Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ЭКОФИЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОВАНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ ЭКОФИЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ритуальная пища / традиционная культура / религиозные верования / экофильность. / ritual food / traditional culture / religious beliefs / ecophilicity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова Изабелла Захаровна

Сегодня человечество живет в эпоху, когда результаты индустриального развития последних двух веков могут стать причиной экологических катастроф. Человечество невольно обращается к традиционным религиозным принципам, которые определяли в течение столетий взаимоотношение человека с окружающей средой. Традиционная культура, прежде всего культура питания, алиментарные ритуалы, обычаи, которые являются частью повседневной жизни населения Якутии, показывают сохранность традиционного религиозного верования. Принципы алиментарной культуры якутов базируются на тесной связи человека и природы, перекликаются с теорией ноосферы, понятием экофильности, введенном в рамках теории устойчивого развития. Религиозные верования якутов формировались в течение многих веков, сохраняя устойчивые механизмы пищевого поведения, тесно связанного с природой, исходя из основных методов хозяйствования. Интересно, что в эпоху рационального научного прагматизма сезонность питания, поклонение окружающей среде, разделение пищи на «үрүң» (молочную) и «хара» (мясную), алиментарные табу, др. могут восприниматься не только как реликты верований и традиционного уклада жизни, но и как основы устойчивого развития и экофильности. По отношению к культуре питания современное якутское общество имеет противоречивые воззрения: рациональный прагматизм, гедонизм, экологичность, неосознанное (осознанное) частичное (полное) следование традициям. Некоторая часть населения, принимая религиозные верования только как некий элемент традиционной культуры, не воспринимает их как основы современного научно обоснованного экологического подхода к устойчивому развитию. Статья посвящена изучению пищевого поведения, алиментарных ритуалов в традиционном веровании якутов в эпоху современности и основана на результатах исследований в ряде улусов Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF ECOPHILITY OF TRADITIONAL RELIGIOUS BELIEF

Today humanity lives in an era when the results of industrial development of the last two centuries can cause environmental disasters. Humanity involuntarily turns to traditional religious principles that have determined the relationship of man with the environment for centuries. Traditional culture, primarily food culture, nutritional rituals, customs, which are part of the daily life of the population of Yakutia, show the preservation of traditional religious beliefs. The principles of the alimentary culture of the Yakuts are based on the close connection between man and nature and echo the theory of the noosphere and the concept of ecophile, introduced within the framework of the theory of sustainable development. The religious beliefs of the Yakuts were formed over many centuries, preserving stable mechanisms of eating behavior, closely related to nature, based on basic economic methods. It is interesting that in the era of rational scientific pragmatism, seasonality of nutrition, worship of the environment, the division of food into “Urun” (dairy) and “hara” (meat), nutritional taboos, etc. can be perceived not only as relics of beliefs and traditional way of life, but and as the basis for sustainable development and ecophile. In relation to food culture, modern Yakut society has contradictory views: rational pragmatism, hedonism, environmental friendliness, unconscious (conscious) partial (full) adherence to traditions. A certain part of the population, accepting religious beliefs only as a certain element of traditional culture, does not perceive them as the basis of a modern scientifically based environmental approach to sustainable development. The article is devoted to the study of eating behavior and nutritional rituals in the traditional beliefs of the Yakuts in the modern era and is based on the results of research in a number of uluses of Yakutia.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ЭКОФИЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОВАНИЯ»

БОРИСОВА Изабелла Захаровна,

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры французской филологии Института зарубежной филологии ирегионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, e-mail: isborissova@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ЭКОФИЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО

ВЕРОВАНИЯ

Аннотация. Сегодня человечество живет в эпоху, когда результаты индустриального развития последних двух веков могут стать причиной экологических катастроф. Человечество невольно обращается к традиционным религиозным принципам, которые определяли в течение столетий взаимоотношение человека с окружающей средой. Традиционная культура, прежде всего культура питания, алиментарные ритуалы, обычаи, которые являются частью повседневной жизни населения Якутии, показывают сохранность традиционного религиозного верования. Принципы алиментарной культуры якутов базируются на тесной связи человека и природы, перекликаются с теорией ноосферы, понятием экофиль-ности, введенном в рамках теории устойчивого развития. Религиозные верования якутов формировались в течение многих веков, сохраняя устойчивые механизмы пищевого поведения, тесно связанного с природой, исходя из основных методов хозяйствования. Интересно, что в эпоху рационального научного прагматизма сезонность питания, поклонение окружающей среде, разделение пищи на «YPYH» (молочную) и «хара» (мясную), алиментарные табу, др. могут восприниматься не только как реликты верований и традиционного уклада жизни, но и как основы устойчивого развития и экофильности. По отношению к культуре питания современное якутское общество имеет противоречивые воззрения: рациональный прагматизм, гедонизм, экологичность, неосознанное (осознанное) частичное (полное) следование традициям. Некоторая часть населения, принимая религиозные верования только как некий элемент традиционной культуры, не воспринимает их как основы современного научно обоснованного экологического подхода к устойчивому развитию. Статья посвящена изучению пищевого поведения, алиментарных ритуалов в традиционном веровании якутов в эпоху современности и основана на результатах исследований в ряде улусов Якутии.

Ключевые слова: ритуальная пища, традиционная культура, религиозные верования, экофильность.

BORISOVA Isabella Zakharovna,

Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Professor of the Department of French Philology Institute of Foreign Philology and Regional Studies North-Eastern Federal University M.K. Ammosov

ON THE PROBLEM OF ECOPHILITY OF TRADITIONAL RELIGIOUS BELIEF

Annotation. Today humanity lives in an era when the results of industrial development of the last two centuries can cause environmental disasters. Humanity involuntarily turns to traditional religious principles that have determined the relationship of man with the environment for centuries. Traditional culture, primarily food culture, nutritional rituals, customs, which are part of the daily life of the population of Yakutia, show the preservation of traditional religious beliefs. The principles of the alimentary culture of the Yakuts are based on the close connection between man and nature and echo the theory of the noosphere and the concept of ecophile, introduced within the framework of the theory of sustainable development. The religious beliefs of the Yakuts were formed over many centuries, preserving stable mechanisms of eating behavior, closely related to nature, based on basic

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

economic methods. It is interesting that in the era of rational scientific pragmatism, seasonality of nutrition, worship of the environment, the division of food into "Urun" (dairy) and "hara" (meat), nutritional taboos, etc. can be perceived not only as relics of beliefs and traditional way of life, but and as the basis for sustainable development and ecophile. In relation to food culture, modern Yakut society has contradictory views: rational pragmatism, hedonism, environmental friendliness, unconscious (conscious) partial (full) adherence to traditions. A certain part of the population, accepting religious beliefs only as a certain element of traditional culture, does not perceive them as the basis of a modern scientifically based environmental approach to sustainable development. The article is devoted to the study of eating behavior and nutritional rituals in the traditional beliefs of the Yakuts in the modern era and is based on the results of research in a number of uluses of Yakutia.

Key words: ritual food, traditional culture, religious beliefs, ecophilicity.

Введение. В условиях сурового климата природа диктует свои требования, даже в эпоху техногенного развития жизнь людей зависит от сил и капризов природы. Мистификация природы, соблюдение традиционных обычаев и обрядов сохраняется до сегодняшнего дня. Понятие эко-фильности, которая базируется на системном восприятии природы и человека, введенное в рамках устойчивого развития (В.А. Лось, А.Д. Урсул) [5, с. 254], по сути не является новым в традиционных верованиях. Основополагающими принципами экофильности являются сакрализация природы, биоцентризм как бережное отношение к жизни животных и к растительному миру, этика ненасилия [5, с. 309]. Вся природа воспринимается как живой организм, такое отношение к природе сохраняется у большинства коренного населения Якутии.

Методы и принципы исследования

В ходе исследования использованы методы анкетирования, фокус групп, элементы культурологического комментария.

Обсуждение

Цель исследования, проведенного в рамках научного проекта «Проблема валоризации и популяризации культуры питания народов Севера в современных условиях (на примере Якутии)» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-21-08001) Фонда гуманитарных исследований «Дом Наук о Человеке»/ Maison des Sciences de l'Homme (ФДНЧ, Франция), заключается в изучении сохранности традиционного религиозного сознания, которые проявляются прежде всего в соблюдении алиментарных ритуалов. Для комплексного исследования проведено анкетирование в улусах (районах) Республики Саха (Якутия) (808 респондентов от 20 до 68 лет).

В части исследований, проведенных методом фокус групп, речь шла в целом о традиционном и современном восприятии единства природы и человека в якутском социуме, в частности обсуждались вопросы о внутреннем содержании алиментарных ритуалов. 67,8 % респондентов от 25 до 65 лет, имеющих высшее и средне-специ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

альное образование респондентов, ответили: «в основе моей веры лежит уверенность в научной обоснованности единства природы и человека», «мудрости проверенных веками религиозных верований», «придерживаюсь осознанно», 25% из той же категории участников - «так принято было всегда», «не задумывался», «следую традициям».

Религиозные верования якутов связаны с традиционными видами хозяйствования. «Особое место занимает охота и рыболовство, традиции, которые связаны с традиционными промыслами сохраняются. При этом одна часть населения практикует традиционную веру северян, другая часть просто выполняет установившиеся обычаи. Традиции благословения и угощения сохраняются и во время различных праздников [1; 4]. В регионе традиционных обычаев угощения огня, местностей, мест памяти придерживаются представители всех этнических сообществ, в том числе некоренных жителей Якутии» [2, а 125]. Несмотря на то, что в якутском социуме охота и рыбалка все еще играют важную роль, традиционное религиозное верование воспринимает животных и людей равными детьми природы. Охота и рыбалка сохраняют многочисленные религиозные табу, которые позволяют воспринимать продукты охоты как передачу жизненных сил для продолжения жизни, с верой на возвращение и возрождение зверя. К примеру, медведя следует освежевать без нарушения целостности костей, а череп бережно повесить на дереве. Считается, что нарушение правил охоты чревато жизненными катаклизмами. В якутской традиции не принято убивать животных и птиц в большом количестве, существует запрет охоты некоторых птиц и животных. Религиозное верование запрещает охоту на священных птиц, стерхов, лебедей. Сакральность гидрообъектов, рек, озер, наделенных душой, требует особого отношения, водоемы почтительно называются «эбэ / бабушка». Существует множество обрядов, табу, связанных с водоемами. К примеру, люди, которые приняли участие в похоронах, во избежание оскорбления и загрязнения водоема, до новой луны не допускаются на рыбалку. Обряды угощения божеств якутского пантеона, поклонение

духам местностей, отношение к природе как живому существу остаются частью жизни якутского социума [10]. Экофильность традиционного религиозного верования является основой современного экологического воспитания [8; 9]. Понимание того, что человек не является царем природы, на севере никогда не подвергалось сомнению [6; 7]. Но какова природа религиозности сознания, внутренней мотивации религиозной экофильности современного жителя Якутии, соблюдающего внешние атрибуты традиционного религиозного верования [3]? Актуальные исследо-

вания могут дать ответ на этот и другие вопросы, связанные с феноменом стойкости религиозного сознания.

Основная часть

С целью выявления сохранности традиционного религиозного сознания проведено анкетирование среди населения Мирнинского, Сунтар-ского, Верхневилюйского, Усть-Алданского, Намского, Оймяконского районов (улусов) Республики Саха (Якутия). В анкетировании приняло участие 808 жителей.

1) Соблюдаете ли Вы традиционные религиозные ритуалы поклонения природе и угощения божеств (местности, охоты, огня, жилища, водоемов, др.) (см. рис. 1)

Рисунок 1. Традиция угощения божеств, духов (местности, охоты, огня, жилища, водоемов, др.)

среди жителей РС (Я)

Отношение к природе у большинства современных якутов осталось традиционным. Религиозная экофильность проявляется в том, что природа одухотворяется и воспринимается как живое существо. 79,6%, респондентов воспринимает природу как живое существо и соблюдает обычаи и ритуалы, связанные с ее персонификацией.

Традиционное религиозное восприятие природы наиболее сохраняется в Оймяконском улусе (95,0% опрошенных). Из центральных улусов 92,0% в Намском улусе, в западной части Якутии в Верхневилюйском - 87,5%, Сунтарском улусах -80,1%, Усть-Алданском - 80,0% и Мирнинском -66,8%.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

2) Знакомы ли с ритуальной пищей? (см. рис. 2)

■Да

■ Нет

■ Не указали/нет ответа

Рисунок 2. Знание ритуального питания

Из рисунка 2 видно, что в Усть-Алданском - - 78,1%, Намеком - 88,0%, в Оймяконском - 90,0% 64,4%, Мирнинском -76,0%, б Верхневилюйском знают ритуальную пищу.

3) Какие ритуальные блюда и ритуальную еду чаще всего употребляете? (см. рис. 3)

Верхневилщйский

■ Мирнинский

■ Намский Оймяконский

■ Сунтарский Усть-Алданский

1

Рисунок 3. Использование ритуальных блюд ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Ответы на второй вопрос о виде ритуальных блюд показали, что популярным блюдом угощения являются оладьи, которые в рационе якутов появились в XVII веке (73,1% опрошенных). Кумып сом, напитком из ферментированного молока кобылицы, угощают духов и божеств 45,9% опро-

шенных, маслом (арыы) - 37,5%, мясом (эт ас) -35,4%. Ритуальные тонкие оладьи (чараас ала-адьы) назвали 34,7% опрошенных. Ритуальная каша (саламаат) используется 33,0% жителей, напитком из ферментированного молока коровы (быыппах) угощают 27,7%.

4) Какую еду обычно используют во время церемоний, связанных с жизнедеятельностью человека (на охоте при угощении божества охоты Байаная)? (см. рис. 4)

Рисунок 4. Ритуальное угощение на охоте

Одним из почитаемых божеств в якутском пантеоне является Байанай, божество охоты. В жизни якутского социума охота играет огромную социокультурную роль, но есть районы, где этот традиционный вид хозяйствования имеет жизнеобеспечивающее значение. Для большинства современных якутян охота и рыбалка являются

популярным видом отдыха. В период начала сезона охоты на пернатых птиц весной и осенью мужчины массово отъезжают на охоту. Респонденты ответили, что для совершения религиозного обряда угощения Байаная охотники используют оладьи - 84,0%, масло (арыы) - 48,8% и кумыс - 23,5.

5) Какую еду обычно используют во время церемоний на рыбалке (массовой рыбалке куй-уур и муцха) при угощении божества водоема? (см. рис. 5)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Рисунок 5. Ритуальное угощение на рыбалке

По данным респондентов при массовой традиционной рыбалке «мучха» выполняется церемония угощения духа водной стихии, покровителя рыболовства ^ех Боллох Тойон. Забытый архаический ритуал связан с жертвоприношением скота, причем угощали внутренностями животного. В современной Якутии обычай трансформи-

рован. Из рисунка 5 видно, «что большинство жителей районов (улусов) для угощения духа водоема в основном выбирали оладьи - 71,9%, затем арыы - 32,3%, меньше всего отмечают кымыс - 15,1% и эт ас - 10,0%, а также саламат - 8,4%» [2, с. 123].

6) Какими продуктами Вы угощаете духов местности? (см. рис. 6)

Рисунок 6. Продукты при угощении духов местности среди жителей РС (Я)

Современные жители Якутии придерживаются традиции угощать местность и относиться к окружающей среде как к живому существу. 82,1%

угощают местность оладьями, маслом - 41%, кумысом - 17,7%.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

7) Какими продуктами Вы угощаете духа огня Хатан Тэмиэрийэ? (см. рис. 7)

Рисунок 7. Угощение духа огня «Хатан Тэмиэрийэ» жителями РС (Я)

«Культ огня развит у народов Сибири, Севера и Арктики. По представлениям народов Якутии огонь - символ жизни. Он дает пищу и тепло. По поверьям, дух огня является покровителем семьи от недобрых духов. Все эти народы «кормили» дух огня ежедневно, перед тем как самим приняться за еду. В настоящее время дух огня «кормят» по особенным случаям в семейных, региональных мероприятиях» [2, с. 123]. Религиозный обряд выполняется как угощение духа огня «Хаан Тэмиэрийэ» и при этом 76,2% используют оладьи, масло - 35,8%. Кумыс используют 15,6% респондентов.

Заключение

Как показывают результаты анкетирования в разных районах Якутии, экофильность восприятия природы, которая является ключевым постулатом традиционного религиозного верования якутов, сохраняется. Большинство современных жителей Якутии, также, как и их предки, придерживаются идеи биоцентризма, в которой все живые существа являются равноценными. Однако, якутский социум не отказывается от потребления мяса животных, но против излишества в охоте. В условиях сурового климата продукты охотничьего промысла воспринимаются как

необходимость сохранения жизни. В современном техногенном обществе с его научным восприятием мира удивительным образом сохраняются архаические черты анимизма. Современный анимизм якутского общества имеет разное проявление, от автоматического следования традициям до осознанного, который связан с экологическими, ноосферными теориями.

Список литературы:

[1] Борисова И.З., Винокурова Д.М., Винокурова А.А., Борисов Д.В. Историографический аспект культуры питания народов севера // Материалы международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты», Санкт-Петербург, 9-10 февраля 2018 г. - СПб.: КультИн-формПресс, 2018. - С. 319-321.

[2] Борисова И.З., Винокурова А.А., Дохуна-ева А.М. Ритуальное питание, ритуальные продукты и блюда в культуре питания / Коллективная научная монография «Валоризация и популяризация культуры питания народов Севера. Современные вызовы и трансформация. - Ростов на Дону: ООО «Приоритет», 2020. - С. 115-125.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

[3] Зубков С.А., Тимощук А.С. Прогнозирование развития экофильного сознания // Коллективная научная монография «Валоризация и популяризация культуры питания народов Севера. Современные вызовы и трансформация. - Ростов на Дону: Приоритет, 2020. - С. 306-314.

[4] Лебедева У.М., Степанов К.М., Лебедева А.М., Платонова Р.И., Петрова М.Н., Борисова И.З. Актуальные вопросы культуры питания населения Якутии: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова: материалы VII Международного Конгресса «Экология и здоровье человека на Севере» 13-18 ноября 2017 г., г. Якутск. Серия «Медицинские науки». 2017. № 4. - С. 55-58.

[5] Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. - М.: Агар, 2000. - 254 с.

[6] Bianquis Isabelle, Borissova Isabella. Urban Melting Pot: Food Heritage in Yakutia. Urban Foodways and Communication Ethnographic Studies in intangible cultural Food heritages around the world. Edited by Casey Man Kong Lum and Marc de Ferriere le Vayer, USA, 2016. - 228 p.

[7] Borisova Aitalyna, Borisova Izabella, Petrova Milana. Interdisciplinary aspects of food culture in Yakutia and opportunities for gastrotourism [Электронный ресурс]. - URL: www.itema-conference. com 2nd International scientific conference on it, tourism, economics, management and agriculture -ITEMA. 2018. Graz, Austria. November 8, 2018 (дата обращения: 20.09.2023)

[8] Borisova Izabella, Illarionov Vassiliy, Illarionova Tuyaara. Cultural heritage in the food traditions ofthe Sakha people. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol 9. № 25. ISSN 111298 67. - URL: http://jfas.info/index.php/jfas/article/ view/3140 (дата обращения: 20.09.2023)

[9] Борисова И.З., Бианки И. A la frontiere du cru : le congele en Yakoutie (Republique de Sakha). Techniques & Culture, Supplements au n°69, mis en ligne le 25 mai 2018. - URL: http://journals. openedition.org/tc/8887 (дата обращения: 20.09.2023).

[10] Do^unaeva A. M., Borisova I. Z., Bianquis I., Petrova M. N., Lebedevа U. M., Vinokurova A. A., Borisova A. A., Vinokurova D. M. Ethnocultural nutrition skills of the Yakutsk in the era of globalization. General question of world science. 2018. - P. 71-73.

Spisok literatury:

[1] Borisova I.Z., Vinokurova D.M., Vinokurova A.A., Borisov D.V. Istoriograficheskij aspekt kul'tury pitaniya narodov severa // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rol' nauki v raz-vitii sociuma: teoreticheskie i prakticheskie aspekty»,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Sankt-Peterburg, 9-10 fevralya 2018 g. - SPb.: KultlnformPress, 2018. - S. 319-321.

[2] Borisova I.Z., Vinokurova A.A., Dohunaeva A.M. Ritual'noe pitanie, ritual'nye produkty i blyuda v kul'ture pitaniya / Kollektivnaya nauchnaya mono-grafiya «Valorizaciya i populyarizaciya kul'tury pitaniya narodov Severa. Sovremennye vyzovy i transformaciya. - Rostov na Donu: OOO «Prioritet», 2020. - S. 115-125.

[3] Zubkov S.A., Timoshchuk A.S. Prog-nozirovanie razvitiya ekofil'nogo soznaniya // Kollek-tivnaya nauchnaya monografiya «Valorizaciya i popu-lyarizaciya kul'tury pitaniya narodov Severa. Sovre-mennye vyzovy i transformaciya. - Rostov na Donu: Prioritet, 2020. - S. 306-314.

[4] Lebedeva U.M., Stepanov K.M., Lebedeva A.M., Platonova R.I., Petrova M.N., Borisova I.Z. Aktual'nye voprosy kul'tury pitaniya naseleniya YAku-tii: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova: materialy VII Mezh-dunarodnogo Kongressa «Ekologiya i zdorov'e cheloveka na Severe» 13-18 noyabrya 2017 g., g. YAkutsk. Seriya «Medicinskie nauki». 2017. № 4. -S. 55-58.

[5] Los' V.A., Ursul A.D. Ustojchivoe razvitie. -M.: Agar, 2000. - 254 s.

[6] Bianquis Isabelle, Borissova Isabella. Urban Melting Pot: Food Heritage in Yakutia. Urban Food-ways and Communication Ethnographic Studies in intangible cultural Food heritages around the world. Edited by Casey Man Kong Lum and Marc de Ferri-ere le Vayer, USA, 2016. - 228 p.

[7] Borisova Aitalyna, Borisova Izabella, Petrova Milana. Interdisciplinary aspects of food culture in Yakutia and opportunities for gastrotourism [Elek-tronnyj resurs]. - URL: www.itema-conference.com 2nd International scientific conference on it, tourism, economics, management and agriculture - ITEMA. 2018. Graz, Austria. November 8, 2018 (data obrash-cheniya: 20.09.2023)

[8] Borisova Izabella, Illarionov Vassiliy, Illarionova Tuyaara. Cultural heritage in the food traditions of the Sakha people. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol 9. № 25. ISSN 1112-98 67. - URL: http://jfas.info/index.php/jfas/article/ view/3140 (data obrashcheniya: 20.09.2023)

[9] Borisova I.Z., Bianki I. A la frontiere du cru : le congele en Yakoutie (Republique de Sakha). Techniques & Culture, Supplements au n°69, mis en ligne le 25 mai 2018. - URL: http://journals.openedition. org/tc/8887 (data obrashcheniya: 20.09.2023).

[10] Dokhunaeva A. M., Borisova I. Z., Bianquis I., Petrova M. N., Lebedeva U. M., Vinokurova A. A., Borisova A. A., Vinokurova D. M. Ethnocultural nutrition skills of the Yakutsk in the era of globalization. General question of world science. 2018. - P. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.