Научная статья на тему 'К понятию соматической культуры личности'

К понятию соматической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шипулин В. Н.

Раскрываются важные аспекты формирования соматической культуры личности и развития представлений о ней в культурной истории. Выделяются труд, обряд и игра как основные формы соматической культуры личности. Рассматриваются утилитарная, семиотическая, эстетическая, инкультурационная и другие функции телесной (соматической) культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К понятию соматической культуры личности»

3. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высш.образование в России. 2002. №1. С. 81-87.

4. Брановский, Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Брановский. М., 1996. 378 с.

5. Виноградов, В.А. Информационная культура как фактор повышения информационной деятельности / В.А. Виноградов. М.: Наука, 1990. 46 с.

6. Гершунский, Б.С. Грамотность для XXI века / Б.С. Гершунский // Сов. педагогика. 1990. №4. С. 58-64.

7. Греков, А.А. Информационная культура учителя / А.А. Греков, С.О. Крамаров, С.Е. Черкезов // Пед. информатика. 1999. №1. С. 3-10.

8. Дворецкий, С.И. Информационные технологии в подготовке инженера / С.И. Дворецкий, В. И. Таров, Е. И. Муратова // Высшее образование в России. 2001. №1. С. 130-135.

9. Информатизация общества // Информатика / Бройдо В.Л. [и др. ]. М., 2002. C. 14—22

10. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Пед. информатика. 2000. №2. С. 41-55.

11. Киселев, Н.Н. Информационная потребность как фактор социализации личности: автореф. дис. канд. социол. наук / Н.Н. Киселев. Кемерово, 1998. 20 с.

12. Кравец, В.А. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс] / В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко // http://users.kpi.kharkov.ua/lre

13. Культурология. XX век: энциклопедия [Электронный ресурс]: http://velicanov.ru/ culturology/

14. Овчинникова, К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: дис. канд. пед. наук / К.Р. Овчинникова. Челябинск, 1999. 176 с.

15. Полат, Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат, М.В. Моисеева. М.: Владос, 1998. 192 с.

16. Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н.М. Розенберг // Сов. педагогика. 1991. №3. С. 33-38.

17. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики /

Э.П. Семенюк // НТИ. Серия 1. 1994. №1. С. 2-7.

18. Сорокина, В.Н. Культура информационного общества / В.Н. Сорокина // Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб, 2003. С.119-124.

19. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоф-флер. М., 1999. С. 277.

20. Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: дис. д-ра филос. наук / В.А. Уханов. Екатеринбург, 1997.

21. Шангин, В.Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе: дис. канд. пед.наук / В.Ф. Шангин. М., 1999. 121 с

В.Н.Шипулин

(Волгоград)

К ПОНЯТИЮ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Раскрываются важные аспекты формирования соматической культуры личности и развития представлений о ней в культурной истории. Выделяются труд, обряд и игра как основные формы соматической культуры личности. Рассматриваются утилитарная, семиотическая, эстетическая, инкультурационная и другие функции телесной (соматической) культуры личности.

Наше телесное существование - одна из важных сфер культуры, занимающая человека на протяжении веков. Если понимать культуру как любое собственно человеческое воздействие на природу, ее «очеловечивание», то соматическая (телесная) сфера культуры - одна из самых ранних в культурной истории человечества. Человек осознает самого себя, начиная «окультуривать» свое тело. Так, например, понятие души появляется только тогда, когда человеком были пережиты, отслежены и осмыслены такие «телесные» состояния, как сон, обморок, бессознательные состояния. Само понятие личности также формируется через соотношение телесного и духовного, внешнего и внутреннего в человеке. Индивидуальный

© Шипулин В. Н., 2006

личностный опыт - опыт общения с внешним миром - каждый человек также накапливает прежде всего через общение со своим телом.

Тело человека, взятое в его физическом бытии и физиологических функциях, является внекультурным, биологическим предметом - именно в этом аспекте оно рассматривается в медицине, теоретически и практически, в тех пределах, в каких его культурная форма не имеет для врача принципиального значения. Нас же интересует именно то, как тело человека, оставаясь биологическим объектом, приобретает культурные качества.

Поскольку процесс этот имеет два масштаба — филогенетический и онтогенетический, полезно выяснить, как протекает он в «детстве человечества» и в детстве каждого отдельного человека. Широко известное замечание Ф. Энгельса, что рука человека является не только органом труда, но и его продуктом, можно отнести к человеческому телу в целом, поскольку прямохождение, освобождение рук для различных операций, посадка головы и т.д. есть результат преобразования природной анатомической данности трудом, игрой, спортом, т. е. культурой. Многочисленные и разнообразные антропологические, этнографические и археологические данные иллюстрируют верность данного тезиса по отношению к антропогенезу, а применительно к развитию ребенка верно то, что умение бегать, ходить, действовать руками и связанное с этим развитие плечевого пояса и всей фигуры есть результат научения, т. е. приобщения ребенка к культуре.

Человеческое тело, исторически формировавшееся культурой, оказывалось не только творением культуры, но и условием ее развития. Способность человека победить мощного зверя, другого человека, покорить себе камень и кость непосредственно зависела от его физического развития, от его культурных телесных качеств, которые становились более важными, чем природные телесные качества, (мышечная сила, мощь клыков и когтей). Как справедливо отмечают этологи, человек в физическом отношении - самое слабое животное, лишенное тех физических средств борьбы, которые есть у тигра, мамонта, удава, но он обрел способность побеждать, в частности, благодаря тому, во что превратила его тело культура.

На ранних ступенях антропогенеза труд был лишь одной из сфер культуры, в которой функционировало тело человека. Второй такой сферой была обрядовая деятельность. «Функционирование человеческого тела в обряде, ритуале, культе отличалось от его действий в трудовых процессах тем, что здесь его “физические действия” были не продуктивными, а символическими - обряд был ведущим средством организации социальных отношений, и вовлеченность в него природных явлений обусловливалась перенесением на них человеческих качеств, то есть их одухотворением, мифологизацией, антропоморфи-зацией. Человеческое тело было непосредственным местом встречи природы и культуры, их взаимным отождествлением, и поэтому оно должно было наглядно, ощутимо, выразительно соединять свои утилитарные, биологические, физические качества со сверхбиологическими, символическими, социальными - то есть быть одновременно функциональным и значащим, физически развитым и смыслонесущим, сильным и художественно-выразительным» [1].

В самом деле, уже в начале культурной истории человеческое тело становится и социальным знаком, указывающим на место данного человека в общности, и предметом поклонения и заботы, требующим приложения определенных усилий. Чем дальше человеческое тело отстоит от тех функций, которые оно имеет «само по себе», как элемент природы, тем оно более «окультурено» и тем ближе оно к некоторому идеалу. Первоначальной формой соматической культуры была культура «ухода за телом» (социально предписанные, ритуально санкционированные и закрепленные формы обращения со своим собственным телом). Уход за телом в его реальной исторической функции превращает тело в инструмент закрепления и сообщения другим положения человека в общности, его возрастного статуса, личностных свойств и др. Благодаря «уходу» тело человека становится социальным знаком.

В родовой общине телесная внешность и физическая полноценность имели очень большое значение. Обычно выделяются следующие виды ухода за телом: украшения, прически, формы одежды. Важно то, что элементы ухода за телом связаны, по-

мимо эстетических задач, с выделенными моментами времени рода - рождением, погребением, инициацией и браком (стрижка волос и обрезание при инициациях, чернение зубов, выщипывание бровей женщинами при вступлении в брак и т. д.). Гипотезе о том, что уход за телом мог быть связан с «эстетическими» потребностями, противоречат широко распространенные и хорошо известные действия по деформации тела - удаление здоровых зубов, отрезание пальцев, изменение формы черепа в младенческом возрасте и т.д. Одежда также изначально выполняла не практическую функцию защиты тела от неблагоприятных воздействий окружающей среды, даже не эстетическую, а ритуальную и знаковую функции.

В самом деле, нагое человеческое тело, вообще говоря, равно самому себе и очень мало говорит о человеке как о члене человеческой общности. Не раскрывает оно и его личностные качества. Различные способы ухода за телом позволяют создать различные заменители тела в течение кратких или длинных (равных продолжительности человеческой жизни) отрезков времени. Ведь известные этнографии типы раскраски, шрамы и татуировки изображают всю родословную человека, его «генеалогическое древо», т. е. связь человека со структурой рода и его место в ней. В силу этого каждый член рода оказывается носителем духа рода, и этот дух «записан» на его коже навсегда. Накожная графика - это, по сути дела, одежда, надеваемая на весь период жизни данного человека и делающая его членом «корпорации». Это поясняет знаковую функцию одежды, которая в этом своем качестве - не что иное, как сменяемая накожная графика. Такие знаковые структуры, соответствующие различным формам ухода за телом, образуют одну из форм письменности [2].

Превращение тела в культурный предмет было связано с освоением жизненнопрактического опыта предков, который не передавался генетически. Это было время подготовки индивида к самостоятельной деятельности, время его духовного и телесного развития. Основным средством, способным обеспечить решение этой важнейшей задачи, явилась игра, формирующая ребенка и духовно, и телесно.

Так в трех формах - через труд, обряд и игру - человеческое тело выходило из

природы в культуру, приобретало свой «надбиологический» характер. Эту двойственность своей природно-культурной данности и функционирования оно сохраняет и по сей день, но при том, что характер культурации тела исторически менялся. Судьбы телесной культуры были связаны с рядом обстоятельств: с развитием неравенства, которое освободило от физического труда одну часть общества, а другую превратило в «говорящее орудие»; с развитием спорта - деятельности, специально посвященной физическому развитию человека, культурный смысл которой достаточно отчетливо выражен в самом понятии «физическая культура»; с широким развитием специализированной лечебной деятельности, призванной обеспечить здоровую жизнь и нормальное развитие человеческого тела, - такова медицинская культура; со специализацией практической деятельности людей — например, военных и штатских, спортсменов и инженеров, танцоров и поэтов; с общими процессами дифференциации первоначального семиотически-аксиологичес-ки-художественно-эстетического синкретизма культуры, который вел к автономности различных внеутилитарных функций тела в его культурном бытии - например, у солдата, спортсмена, танцора и т. п. Участие в физическом труде, начинавшееся уже в детстве, приводило в среде трудящихся к формированию особого телесного типа, создавало резкий контраст между коренастым мускулистым телом крестьянина, рабочего, воина и физически немощным телом аристократа или полностью погруженного в духовную жизнь интеллигента. На культурные параметры человеческого тела влияли и требования, которые предъявляли гладиаторство и рыцарство, монашество и культура йоги, современный «культуризм» и наркомания и многие другие социокультурные факторы. В конечном счете, само соотношение биологических и культурных качеств тела оказывается феноменом культуры - таковы диаметрально противоположные соотношения физического и духовного, телесного и интеллектуального в средневековом аскетизме и в современном «культуризме», таков идеал гармонии тела и духа в античности и в культуре Ренессанса.

Если в процессе десакрализации и демократизации культуры влияние обряда

на жизнь человеческого тела неуклонно ослабевала, то роль спорта все более повышалась. Спорт вырос из обряда, но со временем его гимнастические, акробатические, силовые средства стали высвобождаться, деритуализироваться, становились самоцельными; это роднило их с игрой и рождало новый культурный синтез - уже не магико-гимнастический, а гимнастичес-ки-игровой. История засвидетельствовала некий рубеж в этом процессе - организацию в Древней Греции Олимпийских игр, выполняющих важную культурную задачу - не только спортивного, но и эстетического, этического, политического характера.

Был и иной путь культурного развития тела - художественная деятельность (хореографический компонент древнего мусического искусства, затем - актерское творчество, дифференцированное от танца и приобретшее самостоятельное значение уже в античном театре). Тем самым тело человека не только оказывалось культурным объектом в том смысле, который ему придавали труд и спорт, но приобретало и второй слой культурного значения - семиотический: жизнь тела в танце и на сцене становилась особым способом высказывания, особым текстом, т. е. превращалась в язык жеста в его хореографической, пантомимической, актерской модификациях. В художественную культуру человеческое тело вошло не только в этом прямом его использовании как материальной реальности, но в косвенной форме -изображения в живописи, графике, скульптуре, в фотоискусстве, кино, литературе. Начиная с древних изображений и описаний физического облика героев мифов, сказок, легенд и кончая созданием пластических образов человека в современном искусстве, оно решало двоякую задачу: с одной стороны, фиксировало то конкретное соотношение природного и культурного, биологического, физического и психологического, которое было свойственно человеку на каждом этапе истории общества и в разных этнокультурных системах, а с другой - создавало некие идеальные модели этой окультуренности человеческой природы, оно способствовало утверждению данной меры культурности и данного культурного содержания в реальной жизни людей, воспитывая определенное отношение человека к своему телу.

Третья изначальная сфера окультуривания человеческого тела - детская игра -сохраняла, наряду с другими, функцию формирования тела растущего человека. «От стихийного формирования этой способности игры культура переходила к сознательному и целенаправленному использованию детской педагогикой таких возможностей включения в игру элементов физической культуры физической культуры и спорта, которые и с медицинской, и с психологической, и с этической, и с эстетической точек зрения обладают максимальными возможностями развития здорового и гармонично сложенного тела ребенка» [3].

Таким образом, человеческое тело, функционируя в культуре, реализует все возможности, которыми располагает, и может существовать в виде конкретных форм телесной или физической культуры, соответствующих функциям тела в культуре.

Одна форма - это материальный природный субстрат, определяющий ее био-физиологические свойства, которые не отменяются культурой, а преобразуются ею. Вхождение же тела в культуру начинается - и логически, и генетически - с его утилитарного функционирования. Подобно создаваемым человеком вещам, его тело обретает способность удовлетворять разнообразные практические потребности, рождающиеся в культурном бытии людей; таково здоровье, поскольку оно обеспечивает не саму физическую жизнь, а работоспособность человека и его способность к полноценному общению с другими людьми. Эту форму культурного бытия тела можно обозначить как «работоспособное тело». Практическое функционирование тела в культуре с самого начала таит возможность его превращения в носителя различных социальных значений, различных типов информации; так тело человека становилось материальной основой культуры, приобретая семиотические свойства. Различия в телосложении монаха и воина, аристократа и крестьянина, рабочего и интеллигента, порожденные особенностями их образа жизни, становились знаками социальной принадлежности этих людей. Маленькая ножка китаянки или осиная талия европейской аристократки - продукты культуры, работающие как ее знаки, символы социального

положения; это касается в еще большей степени прически, грима, одежды, которые можно рассматривать как «второе тело» человека. Все это вместе взятое оказывается языком, на котором человек представляет себя окружающим. Тело обретает в определенных условиях и религиозный смысл, и политический (например, изможденные тела средневековых аскетов, символизирующие степень их духовной самоотдачи божеству, или роль бороды и бритого лица в русской политической истории, расистское противопоставление антропологических признаков «высшей» и «низшей» рас). Сама степень открытости тела оказывалась культурным текстом (например, в античной культуре и в культуре мусульманской, чадра восточной женщины и глубокое декольте европейской, стыдливость христианского укрытия тела одеждой и бросивший вызов традиционной морали стриптиз и т. д.). Так и в быту, и в искусстве, моделирующем отношение каждой культуры к характеру и мере обнажения тела, оно становится языком культуры. Семиотический аспект функционирования тела в культуре делает его не только работоспособным, но и говорящим.

Третья форма и функция человеческой телесности - эстетическая. История культуры показывает, что уже в глубочайшей древности и утилитарные, и информационные функции тела начинали оборачиваться его способностью возбуждать особого рода эмоциональные реакции специ-фически-культурного свойства, недоступные животным, возникающие на уровне «духовных чувств», а не простого физиологического возбуждения; вызывающие эти переживания свойства предметов получили впоследствии наименование красоты, изящества, величественности и т.д. Им противопоставляли уродство, неуклюжесть, вульгарность, комизм и др. Придавая человеческому телу эстетическую

ценность, культура порождает соответствующее направление его функционирования, лежащее за пределами материально-утилитарных потребностей бытия: это проявляется и в восприятии телесной красоты как элемента привлекательности в природно-духовных отношениях полов, именуемых любовью; это же сказывается и в эстетической оценке движений работающего человека; это объясняет и то, что деятельность спортсмена оценивается не только по абсолютным техническим показателям, но и по эстетическому впечатлению от движений его тела и самого его телосложения. Так в числе культурных форм жизни человеческого тела выделяется еще одна - «красивое тело». А она включается в воссоздающую реальную жизнь художественную реальность, становится элементом художественного образа человека, т. е. «выразительным телом»: таково тело танцора, актера, клоуна в создаваемых ими образах. Зарождается эта форма жизни человеческого тела не в искусстве, а в повседневном общении людей, в котором выразительность мимики, жеста, телодвижения является элементом коммуникативной связи человека с человеком, неотрывным от речи. Жизнь тела становится выразительницей жизни духа, вбирает в себя и ее нравственное содержание, и ее эстетические проявления, но ее суть и качественное своеобразие состоят именно в направленном восприятии другими людьми, выражении собственных духовных состояний кинетическим (телесно-динамическим) языком.

Литература

1. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб., 1996. с. 196-197.

2. Пигалев, А.И. Культурология / А.И. Пи-галев. Волгоград, 1998. с. 55—57.

3. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб., 1996. С.201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.