самостоятельность в работе и отличается развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии. Как правило, сотрудник с профессиональным типом мотивации достаточно быстро становится лучшим специалистом в организации. Класс мотивации - достижительный.

Патриотический (ПА) Сотрудника интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Он убежден в своей нужности для организации, отличается готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для него важно общественное признание участия в общих достижениях. Класс мотивации - достижительный.

Хозяйский (ХО) Сотрудник добровольно принимает на себя полную ответственность за выполняемую работу. Он будет работать с максимальной отдачей, не настаивая на особой интересности или высокой оплате своего труда, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Сотрудник с преобладанием хозяйской мотивации - вероятно, самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов. Но хозяином очень трудно управлять - он суверенен и не только не нуждается в приказаниях или наказаниях, но и не терпит их. Этот тип мотивации характерен прежде всего для людей, занятых предпринимательской деятельностью. Класс мотивации - достижительный.

Сотрудник данного типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация, и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств он как сотрудник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим. Зато ему можно поручить работу, на которую не согласятся сотрудники других типов мотивации. Он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше; чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное. Кроме того, сотрудник с избегательной мотивацией - единственный, по отношению к которому административный стиль управления может быть эффективным, а потому оправданным. Класс мотивации - избегательный.

Понимание, к какому классу относится сотрудник,какие имеет характеристики, позволяет подобрать для каждого типа наиболее эффективные виды мотивирования.

Мы не будем рассматривать «избегательный» класс мотивации, связанный больше со штрафами и наказаниями, а сфокусируемся на «достижительном», на который и направлены материальные и нематериальные инструменты мотивирования.

Следует заметить, что во многих случаях нематериальная мотивация бывает более важна и от этого становится даже более эффективна, особенно для Профессионального, Патриотического и Хозяйского типов сотрудников. Каждый сотрудник обычно сочетает в себе несколько типов с преобладанием того или иного, что позволяет выстроить индивидуальный подход, но и использовать мотивационные программы для всего коллектива.

Характеристика типов сотрудников и применимого типа мотивации, позволяет определить наиболее эффективные и негативно влияющие виды мотивации, условно разделив их на:

- базовые;

- применимые;

- нейтральные;

- запретные.

Нематериальную мотивацию делят на корпоративную и личностную. Данная классификация отражает направление воздействия: на коллектив, отдел, на всю корпорацию в целом или же на конкретного сотрудника, ориентируясь на его следующие за базовыми уровнями потребностей.

Также, исходя из выявленных потребностей сотрудников, нематериальную мотивацию можно разделить на три обобщающие группы, содержащие в себе различные виды стимулирования:

1. Корпоративно-системная,

2. Психологическая,

3. Социально-бытовая.

Используя теорию Герчикова, для разных типов сотрудников или групп сотрудников, можно определить применимость того или иного вида стимулирования, что представлено в таблице № 2.

Таблица №2.

Виды нематериальной мотивации для различных типов сотрудников Действие мотивов на различные типы сотрудников

Виды мотивации Мотивационные типы сотрудников

ИН ПР ПА ХО ЛЮ

1. Корпоративно-системная мотивация

Организационное стимулирование Н Б П П З

Мотивирование творчеством П Б Н П З

Стимулирование свободным временем П П Н Б З

Корпоративная культура П П Б П П

Продвижение по службе Б П Н П З

Стимулирование обучением П Б Н Н Н

Делегирование полномочий П Б Н Б З

Участие в акционерном капитале П Н Б Б З

2. Психологическая мотивация

Общественное признание Н П Б Н Н

Личная похвала П П Б Н П

Дополнительная ответственность П П Н Б З

Возможность обращаться к руководству П П П Б З

Комфортное рабочее место П Б Н Н П

Условия для релаксации Н П Н Н З

Признание ошибок руководства Н П П П З

Участие в общественных делах З Н П З З

3. Социально-бытовая мотивация

Социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ П Н Б Н П

Подарки на праздники и к дням рождения П П Б Н П

Гибкие социальные выплаты Б П Н П Н

«Золотые парашюты» Б Б Н П З

Б - базовая степень влияния; П - применимая степень влияния; Н - нейтральная степень влияния; З - запрещенная степень влияния.

ИН (инструментальный); ПР (профессиональный); ПА (патриотический; ХО (хозяйский); ЛЮ (люмпенизированный).

В процессе исследования был проанализирован опыт внедрения нематериальной мотивации в различных компаниях. Процесс внедрения состоял из нескольких блоков:

1. Формулировка цели мотивации:

a. рост вовлечённости сотрудников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b. уменьшение текучести персонала.

2. определение потребностей сотрудников и виды стимулирования:

a. Анкетирование в департаментах корпорации;

b. выявление основных типов сотрудников;

c. организация встреч с руководителями отделов

d. проведение интервью с сотрудниками различных типов;

e. Выбор наиболее эффективных программ.

3. составление плана внедрения мотивации:

a. оформление плана внедрения как проекта;

b. определение сроков внедрения каждого этапа;

c. назначение ответственных за каждый вид мотивации;

d. установление дополнительного проектного премирования ответственным за успешное внедрение.

4. Разработка системы обратной связи для корректировки мотивации:

a. создание анкеты с вопросами, связанными с целями мотивации;

b. назначение рабочей группы для обсуждения и корректировки мотивации.

5. внедрение мотивационной программы

a. описание программы и оформление в виде положений и приказов по компании;

b. Объяснение сотрудникам суть программы через внутренний интернет -портал компании, корпоративный журнал и на внутренних собраниях;

c. запуск программы.

Приведём примеры нематериальной мотивации, которые были внедрены в корпорации как достаточно сложные в организации процесса, так и достаточно простые, которые не потребовали значительных финансовых инвестиции и больших трудозатрат.

1. Не требующие крупных затрат. Завтрак с руководителем департамента:

- повышение информированности сотрудников;

- понимание стратегии развития компании;

- ответы на вопросы сотрудников о стратегии развития, активностях, перспективах, бизнес-процессах в департаменте.

Статьи в корпоративном журнале:

- публикуются статьи о достижениях филиалов и конкретных сотрудников;

- освещаются важные проекты и мероприятия в корпорации с положительной оценкой сотрудников, стоявших за каждым проектом.

Программа «Признание достижений»;

- программа признания достижений «звезда команды» по итогам квартала и года;

- программа признания достижений «лучший проект года»;

- подарки с символикой компании, дипломы и благодарность руководства корпорации.

Программа благодарностей на интернет-портале компании:

- каждый сотрудник может оставить благодарность коллеге;

- подводится рейтинг по количеству благодарностей за год, и рекордсмен объявляется на портале и в корпоративном журнале;

Психологическая мотивация со стороны руководства.

Благодарности и обратная связь:

- все руководители прошли тренинги по мотивированию персонала и эффективному предоставлению обратной связи;

- регулярно проводится сессия руководителей с каждым сотрудником лицом-к-лицу (англ. Опе-1»-Опе).

Программа управления карьерным ростом:

- составление индивидуального плана развития;

- включение лучших и самых эффективных сотрудников в кадровый резерв корпорации.

2.Требующие затрат и распределяемые адресно .

Программа «Рейтинг филиалов»:

- дополнительное премирование и подарки в соответствии с ежегодным подведением итогов рейтинга филиалов по бизнес показателям и эффективности работы;

- ежеквартально и ежегодно.

Транспортное обеспечение:

- предоставление корпоративных автомобилей руководителям ключевых департаментов;

- оплата амортизации автомобиля и бензина для руководителей управлений.

Оплата аренды жилья:

- индивидуальный подход к ценным сотрудникам, которых пригласили занять вакансию в другом городе;

- повышение вовлечённости и лояльности к компании.

Корпоративное обучение в бизнес школе:

- индивидуальные программы обучения для кадрового резерва;

- сертификаты на оплату обучения во внешних образовательных учреждениях для отличившихся лучших сотрудников.

Корпоративная поддержка:

- материальная помощь в случае тяжёлой болезни, смерти близкого родственника, рождения ребенка и т.д.;

- предоставление дополнительных дней оплачиваемого отпуска в случае острой необходимости.

3. требующие инвестиций и распределяемые безадресно.

Добровольное Медицинское Страхование для сотрудников:

- предоставление полиса с различным набором медицинских услуг в соответствии с должностью, согласно политики компании.

Частичная оплата питания в офисе:

- компания оплачивает 100 рублей в день от чека при питании в столовой бизнес-центра.

Транспортное обеспечение:

- организация корпоративного автобусного транспорта от станции метро до офиса корпорации;

Корпоративное обучение в бизнес школе:

- организация корпоративного обучения для повышения квалификации и получения дополнительных знаний, умений, навыков.

Подарки с символикой корпорации всем сотрудникам:

- на Новый Год;

- на 23 Февраля;

- на 8 Марта.

Организация корпоративных командообразующих мероприятий:

- сплочение команды;

- выстраивание позитивного настроя и отношений в коллективе.

Заключение

Корпорация, внедрив структурированную программу нематериальной мотивации, сократила текучесть персонала с 27% до 16% в год, что теперь является одним из лучших показателей для отрасли. Руководство корпорации высоко оценило проект внедрения мотивации.

Нужно отметить, что правильное внедрение проекта нематериальной мотивации с применением теории (Герчиков) и используя лучшие практики компаний на рынке, обязательно приводит к росту вовлечённости персонала, снижению текучести и, вследствие этого, к росту эффективности труда, развитию бизнеса и увеличению прибыли корпорации.

Вторым положительным эффектом внедрения мотивации является повышение управляемости в организации, так как управлять мотивированными, увлеченными сотрудниками намного продуктивнее.

Важный момент, которому обязательно нужно периодически уделять внимание, это проверка типов личности сотрудников, так как с течением времени могут меняться потребности, цели и жизненные приоритеты. Это нужно делать, используя личные встречи и беседы с персоналом, анкетирование.

Литература

1. Burke, M. (2019). Six stages to success with the employee lifecycle. [Электронный ресурс]. URL: https://inside.6q.io/six-stages-to-success-with-the-em-ployee-lifecycle/ (дата обращения 13.01.2023).

2. Герчиков, В.И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях / Герчиков В.И. // ЭКО. - 2010. - № 6.

3. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Перевод А.М.ТатлыбаевойАЬга-ham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999

4. Статьи по управлению персоналом и кадрам. - Эл. Ресурс. Режим доступа: https://www.hr-director.ru/

References

1. Burke, M. (2019). Six stages to success with the employee lifecycle. [electronic resource]. URL: https://inside.6q.io/six-stages-to-success-with-the-employee-lifecycle / (accessed 13.01.2023).

2. Gerchikov, V.I. Motivation and stimulation of labor in modern conditions / Gerchikov V.I. // ECO. - 2010. - № 6.

3. Maslow Abraham. Motivation and personality. Translated by A.M.Tatlybayeva Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). N.Y.: Harper & Row, 1970; St. Petersburg: Eurasia, 1999

4. Articles on personnel management and personnel. - Electronic resource. Access mode: https://www.hr-director.ru/

ролевая функциональность темперамента как основа для стилевого самопредъявления характера личности

Ананьева Наталия Анатольевна,

Кандидат психологических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: ananyeva@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-30-41

Аннотация:

В статье рассматриваются важные конструкты - «темперамент и характер». Тип темперамента каждого индивида выделяется генеральной природной функциональностью, имеющей успешное воплощение в социальной среде: планирование, исполнение, энергетика, пробивание преград. Каждый представитель своего темперамента эффективно реализует заложенные в нем функции, а также может конструктивно применять те приемлемые особенности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.