Д.В. Тивченко
ТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖУРНАЛЕ БРАТЬЕВ ДОСТОЕВСКИХ «ВРЕМЯ»
В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Время», посвященные женскому образованию. Авторы журнала именно через призму женского образования рассматривают актуальный в то время женский вопрос и высказывают достаточно четкую позицию в этом отношении. Позиция авторов журнала «Время» по поводу женского образования была основана на их приверженности идеям «почвенничества», одной из целей которого было сближение образованной части общества с народом.
Ключевые слова: журналистика, публицистика, женский вопрос, просвещение, образование, феминизм.
В 1861 г. Ф.М. Достоевский вместе с братом М.М. Достоевским начинает издавать журнал «Время». Одним из важнейших на страницах журнала оказался «женский вопрос» - проблема эмансипации женщин.
Публикации журнала «Время», посвященные женской эмансипации, можно условно разделить на два вида. В одних материалах главным вопросом становится положение женщины в обществе и ущемление ее прав. В других материалах авторы журнала рассматривают женский вопрос через призму женского образования. В данном случае речь пойдет именно о женском образовании на страницах журнала.
В 1856 г. Александр II декларировал образовательную реформу, согласно которой женщины получали право на образование. Журнал «Время» приветствовал реформу. Так, в статье «Нечто об аттракции, кринолине, женственности и мужественности» рассказывается об открытии женских воскресных школ и училищ. Авторы с воодушевлением говорят о начале развития женского образо-
© Тивченко Д.В., 2014
Тема женского образования...
49
вания не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в губерниях. «В Архангельске 1 марта открыта воскресная школа, в которую на первый раз пришло двадцать пять девочек. <...> Для таких учениц нужна бы, конечно, школа вседневная, и потому преподавательницы вызвались, независимо от воскресного класса, заниматься с ними по будним дням у себя дома»1, - говорится в статье. Стоит отметить, что редакция журнала выступает и за образование уже взрослых женщин, занимающих должность горничных.
Правда, об их возможности получить образование в журнале говорится с иронией: «Впрочем, надеются, что со временем воскресную школу будут посещать горничные, если только их барышни, сами сделавшись преподавательницами в школе, не будут задерживать их до полудня за прическами и другими неотложными делами»2.
Весьма важной для братьев Достоевских представлялась и тема высшего образования для женщин. Яркий пример тому - статья, посвященная ситуации в Киевском университете. На заседании Совета университета 8 декабря 1861 г. рассматривался вопрос о женском образовании. Информацию о ходе этого обсуждения авторы «Времени» черпали из «Киевских университетских известий» - и помещали на своих страницах. Прежде всего журнал интересовало следующее: «а) могут ли лица женского пола быть допускаемы к слушанию университетских лекций совместно с студентами, и по всем ли факультетам? б) какие условия должны быть постановлены при таком допущении и в) могут ли лица быть допускаемы к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдерживания испытания, они должны пользоваться?»
Автор статьи об этом заседании, прежде чем высказать собственное мнение по проблемам женского образования, сообщил об исходе развернувшейся в Киеве полемики: «По этим трем пунктам вопроса о слушательницах мнения были высказаны каждым факультетом особо. По первому пункту все факультеты единогласно положили, что лица женского пола могут быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами. По второму пункту также все выразили в сущности одно и то же мнение, хотя в разных выражениях, что условия допущения могут быть те же, что и для слушателей мужского пола»3.
Однако по третьему пункту возникли разногласия, которые возмутили автора статьи во «Времени». Юридический факультет посчитал излишним допускать лиц женского пола к испытанию на ученую степень, поскольку практически все права, которые может дать ученая юридическая степень, недоступны для женщины. А вот ме-
50
Д.В. Тивченко
дицинский факультет дал согласие на получение женщинами медицинского образования и получения ученой степени. Однако журнал замечает, что многие доктора выступают категорически против того, чтобы женщины могли становиться врачами. «Между тем - странно! - мы слышали толки некоторых врачей, которые вопиют против вторжения женщин в их профессию, доказывая решительную неспособность прекрасной половины человечества постигать их целящую премудрость и быть такими же хорошими врачами, каковы суть они, врачи-мужчины»4, - иронизирует автор статьи.
Кроме собственно статей о проблемах женского образования журнал «Время» вел полемику на эту тему с другими периодическими изданиями. Так, в частности, в 1862 г. полемика велась с газетой «Северная почта». Журналист «Северной почты» был убежден, что лица женского пола не имеют надобности посещать курсы в университете, поскольку не имеют даже порядочного гимназического образования. Однако такая точка зрения была неприемлема для «Времени», считавшего, что запрет высшего образования для женщин приведет лишь к тому, что «женщина, почувствовавшая потребность высшего образования, придет в университет и сядет на студенческую скамью»5.
Авторы журнала «Время» довольно четко выразили свою позицию по поводу женского образования на страницах издания. Они выступали за допуск женщин в университеты, за бессословное образование и за возможность лицам женского пола обучаться профессиям, которые считались сугубо мужскими (например, медицина). В целом можно сказать, что позиция журнала была основана на приверженности идеям «почвенничества», одной из целей которого было сближение образованной части общества с народом. «Почвенники» выступали за свободу личности, поэтому поддерживали борьбу женщин за свои права, которая в 60-е годы XIX в. развернулась в российском обществе с особой силой.
3
Примечания
1 Нечто об аттракции, кринолине, женственности и мужественности // Время. 1861. № 5. С. 23.
2 Там же.
Наши домашние дела // Время. 1862. № 2. С. 91.
4 Там же. С. 92.
5 Смесь // Время. 1862. № 5. С. 47.