Научная статья на тему 'К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КАРЬЕРА" И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ'

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КАРЬЕРА" И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
520
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДВИЖЕНИЕ ИНДИВИДА / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзамихов И.К.

В данной статье проведен анализ существующих на данный момент определений и трактовок дефиниции «карьера», объединенных автором в четыре группы (подхода). Выделено авторское определение понятия «карьера». Рассмотрены различные примеры исследований карьеры в зарубежной научной практике, в том числе в разрезе управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DEFINITION OF THE CONCEPT "CAREER" AND HER SOCIAL ROLE

The currently existing definitions and interpretations of "career" were analyzed. The author approaches these definitions into four groups. The author gives his own definition of this term. The different examples of career studies in a foreign scientific practice was considered.

Текст научной работы на тему «К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "КАРЬЕРА" И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»

УДК 316.4

Дзамихов И.К. магистрант

кафедра экономики и менеджмента в туризме

КБГУ

Россия, г. Нальчик К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА» И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ

РОЛЬ

Аннотация. В данной статье проведен анализ существующих на данный момент определений и трактовок дефиниции «карьера», объединенных автором в четыре группы (подхода). Выделено авторское определение понятия «карьера». Рассмотрены различные примеры исследований карьеры в зарубежной научной практике, в том числе в разрезе управления персоналом.

Ключевые слова: карьера, профессиональная деятельность, продвижение индивида, карьерный рост, социологический подход.

Dzamihov I.K - - undergraduate Department of Economics and Management in Tourism Kabardino-Balkarian State University, Nalchik TO DEFINITION OF THE CONCEPT "CAREER" AND HER

SOCIAL ROLE

Abstract: The currently existing definitions and interpretations of "career" were analyzed. The author approaches these definitions into four groups. The author gives his own definition of this term. The different examples of career studies in a foreign scientific practice was considered.

Keywords: career, professional activity, advance of the individual, career development, sociological approach.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни стремится к успеху, признанию. Кто-то хочет реализовать себе в спорте, кто-то в научной деятельности, кто-то в работе. В широком смысле, успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности называется карьера. Данное понятие не имеет универсального определения, каждый автор по-своему трактует его.

Слово «карьера», происходит от итальянского слова «carriera», которое переводится как «бег, жизненный путь». От него и исходит современное понимание термина карьера. Однако формирование значения карьеры в нашей стране имеет свои корни. Изначально термин карьера не употреблялся, вместо него использовалось понятие «карьеризм», которое представляло человека с не самой лучшей стороны и имело осуждение со стороны общества. Карьеризм - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и личность человека, который подчиняет всю свою общественную деятельность цели продвижения по службе, готов

выполнять предъявляемые ему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его личного положения.

На протяжении длительного времени в нашей стране царило мнение, что карьера представляет собой негативное стремление к славе или наживе, что высоконравственная духовная личность будет избегать ставить на ведущее место в своей жизни достижение карьеры [1, с. 263].

Все это объясняется определенными обстоятельствами. Во-первых, долгое время существовали запреты на научные исследования карьеры как таковой. Во-вторых, в советском обществе превалировала идеологическая доктрина, что советский человек работает не ради карьеры, а ради общества. Карьера связывалась, прежде всего, с коллективным успехом, а не индивидуальными достижениями конкретного человека. В-третьих, понятие карьеры усложняется тем, что в течение долгих десятилетий в стране существовала и успешно функционировала разветвленная система распределения молодых специалистов, то есть людям были гарантированы трудоустройство и заработная плата. К тому же главным ориентиром в профессиональном росте выступали определенные социальные ценности [4, с. 26].

С приходом рыночных отношений понимание карьеры стало видоизменяться, ее значение уже перестало иметь негативный оттенок, она стала носить личностный характер, непосредственно к каждому человеку. К ней, наоборот, начали стремиться и пытаться успешно ее реализовывать, связывая с ней такие ценности, как материальное богатство, успех, устойчивость, целеустремленность. Множество отечественных ученых из различных областей знаний заинтересовало изучение карьеры в рамках меняющегося мира, ценностей, их главная цель определение, что значит карьера, с какими ценностями ее связывают, какое место она занимает в жизненных планах человека.

Наиболее популярными научными сферами исследования сущности карьеры являются социология, юриспруденция, экономика, менеджмент, психология и педагогика.

Начнем с традиционно энциклопедического определения. В словаре С.И. Ожегова дается два определения карьеры - старое и новое, причем именно термин «карьера» является устаревшим, а вот актуальным является «карьера профессиональная». Итак, карьера определяется как «род занятий, профессия», а профессиональная карьера считается именно путём к успеху, «видному положению в обществе, на служебном поприще, а также достижение такого положения» [7]. Подобное утрированное разделение этих понятий практически не встречается в научных исследованиях.

В диссертационном исследовании социолога Д.А. Ткач дается такое определение карьеры: «карьера - это уровень социально-экономического поведения в человеческом обществе, включающий в себя индивидуальные карьерные устремления личности» [13, с. 11]. Можно согласиться с этим

определением, за исключением того момента, что необходимо уточнить какими именно карьерными устремлениями при этом обладает личность, так как они являются неотъемлемыми факторами развития карьеры. Это дополнение позволит шире раскрыть ее сущность и, соответственно, предложенная трактовка станет более полной.

В юридическом аспекте определение карьеры более масштабно. Так, О.Г. Лукашова рассматривает карьеру как «продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение трудовой жизни, смену видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти» [6, с. 422]. Здесь, помимо уже знакомой ожеговской трактовки профессиональной карьеры, включается и термин «трудовая карьера». Автор обращает внимание на то, что последняя может быть осуществлена работником как на разных предприятиях, так и в рамках одной организации.

Е.В. Пахомова определяет карьеру как «процесс профессионального формирования субъекта, обогащение опытом, достижение социального признания» [9, с. 113]. На наш взгляд, данное определение более чем общее. В первую очередь не понятно, что подразумевается под профессиональным формированием субъекта. Также, важно понимать, что не только социальное признание является двигателем карьеры, но и такие категории как успех, власть, материальное вознаграждение и пр. Можно привести еще одно достаточно широкое определение из психологической литературы: «карьера

- это последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни» [2, с. 39]. Здесь, конечно, нет ничего общего с карьерой в отношении профессии, личностного роста и пр.

Изучая столь разнообразные определения дефиниции «карьера», можно сказать, что, во-первых, большинство авторов рассматривают карьеру как некий процесс, а, во-вторых, недостаточно раскрывается сущность этого понятия, отражая только определённой круг аспектов его содержания.

Все же, несмотря на такой значительный недостаток, можно выделить ряд походов к изучению карьеры в различных научных сферах. Итак, первый

- это безусловно экономический, то есть «определенная последовательность позиций, занимаемых личностью в имущественной иерархии, которая измеряется уровнем дохода, который приносится профессиональной деятельностью» [3, с. 16]. Мотивом в данном случае является власть, получаемая при достижении положительных результатов в карьерном росте, а также получение большего дохода и материальной обеспеченности. Принимая во внимание распространённое мнение о том, что наше время характеризуется особенно резким увеличением численности бедного населения [5], становится очевидным тот факт, что ключевым двигателем карьерного продвижения является стремление к материальной выгоде. При этом, как пишет Т.Г. Озерникова, «в коллективе, где сотрудники обладают

разным уровнем достатка, образуется так называемая гонка за лидером, что безусловно, увеличивает мотивационные условия для развития карьеры, а повышение его конкурентоспособности означает улучшение материального положения, общего психологического состояния» [8, с. 74].

Второй подход вытекает из первого, - психологически. В данном случае карьера воспринимается и рассматривается в разрезе самого базиса психологической науки, то есть в изучении профессиональной трудовой карьеры или же карьерного роста на первый план выходит всегда переживание индивидом собственного карьерного пути, осмысление трудового опыта, личностного понимания своих возможностей, профессиональных умений и пр. Развитие карьеры с этой точки зрения зависит от влияния внешних факторов на внутреннее восприятие собственного «Я» в системе трудовой деятельности, и, безусловно, от того, какую роль для себя отводит индивид в структуре того или иного подразделения или организации, однако, здесь не стоит забывать и о социально-психологическом климате внутри трудового коллектива.

Третий подход, подразумевает воспитание личности. С педагогической точки зрения, карьера представляет собой целенаправленный процесс и результат формирования особой траектории жизни человека, который охватывает ближнюю и дальнюю перспективу с расчетом на ценности и цели отдельной личности и общества в целом, который позволяет реализовывать «рефлексивное видение себя и своего места в системе общественных и производственных отношений» [2, с. 20]. Иными словами, педагогический подход к определению карьеры рассматривает модели и методы влияния и воздействия образовательных учреждений на возникновение у личности установок и ориентаций на успешный карьерный прогресс.

И, наконец последний подход - социологический. В данном аспекте карьера представляет собой часть процесса социально-профессиональной мобильности и определяется как продвижение наиболее способных индивидов по ступеням профессиональной, производственной, социально или любой другой иерархии. То есть социологический подход к субъектам карьеры относит индивидов, который взаимодействует с обществом. Важно то, что каждый индивиду - уникален и обладает собственным набором социальных потребностей, которые ему важно удовлетворить в зависимости от уровня его аффилиации. Базовой потребностью здесь является социальное признание, достигаемое посредством приобретения определенного статуса в карьере, и, соответственно, уровня доходов.

Все подходы, названные нами, безусловно по-своему верны, но бесспорен тот факт, что они хорошо друг друга дополняют, то есть разделять их нельзя. Приведем в доказательство реальные примеры. С возрастом мы все больше понимаем тесную связь между экономическим и социологическим подходом, так как социальная сфера представляет собой

довольно значительную часть современной экономики, а расходы государства на реализацию политики в данной сфере и траты населения на приобретение производимых в ней благ составляют не более 45% ВВП [11, с. 47]. Безусловно, неоспорима зависимостью экономического благополучия страны и качества жизни населения, а значит и уровня мотивации карьерного роста. Это мнение подтверждается результатами многих научных исследований (например, В.И. Самарухи), хотя такая точка зрения верна лишь на половину, т.к. социологический контекст не предполагает анализ собственного восприятия индивида, а анализ его места и роли в обществе в соответствии с занимаемой им должностью.

Из вышесказанного следует вывод о необходимости рассматривать карьеру не в каком-то конкретном направлении. Мы считаем, что здесь важен акцент на социальный и профессиональный аспект. Да, оба контекста по-разному понимают и раскрывают дефиницию, определяют задачи для достижения карьерного результата, что говорит о различности самого результата. С социальной точки зрения карьера представляет собой деятельность индивида, которая направлена на достижения успеха в обществе, то есть приобретение социального признания и уважения, а также обладание определенной ролью и положением в социуме. С профессиональной же точки зрения карьера представляет собой процесс приобретения опыта, реализации личностного потенциала, развития и роста профессиональных навыков. Разница очевидна, но в связи с тем, что основной задачей карьеры с профессиональной точки зрения является накопление профессионального опыта и развитие профессионализма, достигнув успеха в карьере, индивид утверждается как хороший работник и специалист в той или иной профессиональной сфере. В рамках социологического контекста ключевой задачей человека является утверждение себя в обществе как индивида, следствием (результатом) чего является достижение признания и утверждение как уважаемого человека, который достиг успеха.

Таким образом, мы, обобщая представленные выше рассуждения, можно дать определение термину «карьера». По нашему мнению, карьера есть деятельность отдельного индивида, направленная на получение, развитие и реализацию опыта и профессиональных навыков с целью получения определенного положения в обществе, социального признания и уважения, которое получается посредством приобретения власти, высокого уровня дохода и достаточной материальной обеспеченности.

Результаты эмпирических исследований содержат большое число данных о социальных характеристиках карьеры, которые, однако, не осмысляются с точки зрения познания карьеры как социального явления. Это касается исследований карьерных устремлений (Т. Герпорт, М. Игбария и др.), индивидуальных «ресурсных» характеристик (то есть качеств, обладание которыми способствует карьерному росту индивида) (Л. Фостер,

Т. Колинко, Б. Ван дер Хейден и др., Дж. Барон и Дж. Пфеффер и др.).

Одним из направлений эмпирических исследований является менеджериальный подход, согласно которому особое внимание уделяется вопросам организационного карьерного менеджмента и повышения эффективности управления человеческими ресурсами посредством механизмов карьерного роста. Еще одни интересный, но мало разработанный пока подход - биографический. Он подразумевает, что на протяжении всего жизненного пути мы многократно делаем выбор, влияющий на дальнейшую судьбу (учеба, семейная жизнь, карьера). Биографический выбор карьеры зависит как от социально-индивидуальных характеристик, соотносимые с результатом накопленного жизненного опыта и нескольких выборов в прошлом, так и от внешних ограничений и трудовых обстоятельств, мало от нас зависящих. В данном направлении писали свои работы такие исследователи как Вальтер Хайнц , Пьер Бурдье [15], Ульрих Бек [14] и др. С другой стороны, представители Второй Чикагской школы (Э. Хьюз, А. Страусс, Б. Глезер) обращают внимание на роль личного выбора субъекта, то есть они используют биографический подход для того, чтобы очертить карьеру человека в каком-то конкретном поле. Таким образом, биографический подход рассматривает участие индивидов в различного рода, деятельности, связанной с профессиональным выбором, приобретением профессии, как процессов и особых жизненных моментов. Данный подход показывает, что знание, придаваемое наблюдаемым этапам пути, зависит от более общих исторических условий, недели сами эти этапы и соответствующие им жизненные события.

Интересен так же так называемый классовый подход. В нем работники рассматриваются в разрезе классовой позиции, коррелируемая с принадлежностью к социально-профессиональной среде. Здесь нельзя не привести исследовательский опыт Майка Сэвиджа, который доказал, что даже в наше время все также больше значение имеет классовое различие в социальной мобильности, что ведет к неравномерному распределению капиталов: культурного, социального и экономического (по Бурдье). По результатам исследования британского ученого была отмечена структурная фрагментация общества, при которой «границы между устоявшимся средним и традиционным рабочим классами размыты». Такие же результаты, но уже в более глобальном масштабе отмечены в исследованиях Томаса Пикетти [10]. В российской исследовательской практике также можно найти примеры: в сборнике «Переосмысляя класс в России» поднят вопрос релевантности классового анализа для описания неконсистентной структуры нашего общества. Авторы изучают неравные властные отношения между разными социальными группами, чьи трудовые отношения в последнее двадцатилетие опосредованы неолиберальной экономической политикой.

В заключении стоит сказать, что современная литература, которая

посвящена проблемам карьеры, построения моделей карьеры, формирования карьеры и пр., охватывает не только вопросы социальных установок, ценностей, но и темы трудовых конфликтов в организациях, рабочих движений, гендерных аспектов мобильности молодежи, условий жизни на тех или иных территориях. Однако, в российской науке малоизученными остаются вопросы биографического выбора в пользу профессиональной карьеры и стратегии ее построения с расчетом на имеющиеся социальные параметры. И это доказывается преобладанием потребности этой модели. Например, в исследованиях, на основе социологического исследования был сделан такой вывод: «в рабочей среде обнаружена большая ориентация на классовое воспроизводство, чем на профессиональную мобильность, и запрос не столько на справедливость, сколько на социальные гарантии» [12]. Это заключение описывает практически полностью существующую в России ситуацию в обществе.

Использованные источники:

1. Горчакова Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 263-266.

2. Буравцова Н. В. Современные подходы к карьере и карьеризму / Н. В. Буравцова // СМАЛЬТА. — 2014. — № 1. — С. 39-42 - С. 39

3. Ковалева Л. Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Ковалева. — Томск, 2000. — 18 с. - С. 16

4. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. 1999.№1. С. 25-37

5. Кравченко Л.И. Бедность в России не 20, а 70 миллионов россиян: статья. - [Электронный ресурс]: режим доступа http://msrand.ru/analytics/bednost-v-rossii-ne-20-a-70-millionov-rossiyan

6. Лукашова, О.Г. Трудовая карьера. / О.Г. Лукашова// Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 422

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; М. Ю. Шведова. — М.: Рус. яз., 1992. — 797 с.

8. Озерникова Т. Г. Мотивация и конкурентоспособность работников: проблема взаимосвязи / Т. Г. Озерникова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2005. — № 1 (42). — С. 71-75.

9. Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. — 2013. — Т. 6, № 2. — С. 111-115. - С. 113

10.Пикетти Т. Капитал в XXI веке / Пер. с англ. А. Дунаева под ред. А. Володина. М.: Ад Маргинем Пресс - 2015. - 924 с.

11. Самаруха В. И. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения / В. И. Самаруха, А. В. Гуляева // Известия Иркутской

государственной экономической академии. — 2011. — № 4 (78). — С. 46-50

12.Тартаковская И., Ваньке А. Карьера рабочего как биографический выбор // Социологическое обозрение. 2016. №3 С.9-48.

13. Ткач Д.А. Профессиональная карьера современной молодежи: дис. канд. социол. наук: 22.00.03 / Д. А. Ткач. — Саратов, 2004. — 152 с. - С. 11

14.Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. London: Sage. - 1992.

15.Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge. - 1994; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. London: SAGE. - 1990.

УДК 336.71

Долгов Д.И. студент 2 курса факультет «инженерно-экономический» Ульяновский Государственный Технический Университет

научный руководитель: Бенько Е.В.

старший преподаватель Россия, г. Ульяновск СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В Российской Федерации очень непредсказуема и динамична экономическая сфера страны, под влияние которой в том числе попадает банковский сектор. Центральный банк за последнее время вынужден отзывать лицензию у кредитных организаций на осуществление банковской деятельности в силу возникновения финансовых проблем и отсутствия возможности полного удовлетворения требований кредиторов. Для защиты вкладов от потери своих денежных средств, размещенных на вкладах кредитной организации. В России была создана система страхования вкладов, которая защищает вклады физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ключевые слова: страхование вкладов, банковские услуги, рынок банковских услуг, статистика, центральный банк, вклад.

Dolgov D.I. student

2 year, Faculty of Engineering and Economics Ulyanovsk State Technical University Russia, the city of Ulyanovsk Supervisor: Benko E. V. Senior Lecturer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.