ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ
TO THE CONCEPT OF SOCIAL INTELLIGENCE POLICE OF THE
MIA OF RUSSIA
УДК 37.035
w
Е.А. ПОГОНИНА,
кандидат психологических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
E.A. POGONINA,
candidate of psychological sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Е.В. КОВАЛЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
E.V. KOVALENKO,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.А. БЕЛИМОВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.A. BELIMOVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассмотрены основные концепции социального интеллекта зарубежных и российских ученых, дано обобщенное понятие социального интеллекта, в качестве его сущностной черты рассматривается рефлексивность, определяются наиболее перспективные направления дальнейшего исследования социального интеллекта сотрудников полиции МВД России.
Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, функции социального интеллекта, сущностные характеристики социального интеллекта сотрудника полиции МВД России.
Abstract: the article describes the main concepts of social intelligence of foreign and Russian scientists are given a generalized concept of social intelligence, as it is seen the essential features of reflexivity, identifies the most promising areas for further research of social intelligence police of the MIA of Russia.
Keywords: intelligence, social intelligence, social intelligence, the essential characteristics of social intelligence of police of the MIA of Russia.
Федеральный Закон «О полиции» ввел не только новое наименование социального института правоохранительной деятельности, но и задал ведущий вектор его развития - доминирование социальной функции в деятельности
полиции, реализуемой на основе принципов публичности, беспристрастности, открытости, доверия и поддержки граждан. В качестве основного критерия оценки деятельности полиции законом определено общественное мнение, зависящее от
авторитетности сотрудников и степени доверия граждан полиции. Полиция оберегает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, защищает их от противоправных посягательств, оказывает незамедлительную помощь нуждающимся в ней.
Расширение социальной функции в профессиональной деятельности сотрудников полиции требует от них более эффективного социального взаимодействия с социумом, повышения их социальной компетентности.
В настоящее время всё больше исследователей в своих работах обращаются к понятию «социальный интеллект». Обосновывается это тем, что социальный интеллект играет важную роль практически в любой человеческой деятельности: в образовании, во взаимоотношениях с коллегами по работе и с друзьями, да и просто в общении с людьми. Сегодня высокий уровень социального интеллекта - необходимое условие для работников профессий «человек-человек», в частности, большое значение он имеет в работе современного полицейского. В настоящее время особое внимание общества обращено на социальную адаптивность сотрудников МВД, умение правильно понимать и оценивать действия человека в различных ситуациях, общаться с людьми и оказывать им юридическую и иную помощь.
Специфика социального взаимодействия сотрудника полиции состоит в том, что оно возникает на основе и по поводу реализации функций правоохранительной деятельности, направлено на защиту прав и интересов граждан, обеспечение их безопасности. Другой особенностью этого взаимодействия является то, что оно регламентируется не только профессиональными нормами, стандартами поведения сотрудника полиции, содержащимися в законах, приказах и инструкциях, но и сложившимися в общественной практике этическими нормами, обычаями и традициями, общественным мнением и социальными ожиданиями в обществе, что требует особого, профессионально ориентированного социального интеллекта сотрудника.
Проблема социального интеллекта стала появляться в работах исследователей с начала XX века. Первыми изучали данный феномен такие зарубежные ученые, как О. Конт, Э. Торндайк, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и другие. Основоположником понятия «социальный интеллект» стал Э. Торндайк, который ввел это понятие в психологию в 1920 году. Он определял его как способность понимать других людей, а также мудро поступать в межличностных отношениях [6].
Согласно Э. Торндайку, существует три вида интеллекта [2]:
1. Абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и матема-
тические символы и проводить с ними какие-либо действия.
2. Конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия.
3. Социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Однако Э. Торндайк не представил развернутую теорию социального интеллекта. Он был сторонником того, что социальный интеллект - это составная часть общего интеллекта. Того же мнения придерживались ученые Г. Айзенк, Р. Кеттел, Ж. Пиаже, Р. Селман, а также некоторые наши российские ученые, например, Д.В. Ушаков и А.Л. Южанинова.
Другие исследователи полагают, что социальный интеллект - это самостоятельный набор конкретных способностей, определяющих степень социально-психологической адаптации человека в социокультурной среде.
В 1937 году Г. Олпорт, рассматривая способность умело разбираться в поведении людей, выделил восемь «личностных качеств», среди которых указан социальный интеллект. Он считает, что социальный интеллект не что иное как «особый дар» сохранения тонкого равновесия поведения и обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, но его продуктом является не глубина понимания, а социальное приспособление, проявляющееся через способности прогнозирования вероятных реакций другого человека и высказывания быстрых, автоматических суждений о людях [5].
По мнению Г. Айзенка, социальный интеллект есть не что иное, как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий [6]. Он относил к этим факторам воспитание, культуру, образование, социоэконо-мический статус и другие. Г. Айзенк считал, что в социальный интеллект входят биологический и психометрический интеллекты. Биологический интеллект - это природные способности к обработке полученной информации, которые связаны с функциями и структурами коры головного мозга. Психометрический интеллект представляет собой связующее звено между интеллектом биологическим и социальным. Это так называемые видимые проявления интеллекта.
Особый вклад в исследования социального интеллекта ввел Дж. Гилфорд. Им впервые был разработан надежный тест для его измерения. Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего. Из общей модели структуры интеллекта вытекала возможность его измерения. Дж. Гилфорд считал, что социальный интеллект образует собой
пространство трех переменных: содержание, операции, результаты.
В зарубежной социальной психологии получили развитие так называемые теории атрибуции, которые внесли определенный вклад в понимание социального интеллекта. Такие теории исследуют попытки простого человека осознать причины и следствия событий, свидетелями которых они стали. Современный вид теории атрибуции приобрели после исследований, проводившихся в середине XX века.
Особый интерес вызывает модель социального познания Р. Селмана. Социальный интеллект в его понимании - это так называемый инструмент психики, помогающий человеку ориентироваться в социальной действительности.
Н. Кэнтор и Дж. Кильстром отмечают, что социальный интеллект - это когнитивная способность, которая позволяет воспринимать события социальной действительности с минимальной неожиданностью и с пользой для себя.
Отечественные ученые также определяют социальный интеллект в нескольких направлениях. А.А. Бодалев говорит о нём как о понимании человека человеком, К.А. Абульханова-Славская считает его социальным мышлением, Н.Н. Обозов -межличностным взаимодействием, Ю.Н. Емельянов - коммуникативной компетентностью, а М.И. Бобнева, Н.А. Кудрявцева и В.Н. Куницина - независимым психологическим феноменом.
Впервые в отечественной психологии упоминания о социальном интеллекте отражены в исследованиях Ю.Н. Емельянова. По его мнению, социальный интеллект есть не что иное, как сфера возможностей субъект-субъектного познания индивида. Эта сфера представляет собой устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [4].
А.Л. Южанинова представляет социальный интеллект в трех измерениях: социально-перцептивные способности, социальное воображение и социальные техники общения. Она считает, что социальный интеллект - это третья характеристика интеллектуальной структуры, помимо практического и логического интеллекта. Социальный интеллект отображает сферу субъект-субъектных отношений, а практический и логический интеллекты - субъект-объектных отношений.
Е.С. Михайлова (Алешина) считает, что социальный интеллект - это интегральная, умственная способность, которая обеспечивает успешность социальной адаптации и общения, умение предвидеть поведение людей в различных житейских ситуациях, определять чувства, эмоциональные
состояния и намерения человека по невербальным и вербальным средствам общения.
В.Н. Куницына представляет социальный интеллект как индивидуальные способности и задатки, свойства, которые облегчают выработку умений и навыков социального общения и контактов.
Многие российские ученые, такие как Ю.Н. Емельянов, В.А. Лабунская, Е.В. Коблянская и В.Н. Куницына, определяют социальный интеллект в соотношении с различными компетентностями: коммуникативной, социальной, социально-перцептивной и другими.
Сопоставлением понятий интеллекта и компетентности занимались такие американские психологи, как К. Скайе, Дж. Гонда и М. Квэйха-ген. По их мнению, «жизненная компетентность» и интеллект - разные по своей сути понятия. Компетентность представляет собой умение формировать стратегию своих действий, намечать цели, которые предстоит пройти, а также делать положительные выводы из успехов или неудач при формировании новых планов.
Таким образом, анализ теоретических подходов исследования социального интеллекта говорит о том, что ученые стали обращаться к данному феномену в начале XX века. Наибольшее внимание к его исследованию на первоначальном этапе отмечено в зарубежной психологии и только несколько позже социальный интеллект начинают изучать отечественные психологи.
Все вышеперечисленное подтверждает неоднозначность и вариативность подходов к сущности социального интеллекта, усложняя процесс его постижения. Опираясь на изложенные научные подходы, мы следом за Дж. Гилфордом, Е.С. Михайловой (Алешиной) считаем социальный интеллект интеллектуальной интегральной способностью личности, определяющей успешность общения и адаптации в обществе, возможность предвидеть поведение людей в различных жизненных ситуациях, определять намерения, эмоциональные состояния человека и его чувства по невербальным и вербальным признакам.
На наш взгляд, это определение верно отражает функциональную сущность исследуемого свойства и указывает на следующие его функции в социальном взаимодействии: интеграцию интеллектуальной сферы личности, детерминацию успешности общения, прогностическую и диагностическую функции. При этом не ясно, КАК это происходит? Посредством каких психических процессов и механизмов? Для развития социального интеллекта сотрудника полиции в образовательном процессе вуза важна именно операциональная компонента, имеющая рефлексивную природу.
Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел включает в себя ретроспективный аспект, связана чаще с расследованием, исследованием событий, происшедших в прошлом. Ему приходится работать не только с людьми, имеющими отношение к исследуемому событию, но и с объективными и субъективными следами, в которых это событие отразилось. Очень часто складывающаяся картина происшедшего очень противоречива, требует уточнения и перепроверки множества фактов и социальных ситуаций. Важно отметить, что в сознании сотрудника рефлексивно отражается не только само событие, но и внутренние механизмы совершенного правонарушения, мотивы, цели, жизненные смыслы правонарушителя и иных участников процесса. Это в совокупности с реальным межличностным взаимодействием образует социальный контекст профессиональной деятельности сотрудника. Важно осознавать, какое влияние на позиции и
поступки других людей оказывает его собственная деятельность, каковы будут её ближайшие и отдаленные последствия.
Другой важный аспект социального интеллекта сотрудника - исследовательская обращенность к себе как субъекту профессиональной деятельности, рефлексия её ценностей, целей, идей, смыслов, их соотношение с динамикой этих компонентов в социуме. Необходимо исследовать степень влияния на эффективность общения и социального взаимодействия сотрудника его умения рефлексивного управления деятельностью другого человека, рефлексивного слушания, эмпатийной рефлексии, рефлексии профессиональной деформации и иных видов рефлексии. На наш взгляд, это не только позволит более результативно осуществлять психолого-педагогическую подготовку сотрудников полиции, но и придаст дополнительный импульс дальнейшим исследованиям сущностных черт социального интеллекта.
Литература
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. [Электронный ресурс] / Сайт Черкашина Б.Н. Психология и жизнь. 2010. URL: http://chbn.ucoz.ru/publ/stati_prepodavatelej/predstavlenija_o_kreativnosti/3-1-0-27
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект-пресс, 1997. 204 с.
3. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учебное пособие. - Москва, 2010. 235 с.
4. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. - Л.: ЛГУ, 1983. 103 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
6. Кудинова И.Б. Психологические условия становления социального интеллекта личности на примере старшеклассников и студентов: дис... канд. псих. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 2006. 222 с.
7. Тарасенко М.Л. Трудность межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта: дис... канд. псих. наук: 19.00.07. - Сургут: гос. пед. ун-т, 2008. 158 с.
8. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. 278 с.
= References =
1. Akimova M.K. Psychological diagnosis. [Electronic resource] / Cherkashin B.N. Psychology and life. 2010. URL: http://chbn. ucoz.ru/publ/stati_prepodavatelej/predstavlenija_o_kreativnosti/3-1-0-27
2. Andreeva G.M. Psychology of social cognition. — M.: Aspect-press, 1997. 204 p.
3 Busygine N.P. The methodology of qualitative research in psychology: textbook. - Moscow, 2010. 235 p.
4. Emelyanov Y.N., Kuzmin E.S. Theoretical and methodological basis of socio-psychological training: textbook. allowance. - L.: Leningrad state University, 1983. 103 p.
5. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. - Rostov-on-don: Feniks, 1996. 509 p.
6. Kudinovs I.B. Psychological conditions of formation of social intelligence of the person, for example, seniors and students: dis... candidate crazy sciences: 19.00.01. - Novosibirsk, 2006. 222 p.
7. Tarasenko M.L. The Difficulty of interpersonal communication of students with different levels of intelligence llandogo: dis... candidate crazy sciences: 19.00.07. - Surgut: GOS. PED. University, 2008. 158 p.
8. Stroo V.A. Methods of active socially-psychological training: tutorial and workshop. - M.: Yurayt, 2015. 278 p.
(статья сдана в редакцию 29.04.2016)