10. История гражданской войны в СССР: В 5 т. Т. 4. М.: ИМЛ при ЦК КППС, 1979. С. 179.
11. РГВА. Ф. 193. Оп. 3. Д. 767. Л. 138.
12. Берлов В.В. В пламени, в пороховом дыму. Записки политкомиссара. Ставрополь, 1973. 76 с. С. 30.
13. Табачник Д. Всадник из легенды // Красная звезда. 1998. 14 авг.
14. Марков Б. По Манычу и Салу (На пути к Царицыну) // Донская волна. 1919. № 22-24. С. 15.
15. Гражданская война 1918-1921 гг.: В 3 т. Т. 3. М.; Л.: ГИЗ, отдел военной литературы, 1930. С. 240.
16. Крыльский А. Стальные птицы на Маныче // Донская волна. 1919. № 30 (58). С. 12.
17. Комкор Б.М. Думенко на фронтах Гражданской войны: В 2 кн. Кн. 1. Сердце в атаке. Волгодонск: ВПО, 2010. 552 с.
18. Ненароков А.П. Верность долгу. М.: Политиздат, 1989. 158 с. С. 81.
19. РГВА. Ф. 7657. Оп. 1. Д. 659. Л. 1 (4-я кавалерийская дивизия).
20. Керсновский А.А. Философия войны. Белград: Царский вестник, 1939. 92 с.
2 ноября 2010 г.
УДК 94 (470.67) "192":321.1(=411.16)
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ ДАГЕСТАНА В ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1926-1933 гг.)
Д.Ш. Рамазанова
По истории горских евреев и идентифицируемых с ними татов имеются исследования, содержащие богатейшие сведения, характеризующие политическую, экономическую и культурную составляющие их социальной жизни в прошлом. Это труды исследователей -историков, этнографов, филологов - Р.М. Ма-гомедова, М.М. Ихилова, М.Е. Мататова, М.Р. Гасанова, Г.С. Федорова, И.Г. Семенова, М.-Р.А. Ибрагимова, Л.Х. Авшалумовой, Г.Б. Мусахановой и др. [1]. При этом все же следует отметить, что в имеющейся исторической литературе значительное внимание уделено освещению вопросов этнического происхождения и этнической принадлежности горских евреев и татов, являющихся, как известно, дискуссионным. В трудах некоторых из указанных авторов имеется лишь краткое упоминание о переселениях горских евреев [2]. Более подробно отдельные аспекты переселенческой политики советской власти в Дагестане в отношении горских евреев в 1926-1933 гг. исследуются в трудах А.И. Османова [3], А.Ш. Ибрагимовой [4], Д.Ш. Рамазановой [5].
Рамазанова Дильшад Шагидиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, ул. Коркмасова, 8; e-mail: [email protected], т.: 8(872-2)675762.
В монографии А.И. Османова "Аграрные преобразования в Дагестане и переселения горцев на равнину (20-70 годы ХХ века)" отмечается, что "переселение горских евреев, большая часть которых, связанная с землей, проживала в Дербентском районе, проводилось в основном в Кизлярский округ" [3, с. 123]. Автор довольно подробно освещает Кизлярско-Дербентское переселение, дает некоторые сведения о переселении горских евреев из г. Дербента на участок Молла-кент, в с. Аглаби и на пригородные виноградники; из с. Ашага-Стал Касумкентского района в поселок Араблинский; из с. Ханжал-Кала на местность Турпак-Кала; из городов Буйнакск, Кизляр, Махачкала и Хасавюрт и сел. Маджалис и Янги-кент Кайтагского района в колхозы Дербентского района.
А.Ш. Ибрагимова в статье "Решение Дагестанским правительством экономических проблем горских евреев (1927-1930 гг.)" также освещает деятельность Дагестанского правительства по переселению горских евреев в Кизлярско-Дербентском направлении.
В статье Д.Ш. Рамазановой "Переселения горских евреев Дагестана в 1920-1930 гг."
Dilshad Ramazanova - Ph.D. in history, associate professor of Russian History Department at the Dagestan State University, 8 Korkmasov Street, Makhachkala, e-mail: [email protected], ph.: +7(8722)675762.
реконструирована история переселения горских евреев в Кизлярский район (северный регион Дагестана), а затем оттуда, после провала мероприятия, обратно в Дербентский район (на юг) ДАССР.
Богатейший архивный материал, который впервые вводится в научный оборот в настоящем исследовании, расширяет географию переселенческой политики советской власти в 1926-1933 гг.
Документы отражают деятельность советских и партийных органов по решению проблем горско-еврейского населения Дагестана. В них представлены постановления, распоряжения, материалы-отчеты различных комиссий, переписка органов власти с научно-исследовательскими учреждениями
по вопросу идентификации горских евреев
*
и татов , в которых прослеживаются периоды распространения термина "таты" на горско-еврейское население Дагестана; переписка Дагобкома ВКП(б) и НКВД, касающаяся разоблачения деятельности "активистов антисоветской сионистской организации" в Дагестане; директивные решения центральных органов власти (Москвы) по вопросам горских евреев Дагестана; материалы по переселению горских евреев и др.
Рассмотрим сущность переселенческой политики органов советской власти. Попытаемся провести на основе принципов объ-
* Терминология, употреблявшаяся органами власти для обозначения горских евреев Дагестана в1920-1930 гг., часто менялась: 24 октября 1926 г. на заседании Президиума ЦИК ДАССР по докладу Комиссии по обследованию положения еврейского населения в ДАССР было принято решение - в области советского строительства - предложить Дагестанскому статуправле-нию в бланках Всесоюзной демографической переписи (1926 г.) графу "еврейской национальности" разбить на "горские" и "европейские евреи", с 1926 г. по апрель-май 1933 г. в документах органов власти ДАССР активно употреблялся термин "горские евреи"; с лета 1933 г. до февраля 1937 г. для обозначения горских евреев равнозначно употреблялись оба термина: как "таты", так и "горские евреи"; с февраля 1937 г. термина "горские евреи" уже нет. С этого времени в документах органов государственной власти ДАССР вместо термина "горские евреи" в основном употреблялся термин "таты", несмотря на то, что при проведении "опальной" переписи 1937 г. были учтены и те и другие; в переписи 1939 г. (январь) таты не обозначены, есть только горские евреи; в последующих переписях обозначены как таты, так и горские евреи, но, вместе с тем, с 1960-1970 гг. термин "таты" стал активно распространяться: под ним записалась большая часть горских евреев Дагестана.
ективности и историзма реконструкцию хронологического принципа целостной картины переселений горских евреев.
В середине 1920-х гг. советская власть в Дагестане приступила к осуществлению мероприятий по поднятию хозяйственного и культурного уровня горско-еврейской бедноты с целью наиболее полного распространения общей хозяйственной политики партии большевиков и на горско-еврейское население. Учитывая наличие в городах горских евреев, бежавших в период Гражданской войны из аулов и желавших возвратиться к земледелию, Президиум ЦИКа ДАССР на заседании от 24 октября 1926 г. предложил Народному комиссариату по земельным вопросам (далее - Наркомзем) "представить соображения о районах расселения в сельских местностях тех из горских евреев, сконцентрированных в городах, которые изъявили желание заняться земледельческим трудом; о количественном составе таких хозяйств и их материальном положении; о потребных расходах, связанных с водворением на новые места жительства и о норме и размерах помощи, в частности, учесть возможность размещения части еврейских семей, знакомых с виноградарством, среди соответствующих районов" [6, л. 69].
Основные мероприятия по осуществлению поставленных задач выражались в переселении, обеспечении землей и водой, оказании государственной помощи, выделении натуральных и денежных кредитов, правильной организации хозяйств горско-еврейских трудящихся, коллективизации, введении агротехнических изучений. Реализация указанных мероприятий должна была вовлечь горских евреев, получивших равные с другими национальностями политические права, в общий темп хозяйственного развития других национальностей ДАССР [6, л. 54].
5 января 1927 г. на объединенном заседании Президиума ЦИК и СНК ДАССР был рассмотрен внесенный Народным Комиссаром по земельным вопросам ДАССР т. Ахундовым вопрос "О землеустройстве еврейского населения". По итогам его обсуждения Президиум ЦИК и СНК принял решение о создании при Переселенческом комитете специальной комиссии, которой поручалось разработать на ряд лет план наделения землей всего еврейского населения ДАССР, увязав его с финансово-хозяйственным планом землеустройства и переселения Наркомзема; пред-
лагалось принять меры к тому, чтобы не было причин выезда еврейских хозяйств для земельного устройства за пределы ДАССР, удовлетворить просьбу не вселять их в аулы прежнего местожительства [6, л. 68].
6 апреля 1927 г. было принято постановление бюро Дагестанского Обкома ВКП(б) о создании при ЦИКе ДАССР комитета по землеустройству трудящихся евреев (Даг-комзет). Для осуществления намеченных мероприятий в Кизлярском округе был выделен земельный фонд общей площадью в 12 000 га для переселения 500 семейств. Из этого фонда были отведены участки для двух образовавшихся в 1927 г. переселенческих поселков (имени Ларина и имени Калинина) общей площадью в 6 550 га; было обследовано и выбрано место для третьего поселка на 150 дворов общей площадью в 4 800 га. В Калининский и Ларинский поселки переселилось 250 горско-еврейских семейств [7, л. 73]. Горские евреи очень тяжело адаптировались на новом месте. Помимо нерешенных хозяйственно-бытовых и других проблем, негативное влияние на их настроения имели также проявления антисемитизма со стороны местного старожильческого русского населения Кизлярского округа и горцев-переселенцев [4, с. 75]. Несмотря на все предпринятые меры, члены Совнаркома ДАССР констатировали "катастрофическое положение горских евреев в этих поселках, недостаточное внимание отдельных руководящих органов республики и Кизлярского района в выполнении директив ЦК ВКП(б) и Советского Правительства по хозяйственному и культурному развитию горско-еврейского населения, слабую борьбу с проявлениями антисемитизма" [2, с. 27]. В результате не только был сорван первоначальный план переселения в Кизлярский район 500 семейств горских евреев, но и переселившиеся хозяйства были поставлены в тяжелое положение [3, с. 144]. СНК ДАССР 16 сентября 1929 г. принимает решение о переселении горских евреев из Кизлярского района обратно в Дербентский район. Ввиду создавшегося положения, ВЦИК (РСФСР) согласился с решением Дагестанского правительства.
В 1929-1933-е гг. партийные и советские органы ДАССР проводили работу по переселению и земленаделению горских евреев Дагестана и в других направлениях: 1) внутри республики: в район г. Буйнакска
и с. Тарки; из Еврейского магала г. Дербента в земледельческие поселки и другие части г. Дербента [8, л. 1-2]; переселение из с. Хан-жал-Кала на местность Турпак-Кала, затем оттуда в п. Аглаби Дербентского района; и 2) за ее пределы: переселение свыше двухсот горско-еврейских хозяйств из ДАССР в Моздокский район Северо-Кавказского края [6, л. 32; 9, л. 65-66].
В начале 1929 г. очередной задачей властей в области переселения горских евреев объявлялось наделение землей горско-еврейской бедноты г. Дербента. На заседании бюро Дагестанского комитета ВКП(б) было принято к сведению заявление Председателя Дагкомзета т. Ходака о том, что Наркомзем выделил участки, и весной 1929 г. начнется переселение. Инициатива республиканского высшего партийного органа была поддержана и высшими советскими органами власти на объединенном заседании Президиума ЦИК И СНК от 4 февраля 1929 г., где рассматривался вопрос "О положении горских евреев в Дагестане". По итогам его обсуждения было принято решение создать комиссию из представителей НКВД, Комзета, Нарком-зема и Дербентского горсовета под председательством первого, для проработки плана разгрузки Еврейского магала г. Дербента -земленаделения и переселения горско-еврей-ской бедноты, как в земледельческие поселки, так и в другие части города. Комиссии было предписано разработать и представить предложения в Совнарком ДАССР в трехмесячный срок. 10 февраля 1929 г. на заседании Президиума ЦИК ДССР был заслушан доклад члена СНК т. Исмайлова "О результате обследования Дербентских горско-еврейских колхозов". По итогам его обсуждения Совнаркому ДАССР было поручено оказать срочную продовольственную помощь горским евреям г. Дербента, организованным в артели по обработке виноградных садов, а также выслать особую комиссию для обследования состояния переселенческих поселков и положения переселенцев в других районах.
25 февраля 1929 г. Президиум ВЦИК (РСФСР) принял постановление "О положении горско-еврейского населения ДАССР". Во исполнение данного постановления Президиум ЦИК ДАССР 24 марта 1929 г. поручил Нар-комзему республики выделить из кредитов, отпущенных на земельную реформу, средства на устройство оросительной сети для обеспе-
чения водой еврейских поселков Кизлярского и Дербентского кантонов. Наркомзем также должен был срочно разработать план и сметы переселения горско-еврейской бедноты на Дербентский и другие земельные фонды, в частности переселение еврейской бедноты из Дербентского "магала" на земельный фонд или другие части г. Дербента (последнее мероприятие Наркомзему поручалось разработать совместно с НКВД) [6, л. 55].
25 августа 1929 г. на заседании Президиума ЦИК ДАССР под председательством т. Далгата было рассмотрено ходатайство Дагкомзета о разрешении горским евреям, выселившимся из с. Ханжал-Кала, остаться на местности Турпак-Кала. Было принято решение (во изменение п.1 постановления Президиума ЦИК от 23 июня 1929 г.) горских евреев, переселившихся из с. Ханжал-Кала, оставить на занимаемых ими землях в местности Турпак-Кала, поручив Наркомзему зачислить их в общий контингент переселенцев, предусмотренный планом переселения [6, л. 49].
Президиум ВЦИК (РСФСР), заслушав 10 января 1930 г. доклад "О выполнении постановления Президиума ВЦИК от 25 февраля 1929 г. "О положении горско-еврейского населения Дагестанской АССР", отметил, что, хотя имевшиеся недостатки в вопросах переселения евреев и изживаются, но внимания к ним со стороны правительства Дагестана недостаточно.
4 мая 1930 г. на заседании Совнаркома ДАССР был утвержден "Календарный рабочий план переселения горских евреев в 1928-1930 гг." [3, с. 144-145].
28 октября 1930 г. на очередном объединенном заседании Президиума ЦИК и СНК ДАССР под председательством Е. Ма-татова был заслушан доклад руководителя Комиссии по проверке степени исполнения директив Правительства ДАССР по вопросам переселения горских евреев. Комиссии было поручено в трехдневный срок разработать совместно с работниками Наркомзема, Даг-комзета и представителями от переселенцев горских евреев проект исчерпывающих предложений по докладу. Необходимо было внести ясность и конкретность по вопросу о разгрузке Еврейского магала г. Дербента; об участии труда самих переселенцев в работах по их хозяйственному устройству; о переселенцах местности Турпак-Кала; Комиссии было по-
ручено при обсуждении всех вопросов о переселенцах горских евреев вести стенографическую запись. Констатируя невыполнение Дербентским Горсоветом, строящими и коммунальными организациями директивы Правительства о постройке в г. Дербенте, и бюрократическое отношение их к этой работе, прокурору ДАССР было поручено немедленно приступить к расследованию отмеченных Правительственной Комиссией фактов безобразного отношения к выполнению директив Правительства ДАССР о разгрузке Еврейского магала (выразившихся в отсрочке окончания нового строительства и т.д.) и виновных привлечь к уголовной ответственности. Дагком-мунстрою было поручено проработать конкретный план разгрузки Еврейского магала путем постройки новых домов, расселения в освобождающиеся квартиры города и отвода земель под застройки. Наркомзем обязали в дальнейшем строить в переселенческих поселках не индивидуальные, а коллективные дома и хозяйственные постройки. На данном заседании говорилось также о необходимости внесения ясности в план переселения горских евреев на 1931 г.
В 1931 г. по первоначальным плановым наметкам планировалось переселить 221 хозяйство горских евреев: из Дербента 100 хозяйств на участок Молла-кент; 15 хозяйств в с. Аглаби; 65 хозяйств на пригородные виноградники; 40 хозяйств из с.Ашага-Стал Касумкентского района - в пос. Ара-блинский, колхоз им. Смидовича. К июлю 1931 г. от планов по переселению из Дербента на участок Молла-кент 100 хозяйств пришлось отказаться, так как для подготовки участка под переселение такого большого количества хозяйств требовались значительные средства, которых ни у правительства, ни у Комзета не было. Из-за отсутствия желающих переменить свое место жительства в Дербенте на жительство в с. Аглаби план переселения туда 15 хозяйств тоже сорвался. Из плановых 65 хозяйств на переселение согласились 50 хозяйств. Их них 39 были объединены в 2 сельхозартели и 17 были до-приселены в существующие виноградарские сельхозартели. Из 40 хозяйств, намеченных к переселению, согласились переехать лишь 22 хозяйства [3, с. 157-158].
Планом Комзета в 1932 г. было предусмотрено переселение из городов Буйнакск, Кизляр и Махачкала 100 хозяйств
и из с. Янги-кент Кайтагского района - 74-х хозяйств. С учетом хозяйств, включенных в планы по переселению из Буйнакска, Кизляра, Махачкалы, Хасавюрта и доприселения в колхозы Дербентского района, Наркомзем утвердил к переселению 400 хозяйств горских евреев [3, с. 158].
Власти республики признали затянувшимся решение вопроса о разгрузке Еврейского магала г. Дербента. Президиум ЦИК и СНК ДАССР на совместном заседании от 3 апреля 1933 г. рассмотрел вопрос "О дальнейшем расселении трудящихся горских евреев из магала и ликвидации Гор -ско-еврейского магала в г. Дербенте". Ввиду того, что выполнение решения Президиума ВЦИК (РСФСР) и ЦИК ДАССР о расселении и ликвидации Горско-еврейского магала в г. Дербенте приняло затяжной характер (из 455 хозяйств 188 хозяйств остались не-переселенными), Президиум ЦИКа постановил образовать Чрезвычайную тройку (в составе Шейдабекова - председатель, Симона и Ма-татова) для руководства работами по расселению и ликвидации Горско-еврейского магала в г. Дербенте. Тройке было поручено немедленно приступить к работе и закончить расселение магала в срок не позднее 1-го мая 1933 г. Тройке было предоставлено право отвода квартир трудящимся горским евреям за счет выселения и уплотнения нетрудовых элементов, а также право выселения кулацких хозяйств из горско-еврейского магала без предоставления жилой площади. ЦИК обязал Дербентский горсовет в срок до 1-го мая 1933 г, произвести снос всех строений Горско-еврейского магала и принять меры к ликвидации антисанитарного состояния этой части города (отвод участков под новые постройки, проведение зеленых насаждений и т.д.) [6, л.31].
С 5 апреля 1933 г. начала свою работу Правительственная Комиссия по переселению трудящихся горских евреев из магала. 25 мая 1933 г. Комиссия представила доклад, где констатировала, что считает в основном законченными работы по переселению из ма-гала. В докладе отмечалось, что на 5 апреля на территории Горско-еврейского магала находилось 300 семейств. Вначале были переселены 215 семей, проживавших в кварталах посреди магала, причем из них 12 семей были признаны лишенцами (лицами, лишенными гражданских прав. - авт.), которых решено
было выселить без предоставления квартир; 203 семьи были переселены с предоставлением квартир. При переселении из магала хозяевам разрушаемых вслед домов разрешалось брать себе все годные сохранившиеся материалы. Разрушение всех домов производилось за счет государства. Расходы, связанные с переселением (за перевозку имущества, ремонт и приспособление квартир, в которые вселялись переселенцы), осуществлялись за счет средств, отпущенных Совнаркомом ДАССР. Часть семей горских евреев разместилась в домах и квартирах за счет уплотнения государственных и общественных организаций, часть - в жилых домах Лесхоза и частного сектора за счет уплотнения и выселения социально-чуждых элементов, часть - в 16-ти квартирном доме Жилстроя, а также в квартирах, высвобожденных после переселения семей железнодорожников, в бывшем доме Ханукаева по ул. Таги-Заде и др. [8, л.1-2]
Властями были также приняты решения по переселению горских евреев и в Моздокском направлении. Так, 9 января 1932 г. на заседании фракции Президиума Дагозета было принято решение "о проведении систематической массовой и вербовочной работы среди горско-еврейской бедноты по популяризации вхождения в Северо-Кавказский край и переселения на краевые горско-еврейские фонды Моздокского района". Для более успешной работы руководство Дагозета (Хаджиев) обратилось в Крайозет через т. Горфункеля с просьбой командировать в Дагестан на ме-сяц-полтора бригаду из трех человек в целях оказания помощи в проведении намеченной работы. Просьба Дагозета была удовлетворена [10, л.1-2]. В республику вскоре прибыла бригада Крайнацсовета во главе с Горфункелем, которая обследовала культурно-хозяйственное положение горско-еврейского населения ДАССР. И уже 26 января 1932 г. т. Горфун-кель выступил с докладом "О переселении 245 горско-еврейских хозяйств из ДАССР в Моздокский район Северо-Кавказского края" на заседании Президиума ЦИК ДАССР. ЦИК принял к сведению решение Крайком-зета об организации переселения мелких деклассированных торговцев полукустарей кожевников, не состоявших в Кустпромсою-зе (из горских евреев) ДАССР в количестве 245 семей на вполне благоустроенный участок в Моздокском районе Северо-Кавказского
края за счет средств Крайкомзета, и отметил, что не возражает против осуществления этого переселения трудящихся горских евреев на добровольных началах. ЦИК поручил Дербентскому, Буйнакскому и Хасавюртовскому райисполкомам и районным организациям провести среди горско-еврейского населения, в связи с предстоящим переселением, разъяснительную работу. ЦИК посчитал также целесообразным организовать из числа лиц, желающих переселиться в Моздокский район, бригаду ходоков для ознакомления с участком, подлежащим заселению, на месте и для выяснения вопросов о переселении в СевероКавказский край. Совнаркому ДАССР было поручено на организацию этой бригады ходоков выделить в распоряжение Дагкомзета 1 200 рублей [6, л. 32].
Вопрос о дальнейшем землеустрое-нии горско-еврейской бедноты Дагестана был рассмотрен на заседании Секретариата Дагестанского обкома ВКП(б) 4 марта 1932 г. При этом Секретариат Дагобкома учитывал возможности, связанные с вхождением Дагестана в Северо-Кавказский край и опыт Крайкомзета в деле землеустройства гор-ско-еврейской бедноты. Сюда относились: наличие краевых горско-еврейских фондов в Моздокском районе, где имелось два колхоза в составе до 200 семей, расположенных на 7 000 га подготовленной земли; наличие в этих колхозах молочно-товарной фермы, овцеводства, свиноводства, кролиководства, птицеводства; опыт проведения оросительных каналов, давших возможность развить рентабельное огород но-садовое хозяйство; налаживание хлопководства. Секретариат Дагобкома ВКП(б) принимал также во внимание непрерывный рост партийно-комсомольского ядра в горско-еврейских колхозах Моздокского района, постоянное проведение соцсоревнований, внедрение ударничества, дающих реальные результаты, наличие школ, изб-читален, а также ряд крупных достижений в области изживания бытовых пережитков. С учетом этих обстоятельств секретариат постановил согласиться с установкой Крайкомзета по концентрации дальнейшего землеустроения гор-ско-еврейской бедноты Дагестана и СевероКавказского края на горско-еврейских фондах Моздокского района.
Фракции Дагозета, Дагкомзету, Дербентскому, Буйнакскому, Касумкентскому, Кайтаг-скому и Хасавюртовскому райкомам ВКП(б)
(основные районы проживания горско-еврей-ского населения) и Махачкалинскому горкому было поручено немедленно начать среди гор-ско-еврейской бедноты агитационно-массовую работу по вербовке переселенцев к предстоящей в 1932 г. весенней посевной кампании на Моздокские горско-еврейские фонды. Исходили из следующей ориентировочной разверстки нарядов на переселение: Махачкала (25 семей), Дербент и Аглаби (поселок Озет 1-й - 65 семей), Касумкентский район (Аша-га-Араг - 40 семей), Кайтагский район (Мад-жалис и Янги-Кент - 60 семей), Буйнакский район (60 семей), Хасавюртовский район (25 семей). Всего предполагалось переселить 275 семей. Перед краевыми и центральными организациями также был поставлен вопрос об оказании организационной и кредитной помощи старожильческим горско-еврейским колхозам Дагестана и вновь организованным винодельческим и рыболовецким колхозам Дербентского района [9, л. 65-66].
Изучив данный вопрос на месте, Комиссия Крайнацсовета и Крайкомзета по вопросу о землеустроении и переселении горско-еврей-ской бедноты Дагестана (в составе: председатель - Горфункель, члены комиссии - Сорда-новский, Елагин, Пейсахов) констатировала, что решение о переселении горско-еврейской бедноты Края и Дагестана в одно место -Моздокские горско-еврейские переселенческие фонды - будет способствовать усилению темпов вовлечения горских евреев в социалистическое строительство, поскольку на Моздокских фондах уже существуют два мощных колхоза, под которые была подведена здоровая экономическая база. Отмечалось, что в этих колхозах уже созданы традиции разрыва с религией, слаба связь с рынком, беспрерывно растет партийное и комсомольское ядро; что концентрация переселения на Моздокские фонды создает перспективы для организации в последующем горско-еврейского района. Комиссия также отметила, что переселение обойдется в 250-300 тыс. руб. вместо намеченных Дагкомзетом и Наркомземом ДАССР 750-800 тыс. руб. Комиссия, в связи с проведенной массовой работой и в соответствии с постановлениями общих собраний горско-еврейской бедноты, посчитала необходимым организовать ходачество на Моздокские гор-ско-еврейские фонды из следующих пунктов: Дербент, Аглаби Новое, Ашага-Араг, Буйнакск, Маджалис, Каякент, Хасавюрт бригад-
ным способом под руководством представителей Дагкомзета и Крайкомзета. Все расходы на организацию этого ходачества были отнесены за счет бюджета ЦИКа ДАССР. Было решено по возвращению ходоков организовать их отчетные собрания в указанных селениях с таким расчетом, чтобы подготовить контин-генты к началу весенней посевной кампании перебросить работоспособных представителей из каждой переселенческой семьи. Комиссия отметила необходимость переселения 245 семей: из г. Дербента и с. Аглаби новое -65 семей, Касумкентского района - 40 семей, Кайтагского района - 60 семей, Буйнакского района - 60 семей, Хасавюртовского района - 20 семей. Минимум подлежавших переселению в 1932 г. семей (с учетом возможного отсева) был определен в 200 семей. Для организации переселения на Моздокские фонды предусматривалось всего 350 000 рублей, из них по бюджету РСФСР - на жилищное и хозяйственное строительство - около 250 000 руб., по краевому бюджету - на путевые расходы для переселения 200 семей, оказание материальной помощи остающимся до окончания переселения нетрудоспособным членам семей, дополнительные мероприятия по расширению хозяйства Моздокских фондов - около 180 000 рублей [10, л. 13-14].
По намеченному Дагкомзетом на 1932 г. плану переселения хозяйств горско-еврей-ской бедноты на участки земфондов в районах проживания Комиссия констатировала о переселении 216 хозяйств из четырех районов: Буйнакского, на участке Сунку-Кутан -60 хозяйств; Касумкентского - 40 хозяйств с доприселением к поселку Мамраш; Кайтаг-ского - 74 хозяйств на участке Габас-Кутан; Дербентского - 42 хозяйства с доприселени-ем к колхозу имени Смидовича. По плану Земельно-водной реформы кредитовалось 50 хозяйств, а на хозяйственную помощь остальным переселяемым хозяйствам было затребовано на основе предварительных сметных начислений Наркомзема, 343 600 руб.; на обводнение и орошение - 214 500 руб. Комиссия отмечала, что указанные участки земфонда еще не изучены, и поэтому считала нереальным намеченное на 1932 г. переселение. Доводы комиссии были следующими: 1) переселенческий участок Сунку-Кутан находился в трудовом использовании колхоза "Озет" г. Буйнакска и расположен в 9 км от последнего. При переселении на этот уча-
сток колхоза 41 хозяйства и доприселения 19 хозяйств горско-еврейской бедноты вопрос землеустройства малоземельной и безземельной бедноты нельзя считать решенным, кроме того, на одно обводнение требовалось свыше 40 000 рублей; 2) доприселение к поселку Мамраш также нельзя считать удачным вследствие малярийного характера местности, и с переселением Ашага-Арагцев в этот район может повториться та же неудача, которая постигла Кизлярско-Аглабинское переселение; 3) переселенческий участок Габас-Кутан, намеченный под переселение горско-еврейской бедноты из с. Янгиент и с. Маджалис не был изучен, так как в этом районе землеустройство не проводилось, и наметка Наркомзема ДАССР об израсходовании на оросительные работы 100 000 руб. являлась сугубо предварительной. Комиссия также отметила, что при определении контингента под переселение общественная проработка этого вопроса почти не производилась, и контингент переселенцев устанавливался в ходе работ Краевой комиссии, проводящей массовую работу среди горско-еврейской бедноты; что совершенно не были учтены такие отрицательно действующие факторы, как близость базара (Дербент, Буйнакск, Касумкент, Махачкала) и отсутствие разрыва с прежними традициями, а также близость горско-еврейского духовенства, сильное влияние реакционных традиций во всех мелочах быта [11, л. 12]. Комиссия отметила необходимость принятия срочных мер для укрепления существующих горско-еврейских колхозов в старожильческих поселках Нюгди, Аглаби, Мамраш, Хаджалкала, Хошмензиль, а также Дербентского колхоза им. Смидовича, и постановки перед центральными и краевыми организациями вопроса об ассигновании соответствующих кредитов. Наркомзему ДАССР было предложено в срочном порядке разработать смету необходимых расходов, одновременно учитывая возможность и необходимость использования вну-триколхозных ресурсов. Наркомзему ДАССР было предложено срочно закончить работу по обводнению колхоза им. Смидовича.
Недостаточное внимание отдельных руководящих органов к вопросам хозяйственного и культурного развития горско-еврейского населения, проявление явного антисемитизма при слабой борьбе с ним, общие трудности, связанные с переселением, хозяйственными мероприятиями и правильной организаци-
ей хозяйств (которые требовали больших средств и сил), - явились причинами, вызвавшими в 1929 - начале 1930-х гг. политическую остроту горско-еврейского вопроса в ДАССР. Недовольства горских евреев выливались в их обращения в местные республиканские и центральные органы РСФСР [9-14]. На положение горско-еврейского населения Дагестана обратил внимание и ВЦИК (РСФСР). В его постановлении от 25 февраля 1929 г. отмечалось, что в ДАССР "имели и в настоящее время еще имеют место, хотя и в меньшей мере, извращения советской политики по национальному вопросу в отношении трудящихся горско-еврейских, о чем свидетельствуют наличие антисемитизма, явная недостаточность борьбы с ним и отрицание ответственными работниками Дагестана факта существования в Дагестане горско-еврейского вопроса" [3, с. 126].
В 1933 г. группа горских евреев Дагестана обратилась в Центральную Контрольную комиссию (ЦКК) ВКП (б) и Краевую КК с заявлением об извращениях в работе Дербентских властей, Дагестанского Правительства, допущенных в отношении лиц гор-ско-еврейской национальности, о проявлениях антисемитизма и репрессиях к отдельным лицам горско-еврейской национальности. Для проверки фактов, изложенных в вышеуказанном заявлении, в Дагестан приехали представители ЦКК ВКП (б) т. Беккер и КрайКК ВКП (б) т. Каев. Дагестанская КК ВКП (б) во главе с Трофимовым провела свое расследование. Итоги работы комиссии были рассмотрены 24 апреля 1933 г. на закрытом заседании Бюро Дагобкома ВКП(б) и Президиума Дагестанской Контрольной Комиссии. Из стенографического отчета данного заседания следует, что Дагестанское руководство не согласно было по ряду вопросов с мнением Беккер и Каева, в том числе и по вопросу обвинения в антисемитизме Дагестанского Правительства, в отношении которого заявители отмечали, что оно "якобы игнорирует интересы одного из дагестанских народностей", т.е. горских евреев, в частности, касающихся вопросов финансирования строительства домов для переселенцев из Еврейского магала г. Дербента, строительства дома колхоза им. Семенова, водопровода и т.д. По результатам проверки заявления группы горских евреев
Дагестана Президиум ЦКК ВКП (б) (г. Москва) от 23 мая 1933 г. принял решение, в котором указывалось на несвоевременность устранения имеющихся недочетов и извращений в работе Дербентской организации и на допущенные ошибки при расследовании заявления группы горских евреев. Бюро Дагоб-кома и Президиум ДагКК ВКП(б) признал совершенно правильным указания Центральной Контрольной Комиссии и принял ее решение к немедленному исполнению [12, л. 21].
Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что переселенческая политика советской власти в отношении горских евреев Дагестана, целью которой являлось земленаделение и землеустройство безземельных и малоземельных горско-еврейских хозяйств, их вовлечение в сельскохозяйственное производство республики, улучшение их положения осуществлялась жесткими и зачастую непродуманными методами. В них явно прослеживается волюнтаристский подход, разбавленный антисемитизмом отдельных ответственных работников органов власти того периода, что вызывало неприятие и сопротивление со стороны горских евреев, их жалобы в высшие инстанции. Можно сказать, что эта политика заложила тенденции, приведшие в итоге к определенному "рассеиванию" целого народа на территории и за пределами Дагестана.
ЛИТЕРАТУРА
1. См., напр.: Гасанов М.Р. К истории изучения татов Дагестана // Тезисы докладов региональной научной конференции "История, историография и этнография горских евреев" (Дербент, 29-30 марта 2009 г.). Дербент: ДНЦ РАН, 2009. 78 с. С. 12-15; Ибрагимов М-Р.А. Горские евреи в Дагестане // Народы Дагестана. 2002. № 1. С. 15-18; Таты - самобытная народность Кавказа / Сост. М.Е. Мататов // Сборник материалов (результатов исследований и свидетельств ученых и путешественников) о татах иудейского вероисповедания. М.: Мысль, 2002. 208 с.; Мусахано-ва Г. Б. К истории развития и изучения татского литературного языка // Народы Дагестана. 2002. № 1. С. 43-45; и др.
2. Таты - самобытная народность Кавказа / Сост. М. Е. Мататов.
3. Османов А .И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70 годы ХХ в.). Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. 334 с. С. 123-130; 144-146; 157-159.
4. Ибрагимова А.Ш. Решение Дагестанским правительством экономических проблем горских евреев (1927-1930 гг.) // Тезисы докладов региональной научной конференции "История, историография и этнография горских евреев". С. 26-28.
5. Рамазанова Д.Ш. Переселение горских евреев Дагестана в 1920-1930 гг. // Вестник Поморского университета. Сер. "Гуманитарные и социальные науки". Вып. 10/2010. 2010. С. 72-80.
6. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1. Д. 4214.
7. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1. Д.1009.
8. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1. Д. 1967.
9. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1. Д. 1632.
10. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1
11. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1
12. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1
13. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1
14. ЦГА РД Ф.1-п. Оп. 1
1883. 1926. 1929. 1921. 1925.
2 февраля 2011 г.
УДК 9(С Чеч)23
ИЗ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ В 20-30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Т. У. Эльбуздукаева
История повседневности - сумма миллиардов судеб людей, живущих в далеком и близком минувшем, имеющих как общие глобальные черты, так и специфические региональные, национальные, наконец, индивидуальные. Задача - обрисовать их образ жизни в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями [1, с. 125].
Академик Ю.А. Поляков
Становление нового типа общества, которое происходило в 1920-1930-х годах, повлекло за собой коренные изменения в его социальной структуре, материальной среде обитания и духовных сферах повседневного бытия.
В связи с тем, что история повседневности советской эпохи, а именно 20-30-х годов ХХ в., стала изучаться совсем недавно, круг работ по этой теме очень ограничен. В этом отношении большой интерес представляет вышедший в 1995 г. сборник, куда вошли материалы международной конференции "Российская повседневность 1921-1941 годов: новые подходы", проходившей в августе 1994 г. на базе Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, которые охватывают
Эльбуздукаева Тамара Умаровна - кандидат исторических наук, доцент, заместитель генерального директора Национального музея Чеченской Республики, 364051, г. Грозный, ул. Путина, 19/65, e-mail: alton95@ mail.ru, т. 8(8712)295024.
различные аспекты в изучении российской повседневности данного периода: экономику, политическую конъюнктуру, частную и общественную жизнь, формирование менталитета советских граждан, формирование нового быта, статистику и т.д. [2].
К разным аспектам темы обращалась Е.А. Осокина, изучающая товарное снабжение и потребление в годы индустриализации, Н.Н. Козлова, рассматривающая процессы превращения крестьянина в городского жителя на основе анализа и интерпритации советского периода, В.С. Тяжельникова, исследующая складывание новой большевистской системы ценностей, искусство и фольклор, их трансформацию на рубеже 20-30-х годов ХХ в.
Tamara Elibuzdukaeva - Ph.D. in history, associate professor, a deputy of the general director at the National Museum Chechen Republic, 19/65 Putina Street, Grozny, 364051, e-mail: [email protected], ph. +7(8712)295024.