УДК 070 ББК 76.024.712
Елена Юрьевна Коломийцева
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики,
Московский государственный университет культуры и искусств,
г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Elena Yu Kolomiytseva
Dr. in philol., Professor, Head of the Department of Journalism, Moscow State University of Culture and Art, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
«ЖЕНСКАЯ МЫСЛЬ» (1909-1910) КАК ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
В статье периоды развития женского движения в России соотносятся с выходом конкретных женских общественно-политических журналов. Статья рассматривает особенности освещения женского вопроса в первом женском региональном общественно-политическом журнале «Женская мысль». Кроме того, в статье анализируется структура издания, его основные темы и проблемы, при этом журнал «Женская мысль» изучается с точки зрения соответствия его структуры целевому направлению. Делается вывод о масштабах обращения женской прессы к проблематике женского движения.
Ключевые слова: женские журналы, дореволюционная периодика в России, права женщин, женское движение.
«ZHENSKAYA MYSL» («FEMININE THOUGHT») (1909-1910) AS THE FIRST-SKY REGIONAL FEMININE SOCIAL AND POLITICAL MAGAZINE
Some periods of the women's movement in Russia correlate with the release of specific public policy women's newsmagazines in the article. The article examines the coverage of women's issues especially in the first women's regional newsmagazine «ZHENSKAYA MYSL» So the article analyzes the structure of the magazine, its main themes and issues. Magazine «Women thought» is studied in terms of its compliance with the structure of target direction. There is the conclusion on the extent of treatment to the problem of women's press women's movement.
Keywords: feminine magazines, the pre-revolutionary periodical press in Russia, the women's rights, women's movement.
По мнению исследователей жен- ифической женской печати, отве-ского движения, на рубеже XIX— чавшей веяниям времени [3]. Если ХХ вв. оно вступило в новую фазу, соотнести две парадигмы пред-что потребовало появления спец- шествующего развития, с одной
© Е.Ю. Коломийцева, 2014
28
стороны, женского движения, а с другой — женских журналов общественно-политического направления1, то общая периодизация выглядит следующим образом:
1. 1859-1894 гг. — этап первоначального становления женского движения, которому были свойственны «самостоятельность в выборе целей и форм деятельности; поддержка женщин различных социальных слоев, желающих трудиться; использование многообразных средств для укрепления финансовой базы женских обществ; активное сотрудничество с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, общественными и государственными деятелями» [3, с. 55]. С этим этапом соотносятся журналы «Рас-
1 Данные журналы называют также литературно-общественными, в связи с этим нужно уточнить следующее. В современной науке о журналистике существует множество собственно классификаций и подходов к классификациям СМИ, но одним из устоявшихся продолжает оставаться типологический подход, основанный на выделении таких ключевых параметров, как целевое назначение, характер аудитории, характер информации. М.В. Шкондин пишет об этом: «Общественное разделение труда «делегировало» средствам массовой информации осуществление массовых коммуникативных процессов в различных видах социальной деятельности. <...> Для осуществления коммуникативных функций различных видов духовно-практической и практической деятельности существуют различные типы СМИ: — общественно-политические. и т.д.» [1, с. 177]. Что касается характера информации, то это специализация по тематике или по предмету (отражаемой сфере действительности) [1, с. 201, 265]. Термин же «литературно-общественные», хотя и довольно часто употребляется в научных текстах, все же смешивает два критерия: тип информации (и обусловленный им характер изложения) и специализацию по тематике. В этом смысле термин «общественно-политический» является боле четко определяющим суть изучаемых нами изданий.
свет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884);
2. 1895-1914 гг. — этап качественного изменения и политизации женского движения, когда «структурировались крупные общероссийские организации; женское движение активно включилось в политическую жизнь общества, сформировались его идейные направления; дальнейшее развитие получило движение трудовой помощи; женское движение интегрировалось в международное женское движение» [3, с. 163]. Журналы «Женское дело» (1899-1900), «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909);
3. 1914-1917 гг. — этап организационной стабилизации и гражданских инициатив. Инфраструктура женского движения в это время стала отличаться многообразием и отвечать «интересам и запросам различных социальных групп женщин: от представительниц имущих слоев до работниц и прислуги. Основными направлениями деятельности женских обществ оставались борьба за политическое и гражданское равноправие, трудовая помощь, просветительство, пропагандистская работа, благотворительность» [3, с. 180]. Журнал «Работница» (1914).
Таким образом, столичные журналы с общественно-политической направленностью были известны еще с середины XIX столетия («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Они существенно отличались от предшествующих женских изданий ориентацией на социально активных образованных женщин, что повлекло за собой серьезные изменения в их структуре (появление новых рубрик, отсутствие прикладных разделов и т.п.). Несколько разный
ракурс освещения схожих проблем и отбор информации продиктован тем, что каждое издание нацеливалось на определенную читательскую группу. Так, «Рассвет», неиллюстрированный журнал формата А4 с небольшим тиражом, ориентировался на читательниц, которых интересовали современные педагогические системы обучения и воспитания, процесс социализации женщины, включение ее в общественную жизнь, но вместе с тем и традиционные ценности. Важными составляющими «встраивания» женщины в общественное «направление» издатель В.А. Кремпин считал словесность, историю, землеописание, естествознание, изящные искусства, педагогику и библиографию, что и нашло отражение в соответствующих разделах издания. Практические разделы отсутствовали. Значительное место уделялось публицистике, освещающей злободневные общественные вопросы, волновавшие женщин. Издание старалось освещать, казалось бы, различные темы, но все они так или иначе затрагивали положение женщины в обществе, поэтому, по сути, набор тем был ограничен. Так была сформирована модель журнала, до тех пор не представленная в российской журналистике. Все это должно было способствовать изменению мировоззрения современницы, расширению ее кругозора.
«Женский вестник», управляемый бывшими сотрудниками «Русского слова», ориентировался на «эмансипированную» женщину и собирался обсуждать жизнь современницы, волнующие ее вопросы, тем самым расширяя сферу женской деятельности.
В издании были представлены два отдела — художественный и публицистический. В первом помещались произведения А.К. Шеллера
(«Памяти приятеля»), Н.Ф. Бажина («Добрые намерения»), Н. Вольской («Былое. Рассказ старика»), А. Боровиковского («Из украинских мотивов»), Г. Успенского («По черной лестнице», «Медик и пациенты», «Современная жизнь»), Н. Ворм-са («Дума тоскливая, сердце гнетущая») и других авторов.
Публицистический отдел «Современное обозрение» считался основным и имел несколько рубрик: здесь печатались критика и библиография, «Хроника событий нашей обыденной жизни», «Заграничная жизнь», «Хроника заграничной жизни», обозрения отечественных журналов.
Думается, не без влияния традиций «Русского слова» журнал уделял много внимания серьезной русской литературе, приобщая к ней читательниц (С. Капустин «По поводу романа г. Достоевского: «Преступление и наказание», Н. Аров «Стихотворения. А.К. Толстой», «Кобзарь. Тарас Шевченко» и другие). Произведения анализировались с демократических позиций.
Кроме того, с журналом «Женский вестник» связано творчество Е.И. Конради-Бочечкаровой — одной из первых ярких женщин-публицистов своего времени.
Однако, несмотря на стремление привлечь самую широкую аудиторию, журнал не смог соответствовать разным политическим позициям и духовным запросам. Неопределенность программы, нечеткость целевой аудитории и слабое представление о ее информационных интересах не способствовали популярности издания. Сыграла свою роль и непростая политическая обстановка конца 1860-х гг. (покушение на Александра II, ужесточение цензуры и т.д.).
«Друг женщины» был ориентирован на женщин трудящихся и непременно верующих, поскольку
«истинно просвещенными женщинами могут называться те, у которых высокое образование, большие научные познания соединены с сознательностью, твердою верою в бытие Высшего Духа»1. Журнал возглавляла женщина - М.Богуславская, и он был предназначен для женщин. Это преподносилось как некое новшество в журналистике, хотя и в первой половине XIX в. существовали женщины-редакторы и издатели, и «Друг женщины» не был в этом отношении первооткрывателем.
Издание в качестве своей программы обозначило оказание женщинам помощи в получении знаний в самых разных областях и в обретении «веры в Провидение», что обусловило структуру и программу журнала (романы и повести, жизнеописания известных женщин и святых, современное обозрение, педагогический отдел, письма читательниц и ответы на них, корреспонденции с мест). В целом же отбор информации определялся обязательной причастностью сообщаемых фактов к проблемам эмансипации. Широкого круга читательниц издание не завоевало.
Таким образом, женские общественно-политические журналы второй половины XIX в. оказались не слишком популярными у читательниц, чем в первую очередь объясняется недолговечность их существования. Однако при этом подобные издания сумели оказать заметное влияние на дальнейшее развитие отечественных женских журналов уже в ХХ в.
Вполне закономерно, что с изменением общественно-политической ситуации в России в первые десятилетия следующего века вновь возникают женские журналы подобной направленности: «Женское
1 Дневник женщины // Друг женщины. — 1882. — № 2. — С. 59.
дело» (1899-1900), «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (начало выхода 1914). Особое место среди них занимает региональное издание — киевская «Женская мысль» (1909-1910). Самым важным для этой периодики стал женский вопрос в его новом временном и проблемном измерении: на рубеже веков на первый план вышел вопрос о политической бесправности женщин, хотя и борьба за право на образование и труд продолжала оставаться актуальной. Это напрямую сказалось на формировании концепций общественно-политических изданий для женской аудитории.
Как уже говорилось, столичные издания общественно-политической направленности, адресованные женской аудитории, появились еще в XIX в., подобное же региональное издание стало новым словом в отечественной журналистике начала ХХ в. Журнал «Женская мысль» впервые вышел в 1909 г., поставив одной из своих главных целей преодоление раздоров и конкуренции среди различных вновь возникших женских обществ, устранение противоречий и разногласий между ними, сплочение и организацию женского движения: «.надеемся, что именно это слово «Женская мысль» — вызовет во всяком женском сердце чувство солидарности с нами, что большинство женщин отзовется на наше дело и поддержит его материально и духовно. Наша цель — сплотить все отдельные женские мысли, все одинокие разобщенные силы в одно целое, поднять женщину на сколько возможно выше над окружающей ее сферой, вызвать к жизни и борьбе лучшие ее силы, лучшие мысли <...> Пусть все их отдельные мысли, как отдельные потоки и ручьи, сольются в одно море женской мыс-
ли, и это море своей силой разрушит все горы предрассудков, раздоров, сплетен...» [1, с. 1-2]. Предположительно, редакция имела в виду именно противостояние обильно появлявшихся в то время разнообразных женских обществ, противоречия которых необходимо было привести к общему знаменателю. Об этих же проблемах в качестве основной причины своего закрытия писал и журнал «Союз женщин» в том же 1909 г.
Здесь следует уточнить, что «Союз женщин» носил ярко выраженную общественно-политическую направленность и был создан по инициативе «Союза равноправности женщин», отсюда и «подзаголовок» издания, сообщавший, что оно посвящалось вопросам, связанным с борьбой за равноправие женщин и за их избирательные права, расценивающиеся как первый необходимый шаг на пути к эмансипации. Еще одним важным направлением журнала была разработка теоретической части отечественного женского вопроса.
К концу второго года издания редакцию раскололи внутренние идейные противоречия. Сначала она допускала к публикации не все материалы, чтобы избежать разногласий на страницах издания, затем отказалась от агитационной задачи, перейдя к преимущественно информационному характеру работы: «.журнал в скором времени отказывается почти совершенно от агитационной роли, выступая в ней лишь иногда по злободневным вопросам, например, по вопросу о вольнослушательницах. В значительной же степени он посвятил себя разработке отдельных отраслей женского вопроса. Практически перед нашим журналом прежде всего стала задача — выяснить связь женского движения с общеполитическим и социальным, частью которого оно не-
сомненно является.»1. Но, несмотря на это, журнал вскоре прекратил свое существование.
В последнем номере за 1909 г. была помещена статья с разъяснением, почему журнал прекращает свой выход. В свое время на съезде «Союза равноправности женщин» было принято решение начать издавать специальный печатный орган, посвященный женскому вопросу. Сама организация вскоре прекратила свое существование, однако несколько заинтересованных лиц реализовало это постановление, выпустив журнал на свои средства. Труд редактора и «значительного числа почтенных сотрудников из среды литераторов, профессоров и общественных деятелей (мужчин и женщин)» [5, с. 2] был бесплатным. Однако по прошествии некоторого времени финансирование журнала стало испытывать перебои: число пайщиц уменьшилось, многие из них «переросли те идеи, которые дали им возможность объединиться вокруг журнала, несмотря на некоторое различие в своих политических воззрениях и в своих взглядах на женское движение. Три года работы над основными вопросами женского движения заставили каждую из них стать более определенно на свою точку зрения, разойтись в частностях, а некоторых отойти от общей работы» [5, с. 2]. Все очевиднее становился тот факт, что издание должно осуществляться при материальной поддержке сплоченной организации единомышленников или партии, о чем свидетельствовал и западный опыт. Нестабильная группа сочувствующих женскому движению лиц не могла эффективно с этим справиться. Подобные издания
1 Несколько слов о задачах журнала // Союз женщин. — 1909. — № 1. — С. 2.
не могли рассчитывать на широкую читательскую поддержку, поскольку читательницы еще только приобщались политической информации.
Таким образом, пламенные призывы к сплочению и преодолению разногласий, которыми заканчивалась программная статья «Женской мысли», демонстрируют очевидную преемственность двух журналов и общность идейно-организационных установок.
Помимо мыслей об объединении женских общественных сил, редакция обращала свой взор и на мужскую аудиторию, которую делила на противников и сторонников женской эмансипации. Издатели полагали, что мужчины должны осознать свою несправедливость по отношению к противоположному полу и дать женщинам возможность реализовать свои политические, социальные и экономические права. Эту же идею на художественном уровне поддержало стихотворение «Женская мысль», следующее за программной статьей и принадлежащее перу того же автора. Показательно и символичное заглавие стихотворения, совпадающее с названием самого издания.
Рубрики журнала традиционны для общественно-политической женской периодики, хотя здесь значительно увеличена художественная составляющая: появилось большое количество стихов и очерков.
Женскому вопросу и женским организациям отводилась основная площадь издания: это и специальные материалы, и «Хроника» (о женских клубах, курсах, университетах, женском труде), и раздел «Юридические сведения» с примерами и советами по конкретным ситуациям.
Прежде всего, авторы журнала обозначили свое понимание основной проблемы и важнейшие подходы
к ее решению: «.мы должны рассматривать женский вопрос не как нечто отдельное, могущее быть приведенным к гармонической стройности частичными поправками и надстройками, — нет, мы должны его рассматривать в связи со всем ходом общественного развития, так как он есть одно из звеньев общественных явлений, связанных между собой непосредственно» [2, с. 4-5], — писал А. Сеславинский в статье, следующей сразу за программной. Источник несправедливого положения женщины в обществе, по мнению автора, — это экономическая зависимость, и как только женщина получит доступ во все области труда и во все общественные учреждения, когда она станет наравне с мужчиной производительницей материальных благ, тогда и «сами собой спадут все цепи, сковывающие женщину как в общественной, так и в семейной жизни» [2, с. 5]. При этом А. Сеславинский категорически не согласен с популярной тогда точкой зрения противников эмансипации, что равноправие «поведет к разрушению семейного очага, к ослаблению семейных связей», полагая это лишь отговоркой, которая позволяет «самым беззастенчивым образом эксплуатировать женщину, держать ее в экономической зависимости от себя, в темноте всяческих предрассудков» [2, с. 4]. Особенно автора возмущает, когда оппоненты привлекают науку в поддержку своей точки зрения.
Еще одна важная мысль статьи: разовых и половинчатых мероприятий недостаточно, необходима целая новая политика, способная обеспечить «реальное будущее» в решении женского вопроса. Во втором номере журнала — в продолжении статьи — А. Сеславинский конкретно обозначает задачи, которые необходимо для этого решить: «.первая
задача женщин: это бороться за право труда, не быть пассивной, а углублять и расширять все более свою борьбу. Только глубоко проникнувши в производственные отношения общества, женщина сможет создать свои профессиональные организации (это вторая задача) — прочные, стойкие, могущие послужить оружием при завоевании политических прав и для отстаивания как общих интересов труда, наравне с мужчинами, так и интересов специально женских»1. Соответственно, публикации журнала призваны помочь в решении поставленных задач.
Эта же тематика поддерживалась в материалах «Первый Всероссийский женский съезд» Ольги Шапир, «Значение Первого Всероссийского женского съезда» Трулиссера и других, в «Хронике», повествующей о женских клубах, курсах, университетах, условиях и особенностях женского труда.
Редакция журнала особенно заботилась об организации обратной связи с целевой аудиторией, тем самым изучая ее: в рубрике «Вопросы и ответы» и вышеупомянутых «Юридических сведениях» специалисты давали свои рекомендации по самым разным вопросам, интересующим и активисток женского движения, и обычных читательниц.
Впрочем, соответствующие акценты расставлялись и в просветительских материалах, и в рубриках «Театр и искусство» Льва Грустного и «Библиография». Так, среди собственно познавательных материалов (к примеру, статья «О горении» Ва-сюхновой, рассказывающая о физической природе явления), встречались публикации типа «Женщин Чехова» Ольги Шапир или «Эллен
1 А. С. О женском вопросе // Женская мысль. — 1909. — № 2. — С. 1-3.
Кей» О. Роде (о шведской писательнице), где подчеркивались соответствующие концепции издания ключевые моменты в биографиях известных писателей.
В круг важных вопросов, поднимаемых редакцией, входил и самый широкий спектр других проблем, волнующих женскую общественность: проституции и ее причин (««Оль-Оль» в «Днях нашей жизни»» Льва Грустного, «Несколько слов о проституции», «Живой товар» Е. Я-ского), судьбы женщин, выбравших новый путь («Анатомический театр» Д. Ястрембского), женских профессиях («О русских художницах» Я. Л-ова, размещение объявлений о поиске женщинами работы), положении женщин за рубежом («Женщины Турции» Иоанны фон Дюринг, «Норвегия» в «Хронике» (об участии женщин Норвегии в выборах), «Положение женщины в Индии») и других.
Отбор материалов в литературный отдел журнала также продиктован вниманием к положению женщин в обществе, к их переживаниям и даже трагедиям. Эти проблемы персонифицируются в героинях «Побежденной» О. Пашинковской, «Жертвы» и «Цепи» М. Свободиной, «Затуманились серые очи.» Н. Минаевой, «Ночи» К. Паперни, «Курсистки» В. Пермского, «Анатомического театра» Д. Ястрембского и др.
Интересен и рекламный отдел журнала, содержащий преимущественно частные объявления о поиске работы. По ним можно установить популярный тогда список женских профессий: заработок искали учительницы и гувернантки, стенографистки, сестры милосердия, швеи. Встречались и мужские объявления: свои услуги предлагали художник, студент-математик, молодой, но опытный лакей.
Региональный женский общественно-политический журнал «Женская мысль» просуществовал всего около двух лет и прекратил свой выход в 1910 г., успев, однако, продемонстрировать уровень проникновения идей женского движения в провинцию, а также усиление интереса к женскому вопросу в самых разных слоях населения. Следующим
изданием подобного типа — уже на новом этапе развития женского движения в России — стал партийный женский общественно-политический журнал «Работница», который, вне всякого сомнения, учел опыт «Женской мысли» в отношении консолидации женских общественных сил и объединения их под крылом определенной политической партии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Свободина М. Задачи «Женской мысли» / М. Свободина // Женская мысль. — 1909. — № 1. — С. 1-2.
2. Сеславинский А. О женском вопросе / А. Сеславинский // Женская мысль. — 1909. — № 1. — С. 4-5.
3. Средства массовой информации России / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова. — М. : Аспект Пресс, 2005. — 382 с.
4. Хасбулатова О. А. Женское движение в России (вторая половина XIX — начало ХХ века) / О. А. Хасбулатова, Н. Б. Гафизова. — Иваново, 2003.
5. Чехова М. К читателям журнала «Союз женщин» / М. Чехова // Союз женщин. — 1909. — № 12. — С. 2.
REFERENCES
1. Svobodina M. Problems of «Feminist thought». Zhenskaya mysl = Feminist thought, 1909, no. 1, pp. 1-2. (In Russian).
2. Seslavinskiy А. About feminist problem. Zhenskaya mysl = Feminist thought, 1909, no. 1, pp. 4-5. (In Russian).
3. Alekseeva M.I., Bolotova L.D., Vartanova E.L., Voronova O.A., Zasurskiy I.I., Zasurs-kiy Ya.N., Kachkaeva A.G., Lukina M.M., Ovsepyan R.P., Resnyanskaya L.L., Rikhter A.G., Fomicheva I.D., Frolova T.I., Shkondin M.V., Shostak M.I. Sredstva massovoy informatsii Ros-sii [Russian Mass Media]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2005. 382 p.
4. Hasbulatova О.А., Gafizova N. B. Zhenskoe dvizhenie v Rossii (vtoraya polovina XIX — nachalo ХХ veka) [Feminist movement in Russia the second half of XIX — the beginning of XX century]. Ivanovo, 2003.
5. Chehova М. To readers of the journal «Women's union». Souz zhenschin = Women's union, 1909, no. 12, pp. 2. (In Russian).