Научная статья на тему 'Тема женского образования в журнале братьев достоевских «Время»'

Тема женского образования в журнале братьев достоевских «Время» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ПУБЛИЦИСТИКА / PUBLICISM / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / WOMEN'S ISSUE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тивченко Дарина Валерьевна

В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Время», посвященные женскому образованию. авторы журнала именно через призму женского образования рассматривают актуальный в то время женский вопрос и высказывают достаточно четкую позицию в этом отношении. Позиция авторов журнала «Время» по поводу женского образования была основана на их приверженности идеям «почвенничества», одной из целей которого было сближение образованной части общества с народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of female education in the magazine of brothers Dostoyevsky “Vremya”

The article analyses the publications in the magazine “Vremya”, devoted to female education. Authors of the magazine through a prism of female education consider a women’s issue actual at that time. The position of authors of the “Vremya” magazine was based on their commitment ideas of the “pochvennichestvo”, one of the purpose of which was based on rapprochement of educated part of society with the people.

Текст научной работы на тему «Тема женского образования в журнале братьев достоевских «Время»»

Д.В. Тивченко

ТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖУРНАЛЕ БРАТЬЕВ ДОСТОЕВСКИХ «ВРЕМЯ»

В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Время», посвященные женскому образованию. Авторы журнала именно через призму женского образования рассматривают актуальный в то время женский вопрос и высказывают достаточно четкую позицию в этом отношении. Позиция авторов журнала «Время» по поводу женского образования была основана на их приверженности идеям «почвенничества», одной из целей которого было сближение образованной части общества с народом.

Ключевые слова: журналистика, публицистика, женский вопрос, просвещение, образование, феминизм.

В 1861 г. Ф.М. Достоевский вместе с братом М.М. Достоевским начинает издавать журнал «Время». Одним из важнейших на страницах журнала оказался «женский вопрос» - проблема эмансипации женщин.

Публикации журнала «Время», посвященные женской эмансипации, можно условно разделить на два вида. В одних материалах главным вопросом становится положение женщины в обществе и ущемление ее прав. В других материалах авторы журнала рассматривают женский вопрос через призму женского образования. В данном случае речь пойдет именно о женском образовании на страницах журнала.

В 1856 г. Александр II декларировал образовательную реформу, согласно которой женщины получали право на образование. Журнал «Время» приветствовал реформу. Так, в статье «Нечто об аттракции, кринолине, женственности и мужественности» рассказывается об открытии женских воскресных школ и училищ. Авторы с воодушевлением говорят о начале развития женского образо-

© Тивченко Д.В., 2014

Тема женского образования...

49

вания не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в губерниях. «В Архангельске 1 марта открыта воскресная школа, в которую на первый раз пришло двадцать пять девочек. <...> Для таких учениц нужна бы, конечно, школа вседневная, и потому преподавательницы вызвались, независимо от воскресного класса, заниматься с ними по будним дням у себя дома»1, - говорится в статье. Стоит отметить, что редакция журнала выступает и за образование уже взрослых женщин, занимающих должность горничных.

Правда, об их возможности получить образование в журнале говорится с иронией: «Впрочем, надеются, что со временем воскресную школу будут посещать горничные, если только их барышни, сами сделавшись преподавательницами в школе, не будут задерживать их до полудня за прическами и другими неотложными делами»2.

Весьма важной для братьев Достоевских представлялась и тема высшего образования для женщин. Яркий пример тому - статья, посвященная ситуации в Киевском университете. На заседании Совета университета 8 декабря 1861 г. рассматривался вопрос о женском образовании. Информацию о ходе этого обсуждения авторы «Времени» черпали из «Киевских университетских известий» - и помещали на своих страницах. Прежде всего журнал интересовало следующее: «а) могут ли лица женского пола быть допускаемы к слушанию университетских лекций совместно с студентами, и по всем ли факультетам? б) какие условия должны быть постановлены при таком допущении и в) могут ли лица быть допускаемы к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдерживания испытания, они должны пользоваться?»

Автор статьи об этом заседании, прежде чем высказать собственное мнение по проблемам женского образования, сообщил об исходе развернувшейся в Киеве полемики: «По этим трем пунктам вопроса о слушательницах мнения были высказаны каждым факультетом особо. По первому пункту все факультеты единогласно положили, что лица женского пола могут быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами. По второму пункту также все выразили в сущности одно и то же мнение, хотя в разных выражениях, что условия допущения могут быть те же, что и для слушателей мужского пола»3.

Однако по третьему пункту возникли разногласия, которые возмутили автора статьи во «Времени». Юридический факультет посчитал излишним допускать лиц женского пола к испытанию на ученую степень, поскольку практически все права, которые может дать ученая юридическая степень, недоступны для женщины. А вот ме-

50

Д.В. Тивченко

дицинский факультет дал согласие на получение женщинами медицинского образования и получения ученой степени. Однако журнал замечает, что многие доктора выступают категорически против того, чтобы женщины могли становиться врачами. «Между тем - странно! - мы слышали толки некоторых врачей, которые вопиют против вторжения женщин в их профессию, доказывая решительную неспособность прекрасной половины человечества постигать их целящую премудрость и быть такими же хорошими врачами, каковы суть они, врачи-мужчины»4, - иронизирует автор статьи.

Кроме собственно статей о проблемах женского образования журнал «Время» вел полемику на эту тему с другими периодическими изданиями. Так, в частности, в 1862 г. полемика велась с газетой «Северная почта». Журналист «Северной почты» был убежден, что лица женского пола не имеют надобности посещать курсы в университете, поскольку не имеют даже порядочного гимназического образования. Однако такая точка зрения была неприемлема для «Времени», считавшего, что запрет высшего образования для женщин приведет лишь к тому, что «женщина, почувствовавшая потребность высшего образования, придет в университет и сядет на студенческую скамью»5.

Авторы журнала «Время» довольно четко выразили свою позицию по поводу женского образования на страницах издания. Они выступали за допуск женщин в университеты, за бессословное образование и за возможность лицам женского пола обучаться профессиям, которые считались сугубо мужскими (например, медицина). В целом можно сказать, что позиция журнала была основана на приверженности идеям «почвенничества», одной из целей которого было сближение образованной части общества с народом. «Почвенники» выступали за свободу личности, поэтому поддерживали борьбу женщин за свои права, которая в 60-е годы XIX в. развернулась в российском обществе с особой силой.

3

Примечания

1 Нечто об аттракции, кринолине, женственности и мужественности // Время. 1861. № 5. С. 23.

2 Там же.

Наши домашние дела // Время. 1862. № 2. С. 91.

4 Там же. С. 92.

5 Смесь // Время. 1862. № 5. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.