Д.В. Варламова
К полемике о женском вопросе во второй трети XIX в.: журнал Ф.М. и М.М. Достоевских «Время»
В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Время», в которых авторы полемизируют с другими печатными органами по поводу прав женщин в русском обществе. Авторы журнала «Время» заявляют о необходимости обсуждения женского вопроса на страницах периодических изданий и признают, что он является причиной раздора между многими прогрессивными изданиями.
Ключевые слова: журналистика, публицистика, женский вопрос, феминизм, полемика, Ф.М. Достоевский, журнал «Время».
К 60-м годам XIX в. в России активно развивается движение в защиту прав женщин. Женский вопрос становится поводом для дискуссии на страницах передовых периодических изданий. Как раз в то время, в 1861 г., появляется новый журнал «Время», который издавали братья Ф.М. и М.М. Достоевские. Авторы журнала называли одной из причин создания этого печатного органа «новые идеи и потребности русского общества, так единодушно заявленные всею мыслящею его частью в последние годы»1. Неудивительно, что они не обошли стороной вопрос о положении женщины в русском обществе.
Авторы журнала братьев Достоевских признают, что женский вопрос стоит в 1860-х годах XIX в. наиболее остро и является причиной раздора между многими прогрессивными изданиями. «Кажется, ни один предмет, ни один вопрос не представляет так наглядно существующего в нас разлада, нашей головной неурядицы, как вопрос о так называемой эмансипации женщин, который ведется у нас как-то неровно, нескладно, порывами: то он западет, и нет
© Варламова Д.В., 2016
о нем ни слуху, ни духу, то вдруг опять послышится в каком-нибудь углу»2. Авторы журнала «Время» с пристальным вниманием следили за тем, как женский вопрос освещается на страницах других периодических изданий. «И через какие фазы, через какие взгляды не перешел уже у нас этот вопрос! В какой форме ни переминали его! И в серьезных трактатах, и в легких фельетонах, и в прозе, и в стихах... Но как далеко ушел он вперед и идет ли вообще вперед -это вещь очень сомнительная»3, - заявляют публицисты журнала.
Журнал «Время» активно вступает в дискуссию по женскому вопросу с другими печатными органами. В №10 журнала «Время» за 1861 г. начинается полемика с газетой «Северная пчела». Авторы журнала «Время» обращаются к статье, опубликованной в «Северной пчеле» 22 сентября 1861 г. «Читаем следующие не в первый раз задаваемые вопросы: Отчего женщина, занятая тем же делом, как и мужчина, работает больше, а вырабатывает меньше его? Отчего кухарка берет меньше жалования, нежели повар? Ответ на эти вопросы очень простой: оттого, что в большей части случаев женщина меньше знает, нежели мужчина, а меньше знает она оттого, что ее не всему учат, чему учат мужчину»4, - делают вывод авторы журнала «Время». Таким образом, вопрос женского образования, по мнению журнала, становится краеугольным в решении женского вопроса.
В № 5 журнала «Время» от 1862 г. продолжается полемика с газетой «Северная почта», в № 86 которой была напечатана заметка по поводу допуска женщин на университетские лекции. Автор газетной заметки убежден, что лица женского пола не имеют надобности посещать курсы в университете, поскольку не имеют даже порядочного гимназического образования. Однако авторы журнала «Время» настаивают на разрешении женщинам получать высшее образование, если у них есть к тому желание и способности. «Ведь добиваются только того, чтобы общественное мнение не возмущалось таким явлением, что женщина, почувствовавшая потребность высшего образования, придет в университет и сядет на студенческую скамью»5, - заявляют они.
Однако затем спор переходит от женского образования к предназначению женщины и понятиям мужественности и женственности. Главный редактор газеты «Северная почта» А.В. Никитен-ко пишет, что женщина по своей природе представляет опасность для мужчин. Посещение одних и тех же лекций в университетах невозможно для женщин и для мужчин именно вследствие соблазна, который могут представлять лица женского пола для студентов. Более того, главный редактор «Северной почты» обращает
внимание на различия между мужчиной и женщиной и апеллирует к понятиям мужественности и женственности. А.В. Никитенко приходит к выводу о том, что «мужчине принадлежит вместе и дух, и техника науки, а женщине принадлежит преимущественно дух ее, и что, следовательно, женщине не нужны университеты, где она расточила бы свое время без всякой пользы и во вред существенным своим обязанностям и мешала бы другим»6. Главный редактор «Северной почты» предлагает устроить особенные публичные курсы в университетах, которые посещали бы только женщины. Стоит отметить, что того же мнения придерживались и профессора, которым поручено было разработать новые уставы для университетов в 1861 г.
Авторы журнала «Время» выступили против такого решения проблемы образования женщин. «Признаемся, мы очарованы этой мыслью: женщины таким образом будут осенены духом науки, который послужит им только украшением; вредная же техника науки, как сторона грубая, чисто утилитарная, до них не коснется и останется уделом чернорабочей мужественности», - критикуют публицисты журнала Ф.М. и М.М. Достоевских заметку главного редактора «Северной почты». Таким образом, основное разногласие во мнениях авторов двух периодических изданий заключалось в их отношении к женскому образованию.
Впрочем, авторы журнала братьев Достоевских нашли еще несколько спорных моментов в заметке главного редактора «Северной почты» А.В. Никитенко. Он «предоставляет себе рассмотреть два относящихся к женщине вопроса, которые гораздо нужнее пустых умствований и разглагольствований об эмансипации или допущения женщины в число студентов»7. По мнению главного редактора газеты, необходимо воспитывать женщину в соответствии с ее «назначением и будущностью». Вторая важная проблема - необходимость предоставить одиноким и неимущим женщинам источники труда, благодаря которым они могли бы существовать. Для этого предлагается выделить роды деятельности, которыми успешно могла бы заниматься женщина, работая во благо общества. Авторы журнала «Время» выступают против, так скажем, искусственного выделения родов деятельности, подходящих для лиц женского пола. «А мы, легкомысленные, думали было, что та же благая цель достигнется гораздо естественнее, если общественное мнение позволит женщинам, по желанию, расширить круг их знаний и даже прикоснуться слегка и к самой технике науки»8.
Не оставляет равнодушными авторов журнала «Время» и статья «Мысли женщины о женщинах» в одном из номеров специали-
зированного издания для женщин «Рассвет». Публикация представляет собой перевод книги «Мысли женщины о женщинах» английской писательницы Дины Марии Мьюлок, которую редакция журнала «Рассвет» признавала полезной для незамужних женщин.
Авторы журнала «Время» публикуют наиболее спорные, на их взгляд, выдержки из книги Мьюлок и ведут острую полемику с редакцией журнала «Рассвет». Английская писательница заявляла, что талантливые женщины могут писать картины или литературные произведения, но при этом по-прежнему сидеть дома, жить скромно и ничем не отличаться от обыкновенных женщин. Однако авторы журнала «Время», опираясь на исторический опыт, считают, что женщины добиваются большего успеха в тех искусствах, где «личность действующей особы связана с исполнением. Жорж Санд - гениальная писательница, но ей далеко до Шекспира, Байрона, Шиллера. Но г-жа Марс, Рашель, Зонтаг, Тальони - не уступают никому места в своих искусствах»9, - пишут авторы журнала «Время» о знаменитых актрисах, певице и балерине. Вместе с тем, по мнению публицистов журнала «Время», различия между женщинами и мужчинами выражаются в том, что женщины и мужчины преуспевают в различных видах искусств. Таким образом, авторы журнала Ф.М. и М.М. Достоевских признают различие между мужчиной и женщиной в сфере искусств, но настаивают на равенстве между ними в вопросах образования.
Авторы журнала «Время» считают «Рассвет» приносящим вред для мыслящих девушек. «Есть женщины, преимущественно старые, которые придут в гости да и уверят тех, к кому пришли, что те похудели, что им и года не прожить с этакой жизнью, что у них муж тиран, дети аспиды, - и думают, что они удивительную принесли пользу... Журналу-то уж совсем на них походить неприлично»10.
Итак, на страницах журнала «Время» разворачивалась полемика с другими печатными органами по поводу прав женщин. В этих спорах публицисты прибегали к нескольким приемам. Во-первых, они обращались непосредственно к оппонентам, что создавало иллюзию живого общения и спора, вызывающего интерес у читателей. В № 5 за 1862 г. в отделе «Смесь» авторы называют главного редактора газеты «Северная почта» «Милостивый государь», сокращая таким образом дистанцию и иронизируя над оппонентом. Во-вторых, авторы журнала братьев Достоевских нередко прибегают к приему осмысленного принижения собственного значения в глазах читателей. В результате они добиваются обратного эффекта, ведь в саркастическом тоне читатели видят насмешку над оппонен-
тами. («А мы, легкомысленные», «Не сильны мы в таких науках, как анатомия, физиология, а тем паче - органическая химия»).
Авторы журнала «Время» признают необходимость обсуждения женского вопроса на страницах периодических изданий, но при этом опасаются негативного влияния публикаций о женской эмансипации на неподготовленные умы читательниц.
Примечания
1 Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1993. Т. 11. С. 5-12.
2 Смесь // Время. 1862. № 5. С. 46.
3 Там же.
4 Смесь // Там же. 1861. № 10. С. 172-173.
5 Смесь // Там же. 1862. № 5. С. 46.
6 Там же. С. 47-48.
7 Там же.
8 Там же. С. 49.
9 Рассвет: Журнал для девиц // Время. 1861. № 9. С. 35.
10 Там же. С. 40.