М. В. Сальникова
К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В МУЗЫКЕ
Работа представлена кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Л. П. Казанцева
В статье освещаются вопросы методологии исследования темперамента как музыкальнохудожественного феномена. Природа последнего сложна и включает психологическую, эстетическую и специфическую музыкально-художественную составляющие. Это обусловливает комплексную методологию исследования, объединяющую достижения психологии, эстетики искусства и музыкознания.
The article covers the questions of research methodology on temperament as a musical and art phenomenon. The nature of the latter is complex and includes psychological, aesthetic and specific musical and art components. This justifies a complex research methodology combining achievements of psychology, art aesthetics and musical knowledge.
В музыкознании последних десятилетий заметен существенный исследовательский интерес к человеку, его психологии, причем в связи как с проблемами творчества в различных видах музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, слушательской), так и с отображением психологических особенностей личности в художественных опусах. Свидетельством тому являются работы отечественных (М. Блинова, А. Евдокимова, Л. Казанцева, Д. Кирнарская, В. Медушевский, Е. На-зайкинский, Г. Орлов, М. Смирнов, В. Хо-лопова) и зарубежных (Р. К^у, I. Fynagy, К. Magdics) исследователей, где названные аспекты получают серьезное музыковедческое осмысление.
В круг обозначенной выше актуальной музыковедческой проблематики попадает и тема «Темперамент как музыкально-художественный феномен», предметом которой является темперамент, художественно воплощенный в музыке. Названная тема не получила пока своего обстоятельного ос -вещения на современном уровне музыковедческого осмысления. Вместе с тем она оказывается созвучной не только сегодняшнему направлению исследовательских интересов, но и творческим поискам композиторов. Поэтому изучение ее правомерно расценить как своевременное, актуальное. При этом в силу научной новизны и неизу-ченности вопроса необходимым представляется прежде всего разработать методологию исследования музыкально-художе-стеенного бытия темперамента, на вопросах которой мы и сосредоточим внимание в данной статье.
Сложная природа темперамента как музыкально-художественного феномена включает психологическую, эстетическую и специфическую музыкально-художественную составляющие. Это обусловлива-ет, на наш взгляд, комплексную методологию исследования. Основой последней видится межнаучный синтез, объединяющий достижения психологии, эстетики искусст-
ва и музыкознания. Вместе с тем методология исследования может опереться и на системный подход в вопросах, связанных, во-первых, с темпераментом человека и, во-вторых, со структурой содержания музыкального произведения, которые видятся как сложно организованные системы.
Психологические концепции темперамента призваны помочь уяснить, что есть темперамент как психологическая особенность личности, каковы его свойства, структура и типология. Опорой здесь могут служить работы Б. Теплова, С. Рубинштейна, В. Не-былицына, Г. Айзенка, Я. Стреляу, В. Мерлина, П. Симонова, А. Асмолова, В. Руса-лова и других авторов.
Уяснив психологические основы темперамента, необходимо выявить эстетические закономерности бытия темперамента в музыке, ответив на вопросы: чем различаются «жизненный» и «художественный» темпераменты, как интерпретируется один и тот же тип темперамента в музыке разных композиторов (в том числе разных эпох) или в разных опусах одного композитора, как эстетически преподносится темперамент (идеализируется, подается сквозь призму комического и т. д.), как моделируется динамика психических процессов в связи со спецификой организации формы (композиции) музыкального произведения.
Разрешению перечисленных вопросов, думается, может способствовать привлечение трудов по вопросам эстетики искусства Ю. Борева, В. Бычкова, Л. Выготского, О. Кривцуна, Ю. Лотмана, И. Малышева, основополагающих теоретических положений Э. Курта и Б. Асафьева, разработок музыковедов по вопросам психологии музыкального восприятия, художественного воздействия музыки, музыкального содержания, музыкальной формы (В. Бобровского, Е. Назайкинского, В. Медушевского, Л. Казанцевой, В. Холоповой). Определенный вклад в разработку методологии исследования темперамента как музыкально-художественного феномена способны внести
также тонкие и меткие наблюдения философов и деятелей искусства на сложное взаимодействие жизненных и художественных реалий в искусстве.
Для исследования специфической музыкально-художестве мной составляющей темперамента целесообразным представляется применить как теоретический, так и исторический подходы. Рассмотрению теоретических аспектов собственно музыкального бытия темперамента может способствовать концепция музыкального содержания Л. Казанцевой 1 . Применение этой концепции позволяет раскрыть важнейшие стороны феномена: каким образом в композиторском опусе запечатлевается темперамент и как последний функционирует на разных уровнях музыкального содержания (тона, средств музыкальной выразительности, интонации, образа, драматургии, темы и идеи, авторского начала).
Другую грань феномена позволит вскрыть применение исторического подхода. Последний может опереться на представления об основных эпохах европейской профессиональной музыки Нового времени (ХУП-ХХ вв.): барокко, предклассиче-ской и классической музыки, романтизма и XX в. Здесь основой становится музыкально-историческая модель, разработанная В. Холоповой2 и Ю. Кудряшовым3. Кроме того, определенную помощь окажут тут, несомненно, работы, освещающие различные художественно- исторические этапы музыки (книги по музыкальной эстетике Д. Золтаи, В. Шестакова, исследования М. Лобановой о западноевропейском музыкальном барокко, Л. Кириллиной о классическом стиле и т.п.). Отметим, что указанные временные рамки охватывают период, когда в музыкальном искусстве в полной мере проявилось стремление к многогранному художественному запечатлению человеческой личности, и в частности темперамента.
Важнейшим методологическим требованием является соответствующий исследу-
емому феномену выбор музыкального материала. Для раскрытия интересующей нас научной темы, несомненно, потребуется осмысление того пласта музыки, где воплощение темперамента приобретает статус художественной темы произведения. Таковы, например, струнная Трио-соната c-moll «Разговор сангвиника с меланхоликом» К. Ф. Э. Баха, вальс «Сангвиники» И. Штрауса-сына, Вторая симфония К. Нильсена «Четыре темперамента», Тема и четыре вариации для фортепиано и струнных «Четыре темперамента» П. Хиндемита, «Temperamento (импульсы)» для струнного квинтета и том-томов Б. Франкштей-на, Трио для скрипки, тромбона и фортепиано «Темпераменты» В. Успенского и другие подобные опусы, а также многочисленные музыкальные «Меланхолии» и произведения, имеющие авторские ремарки типа «меланхолично», «с меланхолией» (Д. Готье, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, Ант. Рубинштейна, П. Чайковского, Э. Изаи, Ф. Пуленка, Э. Раутаваары и других авторов). Кроме того, помимо непосредственно апеллирующих к музыкальному запечатлению темперамента сочинений, названный феномен может и должен рассматриваться и в других произведениях, где он также получает свое музыкальное воплощение, но не обозначается композиторами как специальное художественное задание.
Итак, мы кратко изложили основные аспекты методологии исследования темперамента как музыкально-художественного феномена. Как представляется, фундаментом ее может служить комплексный подход, обусловленный сложной природой феномена и опирающийся на синтез современных достижений психологии, эстетики искусства и музыкознания. Многоаспектности и целостности освещения проблем темперамента как музыкально-художественного феномена, несомненно, будет способствовать применение теоретического и истори -ческого исследовательских подходов.
1 Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учеб. пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел»; ООО «Астраханьгазпром», 2001.
2 Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г., Москва. М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С. 55-76.
3 Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХУ11-ХХ вв.: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2006.