Научная статья на тему 'Исторический аспект изучения повседневной культуры питания якутского этноса'

Исторический аспект изучения повседневной культуры питания якутского этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повседневность / питание / культура питания / Якутия / народ саха / угощение / якутская национальная кухня / Daily routine / food culture / gastronomic culture / Yakutia / Sakha people / treats / Yakut national cuisine

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Винокурова Марфа Александровна

В статье рассматривается исследование проблемного элемента «пища» и «культура» в культурологических изучениях повседневности. В свойственных разным народом наборах пищевых продуктов, способах их обработки, типах блюд, в традициях предпочтения или избегания, в организации и ритуале трапез и в других аспектах культуры повседневности, прямо или косвенно связанных с пищей, отражается этническая и культурно историческая специфичность народа. Пища служит неотъемлемым элементом человеческой жизнедеятельности, в связи, с чем исторически формировались принципы культуры питания, включающие в себя знание основ правильного питания, свойств продуктов, их воздействи я на организм, умение их выбирать, готовить, подавать на стол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECT OF STUDYING THE EVERYDAY CULTURE OF FOOD OF THE YAKUT ETHNOS

The article presents the study of the problem elements “food” and “culture” in cultural studies of everyday life. In their own way, folk sets of food products, methods of their processing, typical dishes, traditions and traditions, as well as other types o f cultural life, directly or indirectly related to food, reflect the ethnic, cultural and historical specifics of the people. Food serves as an integral element of human life, in connection with which principles of food culture have historically been forme d, including knowledge of the principles of proper nutrition, the properties of products, their effects on the body, the ability to choose, cook, serve

Текст научной работы на тему «Исторический аспект изучения повседневной культуры питания якутского этноса»

УДК 392.8

М.А. Винокурова1

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ЯКУТСКОГО ЭТНОСА

HISTORICAL ASPECT OF STUDYING THE EVERYDAY CULTURE OF FOOD OF

THE YAKUT ETHNOS

В статье рассматривается исследование проблемного элемента «пища» и «культура» в культурологических изучениях повседневности. В свойственных разным народом наборах пищевых продуктов, способах их обработки, типах блюд, в традициях предпочтения или избегания, в организации и ритуале трапез и в других аспектах культуры повседневности, прямо или косвенно связанных с пищей, отражается этническая и культурно историческая специфичность народа. Пища служит неотъемлемым элементом человеческой жизнедеятельности, в связи, с чем исторически формировались принципы культуры питания, включающие в себя знание основ правильного питания, свойств продуктов, их воздействия на организм, умение их выбирать, готовить, подавать на стол.

Ключевые слова: повседневность, питание, культура питания, Якутия, народ саха, угощение, якутская национальная кухня.

The article presents the study of the problem elements "food" and "culture " in cultural studies of everyday life. In their own way, folk sets offood products, methods of their processing, typical dishes, traditions and traditions, as well as other types of cultural life, directly or indirectly related to food, reflect the ethnic, cultural and historical specifics of the people. Food serves as an integral element of human life, in connection with which principles of food culture have historically been formed, including knowledge of the principles of proper nutrition, the properties of products, their effects on the body, the ability to choose, cook, serve.

Keywords: Daily routine, food culture, gastronomic culture, Yakutia, Sakha people, treats, Yakut national cuisine.

Исследование культуры повседневности, которые охватывают все сферы

1 Винокурова Марфа Александровна - старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова. E-mail: vinokurova.21@mail.ru

Vinokurova Marfa - Senior Lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

14

человеческой жизни, являются одним из наиболее активно развивающихся направлений современного гуманитарного знания. А эти исследования сегодня представляются актуальными с позиций культурологического знания и заслуживают особого теоретического изучения.

В настоящее время в науке отмечается большой интерес к задачам, получившим заглавие «история повседневности». Представленная тема благополучно развивается и начинает соперничать с другими направленностями исторических изучений в западноевропейской и российской исторической науке. Более четкое определение «истории повседневности» мы находим в работе Н.Л. Пушкаревой, где она отмечает, что это свежая ветвь исторического познания, предметом исследования которой считается область человеческой обыденности в многочисленных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре интереса истории повседневности всеохватывающее изучение вида жизни и его перемен у представителей различных общественных слоёв, их поведения и психологических реакций на актуальные действия [3].

Если рассмотреть главные раскладки к осознанию повседневности, можно сделать вывод, что это действительность, которая интерпретируется людьми и содержит для них значимость в качестве целого актуального мира.

Теоретико-методологическая часть в исследовании пищи как культурного явления связано с исследовательской работой структуралистов. К. Леви-Стросс, Р. Барт и М. Дуглас отмечают, что пища - культурный код.

Возникает вопрос: возможно ли повседневность считать частью культуры? Для этого необходимо рассмотреть само понятие. Культура - это материальные и духовных ценностей, повседневные действия человека, которая рассматривается как часть культуры.

Под культурой питания понимаем совокупность или набор неких явлений в жизнедеятельности человека, которые связаны с пищей и питанием (употреблением

пищи). О культуре питания можно подразумевать явления связанные с набором пищевых продуктов; способом их обработки; технологией приготовления блюд и кулинарных изделий; традицией пищевых предпочтений или пищевых ограничений и запретов; режимом питания, формы организации трапез, застольный этикет и ритуалы.

Существует целый ряд факторов, которые определяют конкретное содержание как культуры в целом, так и культуры питания в частности. Набор исходных продуктов сильно зависит от географических и климатических условий. Факторы, которые могут влиять на культуру питания человека: географические и климатические условия; уровень развития производительных сил и направление хозяйственной деятельности; моральные нормы и религиозные устои; различные исторические события и культурный обмен с соседями.

Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия расположена в северо-восточной части Сибири. Имеет общую границу с Чукотским автономным округом и Магаданской областью на востоке, с Хабаровским краем — на юго-востоке, граничит на юге — с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-западе — с Иркутской областью, на западе - с Красноярским краем, на севере её естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая площадь Якутии составляет 3083,523 тыс. км2. Природа Якутии покоряет своей красотой и разнообразием. Ее уникальность в том, что почти вся территория находится в зоне вечной мерзлоты, толщина слоя которой составляет от 300 м. до 1,5 км в бассейне реки Вилюй. Горные ландшафты, занимающие до 2/3 территории сменяют плоскогорья (Среднесебирское) и низменности (Центральноякутская, Колымская) на западе. Территория Якутии невозможно представить без многообразия рек, крупнейшие из которых Лена (длина — 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленёк (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олёкма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км), которые кроме того, что стали основой для развития судоходства, привлекают внимание местного населения и приезжих туристов возможностью сплавов в условиях

непревзойденной красоты северной природы.

Народ Саха тюрко-монгольского происхождения пронес свои уникальные традиции и обычаи сквозь века. Прибыв из своей южной прародины на далекую северную территорию, он вынужден был приспосабливаться к новым суровым природным и климатическим условиям, обустраивать свой быт - держать скот, одеваться, охотиться, питаться, чтобы выжить и продолжить свой род, наконец, сохранять обычаи, язык и культуру. Чтобы выжить в условиях долгой и суровой зимы, необходима еда богатая белками, витаминами и микроэлементами. Здоровье человека напрямую связано с питанием, принципы которого обусловлены видом деятельности, климатическими условиями, временем года. Умение народа выживать в суровом крае, в экстремально низкие зимние температуры и невыносимую жару в летнее время, и при этом способность организовать свое питание, приспособившись к внешним условиям - явление уникальное. Национальная кухня обусловлена характером питания якутов, занятых на тяжелой работе. Якутская пища очень сытная, насыщает энергией, можно сказать абсолютно здоровая, вкусная и питательная. И поэтому северный народ до сих пор твердо придерживается традиционного питания, передавая из поколения в поколение, обогащая и совершенствуя рецептуру приготовления блюд и напитков национальной кухни. Якутская кухня — традиционная кухня якутов, относится к кухне народов России, имеет общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. В XIX веке основная масса якутского народа, проживавшая в центральной и юго-западной частях региона, занималась табунным коневодством и разведением крупного рогатого скота. А небольшая часть якутов, проживающая на севере, разводила оленей, скот держала в небольшом количестве. Овощи, а тем более фрукты и грибы в блюдах традиционной якутской кухни не применялись; в употреблении были лишь некоторые виды ягод, они использовались якутами для приготовления блюда кюэрчех, с добавлением сметаны или сливок, а так же сахара.

Домашнее питание, умение и знания приготовления пищи - это самый старый, но надежный верный мост, который связывает нас с культурой прошлого и историческими традициями и обычаями народа. У якутов было сезонное питание; после забоя скота и в холодное зимнее время основной пищей служило мясо, весной, когда начинались отел и выжереба переходили на молочную пищу, в сезон охоты в рацион вводили дичь, осенью дикорастущие ягоды и травы. Рыбу ловили круглогодично.

Исследователи не раз отмечали любовь якутов к жирной и обильной пище, что можно отчасти объяснить биологической потребностью организма в высококалорийном питании в холодных условиях Севера. Так, по наблюдению В.Л. Серошевского, якуты больше всего любят жирное «кобылье мясо», которое считалось «пищей богачей и конокрадов» [8, С. 309]. Жеребятину по степени жирности делили на 12 сортов, высший сорт означал мясо, покрытое жиром толщиной в 4-5 пальца.

Свои впечатления о якутской пище оставили и описали некоторые путешественники, исследователи и этнографы, побывавшие в Якутии. Прежде всего, описывался главный национальный напиток - кумыс. Л.В. Серошевский, проживал в Якутии в Х1Х-м веке, писал, что у якутов первое место в питании занимала молочная, затем растительная пища, а мяса употребляли мало, в основном зимой, и то «относительно немного, средним числом от 3 до 13 пудов на семью» в зависимости от достатка. По его свидетельству, богатые якуты варили «похлёбки из душистых трав, ягод и кореньев. Особенно вкусный, но вместе с тем малоизвестный напиток представляет княженика и земляника, вскипяченные со сливками и разбитые мутовкой в эмульсию. Они дают густой душистый напиток, справедливо могущий быть названным якутским шоколадом». К сожалению, рецепт этого напитка не сохранился. Л.В. Серошевский в своем труде «Якуты» описывал процесс приготовления напитка: «Кумыс - это сырое кобылье молоко, пришедшее в кислое и спиртное брожение. Якуты издревле употребляли в пищу конину. Повсеместно сохранились способы приготовления разнообразных блюд из неё, из молока

кобылицы приготовлялись полезные напитки. Конину предпочитали говядине, а кумыс считали самым лучшим напитком, придающим силу.

В этой связи интересно замечание ранних исследователей о том, что якуты «отличаются большою жизненной силой и необыкновенной прожорливостью» [8, С. 309]. Существовало много рассказов о людях, которые в один присест могли уничтожить по 80 речных, т.е. крупных, карасей, 4 лошадиных ребра, обмакивая их в топленое масло, выпить на одном дыхании кумыс, налитый в большой чорон емкостью в пудовое ведро и.т.д. [1]. Подобные состязания входили в обязательный комплекс игр на Ысыахе. Тот, кто выигрывал, «завоевывал счастливую судьбу» т.е. рассчитывал на достаток и благополучие на весь предстоящий год.

Люди с большим аппетитом пользовались авторитетом, что, вероятно, свидетельствовало об их «большой жизненной силе». «Даже в старосты и почетные люди якуты любят выбирать преимущественно людей жирных и тучных» [10, С. 129]. Простая, малокалорийная пища выступала признаком социальной неполноценности, бедности. Несостоятельные якуты о себе говорили: «Кормимся травами, деревьями». Очевидно, здесь речь идет о древесной заболони, составляющей основу питания бедных. Жир и масло являлись у якутов непременным элементом ритуальной пищи и считались «лучшим угощением и самым ценным подарком богам».

У якутов, как и у других родственных им народов, гостеприимство носило характер широко распространенного национального обычая. Люди, выезжавшие на длительное время в другие улусы, в большинстве случаев провизию с собой не брали. Пользуясь обычаем своей страны - гостеприимством в пути, они ночевали в качестве гостей часто у совершенно незнакомых людей.

Лица, посещавшие Якутскую область, отмечали, что «путешественник, проезжающий по якутским пустыням, найдет в каждом жилище радушное гостеприимство и готовность поделиться с ним, чем только богаты хозяева» [2, С. 140].

Престижный знак пищи наглядно проявляется и в угощении гостей, что выражалось в глаголе «почтить, в первую очередь угостить лучшими кушаньями» Угощение - один из способов утверждения богатства и статуса хозяина, демонстрация его состоятельности как в имущественном, так и в социальном плане. В свою очередь от количества и качества угощения зависел престиж хозяина. На свадьбе у богатых «в старину было десять обедов... убивали 10 голов скота [8, С. 524]. Угощение требовало строгого соблюдения этикета. Так, по наблюдениям И.А.Худякова, на якутской свадьбе «никто не начинает есть, пока вся лучшая часть общества не будет наделена». «Угощением управляет «раздатель». Это бывает человек умный, рассудительный, знающий свет, чаще бывалый старик.» [10, С. 164]. Принявший гостей не так, как следует, подвергался публичной насмешке. И напротив довольный гость обязан был рассказывать с благодарностью о щедро принявших его хозяевах, что повышало их социальный статус.

У зажиточных и хлебосольных хозяев гости не переводились ни днем, ни ночью, зато у бедняков их бывало мало. Во множестве они гостили у окрестных жителей в периоды общественных собраний и неводьбы. Даже у не столь зажиточных лиц оставалось ночевать 10-15 человек, которых кормили хозяева. У наиболее богатых нередко ночевали по 20-30 человек, большинство из них по знакомству, некоторые по делу, а часть как родственники. Среди них имелись и незнакомые лица, которые ехали в какой-нибудь наслег или улус навестить родственников или знакомых или же искали потерявшихся лошадей, а иногда и должностные лица, разъезжающие по своим делам.

Гость, если это женщина, которая наносит визит своим родственникам или хорошим знакомым, обычно большую часть специально сваренного для нее обеда, часто состоящего из двух больших кусков мяса, завернув в зеленое сено, несет домой, где ее ждут с нетерпением дети, а нередко даже мужи и остальные взрослые члены семьи [7].

Особое значение имело ритуальное угощение в важные переломные моменты в жизни коллектива, так и индивида. Так, одна из целей родильной обрядности заключалась

Информационно-научное издание в получении хорошей доли - судьбы для новорожденного. По этому случаю обязательно забивали скотину, которая предназначалась для угощения не только Создательницы Айыысыт, но и для духов, определяющих судьбу ребенка. «Эти духи очень капризны. Если они не поели досыта, то дают (новорожденному) неполную долю. Поэтому, когда кормят огонь по поводу родов, то обращаются, помимо Айыысыт, и к этим духам с заклинанием: «Духи - хозяева иччи, наделите (новорожденного) непрерывающейся перспективой, невыливающимся счастьем, нескончаемой удачей, отправляйтесь, одарив от чистого сердце предназначением иметь скота в изгороди, детей в колыбелях. Вот, протягиваем десятью пальцами, отдариваем пятью пальцами, кушайте, угощайтесь, отправляйтесь радостными и веселыми!» [8, С. 173].

В этой связи интерес представляет набор блюд, имеющих ритуальное значение. Среди них особое место занимает кумыс - напиток, символизирующий божественную благодать. В старину на празднике Ысыах (традиционный праздник якутов) его пили только мужчины, притом только сакрально чистые мужчины. До этнографически позднего времени людям, принявшим участие в похоронно-поминальной процессии, только по истечению года разрешалось прикасаться к кумысной посуде. Кумыс входил в угощение высших божеств-творцов Айыы, которые за нарушением сакральной чистоты могли покарать весь род. Второе место в ритуальном наборе блюд занимает жеребятина, обязательно включавшаяся в набор похоронно-поминальных блюд. По смерти человека якуты раньше забивали поминальную лошадь. Третий элемент ценностной системы блюд - ритуальная каша саламат. Даже если мы возьмем эти блюда, то получим весьма полную информацию о системе питания якутов. Основу этой системы составляли молочные продукты, среди которых своей питательностью и калорийностью выделялся кумыс. Ранние исследователи отмечали, что все лето якуты питаются одним кумысом, иногда выпивая его по ведру и, даже при отсутствии другой пищи, от него «толстеют и жиреют». В ориентированном на доение скота хозяйстве наблюдалась тенденция к максимальному

ограничению убоя скота. Мясо ели редко, и оно выступало в качестве жертвенной пищи в кризисные моменты, когда решались вопросы жизни и смерти. Ритуальная каша саламат готовилась из обжаренной на масле муки, которая затем разбавлялась сливками. Это одна из древнейших технологий изготовления зерновых продуктов. Известно, что наиболее архаичные формы часто продолжают фигурировать как специфическая ритуальная пища. Видимо, саламат - один из немногих отголосков древнейшей, еще дорусской земледельческой культуры якутов. Особое внимание уделялось процессу приготовления ритуальных блюд. Например, считалось, что свадебный саламат получается с первого раза к долгому счастливому супружеству молодоженов.

Помимо обрядово-религиозных существовали бытовые представления о пище - об уместности или несоответствии определенных ее видов в разных ситуациях, об их полезности или вредности для людей в зависимости от их биосоциальной принадлежности. Среди пищевых ограничений четко выделялись предписания и запреты для беременных и детей. По принципу «подобное предполагает подобное» они в основном составляли исключение «вредных» частей туши и органов животных, дичи и рыб. Так, ребенку, который еще не научился говорить не давали есть яйца птицы, а то будет заикой; язык карася - будет немым, как карась. Анализ пищевых запретов указывает на то, что среди них доминировали мясные и рыбные продукты, которые были чрезвычайно детализированы. В буквальном смысле каждая косточка имела свое ритуально-религиозное значение, представляла собой своеобразный кулинарный код. Это говорит о существовании у якутов весьма развитой культуры питания. Якут традиционного времени был изобразителен в еде. Неразборчивость в еде выступала одной из характеристик неполноценности. О безнравственном человеке говорили: «Рот его потерял вкусовую чувствительность.

Информационно-научное издание Таким образом, традиционная система питания была насквозь пропитана как ритуально-религиозным, так и эстетическим, ценностными представлениями, была облачена в определенные этикетные формы.

То, что якуты выжили в условиях, когда зимой пронизывает сильный мороз, летом - изнуряет жара, и при этом смогли правильно организовать основной фактор существования - питание - это, безусловно, явление особенное. Политссыльный А.Шиманский, исследовавший бытовую культуру народов Якутии, был прав, когда еще в 1886 году писал: «Не подлежит никакому сомнению, что в ряду других причин, давших возможность якутскому племени проявить столь замечательную энергию в борьбе с суровой природой Ленского края, играла немаловажную роль пища». Национальная кухня обусловлена характером питания якутов, занятых на тяжелой работе. Якутская пища очень сытная, насыщает энергией, абсолютно здоровая, вкусная и питательная. И поэтому северный народ до сих пор твердо придерживается традиционного питания, передавая из поколения в поколение, обогащая и совершенствуя рецептуру блюд и напитков национальной кухни.

С давних времен якуты уставляли стол разнообразными кушаньями из мяса, рыбы, подавали молочную пищу с использованием растений [11].

Свои впечатления о якутской пище оставили путешественники, исследователи, побывавшие в Якутии. Они, прежде всего, описывали особенности главного якутского напитка «богатырей» - кумыса. О кумысе упомянуто в записках Исбранта Идеса: «Этот кумыс представляет собой водку из молока, которую якуты обычно употребляют в основном во время ысыахов». В.Л. Серошевский, широко изучавший быт якутов, называл кумыс напитком, возбуждающим аппетит, наполняющим жизненной силой. «Молодой кумыс бьет в нос от избытка углекислого и слегка опьяняет, но ненадолго. Он быстро, почти без остатка усваивается организмом, возбуждает кровообращение и усиливает все жизненные отправления. Он вместе с кобыльим мясом остался лакомым угощением

богачей, воспеваемой в песнях пищей героев. Когда-то, и не особенно даже давно, он составлял существенную часть народного питания». Он также отмечает, что местное население предпочитает русским блюдам традиционную пищу. По его словам, «старинные якуты, да и теперь старые старики, порицают русскую еду: чай, хлеб, сахар. ими больше почитается природная якутская пища: кобылье молоко и кумыс. От них, говорят, человек делается крепок и удал» [8, С. 299].

Исследователь традиционного уклада жизни якутов Вилюйского округа Р.К. Маак отмечал большое значение якутской пищи, благотворно влияющей на здоровье человека: «Не подлежит сомнению, что пища, нравы и образ жизни народа обуславливают состояние здоровья и болезненности в гораздо большей степени, чем физические свойства страны. Из указанных факторов пища имеет наиболее решающее значение» [5, С. 61]. Он в своей работе указывал, что главное место в рационе местного населения занимает кислое молоко (тар).

В 1842-1845 годах академик А.Ф. Миддендорф организовывает в Якутии академическую экспедицию. Позже, упоминая и подробно перчисляя испробованные им якутские блюда, он утверждает: «Апогеем всех наслаждений языка и утробы является божественная пища саламат» [6, С. 109]. В.Л. Серошевский восхищался: «Из масла и муки приготовляют «божественный саламат», свадебное угощение, пищу мощных духов, богатых людей, больных и рожениц» [8, С. 714]. Одним словом, на протяжении веков саламат не уступает своего особого положения и является излюбленной пищей, употребляемой на застольях по особым поводом. Кроме того, Миддендорф подробно описывает технологию приготовления густого напитка уорэ - сосновой заболони - и пишет, что «совсем не дурно на вкус» [8, С. 714].

Безусловно, в якутской культуре питания особое место принадлежит мясным блюдам. Их популярность определяется следующими критериями - богатством витаминов, питательностью, замечательным свойством восстанавливать силы. С

Информационно-научное издание незапамятных времен якуты питались блюдами из мяса диких животных и пернатой дичи, водившихся в богатых лесных угодьях. Особым деликатесом считались лосятина, оленина, зайчатина. В засушливые годы, когда удача покидала охотников, якутам приходилось особенно тяжело. И по объективным обстоятельствам, в силу природно-климатических условий население вынуждено было в постоянной борьбе за выживание всегда держать при себе домашний скот. На протяжении веков сформировалась уникальные породы якутской коровы и лошади, приспособившиеся к суровому климату.

Если якуты центральных районов употребляли рыбу лишь в качестве дополнения к мясному и молочному рациону, то у населения северных и вилюйских районов рыбный ассортимент питания является главенствующим. Типичны для якутского стола озерные караси, пескари, речные стерлядь, омуль, чир, налим. Якуты, равно как и другие народы, освоили разные способы приготовления рыбы - вяление, копчение, сушение на деревянных палках. Кроме того, вилюйские якуты владели технологией проквашивания рыбы - сыма. Н.Г. Васильев пишет, что правильно приготовленная сыма полезна для здоровья, богата витаминами и высококалорийна.

В Якутии немного растений, пригодных для еды. Между тем, А.Е. Кулаковский подмечает 19 видов съедобных растений: кислицу, дикий хрен, чернобыльник, лилию даурскую, сусак, лесную траву и другие [4, С. 167]. Позже под влиянием русской кухни местное население стало широко употреблять и другие растения, в том числе в качестве приправ. Профессор М.А. Тырылгин указывает, что с приходом якутов северный рацион претерпел существенные изменения: «До якутов в этом обширном регионе планеты, населенном около 30 народами Севера, в рационе жителей не было молока, сливок, сметаны, масла, творога, кисломолочных продуктов, кумыса, тара, говядины, жеребятины и заболоневой муки. Усовершенствовав орудия улова, якуты значительно расширили и рыбный ассортимент своего питания» [9, С. 171].

Таким образом, общетеоретические исследования существующих изучений представил, выявит суть определения повседневности как особенного парадокса культуры, который, с одной стороны подразумевает повседневность, ежедневную периодичность тех или иных фактов, с другой стороны представляет как реально использованный материал, с помощью которого можно вскрыть не только проблематику культуры минувшего, однако и нынешнего.

Повседневность - это действительность, которая разъясняется людьми и содержит для них особую важность в свойстве цельного жизненного мира. Повседневность можно анализировать как отдельную часть культуры, взаимозависимую с ней довольно близким способом и находящуюся под ее влиянием.

Одной из характерных направлений, в абсолютной грани объясняет эти действия, увеличение заинтересованности к области культуры питания. Приготовление еды выходит за рамки индивидуальной обыденной работы и становится общественным действием. Получает распространение такая сфера туризма, как гастрономический туризм, целью которого является знакомство с кухней различных этносов. При этом интерес представляет как приготовление еды, так и ее потребления. Все это указывает на то, что еда рассматривается не только как способ удовлетворения биологической потребности, но и как явление культуры.

Литература

1. Боло, С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену. По приданиям якутов бывшего Якутского округа. - Якутск: Бичик, 1994. - 85 с.

2. Зибер, Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 140 с.

3. Капкан, М.В. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования / М.В. Капкан, Л.С. Лихачева // Изв. Урал. гос. ун-та. 2008. - т. 55, № 15. - С. 34-43.

4. Кулаковский, А.Е. Научные труды. - Якутск: Кн. Изд-во, 1979. - 484 с.

5. Маак, Р.К. Вилюйский округ. - М.: Яна, 1994. - 61 с.

6. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Ч.2, отд.6, Коренные жители Сибири. - Санкт-Петербург, 1878. - 109 с.

7. Рубрук, Вилъгельм. Путешествие в восточные страны. - Санкт-Петербург, 1911.

8. Серошевский, В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. - М., РОССПЭН, 1993. - 736 с.

9. Тырылгин, М.А. Истоки феноменальной жизнедеятельности народа саха. -Якутск: Бичик, 2000. - 304 с.

10. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969. -469 с.

11. Шиманский, А. Пища якутов / А. Шиманский // Известия ВосточноСибирского отделения РГО. - 1886. - Т. XVI; 1885. - №3.

References

1. Bolo, S.I. The past of the Yakuts before the arrival of the Russians to Lena. According to the yakuts of the former Yakutsk district. - Yakutsk: Bichik, 1994. - 85 p.

2. Ziber, N.I. Sketches of primitive economic culture. - Moscow: Sotsekgiz, 1937. - 140 p.

3. Kapkan, M.V. Gastronomic Culture: Concept, Functions, Formation Factors / M.V. Kapkan, L.S. Likhacheva // Izv. Ural state un-that. - 2008. - Vol. 55, No. 15. - P. 3443.

4. Kulakovsky, A.E. Scientific works. - Yakutsk: Publishing house, 1979. - 484 p.

5. Maak, R.K. Vilyuisk district. - Moscow: Yana, 1994. - 61 p.

6. Middendorf, A.F. Travel to the North and East of Siberia. Part 2, Dep. 6, the indigenous people of Siberia. - St. Petersburg, 1878. - 109 p.

7. Rubruk, Vilgelm. Travel to Eastern countries. - St. Petersburg, 1911.

8. Seroshevskyö V.L. Yakuts: the experience of ethnographic research. - Moscow, ROSSPAN, 1993. - 309 p.

9. Tyrylgin, M.A. The origins of the phenomenal life of the Sakha people. - Yakutsk: Bichik, 2000. - 304 p.

10. Khudyakov, I.A. Brief description of Verkhoyansk district. - L.: Science, 1969. - 469 p.

11. Shimansky, A. The Food of the Yakuts / A. Shimansky // Proceedings of the East-Siberian Branch of the Russian Geographical Society. - 1886. - Vol.XVI; 1885. - No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.