Научная статья на тему 'К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования'

К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Н. А.

The analysis covers the theoretical procedures in defining a social problem of applied research in terms of the subject-matter of sociology, the main sociological issues, contradictions of interactions between an individual and society, levels of a social subject and sociological knowledge, description of types and kinds of social relations and the boundaries of their development. A general theoretical algorithm has been proposed for searching a social problem in an applied sociological study of education. Рассматриваются процедуры поиска социальной проблемы исследования в контексте предмета социологии и ее главных вопросов, противоречий взаимодействия человека и общества, уровней социального субъекта и социологического знания, типов и видов социальных отношений и границ их развития. Формулируется общий алгоритм определения социальных проблем образования в прикладном социологическом исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования»

ББК 74. 04

Н.А.Матвеева

К МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

The analysis covers the theoretical procedures in defining a social problem of applied research in terms of the subject-matter of sociology, the main sociological issues, contradictions of interactions between an individual and society, levels of a social subject and sociological knowledge, description of types and kinds of social relations and the boundaries of their development. A general theoretical algorithm has been proposed for searching a social problem in an applied sociological study of education.

Социология образования находится в стадии обновления методологических оснований и определения своей предметной области в соответствии с целями развития социологической науки и реалиями системы образования. Ее актуальная задача — согласование теоретических и прикладных аспектов исследования. Заслуживает анализа процесс определения социальной проблемы в исследовании. Ввиду непрерывного реформирования системы

образования и попыток создать современный социальный механизм сохранения образовательных традиций общества это принципиально важно и в исследовательском, и в управленческом аспекте.

1. Предмет и главные вопросы социологии

Определение социальной проблемы прикладного исследования связано с осмыслением предмета социологии. Сегодня она выступает как наука о современных формах взаимодействия человека и общества [1-4]. Выделяются четыре такие формы: 1) человек осознает себя в обществе через свою принадлежность к тем или иным социальным группам; 2) человек, обозначая свой социальный статус, берет на себя определенные роли и функции, включается в социальную деятельность и социальные процессы; 3) для самоидентификации и саморазвития человек использует социальные институты; 4) человек определенным образом относится к себе, к другим людям и группам, к обществу в целом, и это отношение выражается в признании или отвержении социальных норм, ролей, форм поведения в обществе.

С учетом этих форм социальная проблема видится более рельефно. Так, поиск социальной проблемы в плоскости «Молодежь и образование» конкретизируется в вопросах: «Какие группы молодежи будут исследованы?», «Какие виды социальной деятельности молодежи необходимо проанализировать?», «В рамках какой структуры социального института образования (вуз, школа и т.п.) будет вестись наблюдение?», «Какие типы отношений предстоит выявить (конфликт, партнерство)?». Ответы на эти вопросы позволят четче сформулировать темы исследований, например: «Отношение старшеклассников к факультативным занятиям», «Организация досуга студентов в вузе», «Мотивация детей к учению в подготовительной группе детсада», «Образовательные планы выпускников средней школы» и т. д.

Помимо выявления форм взаимодействия человека и общества, важно определиться, в рамках каких главных социологических вопросов будет вестись исследование. В социологии главными проблемами мы называем те, которые описывают существование общества как социальной системы независимо от исторического времени и географического пространства, а именно: свобода, развитие, прогресс, равенство и справедливость [5-7]. Их содержание мы представляем в виде вопросов. Проблема свободы - «Как соотносятся структурированность общества и индивидуальность личности?». Проблема развития - «Как соотносятся темпы развития личности и общества?». Проблема прогресса - «В каком направлении идет развитие личности и общества?» и «Как соотносятся динамика развития личности и общества и их устойчивость, сбалансированность?». Проблема равенства и справедливости - «Как соотносятся функции общества и роли, формы поведения отдельной личности?» и «Какова мера регулирования обществом индивидуального и группового поведения?».

С учетом смысла этих главных вопросов можно глубже определить предполагаемую социальную проблему. В теме «Образовательные планы выпускников средней школы» социальная проблема приобретает различное содержание в зависимости о того, на каком главном вопросе социологии делается акцент. Если изучается соотношение индивидуальности личности и структуры общества (проблема свободы), то возможны такие варианты темы: «Образовательные планы выпускников сельской и городской школы», «Образовательные планы выпускников из полных и неполных семей» и т.п. В этом случае берется какой-либо дифференцирующий признак (типы поселения и семьи, социальное положение родителей и пр.) и анализируются возможности развития личности в условиях конкретной социальной группы.

Если изучается проблема развития, то и тема формулируется иначе: «Образовательные планы выпускников в условиях конкурса в вузы» или «Соотношение образовательных планов выпускников и возможностей приема в вузы». Акцентируется соотношение потребностей молодежи в образовании и возможностей системы образования в конкретных условиях.

Если остановиться на проблеме прогресса и соотношении динамики и устойчивости образовательных планов выпускников, то существенны будут временные различия этих

планов, и формулируются следующие темы исследований: «Образовательные планы выпускников 9 и 11 классов», «Устойчивость образовательных планов в старших классах средней школы», «Динамика ориентации выпускников средней школы на поступление в вуз» и т. п.

Проблема равенства и справедливости предполагает исследование соотношения общественных и групповых, общественных и личных потребностей. В связи с новым аспектом социальной проблемы представляют интерес следующие темы исследования: «Соотношение личного и общественного в образовательных планах выпускников средних школ», «Влияние семьи на формирование образовательных планов выпускников средних школ», «Отношение выпускников средних школ к платному образованию» и т.п.

Рассмотренный пример показывает, что наложение главных проблем социологии на предполагаемую тему исследования позволяет выявить новые аспекты социальной проблемы, углубить, конкретизировать ее, расширить возможности социологического анализа системы образования.

2. Противоречия взаимодействия человека и общества

Прикладное исследование предполагает выявление возможностей решения социальной проблемы, поэтому сама ее формулировка должна указывать на противоречие, которое планируется решить с помощью исследования [8, 9].

Основные противоречия взаимодействия человека и общества можно выразить следующим образом. Общественные потребности опережают развитие социальных институтов, призванных их удовлетворять. Например, потребности общества в специалистах, качествах современной личности опережают развитие структуры и, тем более, содержание системы образования. Материальная и содержательная стороны любого социального института не совпадают по уровню и темпам своего развития. Более подвижна и подвержена изменениям материальная структура социального института: легче сменить статус школы на лицей, института — на университет, чем изменить содержание и качество образования.

В обществе существуют противоречия по поводу пользования социальными институтами. Социальные институты созданы для реализации общественных потребностей, т.е. для сохранения общества как целостной социальной системы, но пользуются ими, во-первых, отдельные личности, во-вторых, выборочно социальные группы и, в-третьих, организации, представляющие другие социальные институты. Общественные потребности могут подменяться индивидуальными или групповыми интересами. Персонализация образования, социальная селекция, коммерциализация образования — типичные примеры проявления этих противоречий в современном российском обществе.

Названные противоречия характеризуют существование социальной системы общества. С развитием человека и общества меняются формы этих противоречий, значит, в определении социальной проблемы в прикладном исследовании важно решить, к содержанию какого противоречия оно будет направлено, а результаты исследования проявят его форму.

В связи с этим разберем очередной пример. Признание необходимости совершенствования качества среднего образования ведет к выдвижению следующей темы исследования: «Отношение старшеклассников к факультативным занятиям в школе». Исходя из названных противоречий, выделяются несколько аспектов проблемы: осознание старшеклассниками общественной значимости факультативных занятий (противоречие развития общественных потребностей); возможность организации факультативов в школе (противоречия в развития социального института); личная заинтересованность старшеклассников в таких занятиях (противоречие использования личностью социального института); отношение родителей к факультативным занятиям детей (противоречие использования социальной группой социального института); заинтересованность деятелей науки, искусства, церкви в организации факультативных занятий (противоречие использования данного социального института организациями, представляющими другие социальные институты).

Каждый из этих аспектов может стать темой самостоятельного прикладного исследования. Но даже если оставаться в рамках первоначальной темы, предварительный анализ основных противоречий взаимодействия человека и общества важен для разработки программы исследования, содержания гипотез, точного инструментария, обеспечения качества результатов исследования и определения путей практического решения социальной проблемы.

3. Уровни социального субъекта и социологического знания

Принципиальным является вопрос о единице измерения, «атоме» общества. Таким «атомом» выступает социальный субъект [1, 2, 10, 11], в роли которого могут выступать и отдельная личность, и социальная группа, и общество в целом, но любой из этих уровней должен отвечать определенным условиям. Личность, группа, общество выступают социальными субъектами, когда способны изменять себя, обстоятельства своей жизни, ближайшую социальную среду и влиять на общество как социальную систему. С таких позиций можно изучать все реально существующие в обществе элементы, отношения, связи и процессы, а предметом исследования становится социальная активность, возможность проявить свою социальную субъектность, продемонстрировать свои жизненные силы, способность к жиз-неосуществлению. Это относится как к отдельной личности, так и к социальной группе и всему обществу. Такая характеристика социального субъекта выводит анализ социальных проблем образования в прикладном исследовании на качественно более высокий уровень.

Во-первых, можно изучать эти проблемы в динамике, исследуя поведение субъекта и его трансформацию. Тогда тема исследования формулируется конкретнее: не «Женщина и образование», а «Динамика образовательных ориентаций женщин в условиях рынка» или «Фактор образования для трудовой карьеры женщины в сфере предпринимательства» и т.п.

Во-вторых, такое понимание социального субъекта позволяет формулировать и анализировать социальную проблему на различных уровнях социологического знания. В частности, тему «Образование как фактор трудовой карьеры женщины в условиях развития предпринимательства» можно раскрыть на нескольких уровнях: микросоциологии («Личная трудовая карьера женщины»); макросоциологии («Социальные последствия феминизации образования в современном российском обществе»); в рамках теорий среднего уровня («Динамика взаимоотношения полов в условиях становления рынка образования и труда»).

Выбор уровня социального субъекта и, соответственно, уровня социологического знания уточняет определение социальной проблемы и методы сбора данных в исследовании. В развернутом виде это преимущество проявится, если социолог предварительно определит типы и виды социальных отношений и их границы, в которых лежит изучаемая проблема.

4. Типы и виды социальных отношений

В социологии выделяются первичные социальные отношения владения, пользования, потребления, присвоения, распоряжения и распределения [10-13]. Степень их реализации служит оценкой уровня развития социальной субъектности личности, группы, общества. Исследуя социальную субъектность человека в сфере образования, недостаточно выявить только уровень его образования. Важно измерить, какими физическими, психическими и социальными возможностями он владеет для получения образования, как ими пользуется, насколько заинтересован в получении знаний и готов их усвоить, как распределяет усилия в процессе обучения и распоряжается полученным образованием.

Каждый тип отношений может стать предметом исследования. Так, в рамках проблемы профориентации выпускников школ возможно исследование разных типов отношений: присвоения — «Престиж профессий в оценке выпускников»; владения — «Влияние состояние здоровья выпускников на выбор профессии»; пользования — «Семейная преемственность в выборе профессии выпускниками»; потребления — «Успеваемость выпускников как фактор выбора профессии»; распределения — «Выбор форм профессионального образования выпускниками»; распоряжения — «Профессия в системе ценностей выпускников».

Все виды отношений проявляются в разных сферах общественной жизни. По этим сферам мы определяем пять видов социальных отношений. Социально-биологические — по поводу продолжения человеческого рода и поддержания организма человека. Социальнодемографические — в связи с необходимостью людей проживать совместно: на одной территории, в семье, коллективе. Социально-экономические — по поводу производства, распределения, потребления материальных ресурсов. Социально-политические — по поводу завоевания и удержания государственной власти. Социокультурные отношения отвечают за воспроизводство и развитие духовных ценностей в обществе посредством культуры, образования, религии, науки.

Социальная проблема определяется в зависимости от того, какой из видов социальных отношений планируется изучать. Так, в проблематике комплексного исследования по теме «Профессиональная ориентация выпускников сельских школ» можно выделить несколько аспектов. В рамках социально-биологических отношений целесообразно обратить внимание на связь состояния здоровья выпускников и планируемой специальности. Исследуя социально-демографические отношения, важно вскрыть специфику региона, типа поселения, типа семьи, отношений в школьном коллективе при формировании социальной установки выпускника школы на профессию. Анализ социально-экономических отношений в процессе профессиональной ориентации выпускников сельских школ предполагает исследование прежде всего материальных возможностей семьи для получения желаемой специальности, отношения молодежи к платному образованию, ориентации выпускников на возможность самим заработать на образование. В аспекте социально-политических отношений тема нацелена на престиж профессий с позиции обладания властью, ориентации на законные источники дохода и легальные способы получения специальности. Социокультурный аспект состоит в изучении места профессии в системе ценностей молодежи, качества желаемого образования, ориентации молодежи на самовыражение в будущей профессиональной деятельности.

При таком разнообразии социальных аспектов работа по определению социальной проблемы образования в прикладном исследовании должна быть направлена не на поиск многого, а на углубление понимания конкретной образовательной ситуации сквозь призму характеристики типов и видов социальных отношений. Чтобы осуществить это, необходимо знать границы, в рамках которых развивается данный вид или тип отношений.

5. Границы развития социальных отношений

Все типы и виды социальных отношений помещаются в границах, определяющих диалектику развития любого социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом). В социологии предпринимаются попытки их анализировать [14].

Можно выделить четыре основные плоскости развития социальных отношений. Пределами первой являются знание — незнание. Диалектика развития такова: чем больше объем знания, тем больше пространство незнания, и, следовательно, тем больше возможностей для социального субъекта расширять свои жизненные силы. Вторая плоскость отношений лежит в границах решение проблем — воспроизводство проблем. В данном случае отношения подчиняются закономерности: чем больше проблем социальный субъект решает, тем больше появляется новых, но количество вариантов их решения увеличивается. Третья плоскость ограничена диалектической парой свобода — несвобода. Свобода выступает ни чем иным, как осознанием своих жизненных сил, пределов своих возможностей в конкретных условиях, т.е. осознанием своей несвободы. И наоборот, несвобода социальных отношений подразумевает свободное действие социальных субъектов с позиции имеющихся у них жизненных сил. Четвертая плоскость ограничена понятиями равенство — неравенство. Закономерность развития субъектов здесь такова: у каждого есть свой шанс, но не всякий его видит или может использовать. Равенство субъектов выступает как потенция общественного развития, реально же социальные отношения развиваются по принципу урегулирования неравенства.

Границы социальных отношений всякий раз выступают не преградой развития социального субъекта, а его предпосылкой, основой. Эта принципиально важно для определения социальной проблемы образования в прикладном исследовании. В теме «Образовательные планы выпускников средних школ» можно выявить разные аспекты на основе понимания границ социальных отношений. Основными среди них будут информированность выпускников (знание — незнание); наличие запасных вариантов образовательного поведения (решение и воспроизводство проблем); самооценки своих жизненных сил (свобода — несвобода); социальные факторы формирования образовательных планов (равенство — неравенство).

Какой бы аспект проблемы ни был избран, важно акцентировать внимание на деятельности исследуемого субъекта, в приведенном выше примере — на активности выпускников школ. Насколько социальный субъект ощущает и использует границы социальных отношений, настолько он за счет этого расширяет свое жизненное пространство. Вот что становится предметом прикладного социологического исследования, основой анализа эмпирических данных и теоретических изысканий и управленческих решений в сфере образования.

6. Выводы

Образование является нелинейной, самоорганизующейся социальной системой. Она не является вторичной по отношению к производственным отношениям и социальной структуре общества. Отражая социальные проблемы всех сфер общественной жизни, образование воспроизводит специфику своих границ, связей, функций, отношений, противоречий. Образование развивается как полисубъектная система, что и обеспечивает ее целостность, способность к самоорганизации независимо от характера и темпов общественных преобразований. С этих позиций социальные проблемы образования — не повод для беспрерывного реформирования его структуры, а предмет паритетного взаимодействия социальных субъектов в сфере образования, предпосылка качественного изменения состояния системы.

Можно предложить общий алгоритм поиска социальной проблемы в прикладном исследовании. Для выявления, формулировки и определения способов ее описания следует:

— решить, какие формы взаимодействия человека и общества будут изучены;

— выбрать главные вопросы социологии, в рамках которых будет решаться конкретная социальная проблема образования;

— обозначить общие противоречия взаимодействия человека и общества, в пределах которых предполагается исследовать социальные противоречия частного порядка;

— решить, какие уровни социальных субъектов образования будут изучены;

— определить первичные социальные отношения, лежащие в основе изучаемой проблемы;

— уточнить, какие сферы общественной жизни влияют на изучаемую проблему;

— обозначить границы и типы социальных отношений, в которых развивается субъект.

Такой подход позволит моделировать и прогнозировать социальные проблемы образования и, следовательно, не доводить их развитие до катастрофического состояния, отмечаемого на рубеже ХХ-ХХ1 веков в системе образования России.

1. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. 560 с.

2. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., 1995. 317 с.

3. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичева. М., 1996. 461 с.

4. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1998. 527 с.

5. Социология на пороге XXI века / Под ред. С.И.Григорьева, Ж.Коэнен-Хуттера. М., 1999. 272 с.

6. Матвеева Н.А. Социология образования как отрасль виталистской социологии // Неклассическая социология в современной России. Москва - Барнаул, 2003. С. 161-170.

7. Социокультурные основания качества университетского социогуманитарного образования в России рубежа ХХ-ХХ1 веков. Барнаул — Москва, 2003. С.5.

8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. 386 с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. 450 с.

10. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. Барнаул, 2000. 208 с.

11. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000. 159 с.

12. Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека: В 3 т. Барнаул, 1999.

13. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции / Под ред. С.И.Григорьева, Л.Д.Деминой. М., 2000. 242 с.

14. Мюнх Р. Социологический анализ новой диалектики и динамики развития глобального информационного общества // Социология на пороге XXI века. М., 1999. С.51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.