Научная статья на тему 'К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ'

К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ / ЭТАЛОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ / ОБЩАЯ СТРУКТУРА ТАКОЙ ТЕОРИИ / ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТАЛОННОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ / КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СТАВИТЬСЯ И РЕШАТЬСЯ В ТАКОЙ ТЕОРИИ / THEORIES OF PERSONALITY IN PSYCHOLOGY / STANDARD THEORY OF PERSONALITY / METHODOLOGICAL PREMISES TO CREATE THE THEORY / GENERAL STRUCTURE OF THE STANDARD THEORY OF PERSONALITY / PROBLEMS AND QUESTIONS THAT SHOULD BE POSED AND SOLVED IN SUCH THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яценко Денис Александрович

Существующие в психологии теории личности обладают многими недостатками, определение и точная оценка которых возможны при наличии образца, с которым эти теории можно сравнивать. Такой образец теории предлагается назвать эталонной теорией личности. В статье сформулированы общих метанаучные предпосылки к построению такой теории, включающие пятнадцать проблем и вопросов, которые должны ставиться и решаться в такой теорииTheories of personality, which exists in modern psychology, have many lacks. The exact definition and adequate evaluation of them are possible only in the case of presence some model, with which those theories may be compared. We name such model as standard theory of personality. It presented in the article. Six general principles to create that model are offer together with the fifteen problems, which characterize the standard theory of personality. All of that reflects in sixteen schemes, concerning general content and different blocks оf the standard theory of personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ»

2. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях//1^ета^опа! Legal Scientific Symposium "Modern jurisprudence: international dialogue" (29th of September 2014), Hamburg, Germany.- с. 200-207.

3. Марьин М.И., Вахнина В.В., Касперович Ю.Г. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 145 с.

К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Яценко Денис Александрович,

кандидат психологических наук, Московский гуманитарный университет, доцент кафедры общей и социальной

психологии, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Существующие в психологии теории личности обладают многими недостатками, определение и точная оценка которых возможны при наличии образца, с которым эти теории можно сравнивать. Такой образец теории предлагается назвать эталонной теорией личности. В статье сформулированы общих метанаучные предпосылки к построению такой теории, включающие пятнадцать проблем и вопросов, которые должны ставиться и решаться в такой теории.

ABSTRACT

Theories of personality, which exists in modern psychology, have many lacks. The exact definition and adequate evaluation of them are possible only in the case of presence some model, with which those theories may be compared. We name such model as standard theory of personality. It presented in the article. Six general principles to create that model are offer together with the fifteen problems, which characterize the standard theory of personality. All of that reflects in sixteen schemes, concerning general content and different blocks оf the standard theory of personality.

Ключевые слова

Теории личности в психологии. Эталонная теория личности. Методологические предпосылки ее построения. Общая структура такой теории. Основные составляющие эталонной теории личности. Проблемы и вопросы, которые должны ставиться и решаться в такой теории.

Theories of personality in psychology. Standard theory of personality. Methodological premises to create the theory. General structure of the standard theory of personality. Problems and questions that should be posed and solved in such theory.

Многие авторы, в частности А. Г. Асмолов [2], указывают на серьезные недостатки, имеющиеся в психологических теориях личности. Для того чтобы проводить методологический) анализ этих теорий, необходимо иметь в своем распоряжении эталонный образец такой теории, с которым можно было бы сравнивать реально существующие теории и судить о степени их обоснованности. Обладая таким образцом и практически пользуясь им, мы сможем иметь единую для всех теорий модель для сравнения и, ориентируясь на нее, более или менее точно оценивать существующие теории личности по степени их приближения к соответствующей модели.

Эталонную модель теории личности, о которой идет речь, можно построить, исходя из следующих соображений:

1. Она должна с максимальной степенью полноты отражать известное о личности и о ее психологии как в науке, так и в реальной жизни.

2. Значение отбираемого для такой модели материала должно определяется актуальными проблемами развития современной психологии личности как науки, перспективами ее практического применения.

3. Эта модель должна соответствовать идеям, представленным и разрабатываемым в современных теориях личности.

4. По отношению к ним она должна выступать как всеобъемлющая и универсальная.

5. Эта модель должна позволять описывать личность в научных терминах, используемых в различных теориях.

6. В состав такой модели должны войти и в содержащихся в ней идеях реализоваться основные современные методологические требования, предъявляемые к научным теориям.

7. Исходя из данной модели, можно ставить и решать следующие связанные с личностью проблемы:

- определять специфику психологических исследований личности;

- предлагать полное описание личности;

- операционализировать и верифицировать научные понятия, относящиеся к личности;

- задавать четкие критерии отличия личностных от других психологических свойств человека

- представлять структуру личности;

- потенциально содержать в себе постановку и решения вопросов, касающихся генезиса личности в целом и ее отдельных свойств;

- ставить и решать вопросы, относящиеся к филогенетическому и онтогенетическому формированию и развитию человека как личности;

- предполагать постановку и решение вопросов, касающихся динамики личности, ее возможных изменений под влиянием различных жизненных обстоятельств;

- представлять и адекватно описывать отклонения в развитии личности, устанавливать их возможные причины и способы устранения;

- описывать и объяснять индивидуальные различия между людьми, ставить и отвечать на многие вопросы, касающиеся дифференциально-психологических исследований личности;

- предоставлять возможность постановки и решения вопросов, касающихся возрастных особенностей личности;

- содержать в себе постановку и возможные решения вопросов о соотношении биологического и социального (генотипического и фенотипического, организмического и средового) в личности человека;

- ставить и решать вопросы, связанные с социально-психологическими аспектами и проблемами личности;

За основу разработки эталонной модели теории личности нами взят конструктивно-блочный принцип ее построения, суть которого заключается в том, чтобы последовательно строить такую модель по блокам, соответствующим перечисленным выше проблемам и идеям (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие эталонной модели психологической теории личности

Литература

1. Айзенк, Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. -М., 1999. - 464 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. - М.: Издательство МГУ, 2001. - 367 с.

3. Немов, Р. С. Общая психология. Том III. Психология личности / Р. С. Немов. - М., 2012. - 739 с.

4. Первин, Л., Джон, О. Психология личности. Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. - М., 2001.

5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб, 2004.

6. Холл, К., Линдсей, Т. Теории личности / К. Холл, Т. Линдсей. - М., 2000. - 719 с.

7. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - М.; СПб., 2003.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Яценко Денис Александрович,

кандидат психологических наук. Московский гуманитарный университет, доцент кафедры общей

и социальной психологии, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Современное состояние экспериментальных исследований по психологии личности нельзя признать удовлетворительным. Они нуждаются в методологическом (метанаучном) анализе). Его необходимо проводить последовательно с соблюдением определенных методологических процедур. Этапы метанаучного анализа экспериментальных исследований личности. Процедуры метанаучного анализа экспериментальных исследований личности.

ABSTRACT

The current state of experimental researches in personal psychology is not sufficient. They are needed in methodological (metascientific) analyses. Such analyses should be carried as successive with the maintenance of definite procedures. The stages of metascientific analyses of experimental researches in personal psychology. Procedures of metascientific analyses of experimental researches in personal psychology.

Ключевые слова

Психология личности. Методология психологии. Экспериментальные исследования в психологии личности. Этапы метанаучного анализа. Процедуры метанаучного анализа.

Personality psychology. Methodology of psychology. Experimental researches in personality psychology. The stages of metascientific analysis. Procedures of metascientific analysis.

По методологии экспериментальных психологических исследований за последние годы, имеется сравнительно мало публикаций, а по проблематике личности их практически нет [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10]. Между тем, как раз экспериментальные исследования, связанные с психологией личности, нуждаются в особом внимании со стороны методологов. Они по качеству уступают аналогичным исследованиям других психических явлений. В силу разницы в проблематике и методах исследования содержание и процедура методологического анализа экспериментальных психологических исследований личности должна отличаться от содержания и процедуры анализа теорий личности. Если в теоретических исследованиях преимущественно используются методы, основанные на рассуждениях, то в экспериментальных исследованиях на первом плане оказываются эмпирические методы исследования. К ним относится и эксперимент как один из наиболее сложных и трудоемких методов изучения психических явлений.

С учетом сказанного методологический анализ экспериментальных исследований личности следует проводить поэтапно, с использованием специфических для

каждого этапа процедур, критериев, показателей и признаков, которые кратко обсуждаются далее.

Первый этап - оценка точности и однозначности формулировок целей и задач соответствующего исследования.

Процедура, соответствующая этому этапу является следующей. Тому, кто проводит такой анализ, в первую очередь необходимо проверить правильность формулировок целей и задач соответствующего исследования с точки зрения того, какие понятия в них использованы, являются ли они точно и однозначно определенными, однозначно ли они понимаются всеми, применяются ли они в одних и тех же значениях во всех случаях их употребления в данном исследовании.

Второй этап метанаучного анализа экспериментальных исследований личности представляет собой оценку гипотез соответствующих исследований, в частности установление точности и однозначности их формулировок, а также сохранение гипотез в неизменных значениях на протяжении всего исследования. Кроме того, этот этап включает в себя констатацию соответствия полученных результатов предложенным гипотезам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.