Научная статья на тему 'К понятию кейс-метода как одного из способов обучения иностранному языку (на материале английского языка)'

К понятию кейс-метода как одного из способов обучения иностранному языку (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова С.В., Кармишина Я.А.

В статье рассматривается вопрос применения кейс-метода как способа модульного подхода обучения студентов иностранному языку в условиях компетентностного похода и кратко обоснованы теоретические основы данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К понятию кейс-метода как одного из способов обучения иностранному языку (на материале английского языка)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.

5. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.

6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1.С. 136-142.

7. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.

© Ащеулов Н. В., Козырева О. А. 2016

УДК 372.881.111.1

С. В. Беспалова

К.п.н., доцент Я. А. Кармишина

магистрант 1курса Факультет иностранных языков Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Г. Саранск, Российская Федерация

К ПОНЯТИЮ КЕЙС-МЕТОДА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

В статье рассматривается вопрос применения кейс-метода как способа модульного подхода обучения студентов иностранному языку в условиях компетентностного похода и кратко обоснованы теоретические основы данного метода.

Ключевые слова

Кейс-метод, коммуникативная компетенция, педагогическая система

В настоящее время внедрение кейс-метода в практику высшего профессионального образования является актуальной проблемой. Данное явление обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая причина вытекает из развития требований к качеству подготовки будущего бакалавра, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных иноязычных коммуникативных ситуациях.

Кейс - метод (от англ. «case» - случай) является методом анализа конкретных коммуникативных ситуаций. Суть метода, по мнению Т.Ю. Айкиной, довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

проблемы. При этом сама проблема не должна иметь однозначных решений [1, с.43].

Кейс - метод относится к числу наиболее эффективных способов обучения английскому языку. Под кейс - методом мы понимаем конкретную искусственно созданную ситуацию, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере [5, с. 179]. Обучающимся предлагаются ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучающиеся вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку.

Применение кейс - метода как способа обучения английскому языку в вузе преследует определенную цель, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции в различных ситуациях устно - речевого общения. При реализации кейс - метода обучающиеся развивают умение для осуществления коммуникативных намерений: вести спор, дискуссии, описание, сравнения, а также тренируют умение выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Поэтому метод <^ase study» включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике иностранного языка.

М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения, поскольку он имеет следующие преимущества: возможность работы в группах на едином проблемном поле; использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей деятельности; выработки навыков простейшего обобщения информации. Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы[7].

Что же дает использование кейс-метода? Во-первых, его исследование повышает уровень знания иностранного языка в целом; во-вторых, развивает творческое мышление, заставляя думать на языке, развивает навыки проведения презентации (умение публично представить результаты работы на иностранном языке), развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст. Кроме того, совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации; учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение; позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем. Процесс создания кейса представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов: первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями; второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать; третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения; пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения [5, с. 251].

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что кейс - метод предоставляет обучающимся возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе имеющихся знаний и позволяет адаптироваться к реальным и потенциально возможным коммуникативным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками устно-речевого иноязычного общения.

Список использованной литературы: 1. Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов. - Вестник Томского Государственного Педагогического Университета, 2013. - № 1 - 129 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

2. Беспалова С. В. Дискурс в лингвистике и практике преподавания (немецкий язык).- Саранск: Тип. "Крас. Окт.", 2003. - 116 с.

3. Беспалова С.В. Коммуникативно-прагматическая организация обучения иностранным языкам (Немецкий язык, языковой вуз): дисс.... канд. пед. наук. Саранск, 2003.- 275 c.

4. Маскинскова И. А. Лингвокультурный модуль: содержание и технологии обучения иноязычной культуре (немецкий язык, языковой вуз). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва: МПГУ, 2005. - 17 с.

5. Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций). - Молодой учёный, 2013. - № 9 (56). - 469 с.

6. Третьякова И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дисс... канд. пед. наук / Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2005. - 266 с.

7. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

© Беспалова С. В., Кармишина Я. А., 2016

УДК 378

Н.В. Быхтина

к.пед.н., доцент доцент кафедры иностранных языков Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, РФ

И.А. Клестова

учитель иностранных языков МБОУ СОШ № 40 Г. Белгород, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной креативности обучающихся на занятиях иностранного языка. Рассматривается понятие «коммуникативная креативность» и ее показатели. Акцентируется внимание на средствах повышения коммуникативной креативности обучающихся таких как интерактивные образовательные технологии (программные средства и оборудование).

Ключевые слова

Коммуникативная креативность, иностранный язык, интерактивные образовательные технологии.

Abstract

The article is devoted to the problem of the development of communicative creativeness of the students in the course of foreign languages studies. The author touches upon the "communicative creativeness" and its indicators. The attention is focused on a means of the improvement of students' communicative creativeness such as interactive educational technologies (software, hardware).

Keywords

Сommunicative creativeness, foreign language, interactive educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.