Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТИПОВ БИОРИТМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТИПОВ БИОРИТМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — О.И. Менделеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of biorhythm activity time patterns in schoolchildren was studied. 121 schoolchildren in the age group of 10-11, pupils of boarding schools from different regions of the country were observed. All children attended school in the morning. The comparison of the children’s temperature chronometry, intellectual capacity and emotional state has shown that only a small part of them can be characterized by a clear-cut, fixed type of biorhythm time activity: 2,5 % schoolchildren with the morning biorhythm activity (‘larks'), 14 % with evening biorhythm patterns (‘owls’) and 83.5 % had no fixed type of biorhythm activity. Conventional time patterns have been specified: ‘conventional larks’ (16,5 %), ‘conventional owls’ (30.6 %) and ‘arrhythmics’ (36.4 %). The data make it possible to conclude that schoolchildren having classes in the morning do not develop any fixed time patterns of biorhythm activity characteristic of the body physiological functions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТИПОВ БИОРИТМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Summary. Age-associated norms for a number of bioche- basis of accessible biological material. The data can be used mical parameters in virtually healthy children of 7-8 years, in conducting prophylactic activities at the prenosologic stage residents of nonpolluted districts, were substantiated on the of pathology development.

¿(ДК 371.712:612*52»

О. И. Менделеева

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТИПОВ БИОРИТМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Оптимальность взаимоотношения между организмом и средой во многом зависит от индивидуального типа его биоритмальной активности. В процессе эволюции животного мира тип биоритмальной активности служил одним из средств естественного отбора. Если вид становился неконкурентноспособным в дневное время, он переходил на ночной образ жизни, обеспечивающий его выживание [7]. ф По данным литературы, и люди подразделяются на обладающих большей активностью и работоспособностью во второй половине дня и вечером и на более активных и лучше работающих в утренние часы. В ряде исследований [1, 2] прослежена четкая связь работоспособности, настроения, самочувствия и даже состояния здоровья студентов от принадлежности каждого к тому или иному временному типу биоритмальной активности. Установлено, что распространение гипертонической болезни у студентов «утреннего» типа (так называемых жаворонков) в 1,5 раза выше, чем у студентов с вечерним биоритмаль-^ ным типом (так называемых сов).

По-видимому, состояние здоровья человека можно ставить в зависимость от индивидуального типа его биоритмальной активности и ее соответствия с временем его социально-трудовой деятельности. Так, наибольшей приспособляемостью к условиям сменного режима труда обладали «аритмики», т. е. лица с наиболее лабильной биоритмальной структурой, не детерминированной жесткими временными рамками [4]. *Лица же «утреннего» типа обладали наименьшей адаптацией к сменной работе [3, 4]. Следовательно, тип биоритмальной активности во многом определяет прогноз трудовой деятельности человека и должен учитываться при гигиеническом нормировании режимов труда и отдыха.

Этот вопрос применительно к детской популяции населения пока не решен, хотя и представляет интерес в связи с выбором оптимальной смены обучения детей в школе. ^ В нашей работе была поставлена задача оценить сформированность у школьников определенного временного типа биоритмальной активности организма.

Выведение временного типа биоритмальной активности ироводили на основе совпадения преобладающей акрофазы (времени максимального

уровня функции) у 3 показателей состояния организма: температуры тела (ТТ), производительности умственного труда (ПУТ) по данным корректурных проб и эмоционального состояния учащихся, оцениваемого по методике цветописи [6].

В психодиагностике функционального состояния человека отдается предпочтение дихотомическим классификациям, построенным на основе параллельного анализа физиологических и психологических показателей [5].

Проявляя основной интерес к сформированно-сти у школьников временного типа умственной работоспособности, мы оценивали соответствие ее хронограммы хронограмме температуры тела (физиологической функции, циркадный ритм которой считается ведущим в системе циркадных ритмов человека) и хронограмме эмоционального состояния — психологической функции, являющейся существенным компонентом умственной работоспособности человека.

Под наблюдением находился 121 школьник 10—11 лет, проживающий в разных регионах страны (на Крайнем Севере, в умеренной полосе и Средней Азии), посещающий школу-интернат и обучающийся на протяжении 4 лет в первую смену.

При сопоставлении хронограмм индивидуально у каждого школьника выявлены лишь единичные случаи полного совпадения акрофаз оцениваемых функций, т. е. низкий процент детей с четко сложившимся временным типом биоритмальной активности: 2,5 составили школьники с утренним биоритмальным типом и 14 — с вечерним, а 83,5 — школьники с недифференцированным по времени типом биоритмальной активности («аритмики»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей школьного возраста с опытом обучения в первую смену нет четкой временной обусловленности типов биоритмальной активности физиологических функций организма. Это послужило основанием при дальнейшей разработке ввести понятие «условный биоритмальный тип». К условным биоритмальным типам мы относили детей на основе совпадения у них акрофазы двух из трех оцениваемых функций.

Среди находившихся под нашим наблюдением детей было 16,5 % «условных жаворонков»,

Таблица 1

Частота временных типов биоритмальной активности школьников различных регионов страны

Регион «Жаворонки» «Условные жаворонки» Всего «Совы» «Условные совы» Всего «Арнтыики» й

абс. % абс. •/, абс. % абс. | % абс. % абс. % абс. %

Норильск (л=45) Москва (п=22) Средняя Азия (я=54) 1 1 1 2,2±2 4,5±5 1.9±2 6 10 4 13,3±5 45,5± 11 7,4±4 7 11 5 15,6+6 50,0± 11 9,3±4 10 1 6 22,2±6 4,5±5 11,1±4 15 5 17 33,3±7 22,7±9 31,6±6 25 6 23 55,6±8 27,3±10 42,6±7 13 5 26 28,9±7 22,7±9 48,1 ±7

Итого ... 3 2,5±1,6 20 16,5±3,6 23 19,0±3,8 17 14,0±3,4 37 30,6±4,4 54 44,6±4,5 44 36,4±4,5

30,6 % «условных сов» и 36,4 % «аритмиков» (табл. 1).

Выявление доминантной системы при определении биоритмального типа показало, что у детей условного вечернего типа наибольшее количество акрофаз циркадных ритмов оцениваемых функций совпадало с акрофазой циркадного ритма температуры тела (88,9%), у детей условного утреннего типа в 95 % случаях наблюдалось совпадение акрофаз оцениваемых функций с акрофазой циркадного ритма умственной работоспособности (табл. 2).

Сказанное позволяет считать, что в формировании вечернего типа у детей школьного возраста основную роль играют энергетические процессы в организме, в то время как у детей утреннего типа такую роль выполняет умственная работоспособность.

При распределении типов биоритмальной активности у детей школьного возраста по различным регионам выявлено преобладание условного вечернего биоритмального типа среди школьников Крайнего Севера (55,6%), условного утреннего типа среди детей умеренной полосы (50 %) и приблизительно равное количество учащихся с условным вечерним биоритмальным типом и «аритмиков» среди детей, проживающих в Средней Азии (соответственно 42,6 и 48,1 %).

Преобладание различных типов биоритмальной активности у школьников различных регионов страны ставит вопрос о целесоообразности географического дифференцирования режимов обучения и отдыха школьников, проживающих в различных климатогеографических зонах страны.

На основе данных изучения биоритмального оптимума умственной работоспособности у детей разных групп была рассчитана усредненная хронограмма (см. рисунок).

Как следует из рисунка, для хронограммы производительности умственного труда «условных жаворонков» было типично статистически достоверное преобладание уровня функции в утренние часы (8—10 ч). Хронограмма ПУТ «условных сов» характеризовалась низким уровнем функции

на протяжении первой половины дня (8—12 ч) и достоверным увеличением ПУТ в 16 ч относительно его исходного уровня. В 20 ч ПУТ у «условных жаворонков», как и у «условных сов», снижалась. Хронограмма «аритмиков» по форме ^ кривой приближалась к таковой у «жаворонков», т. е. имела акрофазу в 10 ч и близкий к акрофа- " зе уровень функции в 12 ч. Однако вечерняя ПУТ в этом случае имела тенденцию к превышению исходной.

Полученные данные позволяют высказать предположение об относительно большей склонности детей школьного возраста к утреннему типу биоритмальной активности умственной работоспособности, которая как у «условных жаворонков», так и у «аритмиков» имела акрофазу в первой половине дня. В пользу этого свиде- -

1—

в

ю

Хронограмма ПУТ школьников с различными типами биоритмальной активности организма.

По оси абсцисс — время суток: по оси ординат — ПУТ (в усл. ед->; а—«условные жаворонки»; б — «условные совы»; в — «арытмики».

Таблица 2

Совпадение акрофаз цнркадного ритма оцениваемых функций у школьников с различным условным типом биорнтмальной активности

«Совы» «Жаворонки» «Аритмики»

ч Регион тт— ПУТ тт- эмоции ПУТ — эмоции ПУТ -тт ПУТ — эмоции ТТ-эмоции ТТ- ПУТ ТТ-эмоции ПУТ — эмоции

абс. % абс. % абс. % абс. | % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Норильск Москва Средняя Азия 2 10 13,3 58,8 12 1 7 80 25 41,2 1 3 6.7 75 1 1 16,7 10 4 9 4 66,6 90 100 1 16,7 3 1 2 50 33,3 25 1 2 1 16,7 66,7 12,5 2 5 33,3 62,5

Всего . . . 12 33,3 20 55,6 4 11,1 2 10 17 85 J 5 6 35,3 4 23,5 7 41,2

тельствуют и данные среднедневного уровня ПУТ, который оказался наибольшим у «условных жаворонков» и составил 8,4±0,2 усл. ед. Эти дети все 4 года занимались в адекватную для их биоритмального типа первую смену. У «аритми-ков» среднедневная ПУТ равнялась 7,7±0,3 усл. «ед., а у «условных сов» — 7,1±0,2 усл. ед., т. е. была самой низкой. Различия среднего уровня ПУТ свидетельствуют о достоверном его превышении у «условных жаворонков» по сравнению с «условными совами» (/ = 4,6). Различия между ПУТ «условных жаворонков» и «аритми-ков» находились на грани достоверности (/=1,9) и оказались недостоверными между «аритмика-ми» и «условными совами» (/=1,7).

Приведенные данные могут служить дополнительными критериями при разработке рациональных режимов обучения детей школьного возра-ста, проживающих в различных регионах стра-^ ны.

Литература

1. Баль Л. В., Доскин В. А.. Лаврентьева И А —Сов. мед., 1975, №4, с. 137—140

2. Доскин В. А.. Лаврентьева Н. А. — Гиг. и сан., 1976, № 5, с. 50—53.

3. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. М., 1980.

4. Козин Э. М. Циркадный ритм адренокортикальной активности при адаптации организма к факторам окружающей среды. Автореф. дне. докт. биол. наук. Л., 1982.

5. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

6. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977, с. 69—77.

7. Макаров В. И. Состояние циркадианных ритмов организма человека при стрессовых воздействиях. Автореф. дне. канд. мед. наук. М., 1979.

Поступила 25.04.85

Summary. The development of biorhythm activity time patterns in schoolchildren was studied. 121 schoolchildren in the age group of 10-11, pupils of boarding schools from different regions of the country were observed. All children attended school in the morning. The comparison of the children's temperature chronometry, intellectual capacity and emotional state has shown that only a small part of them can be characterized by a clear-cut, fixed type of biorhythm time activity: 2,5 % schoolchildren with the morning biorhythm activity ('larks'), 14 % with evening biorhythm patterns ('owls') and 83.5 % had no fixed type of biorhythm activity. Conventional time patterns have been specified: 'conventional larks' (16,5%), 'conventional owls' (30.6%) and 'arrhy-thmics' (36.4 %). The data make it possible to conclude that schoolchildren having classes in the morning do not develop any fixed time patterns of biorhythm activity characteristic of the body physiological functions.

*

УДК 614.73+614.876

А. С. Зыкова, А. И. Рыжов, Е. Л. Телушкина, А. Г. Пакуло

РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА НЕКОТОРЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯДЕРНО-ТОПЛИВНОГО

ЦИКЛА

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

С развитием атомной науки и техники увеличи- чаях и глобального загрязнения окружающей сре-

вается число производственных предприятий, ко- ды. При осуществлении технологических процес-

торые могут быть потенциальными источниками сов на данных предприятиях образуются пылега-

загрязнения окружающей среды радиоактивными зообразные, жидкие и твердые отходы, содержа-

веществами. щие радиоактивные и химические вещества. Ос-

Из этих производств наибольшее значение име- новными факторами воздействия при работе пред-

ют предприятия ядерно-топливного цикла — воз- приятий ядерно-топливного цикла на окружаю-

можные источники локального, а в некоторых слу- щую среду являются загрязнение воздуха и воды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.