Научная статья на тему 'К проблеме дополнительного дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе'

К проблеме дополнительного дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / EXTRA FOREIGN LANGUAGE LEARNING / DISTANT LEARNING / E-LEARNING / E-LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мережко Екатерина Алексеевна

Статья раскрывает понятия «дополнительное образование», «дистанционное образование», «электронное обучение», «онлайн обучение». В статье представлены положительные и отрицательные стороны использования электронных средств обучения, онлайн ресурсов и различных мобильных приложений в дополнительном иноязычном образовании школьников, представлены результаты последних исследований проблемы повсеместного использования электронными средствами школьников, сделаны выводы об актуальности и обусловленности электронных средств обучения в дополнительном иноязычном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мережко Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF AN EXTRA DISTANCE FOREIGN LANGUAGE SCHOOL STUDENTS LEARNING

The article deals with the definitions of «extra learning», «distant learning», «e-learning», «online learning». The positive and negative aspects of using the e-learning tools, online resources and various mobile applications in additional foreign language education for school students, as well as the results of the latest researches on the problem electronic tools use by school students are presented, the relevance and conditionality of e-learning tools application in additional foreign language learning are shown.

Текст научной работы на тему «К проблеме дополнительного дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе»

УДК 377

К ПРОБЛЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е.А. Мережко

Аннотация. Статья раскрывает понятия «дополнительное образование», «дистанционное образование», «электронное обучение», «онлайн обучение». В статье представлены положительные и отрицательные стороны использования электронных средств обучения, онлайн ресурсов и различных мобильных приложений в дополнительном иноязычном образовании школьников, представлены результаты последних исследований проблемы повсеместного использования электронными средствами школьников, сделаны выводы об актуальности и обусловленности электронных средств обучения в дополнительном иноязычном образовании.

Ключевые слова: дополнительное иноязычное обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, электронные средства обучения.

ON THE PROBLEM OF AN EXTRA DISTANCE FOREIGN LANGUAGE

SCHOOL STUDENTS LEARNING

E. Merezhko

Abstract. The article deals with the definitions of «extra learning», «distant learning», «e-learning», «online learning». The positive and negative aspects of using the e-learning tools, online resources and various mobile applications in additional foreign language education for school students, as well as the results of the latest researches on the problem electronic tools use by school students are presented, the relevance and conditionality of e-learning tools application in additional foreign language learning are shown.

Keywords: extra foreign language learning, distant learning, e-learning, e-learning tools.

В современной образовательной среде школьникам доступен выбор среди множества программ дополнительного обучения. Зародившись одновременно с основным образованием, дополнительное образование на протяжении всего периода существования не имело государственных требований, обязательных к исполнению и было наделено правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики их свободного времени.

Согласно статье 75 «Закона об образовании РФ», дополнительное обучение можно определить как вид образования, направленного на раскрытие умственного, физического и творческого потенциала школьника [1]. Говоря о системе современного дополнительного иноязычного образования, мы предполагаем, что она обладает такими чертами, как открытость, мобильность и гибкость, благодаря которым система способна быстро и точно реагировать на вызовы времени в интересах личности, семьи, общества, государства. Специфика системы дополнительного иноязычного образования заключена в ее инновационной, постоянно обновляемой образовательной деятельности, свободе педагогического выбора целей, задач,

вида и содержания образовательной деятельности.

Как показывает практика, современного школьника перестаёт устраивать такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия в центрах дополнительного образования или занятия с репетитором. Так как «Закон об образовании РФ» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов, становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов предоставления образовательных услуг. В последние годы все более востребованным становится формат дополнительного

дистанционного иноязычного обучения. Так как дистанционное обучение - это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), такое обучение осуществляется посредством использования компьютера, мобильных устройств и доступа к сети Интернет. Обучение происходит онлайн, и ключевым элементом его построения является использованием интернет-технологий и электронных средств обучения (компьютера и мобильных устройств) [2]. В ходе работы с современными видами дополнительного образования исследователями

были введены такие понятия, как: «дистанционное обучение», «онлайн обучение» и «электронное обучение», и, хотя между этими терминами есть определенная корреляция, они, несомненно, требуют более глубокой детерминации.

Все вышеперечисленные виды обучения предполагают самостоятельную работу с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона и возможность дистанционного взаимодействия, поэтому мы можем с уверенностью полагать, что данные виды обучения будут все более востребованы в системе дополнительного иноязычного образования вследствие вовлеченности детей в использование электронных устройств.

Компания Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году провела опрос об использовании электронных устройств (компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонах и т.д.) родителями и детьми в повседневной жизни. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства [4].

Анализируя данные о вовлеченности детей в использование электронных средств, мы можем полагать, что актуальность дополнительного дистанционного иноязычного обучения будет возрастать. Отметим положительные аспекты данного вида обучения:

- данное обучение представляется школьникам новым и интересным, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, а, согласно Пассову: «Новизна как компонент методического содержания урока является одним из факторов, обеспечивающих интерес учащихся» [5];

- для мотивированных и дисциплинированных учеников дистанционное обучение может быть отличным и недорогим способом демократизации дополнительного иноязычного обучения. Такой вид дополнительного обучения может быть весьма востребованным в регионах Российской Федерации, испытывающих нехватку в квалифицированных учителях и центрах дополнительного обучения;

- согласно теоретическому положению Л.С. Выготского, дополнительное образование создает «ситуацию успеха», и слабо успевающий учащийся в классе иностранного языка, включившись в образовательный процесс дополнительного иноязычного образования, может оказаться в числе лидеров класса. Дополнительное онлайн-обучение благодаря всемирной сети Интернет объединяет для

занятий учеников из разных регионов и социальных слоев и может включать детей с ограниченными возможностями. Таким образом, ученики, обучающиеся в школах с менее благоприятной социальной обстановкой; ученики, испытывающие некоторые проблемы в общении со сверстниками или имеющие ограничения по здоровью, могут обрести уверенность в себе и пережить ситуацию успеха;

- дополнительное дистанционное иноязычное образование может помочь раскрыть потенциал одаренных детей при недостаточной готовности учителя к работе с такими детьми на уроке [6];

- дополнительное дистанционное иноязычное образование реализует принцип прочности знаний, за счет большого объема материала на отработку, закрепление и повторение [7].

Однако при всех положительных аспектах данного вида обучения, мы хотим отметить, что в школьном обучении необходимо с осторожностью использовать электронные средства. Повышенное использование компьютеров и мобильных телефонов может вызвать игровую зависимость, ухудшение зрения и общего состояния здоровья вследствие малой подвижности школьника. Однако, если действовать с принципом разумного рационализма и направить общение школьника с электронными устройствами в обучающее и познавательное русло, одновременно регламентируя его время общения с техникой, мы сможем наблюдать эффект уменьшения компьютерной зависимости.

Подводя итоги, мы хотим отметить, что в последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. В дополнительном образовании детей расширяется применение электронных средств обучения в связи с возрастающей с каждым годом компьютеризацией населения. В связи с растущей актуальностью дополнительного дистанционного иноязычного образования школьников возникает вопрос о наличие методических разработок данного вида обучения и их доступности для школьников. Исследовав Интернет ресурсы, предлагающие курсы дополнительного иноязычного образования для школьников, мы выявили следующие противоречия:

- при многообразии бесплатных тестов на отработку грамматического материала и запоминание лексических единиц весь материал не обладает системностью и структурированностью и, следовательно, не

может быть назван единой методической образовательной системой;

- многие ресурсы с иноязычным образовательным материалом не взимают плату за их использование, однако содержат рекламные баннеры, которые не только отвлекают школьников, снижая уровень концентрации на заданиях, но зачастую содержат контент, не предназначенный для детей;

- авторы заданий зачастую остаются анонимными, и выявить уровень их профессионализма и наличие профильного лингвистического образования не представляется возможным.

Вследствие этого мы можем наблюдать множество грамматически некорректных

заданий, за которые никто не несет ответственность.

Вышеизложенное подчеркивает

необходимость детального рассмотрения вопроса о методической разработке системы дополнительного дистанционного иноязычного образования для школьников и интеграции его в систему общего школьного образования.

Мы предполагаем, что система дополнительного дистанционного иноязычного образования должна обладать такими качествами как: структурированность; корректность изучаемого материала; безопасность контента и т.д.

Дидактические аспекты системы дополнительного дистанционного иноязычного образования будут исследованы нами дополнительно.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140 174/

2. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance // NASSP Bulletin. - 2001. - V. 85 (628). - P. 36-46.

3. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - 462c.

4. Online Market Intelligence (OMI) Какие digital устройства используют родители несовершеннолетних детей? [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.omirussia.ru/ru/ analytics/press_releases/2012/09/news157.html

5. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. - 640 с.

6. Бикбулатов Р.Р., Иванов В.Г, Иксанова Г.Р. К вопросу о формировании готовности преподавателей к работе в одаренными обучающимися // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2014. - № 1 (102). - С. 53-59.

7. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 5. - С. 6-11.

Сведения об авторе:

Мережко Екатерина Алексеевна (г. Санкт-Петербург, Россия), аспирант кафедры Современных европейских языков РГПУ им. Герцена, разработчик онлайн курса английского языка для школьников, образовательный портал «МетаШкола», e-mail: ekaterina.merezhko1@gmail.com

Data about the author:

E. Merezhko (Saint-Petersburg, Russia), postgraduate student, Department of Contemporary European Languages of Herzen State Pedagogical University of Russia, designer and methodologist of the online English course for school students, educational portal «Metaschool», e-mail: ekaterina.merezhko1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.