Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э.Г. Федорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 614.1-053.2:[в14.78:вв

К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Э. Г. Федорова

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей, Москва

В последнее время ученые многих стран, в том числе и советские гигиенисты и клиницисты, обращаются к изучению здоровья населения, проживающего в промышленных городах и районах.

Изучая состояние здоровья детей раннего возраста в условиях города с химической промышленностью, мы стремимся проанализировать влияние социально-гигиенических факторов на здоровье детей в этих условиях.

Мы изучали состояние здоровья детей, проживающих в городе с развитой химической промышленностью. Для контроля обследована группа детей одного из районов того же города, в котором состав атмосферы соответствовал гигиеническим нормативам. В процессе работы стала очевидной необходимость создания второго контроля—группы детей, живущих в городе, не имеющем химической промышленности.

Для исследования были отобраны дети, родившиеся и прожившие полные 3 года в каждом из исследуемых районов. Работа проводилась на протяжении 3 лет. Изучены показатели по соотвестствующим возрастным группам (дети одного года рождения). Это позволило выявить различия в уровне и структуре заболеваемости, отклонения в физическом развитии в пределах каждого возрастного периода и учесть полученные данные при планировании дифференцированных мероприятий в борьбе за укрепление здоровья детей. Кроме того, мы попытались дать комплексную характеристику здоровью групп детей за 3 года в целом.

Изучение состояния здоровья детей мы проводили по двум основным показателям: заболеваемость детей и их физическое развитие. Как показывают предыдущие исследования, влияние загрязненного воздуха наиболее сказывается на заболеваниях дыхательных органов. Мы учитывали все заболевания верхних дыхательных путей, отмеченные у детей контрольной и опытной групп.

Общая характеристика заболеваемости рассмотрена по группам в зависимости от кратности заболеваний: 1-я группа — дети не болевшие (ни разу в течение года), 2-я— эпизодически болевшие (1—3 раза в год), 3-я— часто болевшие (более 4 раз в год). Кроме того, мы изучили уровень заболеваемости (на 1000 детей).

Физическое развитие, являясь одним из основных факторов здоровья детей, вместе с тем служит фундаментом для индивидуальной характеристики различных отклонений в жизнедеятельности организма, особенно в период его роста и формирования.

Из многочисленных схем индивидуальной оценки физического развития ребенка наиболее рациональной нам представляется схема В. Г. Вла-стовского, в основу оценки которой положена «гармония соотносительного развития всех тотальных размеров тела, свойственная каждой возрастно-половой и ростовой группе».

ЪТ

Общей характеристике физического развития ребенка мы давали качественную оценку: высокое (выше нормы), нормальное (хорошее) и неудовлетворительное (общее физическое отставание и атипичное физическое развитие с дисгармонией роста, веса, окружности грудной клетки).

Физическое развитие мы оценивали индивидуально, сравнивая его в каждом отдельном случае со стандартами физического развития по возрасту, а также изучали динамику изменения у одного и того же ребенка на протяжении ряда лет. Такое динамическое сравнение поможет выявить индивидуальные отклонения в физическом развитии ребенка, влияние факторов медицинского обслуживания, внешней среды и воспитания.

Статистическая разработка материала велась методом вариационной статистики с вычислением М, о, т и сравнением результатов по группам.

Распределение детей по физическому развитию в различных группах выражалось в процентах, особенности этого распределения и его достоверность определялись методом х-квадрат.

Однако качественные оценки физического развития и заболеваемости, взятые отдельно, не могут дать полную характеристику здоровья. Поэтому в работе мы использовали применительно к детскому возрасту схему комплексной оценки физического развития и заболеваемости, впервые примененную В. М. Сомовым при изучении здоровья рабочих промышленного предприятия и выраженную в виде интегрального показателя «физическое состояние». В основу данной разработки положен метод, сочетающий кратность заболеваний с физическим развитием.

Физическое состояние мы оценивали как хорошее, удовлетворительное или пониженное.

В группу с хорошим физическим состоянием мы объединили детей с высоким и нормальным физическим развитием, не болевших в течение года или болевших эпизодически; в группу с пониженным физическим состоянием — часто болеющих детей, с отставанием в физическом развитии. Остальные обследуемые были объединены в группу с удовлетворительным физическим состоянием.

Для комплексной оценки физического состояния за 3 года в целом мы учли динамические индивидуальные изменения роста, веса и заболеваемости на протяжении 3 лет.

Как уже было отмечено, на заболеваемость и физическое развитие детей влияют не только фактор загрязнения атмосферного воздуха, но и, даже в большей степени, условия жизни ребенка, ухода за ним, особенно в первые годы жизни. Поэтому при изучении результативного фактора мы старались учесть и проанализировать все возможные воздействия внешней среды, окружающей ребенка:

1. Влияние биологических факторов (пол, возраст, какой по счету он в семье, возраст родителей).

2. Влияние условий жизни семьи (бюджет семьи, благоустройство жилища, уровень образования родителей, характер питания детей, их отдых). Особенно важно обратить внимание на организацию ежедневных прогулок детей, организацию летнего отдыха, посещаемость детских учреждений.

Влияние загрязненного атмосферного воздуха может быть уменьшено определенными условиями жизни ребенка. Расположение детских учреждений вне зоны, насыщенной выбросами промышленных производств, способствует тому, что ббльшую часть времени ребенок будет проводить в благоприятных условиях. Для определения этого влияния мы выделили группу детей, проживающих и посещающих ясли в зонах с различной степенью загрязнения атмосферного воздуха.

3. Влияние качества медицинского обслуживания: систематичность профилактических осмотров, своевременность обращаемости при заболеваниях, госпитализация, четкость проведения оздоровительных мероприятий.

В работе использованы документы наблюдения за детьми: карта развития ребенка, дополнительные антропометрические данные, полученные

в динамике развития детей, посещающих ясли, опрос родителей с заполнением специальной карты, а также обследование санитарного состояния жилища.

Степень загрязнения атмосферного воздуха устанавливали по гигиенической оценке на основании измерений, проведенных по определенной методике санэпидстанции данного города. Влияние концентрации вредных веществ в атмосфере мы изучали с учетом времени года и сопоставляли с данными об острых заболеваниях за этот период. Степень связи определялась методом парной корреляции.

Основное в методике изучения влияния фактора загрязненности атмосферного воздуха заключалось не только в учете всех элементов биологической, социальной, гигиенической стороны, а в правильной методологии создания однородных групп для сравнения. Для этого мы применили метод направленного отбора и уравновешенных групп. При этом уменьшается численность наблюдений и повышается достоверность данных сравнения в связи с большей качественной однородностью групп.

Для облегчения разработки материала мы применили карты с краевой перфорацией.

Анализ материала проводился с применением методов математической статистики (х2, Ф, О-

При анализе влияния различных факторов на здоровье детей в отдельных группах применяли факториальный анализ и множественную корреляцию (с учетом 3 признаков).

Выводы

1. Для выявления влияния степени загрязнения атмосферного воздуха на состояние здоровья населения наиболее рационально рассматривать детские контингента с традиционным выделением контрольных и опытных групп.

Многофакторность влияния на заболеваемость населения старших возрастов (предшествующие заболевания, вредные привычки, условия жизни и производственный фактор) затрудняет изолированное изучение влияния загрязнения атмосферы.

2. Изучение состояния здоровья детей, проживающих в зоне промышленного предприятия, требует комплексного учета влияющих факторов: биологических, социально-гигиенических, качества медицинского обслуживания. Только при сочетанном анализе возможно выявление действительного влияния изучаемого фактора.

3. Для утверждения влияния определенной концентрации промышленных выбросов в атмосферном воздухе требуется четкий и тщательный отбор качественно однородных групп для сравнения в контрольном и опытном районах. Качественная однородность групп должна быть соблюдена прежде всего в отношении посещаемости детских учреждений, времени пребывания детей в районе с загрязненным атмосферным воздухом с учетом условий жизни детей.

Поступила 25/У 1970 г

УДК 613.632.4:546.268.1]-07 4:54 3.432

МОДИФИКАЦИЯ КОЛОРИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ 2,4-ТОЛУИЛЕНДИИЗОЦИАНАТА С а-НАФТОЛОМ

Кандидаты хим. наук В. А. Симонов и Е. В. Нехорошева, Н. А. Заворовская Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, Ленинград

В литературе описан ряд методов определения 2,4-толуилендиизоциана-та (ТДИ). Большинство из них имеет сравнительно невысокую чувствительность (В. И. Кузнецов и Д. Ф. Криворучко; М. С. Быховская и соавт.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.