Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Максим Александрович, Ращикулина Елена Николаевна, Андриенко Оксана Александровна

Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования и навыками молодого поколения. Формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций - это основная задача системы высшего образования, достигаемая путем интеграции в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной. В настоящее время повышается значимость научно-исследовательской деятельности студентов, она становится составным элементом всего образовательного процесса в вузе, важным компонентом в подготовке специалистов. Без интереса научно-исследовательская деятельность студентов не будет успешной. Поэтому поиск путей формирования интереса будущих бакалавров к данной деятельности - это важная, неотъемлемая часть работы вузов, направленная на повышение качества современного выпускника. В работе представлены результаты исследования, направленного на изучение отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, а также формирование у них устойчивого интереса к научному исследованию. Работа проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что современные студенты недостаточно вовлечены в научно-исследовательскую работу, у них зачастую отсутствует полное представление о данной деятельности и интерес к ней. Применение активных методов обучения способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к научному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Максим Александрович, Ращикулина Елена Николаевна, Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMING A STABLE INTEREST IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK IN SCIENTIFIC RESEARCH

The socio-economic development of the state is determined by the level of education and skills of the younger generation. The formation of students ' necessary professional competencies is the main task of the higher education system, which is achieved by integrating two types of activities in the learning process - scientific and educational. Currently, the importance of research activities of students is increasing, it is becoming an integral element of the entire educational process at the University, an important component in the training of specialists. Without interest, students ' research activities will not be successful. Therefore, the search for ways to form the interest of future bachelors in this activity is an important, integral part of the work of universities aimed at improving the quality of modern graduates. The paper presents the results of a study aimed at studying the attitude of University students to research activities, as well as the formation of their sustained interest in scientific research. The work was carried out on the basis of Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. The analysis of the research results allowed us to conclude that modern students are not sufficiently involved in research work, they often do not have a complete understanding of this activity and interest in it. The use of active teaching methods contributes to the formation of a stable interest of students in scientific research.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ»

KLIMOV Maxim Alexandrovich and others

TO THE PROBLEM OF FORMING A STABLE INTEREST .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 14 I 1 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у А14 / о. 14 |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1002-0041 fcSee!e(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ © Автор(ы) 2021 SPIN: 1602-6575 AuthorlD: 998867

КЛИМОВ Максим Александрович, аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования

SPIN: 8328-2616 AuthorlD: 419747 ORCID: 0000-0001-6236-2742

РАЩИКУЛИНА Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина 38, e-mail: El.Rashchikulina@gmail.com) SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Аннотация. Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования и навыками молодого поколения. Формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций - это основная задача системы высшего образования, достигаемая путем интеграции в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной. В настоящее время повышается значимость научно-исследовательской деятельности студентов, она становится составным элементом всего образовательного процесса в вузе, важным компонентом в подготовке специалистов. Без интереса научно-исследовательская деятельность студентов не будет успешной. Поэтому поиск путей формирования интереса будущих бакалавров к данной деятельности - это важная, неотъемлемая часть работы вузов, направленная на повышение качества современного выпускника. В работе представлены результаты исследования, направленного на изучение отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, а также формирование у них устойчивого интереса к научному исследованию. Работа проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что современные студенты недостаточно вовлечены в научно-исследовательскую работу, у них зачастую отсутствует полное представление о данной деятельности и интерес к ней. Применение активных методов обучения способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к научному исследованию.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, интерес, интерес к научно-исследовательской работе, формирование интереса у студентов к научному исследованию, методы активного обучения.

TO THE PROBLEM OF FORMING A STABLE INTEREST IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK IN SCIENTIFIC RESEARCH

© The Author(s) 2021

KLIMOV Maxim Alexandrovich, graduate student of social work and psychological

and pedagogical education RASHCHIKULINA Elena Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: El.Rashchikulina@gmail.com) ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department

psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Abstract. The socio-economic development of the state is determined by the level of education and skills of the younger generation. The formation of students ' necessary professional competencies is the main task of the higher education system, which is achieved by integrating two types of activities in the learning process - scientific and educational. Currently, the importance of research activities of students is increasing, it is becoming an integral element of the entire educational process at the University, an important component in the training of specialists. Without interest, students ' research activities will not be successful. Therefore, the search for ways to form the interest of future bachelors in this activity is an important, integral part of the work of universities aimed at improving the quality of modern graduates. The paper presents the results of a study aimed at studying the attitude of University students to research activities, as well as the formation of their sustained interest in scientific research. The work was carried out on the basis of Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. The analysis of the research results allowed us to conclude that modern students are not sufficiently involved in research work, they often do not have a complete understanding of this activity and interest in it. The use of active teaching methods contributes to the formation of a stable interest of students in scientific research.

Keywords: research work of students, interest, interest in research work, formation of interest in scientific research, methods of active learning.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных социально-экономических условиях рынок

труда требует от специалистов инициативности, самостоятельности, целеустремленности, предприимчивости, активности. Функции по подготовке компетентных специалистов возложены на систему профессионально-

174

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КЛИМОВ Максим Александрович и другие К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ...

го образования [1]. Формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций - это основная задача системы высшего образования [2], достигаемая путем интеграции в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной [1]. В настоящее время повышается значимость научно-исследовательской деятельности студентов, она становится составным элементом всего образовательного процесса в вузе, важным компонентом в подготовке специалистов [3; 4]. Необходимо также отметить, что социально-экономическое развитие государства во многом определяется уровнем образования и навыками молодежи [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы показывает, что различным аспектам научно-исследовательской работы студентов вузов посвящены исследования А.В. Апанасенок, Н.П. Шульгиноой, Р.К. Боженковой [5], И.В. Бирюковой [6], Г.Д. Бухарвой [7], З.Н. Каландаришвили и Ч.В. Кочисова [3], Г.В. Логуновой и О.А. Эдельштейн [8], Е.В. Малеко [9], О.А. Мишуриной, Л.В. Чупровой, Э.Р. Муллиной [1], Е.Н. Ращикулиной [10], Т.А. Ольховой [2], Ф.Н. Садриевой [11], Г.Б. Сайфутдиновой [4] и др.

Проблема формирования устойчивого интереса студентов к научному исследованию нашла отражение в статьях С.Л. Белопухова и М.В. Григорьевой [12], С.М. Качаловой [13], В.И. Казаренкова и Т.Б. Казаренковой [14], Е.А. Швецовой и И.Л. Беловой [15], Т.И. Хайрул-линой [16], О.П. Чигишевой, А.В. Бондаренко, Е.М. Солтовец [17] и др. [18-22].

Стратегия инновационного развития, рассчитанная до 2020 года, опирается на высокий уровень образования молодежи, на ее высокий творческий и интеллектуальный потенциал. Поэтому очень важно вовлекать студентов в науку, искать пути по подготовке специалистов, способных принимать новые технологии, осуществлять инновационный подход в решении проблем [11]. Заметим, что образовательный процесс в учреждении высшего образования - синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов [8]. Научно-исследовательская деятельность студентов является логическим продолжением и углублением всего учебного процесса, объединяя учебный, научный и воспитательный процесс [4]. Одним из принципов обучения в вузе является обучение через исследования [8].

Главная цель организации и развития научно-исследовательской работы студентов - это повышение уровня научной подготовки специалистов, выявление одаренных молодых людей для последующего обучения в аспирантуре и комплектования, а также обновления научно-педагогических кадров вузов [4]; практическое закрепление теоретических знаний, формирование творческого мышления, приобретение навыков проведения самостоятельного научного исследования [6], развитие творческих способностей в частности и личностных качеств в целом [13].

Научную работу студентов подразделяют на: 1) учебно-исследовательскую (включена в учебный процесс и проводится в учебное время); 2) научно-исследовательскую (выполняется во внеучебное время) [7].

Основными формами первой выступают - написание рефератов, выступления с докладами на семинарах, участие в предметных олимпиадах, работа над курсовыми и выпускными квалификационными работами, второй - участие в научном студенческом обществе, написание научной статьи, участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу, выступление на научной конференции [7], разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др. [1].

Обобщив различные исследования, можно сказать,

что многими авторами выделяются следующие направления научно-исследовательской деятельности студентов в вузе: использование исследовательских задач на различных аудиторных занятиях, привлечение юношей и девушек во внеаудиторную и коллективную научно-исследовательскую деятельность [1; 23].

Стержнем работы с молодым исследователем является профессорско-преподавательский состав вуза, а именно, руководитель, дающий основы методики проведения научного исследования, формирующий научные компетенции, организующий апробацию результатов научно-исследовательской работы и т.д. [4].

Одной из важных задач преподавателя высшей школы является мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности. Ведь именно педагог - это организатор и координатор творческой деятельности студентов, зарождающий у них интерес и желание принимать участие в научной работе [3], которая, в свою очередь, развивает познавательную активность [6], самостоятельность, инициативность, целеустремленность, т.е. формирует у молодого поколения профессиональные компетенции, адекватные требованиям рынка труда.

Проблема интереса студентов к научно-исследовательской деятельности привлекает внимание многих отечественных педагогов и психологов. Интерес, являясь ведущим мотивом образовательного процесса, всегда находился под пристальным вниманием исследователей [12].

В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно» [24]. Краткий психологический словарь определяет данное понятие следующим образом: «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности» [25, с.136].

Необходимо отметить, что без интереса научно-исследовательская деятельность студентов не будет успешной. Поэтому поиск путей формирования интереса будущих бакалавров к данной деятельности - это важная, неотъемлемая часть работы вузов, направленная на повышение качества современного выпускника.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Раскрытие содержательной стороны педагогического условия, направленного на формирование устойчивого интереса обучающихся к научному исследованию с применением активных методов обучения.

Постановка задания. Изучение отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, а также формирование у них устойчивого интереса к научному исследованию.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались анализ психологической, педагогической литературы, анкетирование, опрос, наблюдение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В исследовании приняли участие студенты МГТУ им. Г.И. Носова, обучающиеся по направлению подготовки «Социальная работа», в количестве 86 человек в возрасте 18-23 лет.

Опрос студентов, принявших участие в нашем исследовании, показал, что в активное участие в научной работе вуза осуществляют 26,4% студентов, причем у 45,3% студентов нет желания заниматься данной деятельностью, но при этом, 28,3% юношей и девушек выразили желание принимать участие в научно-исследовательской работе университета.

Каковы же причины не включения студентов в научно-исследовательский процесс? Мы выяснили следующее: отсутствие интереса, не знание о таком на-

KLIMOV Maxim Alexandrovich and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

TO THE PROBLEM OF FORMING A STABLE INTEREST ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

правлении деятельности в вузе, нехватка времени, лень, отсутствие материального поощрения, недостаточная информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях. Итак, мы видим, что отсутствие интереса к научной работе находится на перовом месте среди причин неучастия юношей и девушек в научно-исследовательской работе.

Десятая часть из опрошенных респондентов (9,3%) воспринимает научную деятельность в качестве перспективы своей будущей профессиональной деятельности по окончании вуза. Возможно, проблема заключается в том, что студенты недостаточно привлекаются к выполнению реальных научных исследований в рамках исследовательских программ кафедр.

Также нами был поставлен вопрос, касающийся самообразования студентов. Было установлено, что у респондентов не достаточно высокий уровень способности к самообразованию. Отметим, что самообразованием в России охвачено всего 22% населения, что является крайне низким показателем, по сравнению с некоторыми другими странами, в которых данный показатель достигает 90% [26].

Использование активных методов обучения при формировании устойчивого интереса у будущих бакалавров к научной деятельности позволяет сместить акценты в направление активизации умственной деятельности студентов, развития их самостоятельности, инициативности. Очень важно создавать условия, в которых студент может занять активную личностную позицию, самовыразиться.

Основными формами организации научно-исследовательской работы студентов на 1-2 курсах выступают: подготовка индивидуальных заданий, докладов, сообщений, включающих элементы научного поиска, написание рефератов, курсовых работ, причем не сводимых к скачиванию готового материала из сети Интернет, переписыванию учебника или каких-либо научных статей. Данные работы обязательно включают в себя еще и экспериментальную часть. Студенты учатся работать с литературой, анализировать, сравнивать материал, формулировать выводы. В рамках формирования интереса обучающихся младших курсов к научно-исследовательской деятельности нами применяются такие методы, как проблемный семинар, учебная дискуссия, работа с литературой, круглый стол, дебаты, анализ конкретных ситуаций и др.

Основными формами организации научно-исследовательской работы студентов на старших курсах выступают: подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в конкурсах исследовательских работ, научных статей, олимпиадах, выступления на конференциях различных уровней, публикации статей в рецензируемых журналах. При работе со студентами 3-4 курсов применяются следующие активные методы обучения: проблемный семинар, учебная дискуссия, лекция-пресс конференция, мозговой штурм, дебаты, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, олимпиада, научная конференция, метод-проектов и др.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В работе А.В. Апанасенок и его коллег указывается, что в российских вузах всего 5-7% студентов вовлечены в научно-исследовательскую работу [5].

Исследование, проведенное С.М. Качаловой, показало следующую картину: студенты не в полной мере готовы к самообразованию, к исследовательской деятельности. Автор отводит ведущую роль преподавателям в развитии способности к исследовательской деятельности обучающихся в вузе [13].

Опрос студентов, проведенный З.Н. Каландаришвили и Ч.В. Кочисовым, доказывает, что у современных студентов по большей мере отсутствует устойчивый интерес к исследовательской работе [3]. 176

В научных изысканиях Ф.Н. Садриевой представлены результаты опроса студентов вуза относительно их представления об образе ученого, важности научной деятельности в вузе, причин нежелания юношей и девушек участвовать в научно-исследовательской работе и т.д. [11].

В работе В.И. Казаренкова и Т.Б. Казаренковой акцент делается на формировании у студентов интереса средствами внеаудиторных занятий [14].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы: применение активных методов обучения способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к научному исследованию.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения проблемы развития исследовательской деятельности будущих бакалавров социальной работы, заключаются в исследовании такого аспекта, как выстраивание образовательных маршрутов на основе непрерывной творческой самореализации студентов в решении исследовательских задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мишурина О.А., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования профессиональных компетенций //Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 412-415.

2. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 122.

3. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе //Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 23.

4. Сайфутдинова Г.Б. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-3. С. 73-74.

5. Апанасенок А.В., Шульгина Н.П., Боженкова Р.К. Научно-исследовательская работа студентов в современном университете: актуальные вызовы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. № 2 (19). С. 123-130.

6. Бирюкова И.В. Научно-исследовательская работа студентов как первый шаг создания инновационного научного продукта / В сборнике: Наука вчера, сегодня, завтра: теория и практика. Материалы Международного электронного Симпозиума. 2015. С. 48-52.

7. Бухарова Г.Д. Научно-исследовательская работа студентов вуза / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 3 77-379.

8. Логунова Г.В., Эдельштейн О.А. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: проблемы и перспективы // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5 (5). С. 161-165.

9. Volkova V.B., Maleko E.V., Kurban E.N., Karpova E.V., Krivoshlykova M.V., Pitko O.A. Contemporary student slang as a social dialect //Man in India. 2017. Т. 97. № 3. С. 611-622.

10. Панова Л.П., Ращикулина Е.Н., Павлова Л.В. Логико-гносеологические основы формирования умений решать задачи у студентов высших учебных заведений // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1A. С. 252-260.

11. Садриева Ф.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузе / В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015. С. 268-272.

12. Белопухов С.Л., Григорьева М.В. Формирование познавательного интереса у студентов аграрного вуза при выполнении курсовых проектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2019. № 6 (94). С. 65-69.

13. Качалова С.М. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза // Этническая культура. 2020. № 2 (3). С. 107-110.

14. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Формирование у студентов интереса к учению на внеаудиторных занятиях // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1. № 1. С. 99-103.

15. Швецова Е.А., Белова И.Л. формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну /В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 76-81.

16. Хайруллина Т.И. Формирование интереса к проектно-иссле-довательской работе студентов на примере казанского автотранспортного техникума / В сборнике: Проблемы и перспективы разви-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

тия образования. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Ответственные редакторы И.А. Ахметшина, Р.Г. Измайлова, А.А. Лосева. 2018. С. 152-155.

17. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.

18. Щучка Т.А., Гнездилова Н.А. Информационно-исследовательская компетентность магистранта педагогики в подготовке к научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ//Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 223228.

19. Андреева Т.В., Андреев П.Г., Сальников И.И. Прогнозирование показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов на основе искусственных нейронных сетей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 104109.

20. Иванова В.В. Формирование исследовательской компетентности у будущих специалистов дошкольного образования соединенного королевстваВеликобритании и Северной Ирландии //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 26-29.

21. Молокова Е.Л. Университетская научная деятельность: институциональная методология исследования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 241-244.

22. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.

23. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5—2. С. 167—170.

24. Богданов Р.А. Развитие интереса к профессии у студентов колледжа как психолого-педагогическая проблема // Universum: психология и образование. 2018. № 4 (46). С. 30-33.

25. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 512 с.

26. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник/Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.

Статья поступила в редакцию 21.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

КЛИМОВ Максим Александрович и другие К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.