Иерей Николай Николаевич Михальцов, магистр богословия, старший преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью),
Россия, г. Белгород [email protected] Диакон Михаил Юрьевич Морозов, магистр богословия, преподаватель Омской духовной семинарии,
Россия, г. Омск [email protected]
К проблеме диалога богословия и медицинской деонтологии
Аннотация. Статья посвящена вопросам диалога богословия и медицинской деонтологии, в частности - проблеме аборта. Рассматривается допустимость прерывания беременности с позиции медицинской этики. Основные выводы статьи: существующие нормы медицинской этики, которые допускают прерывание беременности, должны быть пересмотрены с опорой на современные научные исследования психологии материнства; процесс пересмотра соответствующих норм должен быть лишён какого-либо субъективизма и тенденциозности; только в случае объективного решения проблем в рамках самой медицинской этики возможно развитие диалога между богословием и медицинской деонтологией.
Ключевые слова: богословие, медицинская деонтология, аборты, биоэтика, пренатальная диагностика, тяжёлые генетические дефекты плода.
Priest Nikolai N. Mikhaltsov, master of theology, senior lecturer of the Belgorod Theological seminary
(with missionary orientation), Russia, Belgorod [email protected] Deacon Mikhail Y. Morozov, master of theology, lecturer of theOmsk Theological Seminary,
Russia, Omsk [email protected]
About the problem of adialogue between theology and medical deontology
Abstract: The article is devoted to issues of a dialogue between theology and medical deontology, in particular - to the problem of abortion. It is
examined permissibility of discontinuation of pregnancy from the point of view of medical ethics. The main conclusions of the article are: existing standards of medical ethics, which allow to discontinue pregnancy, should be revised with the support of modern scientific research in psychology of motherhood; the process of revising of existing norms must be carried out without any subjectivity and tendentiousness; only in the case of an objective solution of problems within the framework of medical ethics itself is it possible to develop a dialogue between theology and medical deontology.
Key words: theology, medical deontology, abortion, bioethics, prenatal diagnostics, difficult genetic defects of a foetus.
Вопрос абортов является одним из главных в рамках церковно-обще-ственного диалога. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл уже не первый год [7, 8, 9] озвучивает эту проблему в стенах Совета Федерации на Рождественских Парламентских встречах, ставших одной из главных площадок диалога между Церковью и государственной властью.
Ключевым документом по данной теме является Социальная концепция Русской Православной Церкви, которая была принята на Архиерейском Соборе 2000 года, а именно - глава XII «Проблемы биоэтики», где говорится: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь уже зарождённой человеческой личности преступно» [10]. В Священном Писании и в творениях святых отцов прямо или косвенно говорится, что именно Господь дарует человеку жизнь. Так, например, в Пс. 138.: 13,15-16 сказано: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои». В одном из древнейших памятников христианской письменности, в «Учении двенадцати апостолов» есть предостережение, чтобы женщина не убивала «дитя в зародыше» [11]. Последующая христианская традиция во взгляде на аборты идёт в полном созвучии с учением Древней Церкви.
С точки зрения медицинской деонтологии, науки, занимающейся вопросами нравственных норм в медицине, проблема абортов выглядит несколько иначе. С одной стороны, аборт является злом для женщины, её физического и морального состояния, с другой - прерывает уже начавшуюся жизнь человека. Причём относительно последнего существуют разные позиции: либо плод - всего лишь часть тела матери, и тогда аборт возможен на любом сроке; либо эмбрион уже является человеком, и в таком случае аборт вообще невозможен; либо аборт допустим, но лишь на ранних сроках беременности [6, с. 72-
73]. Пожалуй, большая часть дискуссий по данной проблематике сфокусирована именно на последствиях аборта относительно матери: психологических, физиологических, социальных.
С этической точки зрения в отношении статуса аборта выработалось два противоположных мнения. С одной стороны, утверждается, что аборт - это проблема самой женщины, в которую недопустимо вмешательство кого-либо ещё, с другой - что это сложнейшая этическая дилемма, выбор между жизнью и смертью человека [6, с. 73].
Мы видим, что ключевым в вопросе прерывать или не прерывать беременность является решение матери. В этом отношении можно заключить, что при решении проблемы аборта немаловажной является и «субъективная сторона», позиция матери, необходимо в этом случае учитывать все психологические закономерности, наблюдаемые в отношении женщин, как тех, кто прервал беременность, так и тех, которые решили сохранить зародившуюся во чреве жизнь.
Рассмотрим один частный вопрос, который ярко показывает всю непредсказуемость «субъективной стороны», т.н. «евгенический аборт», то есть прерывание беременности по медицинским показаниям, связанное с наличием тяжёлого генетического дефекта плода. Дефект плода - фактор, который, безусловно, может подтолкнуть женщину совершить аборт. Зачастую ребёнок либо погибает в утробе, либо проживает несколько часов или дней после рождения и потом умирает. Стоит ли, с точки зрения медицинской этики, сохранять такому ребёнку жизнь?
Прежде чем говорить о проблеме сохранения жизни плода с врождёнными аномалиями, необходимо указать и об опасности самой пренатальной диагностики, с помощью которой и определяются аномалии развития эмбриона. Установлено, что приблизительно одна из 750 беременностей заканчивается абортом из-за вмешательства диагностической техники [6, p.19]. Кроме того, не всегда пренатальная диагностика способствует установлению верного диагноза.
Но даже если такой диагноз подтверждается, на решение сделать аборт в 74 % случаях от прочих факторов оказывает давление муж или партнёр [2^.149], от 14 до 17 % - медицинский персонал [5, p. 1178].
Приведём статистические данные о женщинах, которым сообщили о тяжёлых аномалиях развития плода.
Современные методы пренатальной диагностики позволяют выявлять дефекты плода на ранних этапах его развития. Фактически констатация факта наличия генетических отклонений для большинства будущих мам звучит как приговор, как побуждение незамедлительно сделать аборт. Согласно статистическим исследованиям, «после установления диагноза синдром Дауна 85-95 % женщин из опрошенных 71 женщины решились прервать беременность» [2, p.149].
Однако не всегда женщины, узнав о тяжёлой патологии плода, решаются сделать аборт. Приведём статистику, сообщающую данные о случаях, когда аборта всё-таки, несмотря на тяжёлый диагноз, совершено не было.
При наблюдении за детьми с диагнозом трисомия 18 (синдром Эдварда) японские медики выявили следующие показатели. Было проанализировано 63 случая. Среди них 59 случаев были диагностированы как трисомия 18 пренатально, 4 случая были диагностированы после рождения [5, p. 1178]. Родились живыми 32 малыша (55.2 %). Среди них 11 младенцев умерли в течение 48 часов, в общей сложности 20 младенцев умерли в течение недели. В течение 4 недель еще умерло четыре, и оставшиеся восемь младенцев умерли за 153 дня (13.8 % из 58 зародышей) [5,p. 1180].
Подобные же наблюдения выявляются у больных анэнцефалией: «Три четверти больных анэнцефалией младенцев были рождены живыми, но 67 % из них умерло в течение 24 часов. Десять младенцев прожили больше 6 дней» [5,p.963]. Показательно, что при этом ни один из респондентов, решившихся на рождение такого ребёнка, не сожалел, что не совершил аборт, так как у многих родителей есть даже фотографии их детей и все дети уже имели имена [ibidem]. Это ещё один аргумент в пользу того, что даже при тяжёлом диагнозе плода аборт этически неприемлем. Естественная любовь матери к своему новорожденному ребёнку - именно к такому, какой ею был рождён, - рассеивает всякие сомнения относительно целесообразности его рождения. Заметим при этом, что вынашивание плода с тяжёлыми генетическими отклонениями, как правило, не представляет угрозы для жизни матери [1, p.952]. В случае же искусственного прерывания беременности вероятность нанести вред организму матери есть.
Добавим ещё тот факт, что из женщин, сделавших аборт, «43 % имели чувство, что они совершили убийство человека» [5, p. 149]. Аборт наносит женщине тяжёлую психологическую травму. Отмечено, что «завершение беременности при эмбриональной аномалии имеет существенные психологические последствия для 20 % женщин вплоть до 1 года после совершения аборта... Приблизительно 62 % из опрошенных сожалели о решении сделать аборт» [5 Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. ,p. 160].
Вышеприведённые данные свидетельствуют о том, что в итоге, после совершения аборта, большинство женщин сожалеет о прерывании беременности - даже в тех случаях, когда аборт мог быть инициирован по медицинским показаниям. Учитывая психологические изменения женщины после совершения греха детоубийства, представляется важным предпринять со стороны ответственных лиц комплекс мер, направленных на целенаправленное сокращение количества абортов. Как нами было показано в настоящей статье, даже в рамках современной медицинской деонтологии было бы неприемлемым и субъективным не отговаривать женщину от совершения аборта, а поистине преступным - понуждать её к тому.
Диалог богословия и медицинской деонтологии вполне возможен, для него есть все необходимые предпосылки. Однако нужно помнить, что истинное богословие есть жизнь во Христе. Для того чтобы малейшим образом соприкоснуться этой жизни, необходимо, по меньшей мере, обладать чистым нравственным содержанием, чуждым меркантильности и любого лукавства: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10:21). Надеемся, что когда-то это станет возможным, по крайней мере - для большинства.
Библиография
1. Jaquier M., Klein A., Boltshauser E. Spontaneous pregnancy outcome after prenatal diagnosis of anencephaly // An International Journal of Obstetrics and Gynaecology .Washington, DC, 2006.P. 951 - 953.
2. Marijke J. Korenromp, PhD et al. Maternal decision to terminate pregnancy after a diagnosis of Down syndrome // American Journal of Obstetrics &Gy-necology.Washington, DC, 2007. P. 149e1 - 149e11.
3. Marijke J. Korenromp, PhD; Godelieve C. M. L. Page-Christiaens, MD, PhD; Jan van den Bout, PhD. Adjustment to termination of pregnancy for fetal anomaly: a longitudinal study in women at 4, 8, and 16 months // American Journal of Obstetrics & Gynecology .Washington, DC, 2009. P. 160e1 - 160e7.
4. The human embryo in its preimplantation phase. Scientific aspects and bioethical considerations // The Acts of the Congress. Vatican City,2006. - 32 p.
5. Yamanaka M. etal.Pregnancy Outcome of Fetuses With Trisomy 18 identified by Prenatal Sonography and Chromosomal Analysis in a Perinatal Center / Clinical Report // American Journal of Medical Genetics. PartA. Wiley-Liss, 2006.P. 1176-1182.
6. Денисов С. Д. Основы биоэтики: учебное пособие [Текст] / С.Д. Денисов, Б.Г. Юдин; под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова. - Минск: Высшая школа, 2009. - 352 с.
7. КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии III Рождественских Парламентских встреч [Электронный ресурс] / Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html(дата обращения: 22.03.2017).
8. КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на V Рождественских Парламентских встречах [Электронный ресурс] / Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4790140.html (дата обращения: 22.03.2017).
9. КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на открытии IV Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации [Электронный ресурс] / Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. - URL: https://mroc.pravobraz.ru/slovo-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-otkrytii-iv-rozhdestvenskix-parlamentskix-vstrech-v-sovete-federacii/ (дата обращения: 22.03.2017).
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-konceptii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi(дата обращения: 22.03.2017).
11. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Ди-дахе) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/(дата обращения: 22.03.2017).
УДК 111.81(5)
Протоиерей Сергей Мирович Михальчук, преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, город Белгород [email protected]
Антропологические аспекты метафизики (о метафизике как системе и дисциплине мышления)
Аннотация. В статье рассматривается проблема эволюции метафизики, история её преобразования из эмпирического опыта мышления (философствования) в знание, а затем и в метафизическую науку. Также предлагаются к рассмотрению те возможности, альтернативы рациональному развитию метафизики, которые были осуществлены в богословском осмыслении опыта мышления «сознания».
Ключевые слова: метафизика; метафизическая наука; сознание; мышление; вера; знание; дискурсивная наука; теология; универсальная наука; нравственность; философия; богословие.
Archpriest Sergei M.Mikhal'chuk Lecturer of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod [email protected]
Anthropological aspects of metaphysics (about metaphysics as a system and discipline of thinking)
Abstract. The article deals with the problem of evolution of metaphysics, the history of its transformation from an empirical experience of thinking (philosophizing) into knowledge, and then into metaphysical science. Also possibilities and alternatives to the rational development of metaphysics are examined, which were