Научная статья на тему 'К методологии исследования кооперации как социального института: достижения и перспективы'

К методологии исследования кооперации как социального института: достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
731
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ КООПЕРАЦИИ / COOPERATION / COOPERATIVES / INTERACTION / COLLABORATION / SOCIAL MOVEMENT / SOCIAL ACTION / SOCIAL INSTITUTION / INSTITUTIONALIZATION / RELATIVE DEPRIVATION / SYSTEMS THEORY / SOCIALLY RESPONSIBLE ECONOMY / SOCIAL MISSION OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хабаху Светлана Николаевна

В статье дается определение понятий «кооперация» и «кооператив» с точки зрения ряда гуманитарных и естественно-научных дисциплин: социологии, философии, истории, психологии, экономики. Общей сущностной характеристикой многообразных трактовок сложных общественных отношений, обозначенных термином «кооперация», является процесс взаимодействия, сотрудничества, объединения усилий, направленных на достижение коллективных целей. Кооперация, будучи одной из форм взаимодействия, выступает мощным фактором сплочения группы, стимулирует чувство взаимопомощи и коллективизма, усиливает коммуникационные процессы среди участников кооперации, способствует формированию коллективных представлений, норм и ценностей, создает определенный социально-психологический климат, повышает уровень инкорпоративности социальной группы, заключающейся в ее способности привлекать новых членов с предоставлением им равных прав и возможностей для достижения цели, усиливает внешнюю конкурентоспособность группы. Впервые в рамках комплексного социологического исследования института кооперации при описании социальных мотивов сотрудничества предлагается использовать разработанные в социальной психологии теории относительной депривации, кооперации и конкуренции М. Дойча, а также типологию кооперации Р. Нисбетта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To cooperation research methodology as a social institution: achievements and prospects

The study defines the concepts of cooperation and cooperatives in terms of humanities and natural sciences such as sociology, philosophy, history, psychology, and economics. The common characteristic of the diverse interpretations of the difficult public relations designated by the term ‘cooperation’ is the process of interaction, collaboration, and working together to achieve collective goals. Being a form of interaction, cooperation is a powerful factor in the group cohesion, stimulates solidarity and community spirit, intensifies communication process among cooperation members, and develops collective views, standards, and values. Besides, cooperation creates a particular social and psychological environment and develops the ability of the social group to attract new members and provide them with equal rights and opportunities for goal achievement. Moreover, it enhances the competitiveness of the group in general. In the context of the integrated sociological research on the institution of cooperation, the author first proposes to use the theories of relative deprivation, cooperation and competition by M. Deutsch and the classification of cooperation by R. Nisbett developed within social psychology in order to describe social motives of cooperation.

Текст научной работы на тему «К методологии исследования кооперации как социального института: достижения и перспективы»

УДК 334.7.01:316.334.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.9

Хабаху Светлана Николаевна

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой инженерно-технологических дисциплин и управления на предприятиях НГК Кубанского социально-экономического института

К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КООПЕРАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Khabakhu Svetlana Nikolaevna

PhD in Economics, Associate Professor, Head of Engineering, Technology and Oil and Gas Company Management Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies

TO COOPERATION RESEARCH METHODOLOGY AS A SOCIAL INSTITUTION: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS

Аннотация:

В статье дается определение понятий «кооперация» и «кооператив» с точки зрения ряда гуманитарных и естественно-научных дисциплин: социологии, философии, истории, психологии, экономики. Общей сущностной характеристикой многообразных трактовок сложных общественных отношений, обозначенных термином «кооперация», является процесс взаимодействия, сотрудничества, объединения усилий, направленных на достижение коллективных целей. Кооперация, будучи одной из форм взаимодействия, выступает мощным фактором сплочения группы, стимулирует чувство взаимопомощи и коллективизма, усиливает коммуникационные процессы среди участников кооперации, способствует формированию коллективных представлений, норм и ценностей, создает определенный социально-психологический климат, повышает уровень инкорпоративности социальной группы, заключающейся в ее способности привлекать новых членов с предоставлением им равных прав и возможностей для достижения цели, усиливает внешнюю конкурентоспособность группы. Впервые в рамках комплексного социологического исследования института кооперации при описании социальных мотивов сотрудничества предлагается использовать разработанные в социальной психологии теории относительной депривации, кооперации и конкуренции М. Дойча, а также типологию кооперации Р. Нисбетта.

Ключевые слова:

кооперация, кооперативы, взаимодействие, сотрудничество, социальное движение, социальное действие, социальный институт, институцио-нализация, относительная депривация, теория систем, социально ориентированная экономика, социальная миссия кооперации.

Summary:

The study defines the concepts of cooperation and cooperatives in terms of humanities and natural sciences such as sociology, philosophy, history, psychology, and economics. The common characteristic of the diverse interpretations of the difficult public relations designated by the term 'cooperation' is the process of interaction, collaboration, and working together to achieve collective goals. Being a form of interaction, cooperation is a powerful factor in the group cohesion, stimulates solidarity and community spirit, intensifies communication process among cooperation members, and develops collective views, standards, and values. Besides, cooperation creates a particular social and psychological environment and develops the ability of the social group to attract new members and provide them with equal rights and opportunities for goal achievement. Moreover, it enhances the competitiveness of the group in general. In the context of the integrated sociological research on the institution of cooperation, the author first proposes to use the theories of relative deprivation, cooperation and competition by M. Deutsch and the classification of cooperation by R. Nisbett developed within social psychology in order to describe social motives of cooperation.

Keywords:

cooperation, cooperatives, interaction, collaboration, social movement, social action, social institution, insti-tutionalization, relative deprivation, systems theory, socially responsible economy, social mission of cooperation.

Заимствованное из западноевропейских языков слово «кооперация» в рамках экономической науки используется в двух значениях: как особая форма организации труда и как форма предприятия. В первом случае кооперация характеризуется как «универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства... партнеров, основанная на сотрудничестве», которое может выражаться в распределении продукции, взаимных гарантиях рисков, защите инвестиций и коммерческих секретов [1, а 338]. Известна и трактовка рассматриваемой категории как «содействия, в результате которого две взаимодействующие системы или более извлекают обоюдную пользу». При этом делается акцент на преимуществах подобного содействия, содержащего огромный потенциал экономического роста, базирующегося на объединении финансовых и материальных возможностей организаций, что ведет к оптимизации производства посредством совершенствования организационно-управленческих структур [2, а 258].

Во втором случае, опираясь на законодательную базу, экономическая наука определяет кооперацию как особую форму предприятия, коммерческую или некоммерческую организацию «в

форме юридического лица» [3]. В данном контексте термин «кооперация» приобретает синонимичное значение со словом «кооператив». Последние могут создаваться в сельском хозяйстве, всех отраслях промышленного производства, строительстве, на транспорте, в сферах общественного питания, разных платных услуг, при любых видах деятельности, не запрещенных законодательством, на основе устава. Подразделяясь на две большие группы (производственные и потребительские), кооперативы, базирующиеся на личном трудовом или финансовом участии их членов, удовлетворяют разнообразные потребности как своих соучастников, так и остальных граждан [4].

В обоих случаях ключевое значение слова «кооперация» указывает на совместное участие людей не только в труде, но и в организации производства и управлении. Эта двуединая сущность кооперации зафиксирована и в определении в Советском энциклопедическом словаре, содержащем следующую трактовку: форма «организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда». Таким образом, термин принимает значение «кооперация труда». В том же источнике кооператив представлен и как «совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, служащих, мелких производителей, в том числе крестьян, для достижения общих целей в разных областях экономической деятельности» [5, с. 634]. Это фактически подразумевает разнообразные формы кооперативов: производственные, жилищные, потребительские, сбытовые, снабженческие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные, садоводческие, промысловые и др.

Основным условием кооперации является соблюдение ее участниками классических организационно-экономических принципов, к которым относятся:

1) принцип равного представительства, выраженный формулой «один человек - один голос», «одна акция - один голос» или «один пай - один голос»;

2) принцип личного трудового либо финансового участия, воплощенный в схеме «работник - инвестор»;

3) принцип пропорционального распределения доходов по вкладу [6].

Таким образом, определение кооперации с точки зрения экономической науки позволяет исследовать организационно-экономические основы функционирования кооперативов и их формы в разных отраслях хозяйства. Весьма схожая трактовка представлена в рамках исторической науки: «планомерное совместное участие большого числа людей в каком-либо виде деятельности или связанных между собой в процессе труда» и «добровольное объединение людей, внесших материальные (например, орудия производства) или денежные средства (паевые взносы) для совместной хозяйственной деятельности» [7, с. 245].

В психологии кооперация трактуется как «одна из основных форм организации межличностного взаимодействия», которая характеризуется «объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей» [8]. Типология кооперации Р. Нисбетта, различавшего в психологии автоматическую, традиционную, спонтанную, директивную формы в работе социологического характера, может создать теоретическую основу для исследования исторических видов кооперации и социально детерминированных мотивов ее участников.

Например, автоматическая форма кооперации, существующая на инстинктивно-биологическом уровне, связанная с тайной организацией, вызванная борьбой за выживание и необходимостью обеспечения безопасности потомства, определяемая во многом сексуальным поведением и другими первичными физиологическими потребностями, в историческом контексте соответствует примитивной первобытно-общинной кооперации. Традиционная кооперация, сложившаяся под влиянием социальных норм, навыков человеческого общежития, традиций и обычаев, характерна для соседской (территориальной) крестьянской общины, просуществовавшей в России вплоть до начала XX в. Директивная форма, при которой определяющим условием является отсутствие добровольности участия, имела место в советский период отечественной истории. Контрактная форма, основанная на объединении индивидуальных интересов на базе формальных и неформальных соглашений, более всего сопоставима с современной кооперацией. Спонтанную кооперацию, возникающую под влиянием чувств симпатии, любви, дружелюбия, можно считать ситуативной, имеющей место в разные исторические этапы в социальных группах того или иного масштаба [9].

В любом случае кооперация, являясь одной из форм взаимодействия, выступает мощным фактором сплочения группы, стимулирует чувство взаимопомощи и коллективизма, усиливает коммуникационные процессы среди участников кооперации, способствует формированию коллективных представлений, норм и ценностей, создает определенный социально-психологический климат, повышает уровень инкорпоративности социальной группы, заключающейся в ее способности привлекать новых членов с предоставлением им равных прав и возможностей для

достижения цели, усиливает внешнюю конкурентоспособность группы. Таким образом, кооперация, ведущим социальным мотивом которой выступает сотрудничество, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с противоположной формой взаимодействия - конкуренцией. М. Дойч - автор теории кооперации и конкуренции - в ходе многочисленных демонстрационных экспериментов подтвердил социально-психологические преимущества кооперации [10].

В широком философском смысле кооперация понимается как «сотрудничество, взаимодействие людей в процессе их деятельности», дающее многократное «умножение человеческих сил». Человеческая кооперация не ограничивается непосредственной коллективностью в ходе простого сложения усилий, но и создает условия для сложных сочетаний «разных одновременных и разновременных действий». Оказываясь соединением «живых» усилий людей и предметных средств их деятельности, кооперация ведет к обогащению человеческого опыта. Представляя собой сложные общественные отношения, кооперирование, объединение дополняют разделение и одновременно противостоят ему. Таким образом, кооперация и раздельность являются сторонами одного и того же процесса. Взаимопредполагая друг друга, они указывают на дискретность и континуальность социального действия, поддерживая его непрерывность при воспроизводстве и развитии многообразных рождающихся во времени, разворачивающихся в пространстве сочетаний и форм деятельности. Социальная ценность кооперирования тем выше, чем «меньше эффект деятельности зависит от количества людей, собранных в одном месте». В этом смысле кооперация может рассматриваться как потенциальный источник индивидуальной творческой активности, разворачивающейся в разных точках социального пространства [11].

Социология, аккумулируя имеющиеся в рамках гуманитарных наук представления о кооперации, определяет ее как «совместную деятельность по достижению желаемой цели». В данном случае обращается внимание на парадоксальность взаимодействия, поскольку сотрудничество в некоторой степени может иметь место и среди втянутых во взаимный конфликт для его поддержания. Поэтому широкое распространение кооперации в социальных организациях и обществах не содержит ответа на вопрос, «что именно - кооперация или конкуренция - является решающим социальным скреплением общества». Таким образом, первое определение кооперации оставляет открытым вопрос о мотивах взаимодействия.

Во втором значении кооперация имеет большую определенность, так как подразумевает «организацию производителей или потребителей, характеризующуюся скорее отношениями сотрудничества между их членами, чем отношениями капиталистической конкуренции» и начинает свой отсчет от создания первых кооперативов, возникших на основе социалистических идей Р. Оуэна [12, с. 330-331]. Кооперативы при этом понимаются как «добровольные организации, характеризующиеся отсутствием выраженной формы собственности и принадлежностью их членов к классу, инвестирующему капитал». Они находятся в совместном владении своих членов, полностью или частично их финансирующих и определяющих их политику [13].

Таким образом, социологическое определение кооперации в философском плане отражает онтологическую сложность процессов взаимодействия, а в историческом контексте - конкретные формы этого взаимодействия (кооперативы) в рамках экономической подсистемы общества.

В Декларации о кооперативной идентичности, принятой на XXXI Конгрессе Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г., кооператив трактуется как «автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся в целях удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемой организации, находящейся в совместном владении» [14].

Это определение позволяет исследовать социально-экономическую сущность кооперативов, в частности социальный состав их членов, а также конкретные формы объединения кооперативов по отраслям хозяйства (производственная, торговая, сельскохозяйственная, строительная, транспортная кооперация); их целевому назначению (потребительская, жилищная, кредитная, страховая); территории деятельности (городская, сельская, районная, краевая, республиканская, национальная), а в рамках Международного кооперативного движения - дает возможность характеризовать особенности кооперативных организаций отдельных стран и континентов. Кроме этого, приведенное толкование дает инструментальное основание для анализа общих кооперативных ценностей и принципов, лежащих в основе добровольного объединения участников кооперации, правового и организационного регламента кооперации и реализации ею социальных функций.

Ссылки:

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., 2010.

2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2008.

3. Там же.

4. Там же. С. 257.

5. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.

6. Кооперация [Электронный ресурс] // Фокин Н.И. Экономика: В начале было Слово. URL: http://dictionary-econom-ics.ru/word/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1 %80%D0%B0%D1 %86%D0%B8%D1 %8F (дата обращения: 02.11.2017).

7. Орлов А.С., Георгиев Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. М., 2014.

8. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. М., 1998.

9. Ross L., Nisbett R.E. The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology. L., 2011.

10. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). Воронеж, 2005 ; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2015 ; The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice / ed. by P.T. Coleman, M. Deutsch, E.C. Mareus. 3rd ed. San Francisco, 2014.

11. Каковы основные формы кооперации? [Электронный ресурс]. URL: http://www.genon.ru/Get-Answer.aspx?qid=029757f9-1e45-4cc1-88d8-3e1447926848 (дата обращения: 02.11.2017).

12. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. Т. I. М., 1999.

13. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / пер. с англ. И.Г. Ясавеева. М., 2004. С. 130.

14. Теплова Л.Е. Экономическая теория [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchebnik-online.com/123/742.html (дата обращения: 02.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.