Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ УРОВНЕЙ НЕКОТОРЫХ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на примере детей 7—8 лет)'

К ОБОСНОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ УРОВНЕЙ НЕКОТОРЫХ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на примере детей 7—8 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Р.В. Меркурьева, Н.Т. Лебедева, Э.М. Шпилевский, Л.X. Мухамбетова, Л.А. Юшкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-associated norms for a number of biochemical parameters in virtually healthy children of 7-8 years, residents of non polluted districts, were substantiated on the basis of accessible biological material. The data can be used in conducting prophylactic activities at the prenosologic stage of pathology development.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ УРОВНЕЙ НЕКОТОРЫХ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на примере детей 7—8 лет)»

УДК 614.71 /.73-07:612.015.3-053.2

Р. В. Меркурьева, Н. Т. Лебедева, Э. М. Шпилевский, Л. X. Мухамбетова, Л. А. Юшкова, В. И. Глейзеров, Т. М. Агапова

£ К ОБОСНОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ УРОВНЕЙ НЕКОТОРЫХ

БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ^ (на примере детей 7—8 лет)

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР, Москва; Минский Р медицинский институт

Одной из наиболее актуальных задач на современном этапе развития гигиены окружающей среды является разработка методических подходов к оценке функциональных изменений, возникающих в организме человека при воздействии факторов окружающей среды.

Ранее на основании экспериментального моделирования гепато-, нейро-, гонадо-, эмбриотокси-ческого, канцерогенного, мутагенного и других эффектов факторов окружающей среды были сфор-д мулированы принципы научного обоснования для оценки предпатологических состояний системы неспецифических биохимических критериев, которые могут быть использованы при изучении состояния здоровья людей [4].

Целью данной работы являлось обоснование нормативных уровней некоторых биохимических показателей у 7—8-летних детей. На основании результатов многолетних исследований, проводимых в лаборатории биохимии НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР [1], в качестве наиболее приоритетных были выбраны следующие показатели: актив-^ ность мембраноструктурированных ферментов (малатде/идрогеназы, (5-галактозидазы, Ы-аце-тил-р-Э-глюкозаминидазы, ацетилэстеразы), активность лактатдегидрогеназы, и миелопокси-дазы, содержание метаболитов гликоконъюга-тов соединительнотканных структур и мембра-новстроенных углеводов (гексоз гликопептидов, гексуроновых кислот, кератансульфата). Активность указанных ферментов и содержание метаболитов гликоконъюгатов определяли по равнее описанным методикам [5] в доступном био-

логическом материале: клетках и плазме крови, полученной из пальца, моче и слюне. Для проведения исследования был выбран городской район с минимальным атмосферным загрязнением (табл. 1).

При организации исследования учитывали, что определение нормативных уровней того или иного биохимического показателя не может базироваться на вычислении обычных среднестатистических величин. Критерием нормы могут, очевидно, служить пределы вариабельности отдельных биохимических показателей у совокупности индивидуумов, обладающих определенным сочетанием признаков оптимального развития [2]. В связи с этим одна из основных задач данной работы заключалась в целенаправленном подборе соответствующего контингента. С этой целью проведено углубленное медицинское обследование 180 учащихся 1-х классов, проживающих в районе с минимальным уровнем атмосферного загрязнения. На основании данных осмотра каждого ребенка врачами узкого профиля устанавливали группу здоровья [3], измеряли основные антропометрические показатели, оценивали уровень психомоторного развития с применением модифицированной монометрической шкалы Озерецкого — Гельница [6], определяли уровень умственной работоспособности по результатам выполнения корректурных проб [1]. О степени сопротивляемости организма судили по числу и длительности перенесенных на протяжении учебного года заболеваний. В отношении каждого ребенка были получены сведения, характеризующие его

Таблица 1

Характеристика загрязнения атмосферного воздуха

Вещество Число проб Максимальная среднемесячная концентрация, мг/м" Среднегодовая концентрация, мг/м"

абс. кратность превышения ПДК або. кратность превышения ПДК

фактическая приведенная к 111 классу опасности фактическая приведенная к 111 классу опасности

Окись углерода 360 3,1 3,1 2,3 2,7 2,7 2,0

Сернистый газ 360 0,08 1,6 1,6 0,06 1,2 1,2

Двуокись азота 360 0,049 1,2 1,5 0,031 — —

Фенол 360 0,009 — _ 0,006 — —

Пыль 360 0,12 — _ 0,09 — —

Р 3,05 2,3

Примечание. Р — суммарный показатель загрязнения, — отсутствие превышения ПДК-

Таблица 2

Биохимические показатели детей 7—8 лет

Кровь Моча Слюна

А 5 н щ т «9 V О С мисло-перокси- даза, отн. ед. лактатде-гидрогеиа- за, ед. Вроблев-ского на 1 мл малатдегидро-геиаза, мкмоль/мин/мл ацетилэстераза, мкмоль/мин/мл гексозы гликопеп-тндов, мг % Р-галактезидаза, мкмоль/мин/мл ■ 1 «; г я «о £ й> о ч ■ гЯ» г55а Я и ёЯ 8 £ о ч Ж о х и Ж кератан-сульфат, мг/л гексозы глнко- пептидов, моль/мин/ыл «'с * зг т м 5?. Ф 2 л О «* ДА «2 ~

Девочка

Л1±т 1294, 5± 1,01336,1 ±34. 1|0,53±0.0710, 50±0,011108,3 ± 3. 2|1, 53 ± 0 .1310, 92 + 0, 1017, 9±0,5|15,2± 1,2156 2+ 1 9110 й + 0 ' С. % 1.6 | 46.5 | 61.0 8,0 | 14,6 I 41,2 | 55,6 32,9 | +0,5 16~9' 29.6 '

Мальчик;

М±т 1293, 5 ±0. 81303. 9± 12,9(0,44 + 0 . 0210, 52 ± 0, 011114 . 5±3,3| 1,40 ± 0. 1211. 17 ± 0 . I 218, 3 ± 0,8| 15. 4 ± I, II56.3 + 2 3110 8 + 0 8 С, % 1.2 18,5 26.6 7.2 13,7 1 "п ■= 1 » 1 « 1 « 1 ' 1 °

40 ± 0, 1211. 17 ±0, 1218, 3± 0,8115,4 ± 1.1156.3 + 2.311

40,5 48.0 43,0 34.9 18,9

32.7

Примечание. С —коэффициент вариации.

жилищные условия и материальное благосостояние семьи. В результате анализа предварительных данных была выделена «модельная» группа здоровых детей, отнесенных к I и II группам здоровья. В эту группу вошли дети с гармоничным, отвечающим местным стандартам физическим развитием, соответствующим возрасту уровнем моторной зрелости и умственной работоспособности (число просматриваемых в течение 2 мин букв 355,9± 15,4, число ошибок в пересчете на 500 знаков 2,4±0,4). Представители данной группы перенесли на протяжении учебного года в среднем по 1 заболеванию длительностью 7,3±0,8 дня. Материально-бытовые условия жизни детей были удовлетворительными и хорошими (средний доход на 1 члена семьи в пределах 66—133 руб., жилая площадь от 4,5 до 14,5 м2).

Результаты биохимических исследований, выполненных у 24 девочек и 22 мальчиков, включенных в указанную группу, представлены в табл. 2. Незначительная вариабельность большинства изученных показателей, характеризующих состояние систем энергообеспечения, детоксикации и защиты на уровне клетки и субклеточных структур (митохондрий, микросомы, лизосомы), указывает на однородность совокупности обследуемых индивидуумов, что в свою очередь подтверждает целесообразность избранного в настоящей работе методического подхода. Полученные данные свидетельствуют о том, что активность ферментов, участвующих в энергетическом обеспечении, — малатде-гидрогеназы (митохондрии) и лактатдегидроге-назы (цитозоль) в плазме крови у девочек несколько выше, чем у мальчиков. У последних, наоборот, более высокая активность фермента лизосом — М-ацетил-р-Э-глюкозаминидазы в моче, и высокое содержание гексоз, связанных с белками в крови, что свидетельствует об интенсификации катаболизма глюкозаминогликанов. По-видимому, полученные данные отражают особенности обмена (энергетического, глико-

конъюгатов соединительнотканных структур н др.) у учащихся данного возраста, а также половые различия между девочками и мальчиками. Индивидуальный анализ выявил парал- ж лелизм активности ацетилэстеразы в слюне и " плазме крови. Представленные материалы могут служить возрастной нормой для детей 7—8 лет и использоваться при интерпретации данных о состоянии здоровья детских контин-гентов с учетом характеристики воздействующих факторов.

Выводы. 1. Впервые проведены исследования по обоснованию возрастных норм наиболее приоритетных (по данным экспериментальных исследований) биохимических показателей у оптимально развитых здоровых детей 7—8 лет, проживающих в незагрязненном районе. ф

2. Представленные биохимические показатели крови, мочи и слюны могут быть использованы в качестве возрастной нормы детей 7—8 лет, а также служить основой при интерпретации данных о состоянии здоровья детских коллективов в целях проведения активных профилактических мероприятий на донозологиче-ском этапе возникновения патологии.

3. Результаты исследований свидетельствуют ■ о целесообразности использования в работе с * детьми биохимических тестов, исключающих необходимость взятия крови.

Литература

1. Громбах С. М., Сапожникова Р. Г., Вульфович Г. М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975.

2. Лебедева Н. Т. — Гиг. и сан., 1983, № 10, с. 66—70.

3. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М., 1982. £

4. Сидоренко Г. И., Меркурьева Р. В.— Гиг. и сан., 1983, № 6, с. 4-7.

5. Современные биохимические методы в гигиене окружающей среды. М., 1982, с. 99.

6. Шагинян Е. В. — В кн.: Методы моделирования и разработки нормативов постнатального самотопсихического развития. М., 1976, с. 71—86.

Поступила 20.0S.85

Summary. Age-associated norms for a number of bioche- basis of accessible biological material. The data can be used mical parameters in virtually healthy children of 7-8 years, in conducting prophylactic activities at the prenosologic stage residents of nonpolluted districts, were substantiated on the of pathology development.

¿(ДК 371.712:612*52»

О. И. Менделеева

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТИПОВ БИОРИТМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Оптимальность взаимоотношения между организмом и средой во многом зависит от индивидуального типа его биоритмальной активности. В процессе эволюции животного мира тип биоритмальной активности служил одним из средств естественного отбора. Если вид становился неконкурентноспособным в дневное время, он переходил на ночной образ жизни, обеспечивающий его выживание [7]. ф По данным литературы, и люди подразделяются на обладающих большей активностью и работоспособностью во второй половине дня и вечером и на более активных и лучше работающих в утренние часы. В ряде исследований [1, 2] прослежена четкая связь работоспособности, настроения, самочувствия и даже состояния здоровья студентов от принадлежности каждого к тому или иному временному типу биоритмальной активности. Установлено, что распространение гипертонической болезни у студентов «утреннего» типа (так называемых жаворонков) в 1,5 раза выше, чем у студентов с вечерним биоритмаль-^ ным типом (так называемых сов).

По-видимому, состояние здоровья человека можно ставить в зависимость от индивидуального типа его биоритмальной активности и ее соответствия с временем его социально-трудовой деятельности. Так, наибольшей приспособляемостью к условиям сменного режима труда обладали «аритмики», т. е. лица с наиболее лабильной биоритмальной структурой, не детерминированной жесткими временными рамками [4]. *Лица же «утреннего» типа обладали наименьшей адаптацией к сменной работе [3, 4]. Следовательно, тип биоритмальной активности во многом определяет прогноз трудовой деятельности человека и должен учитываться при гигиеническом нормировании режимов труда и отдыха.

Этот вопрос применительно к детской популяции населения пока не решен, хотя и представляет интерес в связи с выбором оптимальной смены обучения детей в школе. ^ В нашей работе была поставлена задача оценить сформированность у школьников определенного временного типа биоритмальной активности организма.

Выведение временного типа биоритмальной активности ироводили на основе совпадения преобладающей акрофазы (времени максимального

уровня функции) у 3 показателей состояния организма: температуры тела (ТТ), производительности умственного труда (ПУТ) по данным корректурных проб и эмоционального состояния учащихся, оцениваемого по методике цветописи [6].

В психодиагностике функционального состояния человека отдается предпочтение дихотомическим классификациям, построенным на основе параллельного анализа физиологических и психологических показателей [5].

Проявляя основной интерес к сформированно-сти у школьников временного типа умственной работоспособности, мы оценивали соответствие ее хронограммы хронограмме температуры тела (физиологической функции, циркадный ритм которой считается ведущим в системе циркадных ритмов человека) и хронограмме эмоционального состояния — психологической функции, являющейся существенным компонентом умственной работоспособности человека.

Под наблюдением находился 121 школьник 10—11 лет, проживающий в разных регионах страны (на Крайнем Севере, в умеренной полосе и Средней Азии), посещающий школу-интернат и обучающийся на протяжении 4 лет в первую смену.

При сопоставлении хронограмм индивидуально у каждого школьника выявлены лишь единичные случаи полного совпадения акрофаз оцениваемых функций, т. е. низкий процент детей с четко сложившимся временным типом биоритмальной активности: 2,5 составили школьники с утренним биоритмальным типом и 14 — с вечерним, а 83,5 — школьники с недифференцированным по времени типом биоритмальной активности («аритмики»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей школьного возраста с опытом обучения в первую смену нет четкой временной обусловленности типов биоритмальной активности физиологических функций организма. Это послужило основанием при дальнейшей разработке ввести понятие «условный биоритмальный тип». К условным биоритмальным типам мы относили детей на основе совпадения у них акрофазы двух из трех оцениваемых функций.

Среди находившихся под нашим наблюдением детей было 16,5 % «условных жаворонков»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.