Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР - ЮГ»'

К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР - ЮГ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / МТК "СЕВЕР - ЮГ" / ГРУЗОВАЯ БАЗА / ГРУЗОВЫЕ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ И КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Энвер Агапашаевич, Сорокин Дмитрий Валерьевич

Глобализация мировых экономических процессов ставит задачи развития международных транспортных коридоров (МТК) и их участков в составе национальных транспортных систем. Тарифная политика и нормативно-правовое окружение перевозочного процесса формируют институциональные предпосылки и грузовую базу МТК, которые могут стать барьером или драйвером его развития. Целью работы является оценка потенциала развития транспортного коридора и повышение привлекательности МТК за счет использования мультимодальных схем перевозки для привлечения грузопотоков (в том числе экспортных) со смежных направлений. В статье приводятся анализ и развитие методов оценки перспективной грузовой базы транспортного коридора в условиях конкуренции предприятий видов транспорта с учетом конфигурации национальной транспортной сети. Представлена методика оценки грузовой базы в условиях мономодальных и мультимодальных перевозок на логистических принципах - сокращение временных и стоимостных параметров схемы организации перевозок. Показаны возможности интегративного развития видов транспорта в зоне тяготения транспортного коридора за счет организации перевозок в мультимодальном сообщении. Географическое «транзитное» расположение Российской Федерации на евразийском континенте открывает широкие возможности для сближения экономик европейских и азиатских стран за счет развития МТК, пролегающих по нашей территории. Рассматриваются перспективы развития МТК «Север - Юг», зависящие от геополитических и инфраструктурных (технологических) факторов. Технологический фактор связан с такими проблемами транспортной системы России, как загруженность инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, железнодорожного хода Москва - Лихая - Ростов-на-Дону - Краснодар и др., влияющими непосредственно на потенциал транспортного коридора. Представлена графическая схема основных железнодорожных и автомобильных сообщений МТК «Север - Юг» с расстояниями для проведения тарифных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамаев Энвер Агапашаевич, Сорокин Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO ASSESS THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE «NORTH - SOUTH» INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR

The globalization of world economic processes poses challenges for the international transport corridors (ITC) development and their sections as part of national transport systems. The tariff policy and regulatory environment of the transportation process form the institutional prerequisites and cargo base of the ITC, which can become a barrier or driver of its development. The purpose of the work is assess the transport corridor development potential and increase the attractiveness of the ITC by using multimodal transportation schemes to attract cargo flows (including export) from related directions. The paper provides an analysis and development of methods for assessing the prospective transport corridor cargo base in the conditions of competition between enterprises of transport modes, taking into account the national transport network configuration. The article presents a method for assessing the cargo base in the conditions of monomodal and multimodal transportation based on logistics principles-reducing the time and cost parameters of the transportation organization scheme. The possibilities of transport modes integrative development are show in the zone of gravity of the transport corridor due to the transport in multimodal transport organization. The geographical Russian Federation «transit» location on the Eurasian continent opens up wide opportunities for the convergence of the European and Asian countries economies through the development of the ITC that runs through our territory. The article considers the prospects for the ITC «North-South» development, which depend on geopolitical and infrastructural (technological) factors. The technological factor relate to such problems of the Russian transport system as the congestion of infrastructure at the approaches to the ports of the Azov-black sea basin, the Moscow-Likhaya-Rostov-on-don-Krasnodar railway, etc., which directly affect the potential of the transport corridor. A graphical diagram present main railway and automobile communications of the ITC «North - South» and road network with distances for tariff calculations.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР - ЮГ»»

УДК 656.025.4

Э. А. Мамаев, Д. В. Сорокин

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), г. Ростов-на-Дону,

Российская Федерация

К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР - ЮГ»

Аннотация. Глобализация мировых экономических процессов ставит задачи развития международных транспортных коридоров (МТК) и их участков в составе национальных транспортных систем. Тарифная политика и нормативно-правовое окружение перевозочного процесса формируют институциональные предпосылки и грузовую базу МТК, которые могут стать барьером или драйвером его развития.

Целью работы является оценка потенциала развития транспортного коридора и повышение привлекательности МТК за счет использования мультимодальных схем перевозки для привлечения грузопотоков (в том числе экспортных) со смежных направлений.

В статье приводятся анализ и развитие методов оценки перспективной грузовой базы транспортного коридора в условиях конкуренции предприятий видов транспорта с учетом конфигурации национальной транспортной сети. Представлена методика оценки грузовой базы в условиях мономодальных и мультимодальных перевозок на логистических принципах - сокращение временных и стоимостных параметров схемы организации перевозок.

Показаны возможности интегративного развития видов транспорта в зоне тяготения транспортного коридора за счет организации перевозок в мультимодальном сообщении. Географическое «транзитное» расположение Российской Федерации на евразийском континенте открывает широкие возможности для сближения экономик европейских и азиатских стран за счет развития МТК, пролегающих по нашей территории.

Рассматриваются перспективы развития МТК «Север - Юг», зависящие от геополитических и инфраструктурных (технологических) факторов. Технологический фактор связан с такими проблемами транспортной системы России, как загруженность инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, железнодорожного хода Москва - Лихая - Ростов-на-Дону - Краснодар и др., влияющими непосредственно на потенциал транспортного коридора. Представлена графическая схема основных железнодорожных и автомобильных сообщений МТК «Север - Юг» с расстояниями для проведения тарифных расчетов.

Ключевые слова: международный транспортный коридор, МТК «Север - Юг», грузовая база, грузовые, мультимодальные и контейнерные перевозки.

Enver A. Mamaev, Dmitry V. Sorokin

Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, the Russian Federation

TO ASSESS THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE «NORTH - SOUTH» INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR

Abstract. The globalization of world economic processes poses challenges for the international transport corridors (ITC) development and their sections as part of national transport systems. The tariff policy and regulatory environment of the transportation process form the institutional prerequisites and cargo base of the ITC, which can become a barrier or driver of its development.

The purpose of the work is assess the transport corridor development potential and increase the attractiveness of the ITC by using multimodal transportation schemes to attract cargo flows (including export) from related directions.

The paper provides an analysis and development of methods for assessing the prospective transport corridor cargo base in the conditions of competition between enterprises of transport modes, taking into account the national transport network configuration. The article presents a method for assessing the cargo base in the conditions of monomodal and multimodal transportation based on logistics principles-reducing the time and cost parameters of the transportation organization scheme.

The possibilities of transport modes integrative development are show in the zone of gravity of the transport corridor due to the transport in multimodal transport organization. The geographical Russian Federation «transit» location on the Eurasian continent opens up wide opportunities for the convergence of the European and Asian countries economies through the development of the ITC that runs through our territory.

The article considers the prospects for the ITC «North-South» development, which depend on geopolitical and in-frastructural (technological) factors. The technological factor relate to such problems of the Russian transport system

as the congestion of infrastructure at the approaches to the ports of the Azov-black sea basin, the Moscow-Likhaya-Rostov-on-don-Krasnodar railway, etc., which directly affect the potential of the transport corridor. A graphical diagram present main railway and automobile communications of the ITC «North - South» and road network with distances for tariff calculations.

Keywords: international transport corridor, ITC «North - South», cargo base, freight transportation, multimodal transportation, container transportation.

Стратегические цели международных транспортных коридоров (МТК), включая МТК «Север - Юг», заключаются в сокращении экономического расстояния между регионами и странами, стимулируя рост мирового разделения труда и объединение рынков. Для Российской Федерации, как транзитного государства, МТК способствует развитию национальной транспортной системы, укреплению взаимовыгодного экономического сотрудничества между регионами, развитию мультимодальных перевозок [1, 2]. Инфраструктурные возможности российской транспортной системы позволяют осуществлять перевозку грузов внутри страны преимущественно тремя видами транспорта общего пользования: водным, автомобильным и железнодорожным. Несмотря на все преимущества перевозки грузов речным видом транспорта, такие как высокая провозная способность или низкая себестоимость перевозки, имеются существенные недостатки, которые не позволяют осуществлять конкурентоспособные транзитные перевозки по внутренним водным коммуникациям: высокая зависимость от навигационных и погодных условий, низкая географическая доступность водного транспорта для грузоотправителей, низкая скорость доставки грузов и др. Регулярность, ритмичность перевозок, необходимые для поддержания конкурентоспособности транспортного коридора, можно обеспечить железнодорожными, автомобильными или комбинированными перевозками [3, 4].

Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью определения конкурентного баланса между перевозками автомобильным и железнодорожным видами транспорта, а также оценки привлекательности маршрутов МТК «Север - Юг» на основе реализации схемы мультимодальных перевозок [5]. Рассматриваются возможности организации мономодальных и мультимодальных железнодорожно-автомобильных перевозок для увеличения грузовой базы транспортного коридора за счет расширения географии пунктов зарождения грузопотоков, тяготеющих к МТК.

Определяющим параметром выбора схемы перевозки грузов, тарифообразования на любом виде транспорта является расстояние между обозначенными пунктами отправления и прибытия груза. Учитывая требование к большой провозной способности транспортного коридора по территории РФ, где расстояния несопоставимо выше по сравнению с другими регионами (например, в ЕС), роль железнодорожного транспорта невозможно переоценить. Автомобильные перевозки занимают в отдельных сегментах транспортного рынка монопольное положение за счет мобильности и расстояния. Рассматривая конкурентоспособность того или иного транспортного коридора, возможности по привлечению грузопотоков и увеличению номенклатуры перевозимых грузов, необходимо изучить возможности транспортной инфраструктуры видов транспорта, а при мультимодальных перевозках и расстояния между пунктом зарождения грузопотока и ближайшим пунктом (железнодорожная станция), обеспечивающим их «включение» в МТК [6]. Представленная на рисунке 1 схема иллюстрирует зоны притяжения транспортного коридора в зависимости от расстояния.

Пусть для представленной схемы точка D - пункт зарождения грузопотока, относящийся к зоне конкуренции транспортных коридоров, а точка C - пункт «включения» смежных грузопотоков в транспортный коридор AB. Условия, необходимые для притяжения грузопотоков из точки D на маршруты МТК AB, имеют следующий вид:

Т^авто I ггжд . т^авто ллавто i мжд ^ Л//авто. /и

lDC "Г" iCB < 1DB , MDC "Г" МСВ < MDB ; (1)

Г-сто + ГСЖД > Таввт°, но М-сто + МЖД < М£в™; (2)

М£всто + но г-сто + гсжд < г-то. (3)

где Т - срок доставки грузов, сут;

М- стоимость перевозки грузов, руб., на указанном маршруте автомобильным («авто») или железнодорожным («жд») транспортом.

Обозначения:

АВ - направление грузопотоков в МТК;

СВ - преимущественно железнодорожные перевозки;

DCB - конкурентоспособные автомобильно-железнодорожные перевозки;

ЕВ - перевозки по альтернативным для МТК схемам

Рисунок 1 - Схема зон притяжения транспортного коридора

Условия (2), (3) определяют неполное доминирование мономодальной перевозки перед мультимодальной, в то же время грузопоток может быть вовлечен в МТК по остальным параметрам организации перевозок (регулярность, надежность, экологичность и т. д.). Возникает задача определения грузовой базы с учетом удовлетворения главных для грузовладельцев параметров перевозки (срок доставки, стоимость перевозки), с привлечением грузопотоков со смежных маршрутов, которую можно локализовать в следующих подзадачах:

анализ и расчет возможных схем доставки грузов согласно тарифообразованию на различных видах транспорта;

графическое представление и описание возможностей транспортного коридора в конкурентной среде;

распределение грузопотоков транспортного коридора согласно выбранной схеме доставки.

Графическая модель международного транспортного коридора «Север - Юг» [7], наглядно показывающая возможные точки «входа» на маршруты МТК, представлена на рисунке 2. В графе представлены доминантные вершины, формирующие грузовую базу или определяющие схему перевозки в мультимодальном сообщении. Доминирующим в связах между вершинами считаем железнодорожные участки. Участки автомобильных дорог (сообщений) приводятся с расчетом кратчайшего расстояния между транспортными узлами.

Анализ и расчет возможных схем доставки грузов согласно тарифообразованию на различных видах транспорта представляем в приведенных ниже обобщенных формализованных схемах.

Мономодальная схема перевозки.

Известно, что автомобильные перевозки осуществляются с использованием километрового тарифа, а с учетом затрат на начально-конечных операциях тариф имеет следующую зависимость от расстояния:

еавт(/) = аЦвт + аа*т1, (4)

Зона с доминирующими перевозками по МТК

а тариф на железнодорожные перевозки носит нелинейный характер и имеет вид функции

= <д + <д/ + а^/2, (5)

авт авт жд жд жд I

где ад , Й1, а0 , аг , а2 - параметры; / - расстояние перевозки.

Мы исходим из того, что по параметру «скорость доставки груза» перевозки по МТК осуществляются по схемам, удовлетворяющим грузоотправителей. Такая задача ставится и при долгосрочных программах развития транспорта. Так, в соответствии с «Долгосрочной

программой развития железнодорожного транспорта до 2025 г.» контейнерные поезда будут доставлять груз от Выборга до Самура (МТК «Север - Юг») за 2,1 суток [8, 9].

В этих условиях определение грузовой базы МТК в зависимости от расстояния и стоимости перевозки возможно из решения уравнения

а

авт + а?вт/=аЖд + аЖд/ + аЖд/2

(6)

Естественно предположить выполнение условий

<д - <т

> 0, аЖд - а?вт < 0.

(7)

В условиях (7) неотрицательное решение уравнения имеет вид:

I* = --

гавт

,авт 10

,жд

7авт 11

авт 10

4 а

жд

или

г = -2

До-

жд

Ко2-

авт 11

, =

авт 1о

авт 11

авт 10

(8)

(9)

Значение I* определяет дальность перевозки, при этом значении предпочтительность автомобильных перевозок по критерию стоимости переходит железнодорожному транспорту при мономодальной схеме транспортировки (рисунок 3). Мультимодальная схема перевозки.

При приведенных выше допущениях считаем, что перевозка осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, причем возможны варианты схемы: автомобильный - железнодорожный; железнодорожный - автомобильный; автомобильный - железнодорожный - автомобильный.

Не теряя общности изложения, следует отметить две ключевые составляющие тарифа: линейная - автомобильная, нелинейная - железнодорожная.

Пусть автомобильная составляющая расстояния перевозки имеет протяженность 1а, причем она не зависит от ее расположения на схеме и числа участков автомобильных перевозок. На практике автомобильная перевозка осуществляется до ближайшей железнодорожной станции.

Г Л

_ л. авт

СО

% =

° Г /

Рисунок 3 - Схема-график иллюстрации конкуренции при мономодальной перевозке

Тогда оценка конкурентоспособности мультимодальной схемы перевозки в сравнении с мономодальной автомобильной определяется по уравнению

еавто(/а) + ^д(1 - и = еавто(0, (10)

или

<т + а1вт1а + аЖд + аЖд(/ - 1а) + а^д(/ - 1а)2 = <т + (11)

Решение уравнения (11) определяет Г*:

/** - 1а = 11 1 ; ^жд 1 ;-—. (12)

Графическая иллюстрация решения приведена на рисунке 4.

Если I > I** - выгодна мультимодальная перевозка (на расстоянии 1а - автомобильный транспорт, а на расстоянии I - 1а - железнодорожный транспорт).

При схеме перевозки «автомобильный - железнодорожный - автомобильный» в расчетах I** вместо а^вт принимается 2а^вт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет грузовой базы МТК «Север - Юг» проводится на базе кратчайших (тарифных) расстояний, определяемое по классическому алгоритму Дейкстры между предполагаемыми пунктами зарождения (входа) транзитных грузопотоков (Бусловская, Усть-Луга, Выборг) и пунктами выхода (Таганрог, Ейск, Новороссийск, Тамань, Туапсе, Самур, Оля, Махачкала) для автомобильного и железнодорожного транспорта.

На практике для упрощения расчетов граф транспортной сети G(P,W) делится на подграфы, являющиеся его собственными подграфами С[(Р[;Ш-1), Ж2'), .... Оа(Р^1;ЩО такими, что ^^ Р^ ^ Р, ^ Ш, Р^ ФР, Щ1 Ф Ш. Для каждого подграфа производится расчет наикратчайшего маршрута перевозки транзитных грузов от вершины-истока (зоны зарождения транзитного грузопотока) до вершины-стока (зоны погашения транзитного грузопотока или стыкового пункта), которые могут использоваться для расчетов грузовой базы по формулам (10) или (12).

Ниже приведены вершины, принадлежащие каждому из подграфов.

1. Подграф : Бусловская, Санкт-Петербург, Выборг, Усть-Луга, Котлы, Псков, Дно, Бологое, Сонково, Вологда, Ярославль, Нижний Новгород, Новосокольники, Ржев, Вязьма, Москва.

2. Подграф Сг: Москва, Вязьма, Нижний Новгород, Смоленск, Брянск, Калуга, Узловая, Рязань, Ряжск, Арзамас, Рузаевка, Мичуринск, Пенза, Старый Оскол, Воронеж, Белгород, Елец, Валуйки, Ртищево, Лиски, Поворино, Саратов.

3. Подграф Сз: Лиски, Поворино, Саратов, Ростов-на-Дону, Лихая, Верхний Баскунчак, Сальск, Морозовск, Куберле, Волгоград, Тихорецк, Староминская, Тимашевск, Краснодар, Кропоткин, Армавир, Светлоград, Буденновск, Георгиевск, Прохладная, Гудермес, Беслан, Кизилюрт, Кизляр, Червленная-Узловая, Яндыки, Разъезд 9 км., Махачкала, Астрахань, Оля, Ейск, Таганрог, Туапсе, Тамань, Новороссийск, Самур.

Результаты расчета кратчайших расстояний (таблица 1) приведены для графа, изображенного на рисунке 2. Тарифы на перевозку зависят от вида груза и других параметров. Далее будем рассматривать контейнерные перевозки, которые являются достаточно не зависимыми от физико-химических характеристик содержания (груза). Для железнодорожных перевозок стоимость будет рассчитываться на один контейнер в составе грузового контейнерного поезда.

Таблица 1 - Расчет кратчайших расстояний для графа G(P,W) при автомобильной (авто) и железнодорожной (ж/д) перевозках, км

^^^^ Пункт отправления Пункт назначения ^^^^ Бусловская Выборг Усть-Луга

авто ж/д авто ж/д авто ж/д

Таганрог 2207 2162 2177 2141 2210 2171

Ейск 2324 2268 2294 2247 2327 2777

Тамань 2630 2533 2600 2512 2633 2542

Новороссийск 2565 2478 2535 2457 2568 2487

Туапсе 2619 2538 2589 2517 2622 2547

Оля 2806 2557 2776 2536 2809 2566

Махачкала 2999 2875 2624 2854 2657 2884

Самур 3185 3037 2969 3016 3002 3046

Расчет стоимости транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом проводился с использованием программы АС «Этран» и Тарифного руководства № 1-4. Исходные данные для расчета стоимости перевозки транзитного груза железнодорожным транспортом приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Исходные данные для расчета стоимости перевозки транзитного груза железнодорожным транспортом

Наименование груза (код ЕТСНГ) Вес груза, т Тип вагона Тип упаковки Кол-во *) вагонов Тип собственника вагона

Оборудование прочее, машины различного назначения и запасные части к нему (351306) 28 Фитинговая платформа 20-футовый контейнер Upgraded с повышенной загрузкой в 28180 кг, массой тары 2300 кг, вместимостью 32,6 м3 42 Собственный (арендованный)

^Отправка одного вагона осуществляется согласно плану формирования в контейнерном поезде, что обеспечивает оперативное продвижение грузов в пункты назначения [10].

Процесс тарифообразования на автомобильном транспорте зависит от множества факторов (расходы на топливо и на горюче-смазочные материалы, заработная плата, налоги и пошлины и др.), поэтому в данной статье для расчета стоимости перевозки автомобильным транспортом аналогичного груза выбрано среднее значение тарифа - 4,3 руб./ткм, использу-

емого транспортно-информационным сервисом transportica.com. Номенклатура перевозимого груза определялась исходя из потребности экономик стран Южной Азии (в частности, Индии).

В результате произведенных расчетов получены данные стоимости перевозки и сроков доставки грузов автомобильным и железнодорожным видами транспорта (таблица 3).

Разница в стоимости между железнодорожной и автомобильной перевозками объясняется способностью железнодорожного транспорта к массовым перевозкам именно тяжеловесных грузов с наименьшими затратами в сравнении с автотранспортом, а также предоставляемыми ОАО «РЖД» пониженными тарифами на перевозку контейнерных грузов.

Таблица 3 - Параметры оценки привлекательности транспортного коридора

Наименование Автомобильный транспорт Железнодорожный транспорт

транспортного узла Бусловская Выборг Усть-Луга Бусловская Выборг Усть-Луга

Стоимость перевозки транзитных грузов в контейнере, USD)

Таганрог 3144,7 3101,9 3148,9 682 680 682

Ейск 3311,4 3268,6 3315,6 685 685 685

Тамань 3747,4 3704,6 3751,6 703 700 700

Новороссийск 3654,7 3612,0 3659,0 697 695 695

Туапсе 3731,7 3688,9 3735,9 705 703 705

Оля 3998,1 3955,4 4002,4 700 700 700

Махачкала 4273,1 4230,4 4277,4 718 715 715

Самур 4538,1 4495,4 4542,4 725 723 725

Сроки доставки транзитных грузов в контейнере, сут

Таганрог 3 3 3 7 8 8

Ейск 3 3 3 7 8 8

Тамань 3 3 3 8 9 9

Новороссийск 3 3 3 8 9 9

Туапсе 3 3 3 8 9 9

Оля 3 3 3 8 9 9

Махачкала 4 4 4 8 9 9

Самур 4 4 4 8 9 9

*-* Расчет сроков доставки для автомобильного транспорта производился согласно Постановлению [11], в котором обозначен режим труда и отдыха водителей-дальнобойщиков (9 - 11 часов в сутки).

На основе анализа полученных данных стоимости перевозки и сроков доставки грузов авторами сделаны следующие выводы.

1. Расчеты сроков доставки для железнодорожного транспорта не соответствуют Распоряжению Правительства РФ [9], но по экспертным оценкам срок доставки будет сокращен не менее чем в два раза, к примеру, за счет изменения маршрута перевозки: согласно расчетам авторов кратчайшее расстояние от Выборга до Самура составляет 3016 км и проходит по оси: Выборг - Санкт-Петербург - Бологое - Москва - Рязань - Ряжск - Мичуринск - Ртище-во - Саратов - Астрахань - Кизляр - Махачкала - Самур, в то время как при расчете через АС «Этран» маршрут проходит по оси Выборг - Санкт-Петербург - Вологда - Ярославль -Орехово-Зуево (Москва) - Рязань - Ряжск - Мичуринск - Поворино - Верхний Баскунчак -Астрахань - Кизляр - Махачкала - Самур и составляет 3345 км, огибая напряженный участок Санкт-Петербург - Бологое - Москва [10].

2. При отсутствии технологических и технических средств усиления пропускной способности железнодорожной линии Санкт-Петербург - Бологое - Москва для пропуска транзитных грузовых поездов с целью сокращения сроков доставки существует возможность использования мультимодальной схемы доставки груза: централизованный подвоз в точку притяжения (логистический центр) контейнеров автомобильным транспортом и дальнейшее формирование «твердых» ниток графика движения для контейнерных поездов.

Таким образом, на оценку потенциала развития грузовой базы МТК имеет существенное влияние национальная тарифная политика в сфере грузовых перевозок. Стратегические перс-

пективы развития МТК «Север - Юг» связаны с внешними факторами, геополитическим положением и трендами. Приведенные выше методические подходы оценки грузовой базы и практические расчеты позволяют говорить о возможности увеличения грузовой базы за счет организации перевозок в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении. Ликвидации приведенных инфраструктурных ограничений железнодорожной сети сегодня ОАО «РЖД» придается особое внимание. Эти ограничения предлагается устранить путем привлечения инвестиций, реализации информационных и организационных управленческих решений, например, проектов разделения грузовых и пассажирских направлений перевозок [12].

Список литературы

1. Сорокин, Д. В. Анализ транзитного потенциала Северо-Кавказской железной дороги в обеспечении грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север - Юг» / Д. В. Сорокин. - Текст : непосредственный // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2020. - № 1 (52). - С. 26 - 32.

2. Манусов, В. З Электрификация международного транспортного железнодорожного коридора «Азия - Европа» как путь устойчивого развития электроэнергетической системы Монголии / В. З. Манусов, Б. В. Палагушкин, У. Бумцэнд. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2016. - № 4 (28). - С. 94 - 101.

3. Мамаев, Э. А. Актуальные направления развития системы транспортных коридоров в России и мире / Э. А. Мамаев, Б. И. Алибеков. - Текст : непосредственный // Сб. науч. трудов «Транспорт: наука; образование; производство. Технические и экономические науки». -Ростов-на-Дону : Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2018. - Т. 1. - С. 40 - 43.

4. Бубнова, Г. В. Транспортные коридоры и оси в евразийских коммуникациях / Г. В. Бубнова, А. А. Зенкин, П. В. Куренков. - Текст : непосредственный // Логистика -Евразийский мост : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Москва : Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2017. - С. 25 - 33.

5. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах : монография: в 4 т. / под общ. ред. проф. Б. А. Левина и проф. Л. Б. Ми-ротина. - Москва : УМЦ ЖДТ, 2015. - Т. 1. - 336 с. - Текст : непосредственный.

6. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах: монография: в 4 т. / Под общ. ред. проф. Б.А. Левина и проф. Л.Б. Миро-тина. - Москва: УМЦ ЖДТ, 2015. - Т. 3. - 337 с. - Текст : непосредственный.

7. Мамаев, Э. А. К оценке потенциала развития международного транспортного коридора: теоретические аспекты / Э. А. Мамаев, Д. В. Сорокин, И. Д. Долгий. - Текст : непосредственный // Вестник РГУПСа. - 2020. - № 4. - С. 89 - 101.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466 р. «О долгосрочной программе развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года». - Текст : электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 553927831 (дата обращения: 10.11.2020).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2101-р от 30.09.2018 г. «О комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (с изменениями на 13.03.2020)». - Текст : электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/551365461 (дата обращения: 20.09.2020).

10. Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 октября 2020 г. № 2191-р «О порядке организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов». - Текст : электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/document/566108822 (дата обращения: 12.09.2020).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). - Текст : электронный. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 15.11.2020).

12. Кузьмин, П. С. Возможности повышения конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок по транспортным коридорам Российской Федерации / П. С. Кузьмин. -Текст : непосредственный // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2020. -Т. 11. - № 2. - С. 160 - 171.

References

1. Sorokin D. V. North Caucasus railway transit potential's analysis in providing freight traffic along the «North - South» international transport corridor [Analiz tranzitnogo potenciala Severo-Kavkazskoj zheleznoj dorogi v obespechenii gruzoperevozok po mezhdunarodnomu transportnomu koridoru «Sever - Jug»]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija -Bulletin of the Siberian State transport University, 2020, no. 1 (52), pp. 26 - 32.

2. Manusov V. Z., Palagushkin B. V., Bumcjend U. The electrification of international transport railway corridor from Asia to Europe as a way of power system sustainable development of Mongolia [Jelektrifikacija mezhdunarodnogo transportnogo zheleznodorozhnogo koridora «Azija - Evropa» kak put' ustojchivogo razvitija jelektrojenergeticheskoj sistemy Mongolii]. Izvestija Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2016, no. 4 (28), pp. 94 - 101.

3. Mamaev Je. A., Alibekov B. I. Current trends in the development of the transport corridor system in Russia and the world [Aktual'nye napravlenija razvitija sistemy transportnyh koridorov v Rossii i mire]. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka; obrazovanie; proizvodstvo. Tekhnich-eskie i ekonomicheskie nauki» (Collection of scientific papers «Transport: science; education; production. Technical and economic sciences»). - Rostov-on-Don, 2018, vol. 1, pp. 40 - 43.

4. Bubnova G. V., Zenkin A. A., Kurenkov P. V. Transport corridors and axes in Eurasian communications [Transportnye koridory i osi v evrazijskih kommunikacijah]. Logistika - Evrazi-iskii most : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Logistics-The Eurasian Bridge: materials of the international scientific and practical conference). Moscow, 2017, pp. 25 - 33.

5. Innovacionnye processy logisticheskogo menedzhmenta v intellektual'nyh transportnyh sistemah: monografiia v 4-kh tomakh (Innovative logistics management processes in intelligent transport systems: monograph in 4 volumes), under the General editorship of prof. B. A. Levin and prof. L. B. Mirotin. Moscow: Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte Publ., 2015, vol. 1 «Innovacionnye processy v ramkah transportnogo menedzhmenta (Innovative processes in the framework of transport management)», 336 p.

6. Innovacionnye processy logisticheskogo menedzhmenta v intellektual'nyh transportnyh sistemah: monografiia v 4-kh tomakh (Innovative logistics management processes in intelligent transport systems: monograph in 4 volumes), under the General editorship of prof. B. A. Levin and prof. L. B. Mirotin. Moscow: Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte Publ., 2015, vol. 3 « Novye krupnye innovacionnye razrabotki konkretnyh zadach v oblasti logisticheskogo menedzhmenta (New major innovative developments of specific tasks in the field of logistics management)», 337 p.

7. Mamaev Je. A., Sorokin D. V. To assess the development potential international transport corridor: theoretical aspects [K ocenke potenciala razvitija mezhdunarodnogo transportnogo koridora: teoreticheskie aspekty]. Vestnik RGUPSa - Bulletin of Rostov State Transport University, 2020, no. 4, pp. 89 - 101.

8. Rasporjazhenija Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 marta 2019 g. №-466 r. «O Dol-gosrochnoj programme razvitija otkrytogo akcionernogo obshhestva «Rossijskie zheleznye dorogi» do 2025 goda» (Order of the Government of the Russian Federation No. 466-R. of March 19, 2019. «On the long-Term development program of open joint stock company Russian Railways until 2025»), Available at: http://docs.cntd.ru/document/553927831 (accessed 10 November 2020).

9. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 2101-r ot 30.09.2018 g. «O Kom-pleksnom plane modernizacii i rasshirenija magistral'noj infrastruktury na period do 2024 goda (s izmenenijami na 13.03.2020 g.)» (Order of the Government of the Russian Federation No. 2101-R of 30.09.2018. «On the Comprehensive plan for the modernization and expansion of the main infra-

structure for the period up to 2024 (as amended on 13.03.2020)»), Available at: http://docs.cntd.ru/document/551365461 (accessed 20 September 2020).

10. Rasporjazhenie OAO «RZhD» ot 2 oktjabrja 2020 g. № 2191-r «O Porjadke organizacii perevozki gruzhenyh iporozhnih kontejnerov v sostave kontejnernyhpoezdov» (Order of JSC «Russian Railways» dated October 2, 2020 No. 2191-R «On the procedure for organizing the transportation of loaded and empty containers as part of container trains»), Available at: http://docs.cntd.ru/document/566108822 (accessed 12 September 2020).

11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.10.1993 g. № 1090 (red. ot 26.03.2020 g.) «O Pravilah dorozhnogo dvizhenija» (vmeste s «Osnovnymi polozhenijami po dopusku transportnyh sredstv k jekspluatacii i objazannosti dolzhnostnyh lic po obespecheniju be-zopasnosti dorozhnogo dvizhenija») (Order of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 No. 1090 (ed. of 26.03.2020) «On the Rules of the road» (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety», Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (accessed 15 November 2020).

12. Kuz'min P. S. Opportunities to improve the competitiveness of rail freight transport along the transport corridors of the Russian Federation [Vozmozhnosti povyshenija konkurentosposob-nosti zheleznodorozhnyh gruzoperevozok po transportnym koridoram Rossijskoj Federacii]. Strate-gicheskie reshenija i risk-menedzhment - Strategic decisions and risk management, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 160 - 171.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мамаев Энвер Агапашаевич

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).

Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения пл., д. 2., 344038, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами».

Тел.: + 7 (863) 272-64-14.

E-mail: mamaev_enver@mail.ru

Сорокин Дмитрий Валерьевич

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).

Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения пл., д. 2., 344038, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Соискатель кафедры «Логистика и управление транспортными системами».

Тел.: + 7-900-121-72-98.

E-mail: 2013014015@list.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Мамаев, Э. А. К оценке потенциала развития международного транспортного коридора «Север -Юг» / Э. А. Мамаев, Д. В. Сорокин. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2020. -№ 3 (43). - С. 86 - 96.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mamaev Enver Agapashaevich

Rostov State Transport University.

2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opol-cheniya sq., Rostov-on-Don, 344038, the Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Engineering Sciences, Professor, Head of chair «Logistics and transport systems management».

Phone: + 7 (863) 272-64-14.

E-mail: mamaev_enver@mail.ru

Sorokin Dmitriy Valeryevich

Rostov State Transport University.

2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opol-cheniya sq., Rostov-on-Don, 344038, the Russian Federation.

Applicant of chair «Logistics and transport systems management».

Phone: +7-900-121-72-98.

E-mail: 2013014015@list.ru

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Mamaev E. A., Sorokin D. V. To assess the development potential of the «North - South» international transport corridor. Journal of Transsib Railway Studies, 2020, no. 3 (43), pp. 86 - 96 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.