было названо «рефлексивной паузой». Далеко не все первокурсники понимают, что это время, период относительно невысокой учебной нагрузки и нежестких учебно-административных отношений, можно использовать для утоления «экзистенциального голода» и «духовной жажды». А те, кто понимают, часто не находят в сегодняшней системе высшего образования подходящих оснований. Решение проблемы пресловутого «учета возрастных особенностей» видится в проектировании в вузе «психологического пространства взросления», в том его понимании, которое развивается Б.Д. Элькониным [10].
Литература
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.
2. Винникотт, Д. Игра и Реальность / Д. Винникотт. М.: Ин-т общегуманит. ис-след., 2002.
3. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. СПб.: Речь, 2003.
4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. М.: Академия, 2000.
5. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. / Х. Ремшмидт. М.: Мир, 1994.
6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.
7. Толстых, А. В. Неизвестный классик / А. В. Толстых // Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.
8. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993.
9. Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. 6-е изд. СПб.: Питер, 2003.
10.Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2001.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.
Е.Н.РЫДАНОВА
(Волгоград)
К ПРОБЛЕМАМ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ
В последние годы в профессиональной деятельности инженеров-строителей происходят значительные изменения. Возможно, наиболее существенные из них обусловлены растущими требованиями к тому, какими умениями должен обладать современный инженер. Е.А.Климов определяет своеобразие деятельности в современных условиях необходимостью решать плохо (некорректно) поставленные задачи или задачи с плохой структурой; взаимодействовать при поиске решений с представителями других специальностей; применять сложную технику [3]. Все это требует умения быстро ориентироваться в реальной производственной ситуации, предотвращать производственные конфликты и уходить от стереотипов мышления. Потребность в инженерах новой формации, несущих с собой не только культуру взаимоотношений в процессе производства, но и индивидуальность, очень велика. Традиционные методы работы больше не удовлетворяют требованиям времени, т.к. слабо ориентируют инженера на перемены и непрерывное совершенствование как необходимый образ жизни. «Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводятся к набору технических знаний в своей области» (Там же). В базовые ценности инженеров можно включить знания, умения и отношения. По определению К.А. Абульхановой-Славс-кой, профессия - это «проблема сочетания психологических, личностных особенностей и профессиональных требований [9].
Требования деятельности, ее характеристики и условия - временные, пространственные, технические и т.д. - не по отдельности соотносятся с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались сделать в инженерной психологии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность. Степень их сформированности будет определять процесс профессионального развития. «Мой книжный шкаф набит знаниями гораздо больше меня, однако не он физик, а я», - говорил П.Н. Лебедев.
Практика показывает, что если инженер имеет проблемы с общением, плохо сформированные речевые навыки и слабо развитые аналитические способности, то это отражается на качестве и сроках выполняемой работы и микроклимате коллектива, в котором он работает. Страдает и сам инженер: ему не удается достичь желаемых профессиональных успехов или они стоят слишком больших усилий.
Контакты, в которые вынужден вступать инженер по роду своей деятельности, многочисленны и разнородны. Многие инженеры констатируют, что не могут выразить при случае то, что они имели в виду. Сформулировать свою мысль в адекватной ей форме, а тем более, вслушаться и вдуматься, что говорят другие, представляет собой трудную задачу. «Искренность и стремление к общению, как ни важна их роль, не могут заменить умения» [2.С.13]. Как сделать путь к мастерству и умелости не случайным? Как заставить будущего инженера вникнуть в специфику своей профессии и задуматься над тем, что он должен уметь? В конечном счете это должно повлиять и на процесс профессионально-личностной адаптации будущего инженера на производстве, характеризуемый Э.Г. Горбачевой как «динамический, творческий процесс достижения соответствия между уровнем квалификации, профессиональными намерениями, личными качествами и требованиями конкретного вида профессиональной деятельности, производственными условиями [6.С.8].
Ключевую роль в достижении такого соответствия, на наш взгляд, играет общение (общение в профессиональной деятельности). Сталкиваясь с проблемами организации общения, мы попытались выяснить, что мешает инженерам-строителям отойти от «административно-командной» системы отношений и перейти на новый уровень межличностного профессионального общения (как следствие всей профессиональной деятельности). Около 85% инженеров считают, что это отсутствие нужной информации, способной расширить их кругозор, и коммуникативных умений, необходимых для передачи этой информации.
Общение, рассматриваемое в работах Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Г.М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской и дру-
гих, выступает как открытая и подвижная система, обеспечивающая возможность распределения (и перераспределения) функций между его участниками, смены ролей по ходу решения задачи, взаимной коррекции, контроля, компенсации. Важные его моменты - эмпатия и рефлексия. Общение всегда имеет конкретно-ситуативный характер и протекает соответственно тому, как складываются отношения между его участниками. Непременным условием общения являются обмен информацией между участниками совместной деятельности и ее обработка.
Удовлетворенность уровнем качества своей работы, к сожалению, на практике нередко приносит с собой отказ от дальнейшего совершенствования. Возникает необходимость сделать процесс улучшения работы частью управленческой системы предприятия. «Он должен стать частью всего, что мы делаем, нашим образом мышления и, что еще важнее, нашим образом поведения» [1].
Осознание важности присутствия в общей структуре инженерной деятельности такого компонента управленческой культуры, как коммуникативные умения, и своей некомпетентности в данной области должно послужить толчком к развитию необходимых умений будущих инженеров. Систематизация коммуникативной деятельности современного инженера дает основание выделить такие доминирующие моменты, как взаимоотношения «инженер - рабочий» и «инженер - инженер».
В системе взаимоотношений «инженер - рабочий» важными нам представляются следующие коммуникативные умения: владение грамотной профессиональной речью (умение использовать коммуникативные функции языка - просьба, приказ, совет, убеждение, наставление, извинение и т.д.); умение вести диалог; владение способами вербальной коммуникации (языком жестов, мимикой); умение выявлять особенности межличностных отношений в бригаде, состояние психологического климата, прогнозировать производственную ситуацию в зависимости от личностных качеств исполнителей; умение определять адекватный стиль общения с рабочими (например, исключение панибратских либо диктаторских отношений). В системе взаимоотношений «инженер -инженер» на первый план выходят такие
коммуникативные умения, как способность к достижению взаимопонимания, к работе в команде, эмпатия и рефлексия.
Включение этих умений предполагает, что «конструктивность мыслительной деятельности в процессе подготовки и ведения убеждающей речи будет направлена на поиск такого решения, которое позволит участникам диалога найти оптимальное решение вопроса, проблемы» [4.С.13].
Коммуникативная деятельность инженера может осуществляться на различных уровнях - от действий по образцу до импровизации, творческого решения задач коммуникации. Нам представляется, что уровни сформированности коммуникативных умений инженера можно рассматривать как важнейший критерий его профессиональной компетентности. Само же выявление этих уровней требует обоснованной системы критериев и показателей их сформированности.
Например, Т.К. Смыковская, в качестве таковых предлагает считать количество действий, выполняемых инженерами при использовании того или иного умения, их последовательность, качество и время, затраченное на их выполнение [8.С.78].
С учетом изложенного становится более очевидным, что для того, чтобы будущий инженер стал настоящим специалистом, необходимо изменить систему педагогического общения в процессе его профессиональной подготовки. «Подлинный результат состоит в том, чтобы студент сам научился формулировать цель, намечать пути ее осуществления (целеполагание), практически ее осуществить и убеждаться в возможностях управлять самим собой» [5. С.48].
Процесс профессиональной подготовки должен быть ориентирован на формирование у будущих инженеров коммуникативных умений высокого уровня, развитие перцепции (как понимание и изучение другого человека), способности управлять своими эмоциями, сопереживать человеку и вставать на его точку зрения, противостоять трудностям, управленческих компонентов (воздействие не только
на поведение рабочего, но и на его мотивы и цели) [7.С.275].
С этой целью преподаватель может использовать специальные педагогические технологии в виде деловых игр, дискуссий, проектных видов работ и др. Важно, чтобы они использовались не фрагментарно, в отрыве друг от друга, а в определенной системе, логике становления и развития коммуникативных умений и личности инженера в целом.
Вполне естественно, что в период вузовского обучения будущий инженер не может приобрести все необходимые умения. Но овладение базовыми умениями такого рода может служить показателем качества его профессиональной подготовки в целом.
Литература
1. Армягов, А. Аудит систем менеджмента качества ИСО 9000:2000 / А. Армягов. Краснодар, 2004. 250 с.
2. Сопер, П. Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер. М.: Прогресс-Академия, 1992. 413 с.
3. Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. 283 с.
4. Иванова, С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике / С.Ф. Иванова. Пермь: Зап.-Урал. учеб.-науч. центр,1992. 202 с.
5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.119 с.
6. Горбачева, Э.Г. Профессиональная адаптация выпускников профтехучилищ на предприятиях легкой промышленности (на примере профессии швеи): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.Г. Горбачева. Брянск, 1994. 17 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2002. 383 с.
8. Смыковская, Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: монография / Т.К. Смыковская. Волгоград, 2000. 251 с.
9. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абуль-ханова-Славская. М.: Наука, 1980. 336 с.