Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ УСЛОВИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА '

К ОЦЕНКЕ УСЛОВИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CONDITIONS PREVAILING AT INDUSTRIAL TRAINING OF OPERATORS IN PRODUCTION OF TEXTILE GLASS FIBER

The author studied the microclimate in the shops with electric stoves and the physiological shifts occurring among the training operators at the Astrakhan glass fiber plant. The observations were made in hot summer months — July and August. The air temperature at the work sites was from 31.9—to 40°, air current was practically absent, radiation heat fluctuated within 1.5—3.5 cal/cm2/min. The unfavorable climate in the shop produced a great strain on the cardiovascular system and the thermoregulating apparatus of the training operators. At the last work hour their pulse rate attained 100 beats a minute, the maximum arterial pressure increased by an average of 6 mm, the minimum — hy 5 mm, the body temperature increased by 0.2°, the skin temperature on the forehead — by 0.3°, that of the chest — by 1.1° and that of dorsal side of the foot — by 3.7°. The perspiration rate in these areas was 5, 4.3 and 2.2 times higher than the original. The water loss with perspiration amounted to 1—3 kg. In order to improve the microclimate and the working regimen in the shop it is necessary to arrange air showering, water spraying on the side of the heat radiation source and to allow operators’ apprentices to spent their lunch time in favorable conditions.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ УСЛОВИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА »

цессе 1-часовой прогулки показано на рис. 3 (измерения проведены до if после прогулки). Наибольшее понижение средневзвешенной температуры кожи в процессе прогулки наблюдалось, когда на воздухе было от 6 до 12°. Небезынтересно, что в Ашхабаде (весной) у детей 7—8 и 12— 13 лет понижение температуры кожи более выражено, чем в Воркуте. Это обусловлено акклиматизацией детей, живущих на севере, к низкой температуре воздуха. В Ашхабаде (летом) заметное повышение температуры кожи после 1-часовой прогулки на воздухе у детей 7—8 лет обнаруживалось при 27—30°, а у детей 12—13 лет — при 33—36°.

Сопоставив разницу средневзвешенной кожной температуры с теп-лоощущениями обследованных, мы пришли к выводу, что при изменении ее после прогулки в пределах приблизительно ± 1,5° дети обоих возрастов оценивают свои теплоощущения как комфортные. Если разница средневзвешенной температуры кожи больше ±1,5°, то теплоощущения оцениваются как дискомфортные (холодно, прохладно, тепло, жарко, очень жарко). Необходимо указать, что в условиях интенсивного потоотделения (при температуре воздуха от 27 до 33°), а также в условиях высокой влажности воздуха (в Батуми) такой закономерности не было, т. к. при этом температура кожшнарастала незначительно или несколько понижалась.

Все это лишний раз подчеркивает различия оптимального теплового состояния у детей разного возраста в разных географических районах. При нормировании микроклимата в детских учреждениях радиуса обслуживания и допустимого времени пребывания детей в условиях нагревающего климата открытой атмосферы необходимо учитывать возрастные особенности физиологических реакций детей в тех или иных климатических зонах.

ЛИТЕРАТУРА

Блудоров А. С. Особенности терморегуляции у детей раннего возраста. М., 1954. — Кандрор И. С. Педиатрия, 1961, № 6, с. 41. — Кирьянова И. С. В кн.: Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М., 1965, с. 139. — Маршак М. Е. Гиг. безопасность и пат. труда, 1930, № 6, с. 11. — Слонин А. Д. Животная теплота и ее регуляция в организме млекопитающих. М.—Л., 1952.— Ю ну со в А. Ю. Труды 3-й Узбекистанск. конференции физиологов, биохимиков, фармакологов. Ташкент, 1951, с. 3.

Поступила 25/X 1965 г.

THE THERMAL STATE OF CHILDREN OF DIFFERENT AGE DEPENDING ON

METEOROLOGICAL FACTORS V. S. Zalevsky

The joint effect of various meteorological factors on the thermal state of children aged 7—8 and 12—13 years, and acclimatized to local climatic zones was studied in various geographical districts of the country. The investigations were carried out in summer and autumn in 1962—1964 in Vorkuta, Moscow, Batumi, and Ashkhabad. The findings were that the standard values for the climatic factors in children's institutions, for the distance from the institution to children's homes and for the permissible time of stay outside under conditions of a hot climate should all be set with due regard for the age of the children and the climatic features of all the physiological reactions in the children.

УДК 613.6:373.6:666.189.2

К ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕКСТИЛЬНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА

Л. М. Камнева Кафедра гигиены Астраханского медицинского института

При описании условий труда в производстве текстильного стекловолокна большинство исследователей касалось главным образом оценки химического состава воздуха, его запыленности и т. д., лишь вскользь

рассматривая особенности производственного микроклимата. По нашим наблюдениям, на Астраханском заводе стекловолокна микроклимат цеха электропечей, где производится основная продукция, является важным фактором, определяющим условия труда.

Мы ставили перед собой задачу изучить условия производственного обучения операторов в этом цехе. Он размещен в одноэтажном кирпичном здании с двусторонним естественным освещением и сквозным проветриванием. Агрегаты с электропечами расположены перпендикулярно к длине цеха с разрывами 2,7—3 м. В бункер, расположенный на электрбпечи, вручную загружаются стеклянные шарики, которые автоматически попадают в электропечь. Шарики плавятся в платинородиевом сосуде при 1400—1500°. Расплавленная стекломасса, вытекая под влиянием собственного веса из фильер, вытягивается при помощи накатывающего аппарата, по пути подвергается замасливанию из специального устройства и формируется в первичную стеклянную нить.

В обязанности учеников операторов входит освоение технологического процесса и приобретение необходимых трудовых навыков. Практически их работа включает следующие операции: поднос ведрами стеклянных шариков (в количестве 18—20 кг для одной печи) к рабочему месту, мытье их у рабочего места, загрузку шариков в бункер, сбор вытекающей из фильер стекломассы в один пучок с пропуском через нитесборник, на который подается каплями замасливающая эмульсия, снятие бабины с намотанной стеклонитью и замену ее пустой, «облагораживание» бабины (срезанием первичной намотки, отматыванием 100—200 м нити), приклеивание ярлычка, установку готовой бабины в кассету и отправку ее по конвейеру в кладовую, доставку кассет с бабинами из кладовой на рабочее место, уборку рабочего места. По данным хронометража, ученики в течение рабочего дня выполняют каждую из указанных операций от 27 до 50 мин.

Работа в цехе ведется в 4 смены (круглосуточно), по скользящему графику. Рабочий день операторов и их учеников продолжается 6 часов, без перерыва на обед и отдых. Фактическая продолжительность пребывания учеников у электропечей, по данным хронометража, составляет около 50% их рабочего времени. Специальных мест отдыха для операторов и их учеников не предусмотрено.

Рабочие цеха обеспечены газированной водой из автоматических сатураторных установок. Операторы и их ученики снабжены спецодеждой (белая ситцевая блуза и зеленые сатиновые брюки). По окончании смены рабочие принимают гигиенический душ, расположенный в отдельном бытовом здании.

Микроклимат цеха электропечей (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое

излучение) мы изучали в жаркие месяцы года — июле и августе — при температуре наружного воздуха 29—36,2е. Температуру измеряли на рабочих местах и в местах неорганизованного отдыха (проведено по 24 замера).

Как показали исследования, летом температура воздуха на рабочих местах была высокая: в 60% случаев она превышала 36°, а иногда достигала 40°. Относительная влажность воздуха колебалась от 26 до 60%. Движение его практически отсутствовало. В местах неорганизованного отдыха операторов и их учеников температура воздуха равнялась 28—30°, скорость движения воздуха — 0,04—0,6 м/сек, относительная влажность — 26—60%. Кроме повышенной температуры, рабочие испытывали действие лучистого тепла, источником которого служили нагретые поверхности печей и фильерных пластин. Замеряя лучистое тепло актинометром, мы установили, что наибольшее количество его (до 3,5 кал/см2/мин) падало на голову рабочего в период подачи нити на бабину; в период затравки нити количество лучистого тепла составляло 1,5 кал/см2/мин. Говоря о своих тепловых ощущениях, ученики операторов отмечали, что им очень жарко.

Физиологические сдвиги в организме мы наблюдали у 16 учеников, проходивших обучение в цехе электропечей. Среди наблюдаемых 4 были в возрасте 18лет, 1 — в возрасте 19 лет, 4 — в возрасте 21 года, 1—в возрасте 22 лет, 3 — в возрасте 23 лет, 1 —в возрасте 24 лет и 2 — в возрасте 25 лет. Каждую ученицу обследовали в течение 2 дней. Наблюдения вели в дневную смену (с 13 до 19 часов) до работы и в последний час работы.

Кожную температуру измеряли электрическим термометром, потоотделение— аппаратом системы проф. Мищука.

Данные физиологических сдвигов в организме учениц операторов представлены в таблице.

Как видно из таблицы, в последний час работы пульс у обследованных достигал в среднем 100 ударов в минуту, артериальное давление (максимальное и минимальное) в большинстве случаев было повышенное. Повышалась температура тела и кожи. Учащение пульса и повышение кожных температур тыла стопы оказались статистически достоверными.

Потоотделение у учениц операторов в последний час работы было выше исходного: на лбу в 5 раз, на груди в 4,3 раза и на тыле стопы в 2,2 раза.

Потери в весе учеников операторов за 6 часов рабочего времени мы учитывали путем взвешивания их на медицинских весах до работы и в последний час работы. Принимали во внимание количество выпитой ими за смену воды, принятой пищи, выделенной мочи и кала. Потери воды потом у 7 человек колебались от 1 до 2 кг и у 9 человек — от 2 до 3 кг. Такие значительные влагопотери, несомненно, приводили к нарушению водно-солевого обмена.

В ы в о д ы

1. Условия производственного обучения операторов цеха электропечей завода стекловолокна характеризуются воздействием неблагоприятного микроклимата, который предъявляет высокие требования к сердечно-сосудистой системе и терморегуляторному аппарату.

2. Необходимо изменить режим труда в этом цехе, предоставив ученикам операторов обеденный перерыв в условиях комфортного микроклимата.

3. На рабочих местах следует ввести 'воздушное душирование.

4. Для снижения тепловой энергии лучистого потока рекомендуется производить распыление воды со стороны источника лучистого тепла.

Поступила Ю/УШ 1965 г.

ASSESSMENT OF CONDITIONS PREVAILING AT INDUSTRIAL TRAINING OF OPERATORS IN PRODUCTION OF TEXTILE GLASS FIBER

L. M. Kamneva

The author studied the microclimate in the shops with electric stoves and the physiological shifts occurring among the training operators at the Astrakhan glass fiber plant. The observations were made in hot summer months — July and August. The air temperature at the work sites was from 31.9—to 40°, air current was practically absent, radiation heat fluctuated within 1.5—3.5 cal/cm2/min. The unfavorable climate in the shop produced a great strain on the cardiovascular system and the thermoregulating apparatus of the training operators. At the last work hour their pulse rate attained 100 beats a minute, the maximum arterial pressure increased by an average of 6 mm, the minimum — hy 5 mm, the body temperature increased by 0.2°, the skin temperature on the forehead — by 0.3°, that of the chest—by 1.1° and that of dorsal side of the foot — by 3.7°. The perspiration rate in these areas was 5, 4.3 and 2.2 times higher than the original. The water loss with perspiration amounted to 1—3 kg.

In order to improve the microclimate and the working regimen in the shop it is-necessary to arrange air showering, water spraying on the side of the heat radiation source and to allow operators' apprentices to spent their lunch time in favorable conditions.

УДК 614.73:[613.2+613.31

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАДИЯ-226

А. Н. Марей, А. Н. Кармаева

Среди естественных радиоактивных изотопов, определяющих природный радиоактивный фон, одно из основых мест принадлежит ра-дию-226. Литература, посвященная свойствам этого изотопа, закономерностям, его поведения во внешной среде и организме человека, весьма обширна. Вместе с тем чрезвычайное разнообразие фактически встречающихся условий и недостаточная изученность роли ряда факторов, влияющая на поступление и накопление радия в организме человека, требуют дальнейших наблюдений и исследований. В частности, с гигиенической точки зрения серьезный интерес представляют такие вопросы, как сравнительная оценка роли пищевых продуктов и питьевой воды как источников поступления радия в организм человека и оценка значимости кальция питьевой воды в накоплении радия. Изучению этих вопросов и посвящена настоящая работа, выполненная по материалам наблюдений и исследований на протяжении 3 лет (1961 —1964) в одном из крупных городов Средней Азии. Выбор его в качестве объекта изучения определили следующие обстоятельства: своеобразный характер водоснабжения города, имеющего 2 водопровода, которые питаются из разных источников (подземные воды и открытый водоем) с различным минеральным составом воды и разным содержанием в ней радия; достаточно большая численность населения, позволяющая собрать материалы необходимого объема; относительная стабильность основной массы его; отсутствие существенного различия в структуре питания жителей разных районов.

Объектами исследования служили питьевая вода, продукты питания и суточные пищевые рационы, а также образцы костной ткани людей. Пробы воды из каждого источника и водопровода отбирались посезонно, а пробы из пищевых продуктов — эпизодически со всех торгово-оптовых баз, обеспечивающих снабжение города; исследовано 120 проб. Кроме того, произведен анализ 27 проб суточных пищевых рационов детских учреждений (детские ясли и сады, школы-интернаты) и некоторых столовых с круглосуточным обслуживанием. Изучалась также структура питания различных возрастных групп, для чего наряду с официальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.