Научная статья на тему 'К проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов'

К проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ГРАЖДАНСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ / COMMUNICATIVE SITUATIONS / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATION COMPETENCE / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATION COMPETENCE / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / CIVIL COMMUNICATION / MANAGERIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Л.А.

В статье исследуется проблема профессиональной подготовки студентов будущих специалистов по государственному управлению. Раскрывается значимость коммуникативной деятельности для успешного решения профессиональных задач. Идентифицируя готовность к профессиональной деятельности с коммуникативной деятельностью, автор выделяет в структуре последней виды профессионально значимых способностей и обосновывает необходимость развития у студентов интеллектуальных, вербальных, аналитических способностей, опираясь на идеи контекстного, коммуникативного подхода к подготовке специалистов в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of formation of communicative competence of students

The article deals with the problem of professional training of students future specialists in public administration. The significance of the communicative activities for the successful solution of professional problems is discussed. Identifying readiness for professional activity with communicative activities, the author specifies the types of professionally significant abilities in its structure and substantiates the necessity of developing students' intellectual, verbal, analytical skills, based on the idea of contextual, communicative approach to training of specialists in universities.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов»

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

■ ■ ■ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автор: ОБУХОВА Л.А.

ОБУХОВА Лариса Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Адрес: 119571, Москва, Проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (920) 191-3634. E-mail: obuhova_larisa@mail.ru

Аннотация: в статье исследуется проблема профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов по государственному управлению. Раскрывается значимость коммуникативной деятельности для успешного решения профессиональных задач. Идентифицируя готовность к профессиональной деятельности с коммуникативной деятельностью, автор выделяет в структуре последней виды профессионально значимых способностей и обосновывает необходимость развития у студентов интеллектуальных, вербальных, аналитических способностей, опираясь на идеи контекстного, коммуникативного подхода к подготовке специалистов в вузе.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, гражданские коммуникации, управленческая деятельность, коммуникативная среда, профессионализация, коммуникативные технологии, коммуникативная компетентность, управление, инновационные компетенции, профессиональное развитие, социальная деятельность, профессиональное образование, коммуникативные ситуации, познавательная деятельность.

Повышение качества образования - одна из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Образовательный результат определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью выпускника к успешному решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня образования. Активно обсуждаются идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков и др.). Учеными рассмотрены отдельные виды компетентности: коммуникативная компетентность (Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская); социально-психологическая (А. Кох); социальная (Д.Е. Егоров); профессионально-педагогическая (Н.В. Кузьмина, В.В. Кульбеда); аутопсихологическая (А.А. Деркач, А.П. Ситников); межкультурная (Н.Н. Григорьева. Мегалова); информационная (Н.В. Кульбеда).

Одной из важнейших задач повышения эффективности процесса подготовки специалиста становится согласование между направлением, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и теми желаемыми личностью особенностями, которые соответствуют ее видению общих жизненных целей и смыслов. При рассогласовании этих ориентаций личность не может достичь профессиональной и личностной зрелости и цельности. В данном аспекте необходимо подчеркнуть важность наличия личностных и профессиональных качеств как неотъемлемых составляющих успешности в осуществлении профессиональной деятельности.

Компетентностный подход преодолевает традицию рассмотрения личностного роста и профессионального развития как автономных, изолированных процессов. Доказано, что успешность в работе и удовлетворенность ею индивида определяются перспективами

и уровнем его развития как личности, а не только соответствием отдельных его качеств требованиям профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность является одной из ВЕДУЩИХ, базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов. Эта задача является одной из приоритетных в процессе подготовки будущего специалиста по управлению, в его личностном и профессиональном развитии. Становление и организация системы управления государственного и негосударственного сектора социально-экономической сферы в нашем обществе вызывает острую потребность в профессионально-квалифицированных кадрах. Поэтому перед современной высшей школой стоит сложная задача - формировать личность, готовую нравственно и практически активно включиться в разнообразные формы системы управления.

В современной практике возникла необходимость разрешить противоречие между объективной потребностью общества в подготовке специалистов в области управленческой деятельности с развитой коммуникативной компетентностью и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы выявления свойств личности студента, способствующих формированию коммуникативной компетентности.

О сформированности профессиональной компетентности специалиста в сфере управления принято судить по таким критериям, как деятельностный, коммуникативный, организационный. Под коммуникативной компетентностью в управленческих профессиях понимают основывающуюся на знаниях закономерностей, принципов и техник общения интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику, сложное системно-организованное, актуальное, формируемое личностное качество человека, позволяющее ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность представляет собой сложное образование, характеризующееся определенной структурой, наличием взаимосвязанных компонентов и уровней. Структура коммуникативной компетентности есть единство мотивационно-лич-ностного и поведенческого компонентов.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где личностные качества специалиста имеют решающий вес в успешности и эффективности его работы. Поэтому в процессе профессионального обучения студентов - будущих управленцев - происходит не только познание ими основ и тонкостей профессии, но и воспитание и формирование тех личностных качеств, на которые специалист будет опираться в профессиональном общении, в работе с людьми. Определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства личности.

Коммуникативные свойства личности несут в себе потенциал развития, который при определенных условиях может быть успешно реализован. При этом обнаружено, что стихийного нарастания этих характеристик не наблюдается. Ведущим фактором в развитии коммуникативных качеств становятся специально организованные условия обучения.

Коммуникативная деятельность, как и любая другая, требует от субъекта деятельности наличия определенной системы побуждений, отражающих природу коммуникативной деятельности. Изучение профессионально важной информации, знание технологии и техники профессионально-деловой коммуникации предполагают создание определенных условий. Условие — одна из базовых категорий, рассматриваемая практически во всех

науках: в философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее к предмету многообразие объективного мира. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается.

В педагогике «условие» может быть определено через дидактические категории, отражающие учебно-воспитательный процесс. Под эффективными педагогическими условиями следует понимать совокупность средств, способствующих формированию готовности к взаимодействию в коммуникативном поле.

Практика показывает, что среди базовых условий следует выделить контекстный подход, предполагающий отбор профессионально-значимого содержания, которое способствует профессиональному общению на основе чтения научной литературы, справочных материалов, а также форм и методов, среди которых важное место занимают активные формы взаимодействия. Контекстный подход позволяет в практике образовательного процесса моделировать ситуации делового профессионального общения с установкой на выработку определенных профессиональных свойств личности. Обучению профессиональной технологии при решении задач коммуникативного характера способствует профессионально-информационный подход: обмен информацией с коллегами, доклад на научной конференции. Создание проектов, решение проблемных ситуаций создают условия для развития специальных способностей личности, актуализации профессиональных знаний и умений.

Результативность профессиональной подготовки представляется готовностью выпускника вуза к продуктивному решению профессиональных задач. Результат вузовского образования как его итог отражается в продукте — личности выпускника (объективный компонент результата); в конкретных изменениях самого содержания этой личности (преобразующий компонент результата). Таким образом, результат профессионального образования имеет как содержательную, так и ценностную сторону.

Высшее образование создает условия для профессиональной подготовки через средства, погружающие в контекст профессиональной деятельности. В научно-педагогическом исследовании в настоящее время широко применяется особого рода моделирование, называемое мысленным экспериментом, в ходе которого, наряду с научными предположениями, используют элементы научной фантазии. Мысленный эксперимент представляет собой логическую операцию, основанную на предположении, условии или допуске. Мысленный эксперимент субъективен по характеру замысла и в этом отношении выходит за пределы реальности, но в логическом отношении он сохраняет непосредственную аналогию с реальным моделированием.

Модель прогнозирует то, что должно быть, исходя из цели, предъявляемой спецификой профессии, типа учебного заведения. В модели подготовки заложены требования, которые выполняются на основе содержания учебных программ, методов обучения. Модель специалиста ориентируется на изучение сферы деятельности выпускников вуза, описания ее условий, необходимых знаний, умений, качеств (профессиограмма). Модель деятельности дает ответ на вопрос о том, что требуется специалисту для его успешного функционирования (требования и перспективы развития). Это эталон, в котором выражается социальный заказ. Модель подготовки — это учебный процесс с его содержанием, отношениями и связями, которая включает учебную деятельность студентов, преподавателей, организующих ее и управляющих ею.

Процессы обновления в сфере профессионального обучения в отечественной высшей школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены права и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств.

Анализ различных подходов к выработке ценностных ориентации студентов позволил сделать вывод о том, что сформированная в личности направленность на расширение профессиональной компетенции становится фактором развития личности профессионала. Изменяются показатели компонентов готовности, в итоге ценностномотивационный компонент проявляется во внутреннем стремлении студента к овладению основами будущей профессиональной деятельности, так как формируются профессиональные мотивы; вырабатывается установка на творчество, на развитие творческого потенциала и стремление к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию; осознается смысл овладения дополнительными социокультурными знаниями, расширяющими компетенции специалиста.

Согласно личностно-ориентированной концепции студент является изначально субъектом познания. Исходя из принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), можем утверждать, что субъект деятельности по овладению профессиональной коммуникативной компетентностью планирует, организует, направляет, корригирует ее, в то же время сама деятельность формирует студента как субъекта. Таким образом, достигается «сдвиг» мотива, представляющий форму проявления потребностей. А.Н. Леонтьев полагает, что генетически исходным началом для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Их совпадение есть вторичное явление, чему способствуют специально создаваемые педагогические условия. Мотив выступает как объективная ценность продукта учебной деятельности — знаний, поскольку мотивация выполняет разнообразные функции в познавательной деятельности студента: побуждает к непрерывной интенсивной деятельности, задавая ей определенный темп; конкретизирует степень волевых усилий; придает избирательную направленность познавательным (регуляторная функция) мотивам и выступает в качестве внутреннего механизма управления всей учебной деятельностью.

Отбор средств (условий), обеспечивающих формирование готовности к профессиональной деятельности, происходит на основе принципа соответствия социальным потребностям общества, обусловленного сущностью философских категорий (познаваемость мира, объективность, единство теории и практики, гуманизм, демократизм).

Принцип целеполагания выступает как идея о конечном результате профессиональной подготовки, как фактор профессионального развития. Ориентация на ценности коммука-ции — фактор целеобразования в процессе профессиональной подготовки студентов. Целеполагание как принцип выполняет прогностическую, интегрирующую функции, а подготовка студентов к профессиональной деятельности становится целенаправленной, осмысленной.

Исследования показывают, что цель является одним из регуляторов человеческого поведения и вытекает из потребностей социального бытия. Механизм целеполагания служит мотивирующим фактором учебной деятельности студентов, так как социальная деятельность становится формой этого бытия. И те результаты, которые человек получает благодаря своей деятельности, всегда имеют социальный смысл, социальное значение: целеполагание есть процесс формирования образа предстоящей профессиональной деятельности.

Технология управления процессом профессиональной подготовки заключается в создании предметной насыщенности среды. Моделирование учебных ситуаций, процессов решения профессионально-предметных задач достигается посредством совмещения процесса освоения учебных дисциплин и процесса выработки профессиональных умений. Таким образом, методика реализации педагогических условий формирования готовности студентов управленческого профиля к профессиональной деятельности должна отражать наличие всех компонентов учебного процесса (цель, содержание, методы, организационные формы). Имитация профессиональных сфер комплексом проблем, присущих той или иной профессиональной деятельности, будет способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов.

Формирование готовности — это сложный многоуровневый процесс, в ходе которого вырабатываются общие смыслы, идеи, понятия, теоретической основой которых являются коммуникационные, информационные условия, которые находятся в тесной взаимосвязи и детерминируются нормами профессиональной интеракции.

Увеличение объема знаний и стремление к усвоению большого объема информации, ценностей будущей профессиональной деятельности обусловлены профессионально значимыми мотивами. Было установлено, что успешность деятельности определяется не только силой мотивации (классический закон Иеркса-Додсона), но и структурой мотивов.

Исследователи (Н.И. Мешков, В.А. Якунин, А.А. Реан) экспериментально установили, что положительная профессиональная мотивация не восполняется даже самым высоким уровнем профессиональных способностей.

В профессиональной педагогике предпринимались попытки определения профессионально значимых свойств личности, в том числе и специальных способностей. Анализируя результаты научного поиска, пришли к выводу, что адекватность способностей сути выполняемых профессиональных функций создает условия для успешного решения профессиональных задач. Отмечается, что для ряда специальностей, приобретаемых студентами - будущими специалистами системы управления организации, характерно решение проблемных задач по социальному регулированию отношениями в обществе, что требует способностей для выполнения контекстно-значимых мыслительных операций.

Поскольку принятие решения в условиях повышенной ответственности за судьбу человека предъявляет высокие нравственно-моральные требования к личности специалиста, психологические перегрузки могут приводить к синдрому «профессионального сгорания». Разнообразные жизненные ситуации требуют их внимательного изучения, отбора способов разрешения проблемы и прогнозирования результата их применения.

Анализ квалификационных характеристик студентов - будущих работников системы управления и организации показал, что определяющими свойствами личности являются способности к сосредоточению на определенном виде деятельности, аналитические и коммуникационные способности. Рассмотрение социально-экономических ситуаций предполагает проецирование нормы на ее суть, что сопровождается действиями по обоснованию, оценке, утверждению с признанием множественности верных решений. Учебный процесс задает условия познавательной деятельности содержанием образования (познавательные задачи), включением в процесс взаимодействия по освоению содержания образования (познавательные задачи), а также различных методов обучения (коммуникативные задачи), необходима контекстность образовательного процесса, который создается проблемными ситуациями.

коммуникология - соммимсоюоу

Осознание своих склонностей и способностей приводит к формированию мотивов, побуждающих человека заниматься определенным видом деятельности. Важно адекватное представление студента о структуре профессиональной коммуникативной деятельности и соответствии имеющихся способностей ее видам (Е.П. Ильин), что приводит к высокой эффективности в решении профессиональных задач, создает уверенность в правомерности выбора профессии, превращая ее в стойкий интерес, который влияет на активность в процессе овладения профессией, таким образом происходит самоподкрепление профессионального мотива.

Как показывают исследования ряда ученых (Г. Олпорт, П.М. Якобсон), между свойствами личности и мотивами имеется взаимосвязь, отмечается большое значение стремления человека к достижению успеха или мотив достижения (Ф. Хоппи), выяснению (Д. Макклелланд), что это - устойчивая потребность индивида добиваться успеха в различных областях деятельности. При этом значимы два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и избегание неудачи (Д. Аткинсон, Л. Кеммлер, X. Хекхаузен, В. Мейер). Человек активен, потому что испытывает потребность в эффекте своих действий. С мотивом достижения связаны такие качества, как настойчивость и упорство, а с мотивом избегания неудачи — активность и ответственность.

Готовность к коммуникации заключается в присутствии эмотивной составляющей в мотивации, в ценностном отношении как к изучению дисциплин управленческой направленности, в развитии коммуникативной компетенции. Профессиональная коммуникативная деятельность выступает средством передачи форм культуры профессиональной роли и профессионального опыта. Являясь значимым видом познавательной деятельности, коммуникативная деятельность может идентифицироваться с коммуникативной компетентностью, что позволяет создавать дидактические условия, стимулирующие развитие определенных видов способностей.

Коммуникативная компетенция обеспечивает возможности для обучения в типичных коммуникативных ситуациях профессионального контекста, требующих осмысления обсуждаемой проблемы, а значит владения мыслительными операциями для решения коммуникативных задач. Поскольку предметом обсуждения становятся различные жизненные ситуации, осуществляя социальное регулирование этой ситуацией, специалист управления привлекает свой жизненный опыт, знания из различных областей, иногда специального характера (психология, психоаналитика, медицина, физиология, этика и др.), чему способствуют его высокая эрудированность и широта интересов, общий культурный кругозор. Коммуникативная компетенция является частью профессиональной культуры будущего управленца, а ее наличие позволяет участвовать в социальных процессах, обогащая специалиста информацией о социокультурных и профессиональных особенностях коммуникации, о правилах морально-этического характера.

Таким образом, коммуникативная деятельность работника — это сложный продукт отражения профессиональной реальности в процессе мыслительной деятельности, вызывающий необходимость расширения структуры профессиональной компетентности студентов в ходе профессиональной подготовки. В то же время согласимся с исследователями (И.А. Зимняя, М.Н. Скаткин), утверждающими, что нельзя коммуникативную деятельность отождествлять с мышлением, поскольку ее результаты обусловлены не только мышлением, но и вниманием, памятью, волей, опытом — индивидуальными особенностями личности.

Для организации познавательной деятельности важным является то, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, которая охватывает стремления и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции (Л.С. Выготский). Мотивация, являясь продуктом познавательной деятельности, является фактором развития; оказывая воздействие на протекание мыслительных процессов, она становится источником интеллектуальной активности; мобилизуя творческие силы на решение познавательных задач, мотивация влияет на качество и глубину знаний, на стремление к самообразованию. Таким образом, меняется роль преподавателя специальных дисциплин, создающего условия для выбора студентами индивидуального образовательного маршрута при изучении специальных дисциплин, что в свою очередь требует тщательного отбора средств формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Таким образом, коммуникативная компетентность будущего специалиста по управлению - это основывающаяся на знаниях закономерностей, принципов и техник общения, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика, сложное системно-организованное, актуальное, формируемое личностное качество человека, позволяющее ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.

Студенты по направлению подготовки «Управление персоналом», имеющие разный уровень проявления компетентного типа поведения в общении, отличаются друг от друга на статистически значимом уровне по уровню развития личностных свойств, что свидетельствует о личностной обусловленности развития у них коммуникативной компетентности. Наиболее высокие прямые корреляционные связи существуют между самоконтролем в общении и рядом характеристик эмпатии как личностного свойства. Существуют значимые коммуникативные связи в сфере межличностных отношений, в особенности между умением и готовностью слушать и слышать другого человека.

Без специально организованной поддержки таких свойств личности, как коммуникативность, толерантность их формирование в профессиональном образовании происходит только на среднем уровне. Существует возможность способствовать более высокому уровню коммуникативной компетентности, развивать эти свойства личности в сочетании с существующей системой профессионального образования будущего специалиста по управлению, направленной на освоение знаний и стратегий поведения в общении.

Список литературы

1. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. М., 2011. 60 с.

2. Максудова Л.Г., Литвиненко М.В., Абросимов В.В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения: Методическое пособие. М., 2010. 59 с.

3. Савельева Г.П. К вопросу о формировании и оценке ключевых компетенций в высшей школе // Материалы ЧУЙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М., 2013.

4. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Шуя, 2006.

5. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации. Социологические исследования. 2001. № 8.

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

■ ■ ■ TO THE PROBLEM OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Author: OBUKHOVA L.A.

OBUKHOVA Larisa Aleksandrovna, Doctor of Sociology, Professor of the Department of personnel management of the Institute of public service and administration of the Russian Presidential Academy of national economy and public administration (RANEPA). Address: 84, Prospekt Vernadskogo, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (965) 723-0423. E-mail: obuhova_larisa@mail.ru

Abstract: the article deals with the problem of professional training of students - future specialists in public administration. The significance of the communicative activities for the successful solution of professional problems is discussed. Identifying readiness for professional activity with communicative activities, the author specifies the types of professionally significant abilities in its structure and substantiates the necessity of developing students' intellectual, verbal, analytical skills, based on the idea of contextual, communicative approach to training of specialists in universities.

Keywords: professional competence, civil communication, managerial activity, communication technologies, communication competence, management, innovation competence, professional development, social activity, professional education, communicative situations, cognitive activity.

1. Litvinenko M. V. Proektirovanie resul'tatov podgotovki specialistov v usloviyakh modul'noi sistemy obucheniya. Metodicheskoe posobie. M., 2011. 60 s. [Litvinenko, M.V. (2011) Design of outcomes of training in terms of the modular learning system. Moscow. 60 p.].

2. MaksudovL.G., LitvinenkoM.V., AbrosimovV.V. Razrabotka i postroenie uchebnykh modulei dlya sistemy dis-tantsionnogo obucheniya. Metodicheskoe posobie. M., 2010. 59 s. [Maksudov L.G., Litvinenko M.V., Abrosimov V.V. (2010) The development and creation of training modules for e-learning systems. Moscow. 59 p.].

3. Savelyeva G.P. K voprosu o formirovanii i ocenke kluchevykh kompetentsiy v vyshey shkole // Materialy XVI nauchno-metodicheskoy konferencii "Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ih resheniya". - M., 2013. [Savelyeva G.P. (2013) 'To the question of the formation and assessment of key competencies in high school' // Materials HVI scientific-methodical conference "Actual problems of quality of education and ways of their solution". Moscow].

4. Smirnova E.A. Formirovanie communicativnoi kompetentnosti: Teoria i practica problemy. Shuya, 2006. [Smirnova E.A. (2006) Formation of communicative competence: Theory and practice problems. Shuya].

5. SharkovF.I. Istoki I paradigmy issledovaniy sotsialnoy kommunikatsii. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2001. No. 8. [Sharkov F.I. (2001) 'Sources and paradigms of studies of social communication'. Sotsiologicheskiye issledovaniya. No. 8].

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.