Научная статья на тему 'К некоторым вопросам этнических особенностей горских евреев: современные этнодемографические и языковые аспекты'

К некоторым вопросам этнических особенностей горских евреев: современные этнодемографические и языковые аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / КАДАР / ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ТОПОНИМИКА / ОНОМАСТИКА / ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанов Магомедзагир Юсупович

В статье представлены гипотезы, построенные на основе географического, исторического, фольклорного, лингвистического, этнографического материала. раскрывающие происхождение названия села Кадар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К некоторым вопросам этнических особенностей горских евреев: современные этнодемографические и языковые аспекты»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ: СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ

Курбанов Магомедзагир Юсупович к.и.н., с.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. Zagir_kurbanov@yandex.ru Аннотация:

В статье представлены гипотезы, построенные на основе географического, исторического, фольклорного, лингвистического, этнографического материала. раскрывающие происхождение названия села Кадар.

Ключевые слова: Дагестан, Кадар, история, этнография, топонимика, ономастика, происхождение.

Magomedzagir Yu. Kurbanov PhD (In Etynography), Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Zagir_kurbanov@yandex.ru Annotation:

The article presents hypotheses built based on geographical, historical, folklore, linguistic, ethnographic material, revealing the origin of the name of the village of Kadar.

Keywords:

Dagestan, Kadar, history, ethnography, toponymy, on-

omastics, origin.

Годы революции и гражданской войны были годами разрухи и голода, а для горских евреев Дагестана это было к тому же годы жестоких преследований, массовых кровавых погромов. Довольно многие горские евреи приняли сторону большевиков, что нередко приводило к их аресту и расстрелам меньшевиками и белогвардейцами. Так, в январе 1918 г. отряды мусульманского комитета во главе с Гоцинским захватили Дербент, разогнали городской совет, одним из руководителей которого был горский еврей Ихил Мататов. В феврале того же года отряды Гоцинского напали на Темир-Хан-Шуру, после кровопролитного боя завладели городом и расстреляли большевиков, в числе которых было несколько горских евреев и евреев -ашкеназов. Отряды мусульман горского правительства (1918-1924 г.), напав на аул Нюгди, грабили и убивали живших там евреев, а население еврейского аула Мамрач было полностью уничтожено. В 1919 году Деникинский отряд, напав на еврейский аул Нюгди, разрушил в нем все дома [1. С.74].

Убежищем для евреев, живших в сельской местности, стали города. Особенно много скопилось их в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. После окончания Гражданской войны лишь немногие из них вернулись в свои родные селения Нюгди, Мамарач, Ханджкала, Хош-Мензиль, Карчаг, Араг, Аглаби, Хели-Пенджик, Гимейди, Маджалис [2. С.51].

В годы гражданской войны горские евреи покинули многие аулы, в которых жили веками, и поселились в новых. Один из таких аулов - Великент. Согласно переписи 1926 г., здесь было 6 еврейских семей, а в середине 1930-х гг. они покинули аул. Недолго прожили еврейские семьи и в аулах Берекей (13 семей), Эндирей (23 семей), Костек, Султан-Янги-Юрт, Джен-гутай, Черкей, Эрпели, Кизилюрт, Янгикент , Рубас, Араблинка и т.д .[3].

Особую страницу в истории горских евреев занимает квартал Тюбен-аул (в переводе с кумыкского - «Нижний аул»). В других кварталах Маджалиса жили даргинцы и кумыки. По данным И. Анисимова, в Маджалисе в 1888 году еврейскими насчитывались 26 семей [4. С.190]. В 1926 г. в Маджалисе насчитывалось 69 еврейских семей [5. С.83].

После установления Советской власти в Дагестане начались гонения на религию. Закрывались синагоги, раввины подвергались репрессиям. В 1930-х гг. в Маджалисе снесли синагогу, но община сохранила свитки Торы и продолжала собираться по домам[6] . В настоящее время в Тюбен-ауле проживает один горский еврей - Якубов Авшалум Рафаилович, остальные дома горских евреев заселены даргинцами и кумыками.

Однако в последующие годы по политическим и иным соображениям горских евреев стали называть татами, а все, что имело отношение к горским евреям,- татским. Так например, газета «Захматкеш» («Труженник»), которая выпускали с 1928г., и которая в с 1938г. была переименована в «Гырмызине астара»(«Красная звезда»), считалась «татской» национальной газетой, радиопередачи шли на татском языке» и т. д. Это, в сущности, единая этническая общность, разделенная по конфессиональному признаку на иудеев(горские евреи) и

ACTA HISTORICA

мусульман(татов). В результате произошел непредсказуемый произвол, не только искусственно занизивший численность горских евреев в Дагестане, но самое главное-обе части нашего народа-горские евреи и те, кто назвал себя «татами»-представлены как два отдельных народа.

Следует напомнить, что ни один вопрос социально-политического и национального развития горских евреев и той их части, укрывшихся за термином «таты», никогда в советский период не решался вкупе с исконными татами. Объяснения этой ситуации таковы: в период разгула антисемитизма в СССР лидеры еврейского дагестанского народа вспомнили, как та-там удалось спастись при немцах. Мы не евреи, мы таты-часть иранской арийской нации-эта идея становилась популярной в Дербенте, центре татской интеллигенции. Многие отправлялись менять паспорта и графе национальность появилась запись «тат».

Несмотря на это, в г. Дербенте была создана особая еврейская комиссия, задача которой состояла в оказании помощи беженцам - евреям. Горские евреи, расселяя беженцев у себя в домах, старались приглашать именно единоверцев, которых считали своими братьями. Главный редактор газеты «Ватан» Исраилов Виктор рассказал мне, как один еврей из Польши в 1941 году прибыл в Дербент: «Никого он не знал в г. Дербенте, у него не было ни денег, ни еды. У первого встречного он спросил, где находится синагога. В синагоге ему дали адрес человека, который должен ему помочь. Это был член комиссии по оказанию помощи беженцам - евреям, ему было около пятидесяти лет, он дал ему направление в гостиницу»[9.] .

Несмотря на свою немногочисленность, горские евреи внесли большой вклад в дело победы над фашистской Германией. Так победителем соцсоревнования был признан еврей М. Шаков, получивший звание «стахановца»; за один день он прорыл девятиметровую траншею при норме выработки два метра. Наши информаторы говорили о почине горской еврейки У. Исаевой из квартала Тюбен-аул селения Маджалис, которая добровольно пошла на рытье траншеи и в два-три раза перевыполняла норму[ю.]. Многочисленны публикации о еврейке Табат Садыковне, которая приняла обязательства вдвое перекрывать дневную норму. Были на фронте и женщины-еврейки. В штабе 62-й армии служила связисткой Вера Ханукаева, которая прошла с боями до Румынии. Радисткой в боевой части служила Ася Абрамова [11.]. На фронтах отважно сражались горско-еврейские деятели культуры - заслуженные артисты Дагестана братья Соломон и Беньягу Дадашевы, блистательный актер, певец и режиссер театра, заслуженный артист Дагестана Захария Авшалумов, писатели Миши Бахшиев и Хизгил Ав-шалумов, поэты Борис Гаврилов, Манувах Дадашев, Даниил Атнилов, Михаил Гаврилов и др.

Среди почти 150 евреев - Героев Советского Союза есть два горских еврея: Исай Илазаров (родился в Хасавюрте, перед войной он работал на обувной фабрике в г. Дербенте) и Шатиель Абрамов (родился в г. Дербенте). Однако до сих пор не написана книга и даже нет списка тех, кто воевал, кто погиб в этой войне из горских евреев. В послевоенные годы семеро колхозников из Дербента удостоены звания Героя Социалистического труда. Несмотря на это советская власть стремилась подчеркнуть, что горские евреи не являются отдельной этнической группой, а следовательно, не принадлежат к еврейскому народу.

Поэтому, часть горских евреев, стремившихся сделать карьеру в партийных и советских органах, сознательно записывались татами (чтобы избежать дискриминации по национальному признаку). Например, в начале 1960-х гг. министром промышленности автономной республики Дагестан был тат Яков Измаилов. В начале 1970-х гг. исполнял обязанности председателя горсовета г. Дербента Ш. Реувинов, о чьем еврействе вспоминали только для пропагандистских целей, показывая иностранцам, что в СССР не «еврейского вопроса» и евреев не дискриминируют. Два депутата еврея в Верховном Совета Дагестанской автономной республики Х. Маждов и Н. Абрамов, а также инструктор обкома партии А. Данилов везде назывались татами.

Особенно рьянно «раскрутилась» эта тенденция в период подготовки и проведения двух последних переписей населения бывшего СССР: в 1979 1989 гг., усиленной в начале кампанией по обмену паспортов в стране. Печать в республике неустанно трубила, что горские евреи не евреи, а таты-иудисты, что в Дагестане живут таты (которые к тому времени давно слились с азербайджанцами).

Том. 1. № 1. 2018

Сегодня многие горские евреи, помня о своих исторических корнях в жизни евреев в Дагестане, следует отметить, что рука об руку в ней шли две тенденции: рост национального самосознания и массовая эмиграция. Начиная с 1970-х гг. важнейшим фактором становится борьба евреев на выезд в Израиль. Первым осмелился подать документы на выезд житель г. Дербента Ярох Абрамов. Он эмигрировал с семьей в 1972 г.[11].

Центром алии[12] стал Дербент, который был и оставался местом сосредоточения горско-еврейской интеллигенции. Все, кто интересовался Израилем, собирались возле синагоги на улице Таги-заде в г. Дербенте. Еврейская молодежь собиралась с той же целью у кинотеатра «Комсомолец» на улице В.И. Ленина. Между 1971-1981 гг. с Кавказа в государство Израиль уехало примерно 10000 - 12000 человек. [13. С.182] Всего за 10 лет с 1990 по 1992 г. из Дербента в страны дальнего зарубежья выехало 12 тыс. человек ;[14. С.36] в основном это горские евреи, эмигрирующие в Израиль.

Единственное поселение, которое изначально было создано 18 июня 1981 г. специально для горско-еврейской общины, было Хинатит в Израиле. Оно находится в северной части Самарии, между городами Хедерой и Афулой. Во главе нее стоял выходец из Дагестана Иухан Исаков. В 1982 г. к ним присоединился Ханаан Нил, который является на сегодняшний день заместителем председателя регионального совета Самарии. Сегодня, помимо горских евреев, здесь проживают выходцы из Марокко, Йемена, Курдистана. В Израиле принято, чтобы выходцы из различных общин посещали «свои синагоги»[15]. Горские евреи, сохранившие традиции большой семьи и соседские взаимоотношения, расселены в Израиле компактными группами.

Список литературы

1. Горские евреи: история, этнография, культура. Сост. и науч. ред. Дымшица; пер. с иврита М. Мура-дова; вступит. Ст. М. Членова; под общей ред. И. Бегуна. Иерусалим: Москва,1999.

2. Семенов И.Г., Мурзаханов Ю. Горско-еврейская община Дагестана // История и культура горских евреев Кавказа. Сост. д-р. Микдаш- Шамаилова Л.А. Иерусалим:Куба, 2009

3. Полевой материал. Информатор Пейсахов А.А., 1937 г.р. с. Нюгди.

4. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III.

5. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Дагестанская АССР. ЦСУ. Т. 5. М., 1928.

6. Полевой материал. Информатор Якубов А.Р. 1937 г.р. с. Маджалис.

7. Газета «Ватан». 27 сентября 1999 г.

8. Газета «Ватан». 12 февраля 2005 г. С. 5.

9. Полевой материал. Информатор Исраилов В.А. 1959 г.р. г. Дербент.

10. Полевой материал. Информатор Саидов Б.А. 1932 г.р. с. Маджалис.

11. Полевой материал. Информатор Исаков И.С. 1934 г.р. г. Дербент.

12. Алия («восхождение») - переселение евреев в Израиль на постоян ное жительство.

13. История и культура горских евреев Восточного Кавказа. С. 182.

14. Миграции населения Республики Дагестан в 1999 г. Стат. сб. Махачкала, 2000. С. 36.

15. Полевой материал. Информатор Семенов И.Г. 1962 г.р. г. Махачкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.