3. При отведении стоков в маломощные водоемы, которые не могут обеспечить необходимое разбавление, должна быть достигнута еанитарно-техническими мерами более глубокая степень очистки нефтесодержащих и загрязненных органическими веществами сточных вод, приближающая содержание промышленных загрязнений в стоках до уровня нормативов, установленных для воды водоемов.
4. Избежать трудных условий, подобных выше изложенным, можно лишь более правильным размещением и развитием промышленных предприятий с учетом наличных водных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
Барит С. Ю., С о р к и н Я- Г. Ж- Всесоюзн. хим. с-ва им. Д. И. Менделеева, 1967, в. 6, с. 622.
Поступила 5/V 1970 г.
УДК 613.5:628.81
К ОЦЕНКЕ МИКРОКЛИМАТА КВАРТИР С ВОЗДУШНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ
О. М. Гринблат Краснопресненская санэпидстанция, Москва
Благоприятный микроклиматический режим и эффективная вентиляция в домах с воздушным отоплением обеспечивается при соблюдении гигиенических параметров, надлежащем выполнении строительно-монтажных работ и правильной эксплуатации систем отопления. Если эти условия нарушаются, то воздушное отопление обычно вызывает жалобы населения. Так, зимой 1964—1965 гг. в санэпидстанцию Краснопресненского района Москвы поступили жалобы от жильцов 3 домов, оборудованных воздушным отоплением, на неблагоприятный микроклимат (перегрев и охлаждение помещений), накопление пыли в помещении и повышенный уровень шума.
Санэпидстанция в связи с этим выполнила специальные исследования, объектами которых были 19 квартир, расположенных в торцовых и средних секциях на разных этажах (с 1-го по 5-й) домов. Вместе с тем проводились исследования в одном из домов с обычным радиаторным отоплением.
В обследованных домах воздушное отопление совмещено с приточной вентиляцией. Предусмотрена подача воздуха во все жилые комнаты, удаление его из квартир осуществляется системой вытяжной вентиляции, расположенной на кухне и в санитарном узле. В 2 домах система воздушного отопления имеет механическое побуждение, осуществляемое с помощью центробежных вентиляторов (дома № 8 и 10), а в 1 доме — гравитационное побуждение (дом № 12); нагрев наружного воздуха, забираемого на высоте 4 л от уровня земли, осуществляется калорифе!ами. В домах № 8 и 10 воздух после нагрева увлажняется форсунками, установленными в приточных камерах; перед нагревом он очи -щается от пыли, проходя через полиуретановые фильтры. Температура подаваемого воздуха у входного отверстия колеблется от 53 до 67°, скорость движения воздуха — от 2,4 до 11,8 м!сек.
При изучении микроклимата жилых комнат .предусматривалось наблюдение за динамикой температуры и влажности воздуха путем записи круглосуточных показаний термографов и гигрографов, установленных у наружной стены на уровне 1,5 л от пола, намерение температуры и подвижности воздуха в 9 точках помещений: у наружной стены, в середине комнаты и у внутренней стены на уровне пола, на высоте 1,5 м и у потолка (высота помещений в обследованных домах 3 ж) с помощью термостанции из 3 датчиков (термопар) и гальванометра. Микроклимат квартир изучался при обычном для той или иной из них режиме эксплуатации воздушного отопления; иначе говоря, в одних квартирах отверстия были плотно закрыты, в других жильцы частично ограничивали поступление нагретого воздуха при помощи марлевых мешочков, в третьих отверстия были открыты.
Наблюдения (см. таблицу) показали, что в тех ювартирах, где жильцы не закрывали приточных отверстий воздушного отопления или навешивали фильтр из марли для снижения запыленности, температурно-влажностный режим при поступлении воздуха, нагретого до 54°, соответствовал гигиенически допустимым параметрам. Относительная влажность воздуха также была в пределах допустимой (в среднем 40,5%, максимальная 60%, минимальная 16%). В то же время в квартирах, где жильцы резко ограничивали поступление нагретого воздуха, закрывая отверстия приточного канала с целью снизить запыленность и уровень шума, судя по данным х/з наблюдений, отмечался неблагоприятный микроклиматический режим: среднесуточная температура воздуха в 5 из 14 случаев была ниже 18°, минимальная снижалась до 14,5°. Перегрев наблюдался
а? 2 к ?
о я
а
X
я
ее
5»>
ч с
§ * Е я
и о
н >. - «
га X ;»> =1
я £
г
V
т о
н >>
а Я о и
х о V а.
Ц
О <у
1 = Ж л
о 2
св = <г
в о й Си
; н га
«а о я С
Я и
о 8
СО
.V я
«а
1 2 О С.
1& О й»
сч
оо
= а з
К в X я с* ¡Г
4« о и о.!;
СХо
НинэЯопгдвн
01гэиь
о К н = к н а. и с о.
(хеэЛ>гес1л а) вхЛВ'бОя о-юиоеявйои Б<1ЛхБ<1эимэх
(хвэ я) ехЛ» -боя о.юнжЛс1вн вс1Л±е<1эииэх
ю о
•«¿СО 00
I I
о ■Ч' со
(N04 <М
I I
00 О —. — сч сч
о н ■ о
н ч
о с
ч о» с я
е в! е
з 3 2.3 а. а. га с1-* ¡с 2 £ га га н сосо О
I
I I
1 о сс
-о» ш £ *
оо
га со
3 _ 3 о я §
осо„. СО
я Я
О .о
—1 со -ч-%%%
3 3 3 о- а. о. я я я Р н н о. а. а. га га га там
в квартирах при поступлении воздуха, нагретого до 64—67° и неувлажненного. В г/2 на" блюдений относительная влажность в этом случае была ниже 30%.
Изучение перепадов температуры в помещениях показало, что в тех квартирах, где степень нагретости подаваемого воздуха достигала 64—67° (5 из 12 наблюдений), вертикальный перепад ее был выше допустимого, а горизонтальные перепады во всех квартирах были незначительными (от 0 до 1,3° на уровне 1,5 л от пола). Подвижность воздуха в помещениях при той скорости подачи его, которая характерна для обследованных домов (от 2,4 до 11,8 м/сек), на уровне до 1,5 л от пола незначительна и варьирует от 0,02 до 0,07 м/сек.
Для определения запыленности воздуха в жилых комнатах производился отбор проб его одномоментно в 4 точках: у заборной шахты на улице, в камере после фильтра (в тех домах, где установлены фильтры), у выходного отверстия в комнате и в середине ее на уровне дыхания. Как показали исследования, почти во всех случаях прирост концентрации пыли в помещениях можно отнести за счет плохой уборки камер и каналов. Так, если содержание пыли в воздухе на улице у заборной шахты у дома № 10 составляло 0,4 мг/м3, а после прохождения через фильтры — 0,28 мг/м3, то у выходного отверстия в помещении комнаты уровень пыли повышался до 0,6 мг/м3, а в середине комнаты составлял 0,4 мг/м3. У дома № 8 содержание пыли после фильтра равнялось 0,4 мг/м3, а в помещении, у выходного отверстия, 0,8 мг/м3. При отсутствии фильтров содержание пыли в воздухе у заборной шахты у дома № 12 составляло 0,13 мг/м3, в камере оно повышалось до 0,53 мг/м3 и на том же уровне оставалось в жилой комнате. Микроскопический анализ :пыли свидетельствует об идентичности морфологического состава се на улице и в обследуемых квартирах.
Сравнение общей обсемененности воздуха в жилых комнатах при воздушном и радиаторном отоплении показало, что в квартирах с воздушным отоплением бактерий меньше или столько же, сколько в комнатах, отапливаемых радиаторами. Это говорит о том, что опасения по поводу повышения бактериальной обсемененности при воздушном отоплении необоснованны.
Для того чтобы определить эффективность вентиляции квартир при работе воздушного отопления, проводилось изучение содержания СО в воздухе жилых комнат. Исследования выполнены в 3 квартирах; результаты анализа 13 проб воздуха свидетельствуют о том, что концентрации СО в жилых комнатах при горении 4 газовых горелок на кухне не превышают предельно допустимых.
Замеры громкости шума шумомером Ш-63 показали, что при работе большого вентилятора с давлением от 9 до 15 л вод. ст. в секунду шум в комнате достигает 37— 38 дб, что значительно превышает допустимые уровни его для ночного времени. Особенно неблагоприятный шумовой режим наблюдается в торцовых квартирах в связи с усиленной подачей воздуха.
Результаты исследования микроклимата, запыленности и уровня шума в квартирах с воздушным отоплением позволили сделать вывод о том, что выявленные недостатки (перегрев помещений, низкая относительная влажность, запыленность и шум) связаны прежде всего с неправильной эксплуатацией системы воздушного отопления и могут быть устранены посредством осуществления ряда мероприятий и прежде всего автоматизации управления воздушным отоплением. Это явилось бы наиболее важным для обеспечения благоприятного микроклиматического режима. Вместе с тем следует позаботиться о санитарном состоянии всей системы воздушного отопления и в первую очередь о своевременной и тщательной уборке камер и каналов, очистке фильтров и т. д. Санэпидстанция предложила промыть фильтры, прочистить воздуховоды, проводить систематическую влажную уборку приточных камер и каналов, чтобы облегчить систематическую уборку, рекомендовано пол в приточных камерах покрыть метлахской плиткой, а стены камер — масляной краской.
Большое значение имела регулировка увлажнения поступающего воздуха: с этой целью сняты и отрегулированы форсунки. Относительная влажность воздуха систематически проверяется и в соответствии с результатами регулируется работа форсунок.
Благодаря принятым мерам система воздушного отопления в обследованных домах стала работать лучше; жалоб от жильцов этих домов в санэпидстанцию больше не поступало.
Поступила 17/VI 1970 г.
УДК 614-037:374
ИЗ ОПЫТА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Т. П. Федорова, И. А. Буракова, Н. Г. Бодюл, Л. И. Гешель (Кировоград)
Четкая и правильная организация санитарно-просветительной работы на промышленных предприятиях представляет собой одну из важнейших задач местных органов здравоохранения. Возглавляют и проводят гигиеническое обучение и воспитание рабочих промышленных предприятий дома санитарного просвещения, работающие в тесном контакте с санэпидстанциями под руководством Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.
На промышленных предприятиях гигиенические знания должны преподаваться в системе производственно-технического и курсового обучения рабочих и мастеров. Сюда входят санитарный инструктаж вновь поступающих рабочих и гигиеническая подготовка отдельных профессиональных групп, а также учеба на курсах специализации и в школах мастеров. В программу профессионально-технических учебных заведений (институтов, техникумов, училищ и школ ФЗО) также следует включать разделы, посвященные гигиене труда и промышленной санитарии.
Массовое гигиеническое обучение рабочих промышленных предприятий в городах Кировоградской области началось в 1963 г., однако до 1965 г. не было конкретных программ, отсутствовали соответствующие приказы по отдельным отраслям промышленности, поэтому гигиеническое обучение носило упрощенный характер. Лишь с 1965 г. оно стало более глубоким и всеобъемлющим. Достигнуто это потому, что областным домом санитарного просвещения совместно с промышленно-санитарными врачами городских санэпидстанций проведена коренная перестройка гигиенического обучения и воспитания рабочих. Составлен комплексный план обучения всех контингентов, работающих в 1965—1970 гг. План этот согласован с областным Советом профсоюзов, утвержден Исполкомом областного Совета депутатов трудящихся и направлен руководителям промышленных предприятий и строек области. Планом в основном предусмотрен охват гигиеническим обучением рабочих предприятий угольной промышленности, машиностроения, легкой и строительной промышленности и других.
Обучению предшествовала организационно-методическая работа, часть которой провел областной дом санитарного просвещения. Были организованы, кроме того, семинары санпросветорганизаторов лечебно-профилактических учреждений области с выделенными для этой цели лекторами. Составлены конспекты лекций применительно к программам по отдельным отраслям промышленности с учетом специфики производств. С другой стороны, промышленными предприятиями были разработаны графики проведения занятий по группам, выделены лица, ответственные за обучение, определены место и время занятий.
Нами изучен опыт гигиенического обучения рабочих промышленных предприятий. Одно время на некоторых предприятиях Кировограда (завод «Красная звезда», «Укрсель-хозтехника», «Чулочная фабрика» и др.) занятия проводились в обеденный перерыв. Это снижало результаты обучения, особенно когда заводы и фабрики перешли на пятидневную рабочую неделю с сокращением обедененного перерыва до 20—30 мин.