ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА / _THEORETICAL, APPLIED AND COMPARATIVE LINGUISTICS_
DOI: https://doi.Org/10.18454/RULB.2023.48.2
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЭКОФЕНОМЕН» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (ЛИНГВО-
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
Научная статья
Леонтьев А.А.1' *
1 ORCID : 0000-0002-8798-8132;
1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (oddleontyev.aa[at]gmail.com)
Аннотация
Статья посвящена возможности введения такого операционального понятия в экологическом медиадискурсе, как «экофеномен». Для выявления определения данного термина в работе проводился лингво-философский анализ: знакомство с определением «феномен» в рамках философии, изучение примеров, в которых употребляются понятия «феномен» и «экофеномен». На основе указанного в статье примера проведено исследование: рассмотрен его языковой компонент, проведен разбор с помощью модели аргументативных функций, оценено стратегическое маневрирование и его проявление в риторических фигурах на языковом уровне, указана цель аргументатора. Обосновано применение нового определения для изучения медийного экологического дискурса.
Ключевые слова: экологический дискурс, медиалингвистика, экология, лингво-философский анализ, философия, феноменология.
DEFINING THE CONCEPT OF ECOPHENOMENON IN ENVIRONMENTAL MEDIA DISCOURSE (A
LINGUISTIC-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)
Research article
Leontev A.A.1, *
1 ORCID : 0000-0002-8798-8132;
1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
* Corresponding author (oddleontyev.aa[at]gmail.com)
Abstract
The article is dedicated to the possibility of introducing such an operational concept in environmental media discourse as "eco-phenomenon". In order to identify the definition of this term, a linguistic and philosophical analysis was carried out: familiarization with the definition of "phenomenon" within the framework of philosophy, study of examples in which the concepts "phenomenon" and "ecophenomenon" are used. On the basis of the example mentioned in the article, the study was carried out: its linguistic component was examined, argumentative functions were analysed using the model, strategic manoeuvring and its manifestation in rhetorical figures at the linguistic level were evaluated, the objective of the arguer was indicated. The application of the new definition to the study of media environmental discourse is substantiated.
Keywords: environmental discourse, medialinguistics, ecology, linguistic-philosophical analysis, philosophy, phenomenology.
Введение
С начала XXI в. в мире стало обретать популярность такое течение, как экологический алармизм: участившиеся дискуссии и потакание развитию паники в средствах массовой информации, экоактивистские движения и их многочисленные акции в мире, внедрение экологической темы не только в сферу экономики, но и в политику. С точки зрения науки о языке, все вышеперечисленное относится к экологическому дискурсу, однако, возникает вопрос, в каких дополнительных терминах исследовать это относительно новое явление. Ответ на этот вопрос автор видит в концепции об ориентирующей функции термина, развитой в работах видного терминолога Е.И. Головановой. Смысл концепции заключается в том, что термины «задают направление мыслительной деятельности специалистов, служат одновременно ориентиром мышления и ориентиром деятельности» [6].
Считаем возможным для обсуждения и анализа экоалармистских контекстов в медиа задействовать такое понятие, как «экофеномен». Речь идет о том, что за достаточно короткий срок экологическая повестка с тревожным контекстом набирает все больше популярности, вербуя в свое сообщество нарастающее количество последователей -экоактивистов. Необходимо отметить тот факт, что самой популярной темой у аудитории медиа является «глобальное потепление». Нельзя не учитывать мнения ученых, которые, опираясь на научные исследования в области экологии, геологии, истории, отмечают, что экологической катастрофы на основе антропогенного воздействия в том виде, как ее представляют субъекты экоактивизма, не существует. Однако системные исследования специалистов, опирающиеся на научные данные, историю, факты, и критически анализирующие экоактивистские программы, весьма спорадичны (см. Работы К. Бергли [4], М. Мартин-Иогансона [14]). Например, русский географ, профессор А. Капица утверждал, что «потепление связано с колебаниями оси вращения Земли, с координатами изменения эклиптики Земли, изменением солнечной активности и рядом природных изменений, которые вызывают резкие колебания климата Земли. Человеческое влияние ничтожно мало по сравнению с теми процессами, которые происходят в природе» [1]. Далее,
достаточно авторитетным источником является заявление, в котором более 1100 ученых со всего мира подписали Всемирную климатическую декларацию, в которой говорится, что чрезвычайной климатической ситуации не существует [23].
При всем этом многие реципиенты в экологическом дискурсе, несмотря на научные факты и доказательства, все равно уверены в том, что человечество на пороге экологического апокалипсиса, который уничтожит весь окружающий нас мир. Возможности современных медиаплатформ и качество контента таковы, что у аудитории редко возникают мысли о том, действительно ли все так плохо и стоит ли населению нашей планеты паниковать. Во многом это связано и с возможностями медиа, поражающим воображение видеорядом, во всех подробностях транслирующим акции «зеленых активистов». Такая избирательность фокуса внимания адресата объясняется и качеством самих акторов экоалармизма, в числе которых выступают всемирно известные актеры, селебрити, политические деятели уровня страны, а также субъекты, за личностью которых стоят настоящие проекты. Обобщая, мы гипотетически можем указать на такое проблемное явление в экологическом медиадискурсе, как «экофеномен». Для введения понятия экофеномена в экологическом медиадискурсе обратимся к определению «феномен».
Основные результаты
Рассмотрим данный термин с точки зрения философии. Обращаясь к «новой философской энциклопедии» К.А. Михайлова, мы видим, что «феномен» (греч. 9aivo^evov, от фагуеабт - являться, быть видимым, также -казаться) - это явление, предмет, данный в чувственном созерцании» [15]. Но стоит также помнить, что у данного термина имеется множество дефиниций, в зависимости от исследователя и «времен» философии. Например, в философии античных времен у различных авторов данный термин встречается для обозначения предмета опытного знания. «В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза следовать "феноменам", а фраза "спасать феномены" -популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии)» [15].
Для Платона, так называемый, «видимый мир становления является лишь отражением мира мыслимого, или бытия» [19]. Следовательно, если ориентироваться на философию древнего времени, то феномен являет именно идею, «то есть - смысл не только "кажимости", но и положительной "явленности", открытия бытия» [20].
Если опираться на философию «Нового времени» или на «немецкую классическую философию» феномен не определяется как заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т.п.) понятием. «Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с "феноменом" других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: "видимость", или "кажимость" (schein), - в качестве промежуточного между "иллюзией" и "истиной", явление (erscheinung), "вероятность" (Wahrscheinlichkeit) и др.» [22]. У Канта феномен - всякий объект, конституированный трансцендентальным Я [12].
Ф. Брентано утверждал, что во время наблюдения за психической жизнью человека должно быть получено о нем конкретное «знание». «И то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть "феномен" - в широком смысле, согласно, Ф. Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения» [5]. В этом смысле становится возможным говорить о внутренних, психических, и внешних, физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенциональное существование» [22].
В феноменологии Э. Гуссерля само понятие «феномен» становится ключевым [10], [11]. Обращаясь к античной традиции, философ устанавливает естественно-научное толкование интересующего нас термина, закрепившегося в философии Нового Времени. Интерпретируя взгляды философа, Ф. Херрманн пишет, что «Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также "единство, пронизывающее смену созерцаний", т.е. "чистые" содержания, "единства" сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром» [22].
Итак, нами были рассмотрены определения термина «феномен». Очевидно, что все они связаны между собой по смыслу и в целом имеют общее содержание - «феномен» может означать то, что человек способен увидеть в определенном знании/познании, полагаясь на свое умственное созерцание; то, что может создавать вид/быть отражением сущности, но не быть действительностью, или просто казаться (т.н. быть «кажимостью»); то, во что достаточно трудно поверить, но на практике имеет или уже имело место быть; что-то достаточно редко происходящее, малоизученное или сложно-объяснимое с научной точки зрения. Для примера можно обратиться к выдержкам из различных источников, в котором используются слова производные от «феномен» - т. е. «феноменальный» (редкостный, необычный):
- Всего 5-10 минут тренировки в день, и вы развиваете заложенные в каждом человеке поистине феноменальные способности [17];
- Такие организации используют массовое сотрудничество, создавая реальную ценность для участников, в результате чего достигают феноменального успеха [21];
- Обладая феноменальной памятью на имена, он с удовольствием ею пользовался [16].
Вышеперечисленные примеры могут только подтверждать тот факт, что общепризнанное определение феномена может быть то, что является чем-то «крайне редким», «удивительным», «необычным», и в какой-то степени «фантастическим». Рассмотрев интересующий нас термин, нам необходимо теперь определиться с таким понятием как «экофеномен». Ссылаясь на все определения термина «феномен», необходимо «ввести» данное понятие в сферу экологического дискурса. Вопрос состоит только в том, что мы можем подразумевать под данным определением.
Данный термин может встречаться во многих статьях научного и публицистического характера. Например, экофеноменом называют шведскую эко-активистку Грету Тунберг:
- «...В преддверии саммита в Великобритании Мария Захарова заявила, что обход Европейскими авиакомпании воздушного пространства Белоруссии обходится планете в увеличении выбросов углерода на 250 тонн в день... Интересно, почему по этому поводу молчит шведская школьница и экофеномен XXI века Грета Тунберг?» [13];
- «... "Эффект Греты" - этот феномен получил имя в честь юной эко-активистки Греты Тунберг. О нём как об особенности поколения Z (1990-е - 2000-е) современные исследователи говорят всё чаще...» [18].
Обратив внимание на выдержки из новостной и публицистической заметок, мы задались вопросом: а что же такого феноменального в Грете Тунберг? Ответив на этот вопрос, мы сможем определить понятие термина «экофеномен».
В таком случае, предлагаем более подробно рассмотреть достижения экоактивистки, которые описывают в медиа:
- «Изначально журнал "The Guardian" описал этими словами резко и сильно возросшее влияние девочки-подростка на экономическую, политическую и экологическую жизнь в мире... Эко-активизм среди подростков стал своего рода мейнстримом. Сильно повысился уровень осведомлённости подростков по экологическим вопросам. После появления Греты Тунберг, ставшей своеобразным символом эко-протеста, на первых полосах международных изданий и телеканалов, уверенность подростков в том, что их услышат даже на "самом верху" власти, сильно укрепилась» [18];
- «Грета Тунберг - эко-феномен последнего десятилетия. Эта школьница заставила весь мир заговорить о проблемах, которые умалчивались слишком долго. Глобальное потепление - это главная проблема человечества. И только мобилизовав все силы, мы можем спасти планету от гибели. Полумеры действительно неуместны. Пора действовать на полную мощность, а иначе неизвестно, сможем ли мы увидеть начало следующего десятилетия» [9];
- «Как раз к тому моменту, когда митинги достигли апогея, заслуги Греты признали самым, пожалуй, официальным образом - девочку номинировали на Нобелевскую премию мира... Журнал i-D сделал Грету Тунберг главной героиней летнего номера: на обложке она в традиции издания закрывает один глаз значком - символом движения» [7].
Как мы можем наблюдать, в медиапространстве организация освещения деятельности экоактивистки Г. Тунберг проводится на достаточно высоком уровне. Это только несколько приведенных нами примеров. Для своего возраста Грета достигла действительно больших высот.
Конечно, гипотетически, можно утверждать, что Грета - это всего лишь инструмент геополитического влияния, который работает только в рамках СМИ, так как сама активистка ничего не сделала полезного в сфере экологии. Но именно в сфере экологического дискурса эко-активистка оставила большой след. В средствах массовой информации достаточно часто освещались новостные репортажи на подобную тематику, в которой фигурировала шведская школьница. Многих она «задела» своими эмоциональными выступлениями, вызвав отклик согласия или, наоборот -несогласия.
Разумеется, что эмотивность дает положительный эффект для распространения и освещения объекта, а также несет дополнительную информационную нагрузку по отношению к реципиенту. То есть речь идет о риторической основе, о том, как она влияет на субъекты: в тезисах эко-активистки присутствует скорее речевое эмоциональное воздействие. Если пользоваться терминами лингвоаргументологии [2], исследующей два измерения речевого воздействия - риторическое и рациональное - то речения Г. Тунберг представляют собой яркий пример того, что убеждение с помощью приведения фактов является лишь промежуточной целью рассуждения. Самым очевидным уровнем риторического измерения в аргументации является уровень языковой репрезентации [3]. В манифестации экофеномена участвует широкий спектр языковых средств. В риторической же основе рассуждений Г. Тунберг можно отметить оценочно-эмоциональную аргументацию, но без каких-либо весомых доказательств.
В нашем исследовании необходимо рассмотреть языковой компонент данного феномена. Разберем пример одной из наиболее известных речей активистки, в которой она не скрывает, что главной ее целью является посеять панику. С помощью модели аргументативных функций разберем этот пример:
Взрослые продолжают говорить: «Мы обязаны дать молодым людям надежду». Но мне не нужна ваша надежда. Я не хочу, чтобы вы надеялись. Я хочу, чтобы вы паниковали. Я хочу, чтобы вы чувствовали страх, который я испытываю каждый день. А потом я хочу, чтобы вы действовали. Я хочу, чтобы вы действовали так, как нужно действовать в кризисной ситуации. Когда ваш дом горит, вы выбегаете на улицу и звоните пожарным. Я хочу, чтобы вы вели себя так, как будто наш дом горит. Потому что это так [8].
Проведем реконструкцию.
1. Тезис. Вам надо не сидеть, а начать срочно действовать;
1.1. Аргумент. Когда ваш дом горит вы не сидите;
1.1.а. Сейчас дом горит.
Выступление содержит акциональный тезис. В примере мы видим квазиаргументацию. Согласно требованиям, аргументы должны быть точными, ясными, недвусмысленными. Реконструкция показывает, что аргументы являются или метафорой, или аллюзией на горящий дом и пожарных, при этом не всем адресатам может быть понятно, откуда выбегать, и кто эти метафорические пожарные. Оценим стратегическое маневрирование аргументатора. Вначале спикер пытается создать общую базу для взаимопонимания, это проявляется в том, что аргументатор пытается заполучить аудиторию себе в союзники, указав на различие в возрасте, этим докладчица подчеркивает некоторую степень мудрости, которую она ожидает от взрослой аудитории. На этом стратегическое маневрирование не заканчивается, делается переход к тому, чтобы аудитория прониклась сочувствием, так как Грета испытывает такой страх, которого никто из взрослых, очевидно, не испытывает. И этот страх ежедневный. Здесь можно увидеть случай не-аргументации, где вместо аргументов спикер демонстрирует какие-то собственные качества. Можно усмотреть и аргумент к жалости. Также на этапе собственно аргументации мы видим достаточно сильный тезис (аргументатор здесь выполняет диалектическую цель), однако аргументы, как мы уже сказали, недоброкачественные. На языковом уровне стратегическое маневрирование проявляется в использовании риторической фигуры антитезы (взрослые -молодые, надежда - паника), метафоры горящего дома и пожарных, гиперболы (кризисная ситуация).
Заключение
Отвечая на вопрос о том, в чем состоит феномен «эффекта Греты», отметим, что при помощи медиа в обсуждении экологических топосов субъект аргументации (в данном случае это Грета), создает эмотивный эффект и использует яркую экспрессию речи и имеет таким образом возможность оказать влияние на значительное количество объектов в различных сферах: будь то «зеленые инновации в экологии», экономика, политика. Конечно, играет роль и возраст спикера, что представляет собой некоторый нонсенс, заключающийся в том, что несовершеннолетний деятель работает в такой серьезной сфере, как экология (а если быть точными - политика). Данное обстоятельство можно расценивать как вовлечение подростков в политические игры, что также является дополнительным триггером, вызывающим эмотивный эффект.
В речи экофеномена в экологическом медиадискурсе в лице Г. Тунберг не имеется никаких логических и обоснованных доказательств как: существование угрозы всему живому из-за создания и использования человечеством промышленных зон, фабрик; антропогенный фактор возникновения С02. Никаких адекватных условий для сохранения эко- и биосферы Гретой предложено не было, как и вклада в сохранение природы. Единственное, что получилось - это заставить паниковать мировое сообщество, перевести все внимание от других глобальных проблем на себя. Активистку приглашают на экономические, экологические международные мероприятия. Во многих странах создаются экодвижения, с подачи которых проводятся экологические митинги при участии большого количества людей, также в западном контингенте Грета имеет статус достаточно уважаемого человека. Следовательно, она является «экофеноменом». Но при всем этом мировое сообщество не ощутило от нее какой-либо пользы. Значит, по ходу нашего исследования, опираясь на рассмотренные нами термины выше, предлагаем ввести новые определения:
- экофеномен в экологическом медиадискурсе - яркое явление в виде лидера, символа экоактивизма, продуцирующего дискурс языковой личности, который характеризуется значительным речевоздействующим потенциалом и оказывает влияние на действия/мнения определенного сообщества;
- экофеномен «эффект Греты» в экологическом медиадискурсе - объект или явление, включающие в себя некое чувство «иллюзии» компетентности в экологической повестке мира, которые сопровождаются избыточным к себе вниманием и поощрением со стороны медиа и мирового сообщества.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Андрей Капица, заведующий кафедрой рационального природопользования МГУ // Lenta.ru. — 2009. — URL: https://lenta.ru/conf/kapitsa/ (дата обращения: 01.04.2023).
2. Баребина Н.С. Лингвистическая аргументология / Н.С. Баребина. — Иркутск, 2021. — 138 с.
3. Баребина Н.С. Моделирование категории рациональности критики в культуре отмены / Н.С. Баребина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т. 13. — № 3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/20FLSK322.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
4. Бегли К. Следующий апокалипсис / К. Бегли; пер с англ. Ю.Б. Капустюк. — М.: АСТ, 2022. — 288 с.
5. Брентано Ф. Избранные работы / Ф. Брентано. — Москва: Дом интеллектуальной книги, 1996. — 176 с.
6. Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение: учеб. пособие / Е.И. Голованова. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 221 с.
7. Кто такая Грета Тунберг — и чего она добивается // The Blueprint. — 2019. — URL: https://theblueprint.ru/culture/personality/greta-thunberg (дата обращения: 25.05.2023).
8. Грета Тунберг: «Я хочу, чтобы вы запаниковали!» // Откровения звезд. — 2020. — URL: https://otzvezd.ru/na-sluhu/zvezdnyi-chas/greta-tunberg-ja-hochu-chtoby-vy-zapanikovali.html (дата обращения: 25.05.2023).
9. Грета Тунберг: «Я не хочу, чтобы вы надеялись. Я хочу, чтобы вы паниковали!» // ЭСО БФУ им. И. Канта «Эйва». — 2020. — URL: https://vk.eom/@eso_bfu-greta-tunberg-ya-ne-hochu-chtoby-vy-nadeyalis (дата обращения: 25.05.2023).
10. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль; пер. с нем. А.В. Михайлова. — Москва: Академический проект, 2009. — 489 с.
11. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций / Э. Гуссерль; пер. с нем. Н.А. Артеменко. — Санкт-Петербург: Гуманитарная академия, 2008. — 320 с.
12. Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том 2. Критика чистого разума. Часть 1 / И. Кант. — Москва: Наука, 2006. — 1081 с.
13. Мария Захарова сообщила, что облёт Белоруссии ведёт к дополнительному выбросу 250 тонн СО2 в день // Аргументы недели. — 2021. — URL: https://argumenti.ru/society/nature/2021/06/725691 (дата обращения: 25.05.2023).
14. Мартин-Иогансон Э. Экология и экологизм идеологическая доктрина западной элиты / Э. Мартин-Иогансон // Свободная мысль. — 2022. — № 5(1695). — С. 61-74.
15. Новая философская энциклопедия // Институт философии Российской академии наук. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (жата обращения: 10.05.2023).
16. Мишагин-Скрыдлов А.Н. Россия белая, Россия красная. 1903-1927 / А.Н. Мишагин-Скрыдлов. — Москва: Центрполиграф, 2007. — 238 с.
17. Могучий А. Самая полная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума / А. Могучий. — Москва: АСТ, 2014. — 446 с.
18. Об эко-феномене поколения Z и фобии 21 века // Сбор МГУ. — 2020. — URL: https://vk.com/@green_msu-ob-eko-fenomene-pokoleniya-z-i-fobii-21-veka (дата обращения: 22.04.2023).
19. Платон. Федон / Платон // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. Л.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — Москва, 1993. — С. 7-80.
20. Платон. Филеб / Платон // Сочинения Платона: переведенные с греческого и объясненные профессором Карповым. В 6 т. Т. 5 / пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. — Москва, 1979. — С. 3-166.
21. Тапскотт Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все / Д. Тапскотт, Э. Уильямс. — Санкт-Петербург: Бест Бизнес Букс, 2009. — 570 с.
22. Херрманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Ф.-В. Херрманн. — Минск: Пропилеи, 2000. — 192 с.
23. Berkhout G. There is No Climate Emergency, a Message to the People / G. Berkhout // Clintel. — URL: https://clintel.org/there-is-no-climate-emergency-a-message-to-the-people/ (accessed: 01.04.2023).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Andrej Kapica, zavedujushhij kafedroj racional'nogo prirodopol'zovanija MGU [Andrey Kapitsa, Head of the Department of Environmental Management, MSU] // Lenta.ru. — 2009. — URL: https://lenta.ru/conf/kapitsa/ (accessed: 01.04.2023). [in Russian]
2. Barebina N.S. Lingvisticheskaja argumentologija [Linguistic Argumentology] / N.S. Barebina. — Irkutsk, 2021. — 138 p. [in Russian]
3. Barebina N.S. Modelirovanie kategorii racional'nosti kritiki v kul'ture otmeny [Modelling the Category of Rationality of Criticism in the Culture of Abolition] / N.S. Barebina // Mir nauki. Sociologija, filologija, kul'turologija [World of Science. Sociology, Philology, Culturology]. — 2022. — Vol. 13. — № 3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/20FLSK322.pdf (accessed: 25.05.2023). [in Russian]
4. Begley C. Sledujushhij apokalipsis [The Next Apocalypse] / C. Begley; transl. from Eng by Ju.B. Kapustjuk. — M.: AST, 2022. — 288 p. [in Russian]
5. Brentano F. Izbrannye raboty [Selected Works] / F. Brentano. — Moscow: Home of Intellectual Books, 1996. — 176 p. [in Russian]
6. Golovanova E.I. Vvedenie v kognitivnoe terminovedenie: ucheb. posobie [Introduction to Cognitive Terminology: textbook] / E.I. Golovanova. — M.: FLINTA: Nauka, 2011. — 221 p. [in Russian]
7. Kto takaja Greta Tunberg — i chego ona dobivaetsja [Who is Greta Thunberg - and what is she trying to achieve?] // The Blueprint. — 2019. — URL: https://theblueprint.ru/culture/personality/greta-thunberg (accessed: 25.05.2023). [in Russian]
8. Greta Thunberg: «Ja hochu, chtoby vy zapanikovali!» [Greta Thunberg: "I want you to panic!"] // otzvezd.ru. — 2020.
— URL: https://otzvezd.ru/na-sluhu/zvezdnyi-chas/greta-tunberg-ja-hochu-chtoby-vy-zapanikovali.html accessed: 25.05.2023). [in Russian]
9. Greta Thunberg: «Ja ne hochu, chtoby vy nadejalis'. Ja hochu, chtoby vy panikovali!» [Greta Thunberg: "I don't want you to get your hopes up. I want you to panic!"] // Ecological Student Association of BFU named after I. Kant "Eyva". — 2020. — URL: https://vk.com/@eso_bfu-greta-tunberg-ya-ne-hochu-chtoby-vy-nadeyalis (accessed: 25.05.2023). [in Russian]
10. Husserl E. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaja. Obshhee vvedenie v chistuju fenomenologiju [Ideas towards Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. Book one. General Introduction to Pure Phenomenology] / E. Husserl; transl. from German by A.V. Mihajlov. — Moscow: Academic Project, 2009. — 489 p. [in Russian]
11. Husserl E. Ideja fenomenologii. Pjat' lekcij [The Idea of Phenomenology. Five lectures] / E. Husserl; transl. from German by N.A. Artemenko. — Saint Petersburg: Humanitarian Academy, 2008. — 320 p. [in Russian]
12. Kant I. Sochinenija v 4-h tomah na nemeckom i russkom jazykah. Tom 2. Kritika chistogo razuma. Chast' 1 [Works in 4 volumes in German and Russian. Volume 2. Critique of Pure Reason. Part 1] / I. Kant. — Moscow: Nauka, 2006. — 1081 p. [in Russian]
13. Marija Zaharova soobshhila, chto obljot Belorussii vedjot k dopolnitel'nomu vybrosu 250 tonn SO2 v den' [Maria Zakharova said that overflight of Belarus leads to additional emission of 250 tonnes of CO2 per day] // argumenti.ru. — 2021.
— URL: https://argumenti.ru/society/nature/2021/06/725691 (accessed: 25.05.2023). [in Russian]
14. Martin-Ioganson E. Jekologija i jekologizm ideologicheskaja doktrina zapadnoj jelity [Ecology and Environmentalism Ideological Doctrine of the Western Elite] / E. Martin-Ioganson // Svobodnaja mysl' [Free thought]. — 2022. — № 5(1695). — P. 61-74. [in Russian]
15. Novaja filosofskaja jenciklopedija [New Philosophical Encyclopaedia] // Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (accessed: 10.05.2023). [in Russian]
16. Mishagin-Skrydlov A.N. Rossija belaja, Rossija krasnaja. 1903-1927 [White Russia, Red Russia. 1903-1927] / A.N. Mishagin-Skrydlov. — Moscow: Centrpoligraf, 2007. — 238 p. [in Russian]
17. Moguchij A. Samaja polnaja kniga-trenazher dlja razvitija mozga! Novye treningi dlja uma [The Most Comprehensive Brain Training Book for Brain Development! New Trainings for the Mind] / A. Moguchij. — Moscow: AST, 2014. — 446 p. [in Russian]
18. Ob jeko-fenomene pokolenija Z i fobii 21 veka [On the Generation Z Eco-Phenomenon and 21st Century Phobias] // Green MSU. — URL: https://vk.com/@green_msu-ob-eko-fenomene-pokoleniya-z-i-fobii-21-veka (accessed: 22.04.2023). [in Russian]
19. Plato. Fedon [Phaedon] / Plato // Sobranie sochinenij v 4 t. T. 2 [Collected works in 4 vols. Vol. 2] / under gen. ed. of L.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Taho-Godi. — Moscow, 1993. — P. 7-80. [in Russian]
20. Plato. Fileb [Philebus] / Plato / Sochinenija Platona: perevedennye s grecheskogo i ob#jasnennye professorom Karpovym. V 6 t. T. 5 [The Works of Plato: translated from Greek and explained by Professor Karpov. In 6 vols. Vol. 5] / transl. from Ancient Greek by V.N. Karpov. — Moscow, 1979. — P. 3-166. [in Russian]
21. Tapscott D. Vikinomika. Kak massovoe sotrudnichestvo izmenjaet vse [Wikinomics. How Mass Collaboration Changes Everything] / D. Tapscott, A. Williams. — St. Petersburg: Best Business Books, 2009. — 570 p. [in Russian]
22. Herrmann F.-W. Ponjatie fenomenologii u Hajdeggera i Gusserlja [The Concept of Phenomenology in Heidegger and Husserl] / F.-W. Herrmann. — Minsk: Propilei, 2000. — 192 p. [in Russian]
23. Berkhout G. There is No Climate Emergency, a Message to the People / G. Berkhout // Clintel. — URL: https://clintel.org/there-is-no-climate-emergency-a-message-to-the-people/ (accessed: 01.04.2023).