Научная статья на тему 'Феномен традиционной боевой культуры России'

Феномен традиционной боевой культуры России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
257
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ БОЕВАЯ ТРАДИЦИЯ / БОЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ (МУЖСКАЯ) БОЕВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / TRADITIONAL (MEN'S) FIGHTING CULTURE OF RUSSIA / TRADITIONAL FOLK CULTURE / RUSSIAN FIGHTING TRADITION / FIGHTING CULTURE / TRADITIONAL FIGHTING CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна

В настоящее время проблема сохранения традиций русского народа стоит на одном из первых мест. Касается это, не в последнюю очередь, и традиционных мужских единоборств. Данная статья раскрывает значимость отечественной традиции, в отличие от оснований западных культур. Дано определение мужской боевой культуры и ее основы - телесной культуры. Показано современное состояние традиционных видов боевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FIGHTING CULTURE PHENOMENON IN RUSSIA

At present the problem of preserving Russian people traditions occupies the first place. The traditional Russian men's fights are one of them. The article discloses the importance of this national tradition in contrast to the grounds of European cultures. The article contains the definition of men's fighting culture as well as its ground the body culture. The modern state of traditional kinds of fighting culture is also reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Феномен традиционной боевой культуры России»

И. Д. Борченко

ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ БОЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

В настоящее время проблема сохранения традиций русского народа стоит на одном из первых мест. Касается это, не в последнюю очередь, и традиционных мужских единоборств. Данная статья раскрывает значимость отечественной традиции, в отличие от оснований западных культур. Дано определение мужской боевой культуры и ее основы - телесной культуры. Показано современное состояние традиционных видов боевой культуры.

Ключевые слова: традиционная народная культура, русская боевая традиция, боевая культура, традиционная боевая культура, традиционная (мужская) боевая культура России.

At present the problem ofpreserving Russian people traditions occupies the first place. The traditional Russian men’s fights are one of them. The article discloses the importance of this national tradition in contrast to the grounds of European cultures. The article contains the definition of men’s fighting culture as well as its ground - the body culture. The modern state of traditional kinds of fighting culture is also reflected in the article.

Key words: traditional folk culture, Russian fighting tradition, fighting culture, traditional fighting

culture, traditional (men’s) fighting culture of Russia.

Феномен боевой культуры, за несколько тысячелетий своего существования проявивший себя в культуре множества стран и народов, весьма диалектичен. Он многообразен и един одновременно, воплощая в себе национальные и интернациональные, особенные и общие тенденции и традиции, постоянная борьба и взаимопереплетение которых создали в разное время и в разных этнографических ареалах расселения человечества столь причудливые комплексы и комбинации [4, с. 45-51].

Как в историческом прошлом, так и в современном нам мире существует огромное разнообразие видов культур в качестве локально-исторических форм, каждая из которых имеет собственные пространственные и временные параметры и тесно связана со своим творцом - народом (этносом). Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого -действия не только с предметно-

вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведения отдельных народов и их особое мировосприятие в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностных ориентаций, при-

дающих смысл существованию человека. Вместе с тем вызывает серьезную тревогу то, что на протяжении последних трех десятилетий наблюдается широкое распространение боевых искусств Дальнего Востока на территории России, что можно охарактеризовать как социальный феномен спонтанного и несанкционированного проникновения восточно-азиатской физической культуры в практику отечественного физического воспитания [Там же, с. 87-90].

Традиционная культура - это такой способ бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей технологий. Культурные смыслы - это категория цели действия, а технология - способа действия. Внешними признаками традиционной

культуры является опора на сакральные тексты и жесткая социальная стратификация. Традиционная народная культура - реальность, оказывающая мощное влияние на этнические, экономические, социальные, политические, духовные процессы в современном мире. Многие специалисты, в том числе

А. К. Байбурин, П. Г. Богатырёв, М. А. Васильев, Л. П. Виноградова, Л. Н. Гумилёв, рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных

ценностей, американизации культуры разных народов.

Русская традиционная боевая культура является специфической частью традиционной народной культуры. Сегодня это явление превратилось в «неопознанность», некий неразличимый объект, и, как следствие, исчез дуализм, а также одновременно гармония тела и духа - вместо этого появляется гипертрофия телесно-физического, как некая новая универсальная субстанция, лишенная духовного содержания. Традиционная боевая культура в настоящее время существует вне повседневной культуры, поэтому важность проблемы, состоящей в их воссоединении, очевидна.

Боевая культура - это составная часть национальной культуры. Датировать ее возникновение невозможно, так как культура формируется пропорционально развитию человеческого общества, и ее появление нельзя связывать с конкретным историческим событием. Понять ее самобытность, идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства можно, лишь вскрыв прямые исторические связи с самой этнокультурой, традиционной народной культурой.

Вот уже на протяжении многих лет интерес к традиционной культуре неуклонно растет. Свидетельством тому является увеличение числа общественных организаций, связанных с сохранением культурного наследия и разработкой региональных программ изучения традиционных культур.

Это, несомненно, положительный момент, с общекультурной точки зрения. Однако нельзя не отметить и недостаток работ, раскрывающих ментальность традиционной культуры, ее сущность, статус в сегодняшнем обществе. Исследователи в основном занимаются субстратом или внешней формой культуры, и мало стремятся объяснить, как работает культура, какое сознание стоит за этим, а также то, каким образом традиционная культура со време-

101

нем модифицировалась. Культура означает, прежде всего, настроение, отношение к реальности.

Традиционная мужская боевая культура - это, своего рода, система адаптации к среде бытования, а также система технологий, создаваемых человеком для удовлетворения биофизических, ментально-психологических и социально-нравственных потребностей. Мы неслучайно обратились к русской боевой традиции - она соединяет в себе прошлое и настоящее, «мифологические воспоминания» и бытовую повседневность. В настоящее время в нашей стране идет бурное развитие этнического самосознания и возрождение культурных традиций всех наций и народностей. Образуются культурные центры в различных регионах страны для воссоздания обычаев и духовных ценностей предыдущих поколений. Возродившийся сейчас общественный и научный интерес к истории русской культуры закономерен. Культурная память народа, нации, страны - первое и необходимое условие самодвижения общества.

В современной исследовательской литературе по теории, истории и философии культуры, этнографии и фольклористике, в области теории физической культуры и спорта проблема традиционной мужской боевой культуры не имеет своего фундаментального решения и самостоятельно не ставилась. Вопросы мужской боевой культуры Руси и России, специфики ее региональных форм остаются плодотворными темами для культурологических исследований. Не создана и базовая теоретическая модель такого феномена, как мужская боевая культура, в том числе древнерусская. Полная и всесторонняя картина традиционной культуры любого народа может возникнуть при кропотливом и достоверном изучении всех ее проявлений. Составляющие традиционной культуры находятся в тесной связи друг с другом. Они взаимно сохраняют характерные связи и особенности, -

например, с мужским боевым танцем и рукопашным боем. Динамическая картина развития знаний о традиционной боевой культуре не представляется полной, а этапы ее развития не всегда прослеживаются как цельные и многогранные.

Общие представления о культуре, о человеке как существе не только общественном, но и культурном, а также методологические и онтологические проблемы сущности культуры представлены в работах М. С. Кагана, который рассматривает понятие «физическая культура» как определенную форму деятельности. Он дает понимание культуры как особой формы бытия, производной от человеческой деятельности, что открывает путь к анализу ее строения. Деятельность людей представлена в трех формах - материальнопрактической, духовно-теоретической и практически-духовной - и двух подсистемах - материальной и духовной культурах [2, с. 9]. М. С. Каган развенчивает представление о культурном статусе спорта «как механизме физического развития человека» [6, с. 222-223], т. е. как элементе физической (соматической) культуры.

Имеющаяся литература по традиционной мужской боевой культуре включает труды философов и культурологов, отечественных и зарубежных историков, искусствоведов. Автор опирается также на этнографические источники, публицистику. Следует назвать работы конкретно-

исторической направленности: Б. В. Горбунова о воинских состязательных игровых традициях в народной культуре Руси;

А. В. Грунтовского, рассказывающего о рождественских потехах; В. Я. Проппа о русских аграрных праздниках; А. Н. Розова - о кулачных боях в России.

Специалисты в области культурологии и философии культуры М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев рассматривают мужскую боевую культуру как производную телесной культуры. М. М. Бахтин ут-

верждает, что телесность входит во множество контекстов, где обсуждается проблема человека: тело и мысль, тело и чувство, тело и жизнь, тело и душа, тело и дух, тело и культура, и т. д. [1, с. 15].

В. М. Розин, рассматривая «тело» и «телесность», выделяет несколько аспектов в понимании первого: биологический и физиологический, эстетический и практический аспекты (обыденное понимание). Телесность, с его точки зрения, - «это новообразование, конституированное поведением, то, без чего это поведение не могло бы состояться, это реализация определенной культурной и семиотической схемы (концепта), наконец, это именно телесность, то есть модус тела» [5, с. 2]. Л. Н. Гумилёв выявляет ведущие исторические факторы возникновения российской культуры, ее этногенеза.

Фольклористами и этнографами, в числе которых В. П. Аникин, Г. Н. Базлов, А. К. Белов, А. С. Каргин, А. А. Лебедев, Б. А. Рыбаков, А. Н. Сахаров, В. В. Седов,

A. И. Селиванов, Ф. М. Селиванов, Г. В. Сумароков, Н. Ф. Сумцов, В. Н. Топоров,

О. Н. Трубачёв, М. В. Шатунов, - изучена традиционная культура русского народа, праздники, обряды, русский календарь, кулачные бои Центрального и Южного регионов России, песенные и инструментальные записи.

Из отечественной литературы, освещающей взаимосвязь философии, культуры и ее составляющей - физической культуры, можно выделить работы И. М. Быховской, Н. Н. Визитея, а также труды Э. А. Орловой,

B. А. Подороги, В. И. Столярова, О. Б. Суворовой.

Среди работ западноевропейских авторов с суждениями о телесности назовем труды Хосе Ортега-и-Гассета «О спортивно-праздничном чувстве жизни», К. Ясперса «Смысл и назначение человека». Феномен телесности человека развивал ученик и последователь Мартина Хайдеггера -Медард Босс. Телесность человека опреде-

102

ляется М. Боссом как телесная сфера исполнения человеческого существования, она не ограничивается тем, что под кожей; она распространена и на отношение к миру [3, с. 137]. Г. Зиммель и Э. Г. Эриксон характеризуют западную культуру как преимущественно мужскую. По мнению

Н. А. Бердяева, мужская культура слишком рационалистична, она далека от непосредственных тайн космической жизни, она истощила и подорвала себя.

Таким образом, мужская боевая культура в своем генезисе неотделима не только от общей культуры, физической культуры и культуры, связанной с боевыми искусствами, она является неотъемлемой частью и такого понятия, как «телесность», «телесное развитие человека». При рассмотрении и исследовании становления мужского боевого искусства прослеживается его неразрывная связь с развитием канонов красоты человеческого тела.

Изучение становления и развития русской боевой традиции как основы телесной культуры, начиная с первых упоминаний о Руси (VI в.) до современного состояния традиционных видов единоборств, а также сравнение их с восточными, позволяют показать неповторимость и ценность для русской культуры боевой традиции русского народа.

Современная боевая практика в России - это многофункциональное, многогранное социально-культурное явление, сущностью которого является целенаправленная двигательная активность, тесным образом связанная с телесной культурой индивида. Современное направление русской традиционной боевой культуры не потеряло преемственности с состязательной и прикладной традицией русского народа.

Социокультурный анализ позволяет увидеть различие терминов «боевое искусство» и «боевая культура», «рукопашный бой» и «единоборства». Анализу современных единоборств России отвечает эмпири-

чески фиксируемый факт неодинакового влияния практики разных видов единоборств на личность и социальное поведение человека. Трансформация единоборств России происходит из-за невостребованно-сти сегодняшним днем техники, специальных навыков, составляющих сущность той или иной школы традиционных единоборств. Традиционная мужская боевая культура, являясь частью всей культуры народа, имеет конкретную цель и задачу -изучение и ретрансляцию в жизнедеятельность совокупности передаваемых из поколения в поколение значимых ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения мужской половины «русского человека» для регулирования поведения и полноты самореализации.

Боевая культура подразумевает обширную часть мужской культуры, внутри которой находится боевая традиция, в виде конкретных военных и боевых традиций, и боевое искусство - как определенный технический пласт, состоящий из элементов, включенных в традиционную мужскую культуру.

Развитие боевого искусства берет начало из игрового боя животных: брачного боя и боя за территорию. Если учесть, что смысл боя - продление рода, а территория лишь условие для этого, то очевидно их внутреннее единство. Бои животных неагрессивны и являются формой внутриполо-вого общения, формирующей собой всю организацию популяции, семьи, воспитания потомства. Разумеется, боевое искусство есть у всякого этноса, но развитие оно получает лишь в период расцвета культуры, а агрессивные «успехи» этноса часто находятся в противоречии с культурными.

Традиционная боевая культура явилась результатом адаптации брачного боя к новым этническим отношениям, возникшим в период с IV по X вв. Это ясно видно из традиции разрешения территориальных споров. На Руси вплоть до Куликовской битвы (1380 г.) сражение предварялось

103

единоборством. Как происходило это в более древние времена, известно по Гомеру и античному эпосу.

Состязания в борьбе проводились круглый год: в праздники, будни, выходные и торгово-ярмарочные дни. Интенсивность состязаний в течение года менялась. Она увеличивалась летом и уменьшалась весной и осенью. Сказывалось проведение сезонных сельскохозяйственных работ и погодные условия. В праздничные, ярмарочные, и выходные дни борьба традиционно проводилась в одном и том же месте, в самом населенном пункте или за его пределами. Характерными местами проведения были следующие: центральная площадь, на которой располагались церковь, магазин или правление, перекрестки или развилки дорог, возвышенность, берег реки или пруда, поляна. Выбор места обуславливался его удобством и красотой. В состязаниях принимали участие все возрастные категории мужского населения - от мальчиков до стариков.

В ХVII - ХVIII вв. культурный подъем сменился упадком. Традиция расслоилась. Если в начале периода боярство и народ пели одни песни, плясали одни танцы и вместе выходили на кулачный бой, то в конце -знать уже не только не знала своих песен, но и забывала свой язык. Наконец, в ХК в. традиция стала достоянием меньшинства.

В ХХ в. техника боя существенно обеднела. «Круговой бой» исчез значитель-

но раньше, а оставшийся «стеношный» по своим правилам не разрешал вращений («раскруток») и работы ногами, локтями. В настоящее время не известен ни один кулачник, владеющий круговым боем.

На сегодняшний день в России известно несколько видов традиционных боевых искусств, которые и по сей день распространены в некоторых регионах. Их немного: Тверская Буза, славяно-русский

стиль «Спас», уральская борьба на поясах, «Деревенская борьба» на юге Тюменской области, московская славяно-горицкая борьба. Кроме традиционных видов кулачных боев, трансформированных в спортивный вид, существует и ряд непрофессиональных, нетрадиционных боевых искусств, которые, к сожалению, быстро распространяются по городам России: «Троянова тропа» на Урале (Челябинск, Екатеринбург, Курган), «Спас», основанный на учениях христианской Библии (Новосибирск).

Таким образом, специфика культурологического подхода к исследованию единоборств заключается в анализе последнего как особой формы организации культурных отношений, в выявлении факторов, определяющих характер и бытование современных сохранившихся единоборств, а также роли единоборств в формировании духовного мира молодежи, в их оценке как фактора, детерминирующего социальное поведение людей данной возрастной категории.

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Мысль, 1979.

2. Каган, М. С. Введение в культурологию: курс лекций / М. С. Каган // под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб., 2003.

3. Летуновский, В. В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л. Бинсвагера и М. Босса / В. В. Летуновский // Понимание как фактор личностного развития. - Кемерово: Графика, 2002.

4. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психология единоборств: монография / А. А. Пе-редельский. - М.: Физ. культура, 2008.

5. Розин, В. М. Тело вне анатомии. Земная цивилизация стоит на пороге антропологической революции / В. М. Розин. - М., 2005.

6. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва. - 2-е изд. - М.: Совет. эн-цикл., 1989.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.