ЛИТЕРАТУРА
Акопджанян В. И. — Вопр. питания, 1977, № 4, с. 60.
Андрейчук И. В. — Труды Казахск. ин-та эпидемиол., микробиол., гиг., 1958, т. 3; с. 496.
Войнар А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека М., 1960.
Грушко Я■ М. Соединения хрома и профилактика отравлений ими. М., 1964, с. 233. Грушко Я■ М. Ядовитые металлы и их неорганические соединения в промышленных
сточных водах. М., 1972, с. 87, 114, 138. Дробков А. А. Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных. М., 1958, с. 43. Коломийцева М. Г., Габович Р. Д. Микроэлементы в медицине. М., 1970, с. 83. Покровский А. А. Роль биохимии в развитии науки о питании. М., 1974, с. 11. Штенберг А. И., Шиллингер Ю. И., Шевченко М. Г. Добавки к пищевым продуктам. М., 1969, с. 87.
Поступла 1I/IV 1979 г.
HYGIENIC EVALUATION OF METALWARE DESIGNED TO BE IN CONTACT
WITH FOOD PRODUCTS
A. G. Pestova
Because of the wide use of metal utensils, there has arisen the need for protecting foods against metals that diffuse from metalware. The author presents data on levels of migration of metals and gives recommendations on hygienic evaluation of such metalware.
УДК 612.017.2-053.67:1658.386.1:621
Канд. мед. наук Л. А. Леонова, доктор, мед. наук Д. В. Колесов
К ОЦЕНКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научно-исследовательский институт физологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, Москва
Для уточнения процессов адаптации подростков к труду станочника (токаря по металлу) у учащихся профессионально-технического училища в возрасте от 15 до 16 лет (здоровых, без хронических заболеваний и травм в анамнезе, положительно относящихся к избранной профессии) изучено состояние двигательного анализатора (данные электромиографии, механо-графии рабочих движений, измерения длительности затухания следов возбуждения от двигательного действия), симпатико-адреналовой системы — САС (уровень адреналина, норадреналина, дофамина в моче), применена флюорометрия по Матлиной, исследована общая работоспособность и сфор-мированность профессиональных навыков путем хронометража работы.
Каждый подросток выполнял стандартное задание по обработке металла на токарном станке в течение 1 ч. Содержание адреналина, норадреналина и дофамина в моче определяли до, во время и после его выполнения. Элект-ромиограммы с двуглавой мышцы плеча и общего сгибателя кисти руки, механограммы движения частей станка (суппорты поперечной и продольной подачи, момент касания резцом детали) регистрировали с помощью осциллографа Н-105 непосредственно во время работы учащегося на станке. Учитывали количество труда и его качество, измеряли длительность выполнения отдельных элементов рабочей операции, суммарную продолжительность биоэлектрической активности (БЭА) мышц, среднюю длительность пачки биопотоков и ее максимальную амплитуду.
Полученные данные свидетельствуют о том, что характер изменения изученных показателей под влиянием выполнения стандартного производственного задания у разных подростков неодинаков. Среди учащихся были такие, кто хорошо освоил профессиональные навыки, быстро и качественно
справлялся с контрольным заданием по обработке металла. Другие же делали эту работу менее удовлетворительно. Так, задание обработать 5 деталей (сер-га) за 1 ч учащиеся первого года обучения выполняют неодинаково успешно и в зависимости от этого получали разную оценку, которую давал мастер производственного обучения по специально разработанной системе: комплексная балльная оценка состояла из оценок за каждый элемент обработки. Таким образом, учитывали качество выполнения каждого элемента обработки и число обработанных деталей. Оказалось, что одни учащиеся получили высокую оценку (32—33 балла из 35 возможных), а другие — менее высокую (18—20 баллов из 35 возможных). Эти различия объясняются тем, что качество сформированных профессиональных навыков у них было неодинаково.
Аналогичные различия наблюдались и среди учащихся второго года обучения. При ином стандартном задании (обработке валика) оценка одних (61 балл из 65 возможных) была намного выше, чем у других (30—44 балла из 65 возможных). Эти результаты позволили разделить всех находившихся под наблюдением учащихся на 2 группы по степени сформированное™ профессиональных навыков: 1-я — подростки с хорошо сформированными навыками (успешно осваивающие профессию), 2-я — подростки с отставанием в формировании навыков (менее успешно осваивающие профессию).
Различия между учащимися этих групп отмечались по показателям продуктивности выполнения даже очень простого задания по обработке металла (табл. 1). Первая часть задания заключалась в подрезании торца на 1 мм, обточке цилиндра длиной 10 мм на глубину 1 мм 10 одинаковых заготовок, а вторая — в протачивании 2 цилиндров длиной 17 мм до диаметра 18 мм.
Различия между подростками указанных групп сохранились при обработке каждой из 10 деталей. Длительность обработки у учащихся 2-й группы составляла от таковой у учащихся 1-й группы, принятой за 100 %, последовательно 163, 162, 108, 120, 125, 120, 117, 133, 136. Большие различия наблюдались в начале и конце работы, т. е. в наиболее трудные мо-
Таблица 2
БЭА мышц руки учащихся при выполнении стандартного задания по обработке
металла (индивидуальные данные)
Таблица 1
Показатели хронометража работы учащихся в зависимости от успешности освоения профессии токаря (М+т)
Длительность выполнения Число про-
Группа ходов при
первой части второй части обточке
задания, с задания, мин цилиндра
1-я 76+2,0 10,5+0,4 1,4+0,5
2-я 100+4,3 15,0+0,5 30+1,9
Учащийся
Длительность БЭА, с
со к
V я j¿
« с а ь *
я я 4 Н ?! а л X ч I"
4 2 о<о
Доля БЭА. % к длительности операции
Максимальная амплитуда БЭА. см
II
Подрезание торца
Николай Ж- 12,80 17,20 68 92 0,8 0,8
Юрий А. 4,60 7,44 45 73 0.7 0,7
Обточка цилиндра
Николай Ж- 15,30 15,11 78 77 2,1 0,9
Юрий А. 7,25 5,80 79 64 0,9 0,85
ео
а Я К
ч о
Е +1 5
о н
4
3
2 -
а X
се
О
а. ч о е
х х г.
2 я
О х
Л
О -Ю
СО —
со ____—'
00 - -
+1+1+1 СП -ч- сч
СО
•ч- д> сч о
<м
О
- .о со —
+1+1+1 мою
§8-СО
- -со
ТГ г--
+1+1+1 О О СО
о" со ст> ~ см
.—--—-со
см со'—• СО СО 00
СО 00 СО
—"<м"~
+1+1+1 СО— г-
ст. со со
©5
Соо^
,—. О^
-ВЧ1 О
ЗСО-—
^со ^со -
"о-:® со — со
+1+1+1 С5 -Ч- Ю
<м~оо~<м"
Ю Г- СЧ ~ ~ ёч
3 н
о <о
см
чОчв^ 88§
"в-* • §
Ю М4 Ю I
+1+1+1 л
Ю О —
ш
- я
6Р
2 «
X га —
X X _ » а> х си
¡§•1 с
Щ та сч
а. а.«-■=( о 5 <3:4
менты. В начале работы —это период врабаты-вания, а в конце ее, очевидно, различия вновь увеличивались ввиду снижения работоспособности, более выраженной у подростков 2-й группы.
О «стоимости» движений у тех и других учащихся свидетельствовали данные электромиографии (табл. 2). Абсолютная продолжительность электрической активности исследуемых мышц при подрезании торца у Николая Ж. (из 2-й группы) была большей (12,8 и 17,2 с), чем у Юрия А. из 1-й группы (4,6 и 7,44 с). Такая же закономерность отмечена при выполнении другой рабочей операции — обточке цилиндра. БЭА по времени составляла у Николая Ж- 68—92 и 78—77 % от длительности выполняемых операций, а у Юрия А. — соответственно 45—73 и 79—64 %. Значит, для достижения одного и того же результата первый учащийся применял больше усилий, чем второй, тем более если учесть, что максимальная амплитуда биотоков у этих 2 учащихся была или одинаковой (при подрезании торца), или у Николая Ж. выше (при обточке цилиндра). Это, а также другие показатели механического хронометража, в частности число сделанных во время работы движений (число оборотов рукоятки суппорта), свидетельствовали о том, что у Николая Ж движения были менее экономичны, чем у Юрия А.
Интересно отметить, что среди хорошо овладевающих профессиональными навыками учащихся большинство имело относительно высокую функциональную подвижность двигательного аппарата, а среди неудовлетворительно осваивающих навыки — относительно низкую подвижность.
Выявилась разница и в характере активности САС в зависимости от уровня работоспособности, подвижности нервных процессов и успешности освоения профессиональных навыков. Из табл. 3 видно, что у подростков 1-й группы во время работы в среднем значительно повышалась активность симпатического отдела САС (экскреция норадреналина увеличивается более чем в 3 раза) при отсутствии существенных сдвигов активности адреналового отдела. Наоборот, у учащихся 2-й группы значительно возрастала активность адреналового отдела САС (экскреция адреналина стала больше почти в 3 раза) одновременно со снижением активности симпатического отдела. У отдельных подростков 1-й группы выявилось повышение активности не только симпатического, но и адреналового отдела САС, тогда как у некоторых подростков 2-й группы — увеличение активности не только адреналового, но и симпатического отдела, однако это увеличение было соответственно значительно меньше, чем в другой
группе. В целом у учащихся 1-й группы активация симпатического отдела САС во время работы происходила достоверно чаще, чем у учащихся 2-й группы (х2=7,24, Р < 0,01), но у последних активация адреналового отдела САС отмечалась достоверно чаще (х2=4,73, Р < 0,05).
Динамика экскреции дофамина у подростков обеих групп оказалась одинаковой: повышение экскреции во время работы и снижение после ее окончания. Следовательно, специфичность реакции САС на нагрузку ограничивается различиями в характере реакции симпатического и адреналового ее отделов. Однако заслуживает внимания тот факт, что у подростков 1-й группы резервы биосинтеза адреналина и норадреналина значительно выше (уровень дофамина у них возрастает в 4 раза, а у учащихся 2-й группы — в 1У2 раза). Таким образом, функционирование САС (главным образом биосинтез катехоламинов) у подростков 1-й группы осуществляется с большей надежностью.
Следует подчеркнуть, что организм постоянно располагает большими резервами уже синтезированных катехоламинов (в первую очередь в гранулах мозгового вещества надпочечников), а также возможностями значительной интенсификации их биосинтеза. Поэтому выявленные различия имеют в основном регуляторный характер. Обращает на себя внимание инертность сдвигов активности САС у подростков 2-й группы. Суммарная экскреция адреналина и норадреналина у лиц обеих групп в периоды исследования составила в процентах к исходному уровню соответственно 100, 219, 48 и 100, 140, 113, в абсолютных величинах — 32,5, 72,3, 15,7 и 27,8, 39,0, 31,3 нг/мин. Следовательно, у подростков 1-й группы активность САС в момент нагрузки значительно возрастала, а с ее прекращением снижалась. По сравнению с ними у учащихся 2-й группы активность системы во время нагрузки оказалась почти вдвое меньшей, но зато после ее окончания осталась вдвое большей.
В осуществлении процессов гормональной регуляции временной фактор имеет не меньшее значение, чем количественный. Поэтому инертность реакции САС у подростков 2-й группы может расцениваться как проявление недостаточных адаптационных возможностей организма. Заслуживает внимания тот факт, что инертность реакции (а следовательно, и регуляции) САС выявлялась у подростков той группы, в которой наблюдалась и меньшая функциональная подвижность двигательного аппарата.
Полученные данные свидетельствуют о наличии неодинаковых механизмов адаптации организма подростков, имеющих различия в подвижности, общей работоспособности, скорости освоения профессиональных навыков. Не для всех подростков существующие условия производственного обучения в профессионально-техническом училище являются адекватными и оптимальными для успешного и своевременного освоения профессиональных навыков; эти условия нуждаются в совершенствовании. Одним из средств улучшения условий формирования профессиональных навыков могут быть тренировки профессионально значимых физиологических функций, играющих важную роль в процессе формирования профессиональных навыков и динамического рабочего стереотипа.
Поступила 2/1 1979 г.
A STUDY INTO THE ADAPTATION OF ADOLESCENTS TO CONDITIONS OF THE WORKING ENVIRONMENT
L. A. Leonova and D. V. Kolesov
In this study on students of a secondary technical school an interrelationship was found between the state of the sympathoadrenal system (SAS), overall working capacity, functional mobility of the motor apparatus, and degree of professional skill. The patterns of adaptation to metal working operations on a lathe varied in different individuals. Those adolescents who learned the professional skills quickly, showed a greater working capacity and functional mobility than those who mastered these skills slowly, and the sympathetic part of their SAS was also more active and functioned more reliably (the reserves of adrenaline and noradrenaline biosynthesis were greater).