Научная статья на тему 'К. Караманлис и внешняя политика Греции в 1970-е гг.'

К. Караманлис и внешняя политика Греции в 1970-е гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
К. Караманлис / Европа / внешняя политика / культурные отношения / торговля / российско-греческие связи / K. Karamanlis / Europe / foreign policy / cultural relations / trade / Russian-Greek relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитина Т.В.

В статье анализируются приоритеты внешней политики правительства К. Караманлиса, причины, сферы и этапы развития российско-греческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. Karamanlis and Greek Foreign Policy in the 1970s

The article analyzes the foreign policy priorities of the government of K. Karamanlis, the causes, spheres and stages of development of Russian-Greek relations.

Текст научной работы на тему «К. Караманлис и внешняя политика Греции в 1970-е гг.»

Никитина Т.В.

Кандидат исторических наук, доцент Исторического факультета, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова.

Внешняя политика Греции накануне Второй мировой войны

Европейский кризис1938-1939 гг. затронул Балканы, которые были одним из узлов острых противоречий между западными державами и фашистскими государствами. Греция, являясь периферией Европы и балканской страной, имела важное стратегическое значение в Средиземноморье, обеспечивая выход сразу на три континента - Европу, Азию и Африку. Именно поэтому Греция всегда была столь привлекательна для великих держав, особенно для Великобритании, которая с момента образования греческого государства в XIX в. имела огромное влияние в этой стране.

В марте 1938 года в Европе сложилась кризисная ситуация; Германия вторглась в Австрию. Против германской агрессии на международной арене выступил только Советский Союз. Советское правительство обратилось к Англии и Франции с конкретными предложениями об организации коллективного отпора фашистским агрессорам, однако правительства западных стран не выразили согласия. Страны Балканской Антанты, созданной в 1934 году, - Югославия и Румыния не осудили агрессора, а Греция поддержала Германию, сразу сменив посольство в Вене на консульство. В это же время Турция отклонила предложение о заключении пакта о взаимной помощи с Советским Союзом. Происходил постепенный отход Турции от дружественных отношений с Советским Союзом и сближение с Англией. В итоге Турция лавировала между СССР и Англией. Но во внешней торговле Турции так же, как и в Греции на первое место вышла Германия1. Очень схожи и согласованы были внешнеполитические линии Греции и Турции в Балканской Антанте. В 1938 году Греция и Турция подписали новый договор, который расширял обязательства Балканского Пакта вплоть до оказания ограниченной взаимной помощи. Это уже был третий греко-турецкий договор после 1930 и 1934 года. Следуя английской политике умиротворения Италии, они признали захват Эфиопии Италией. По сути, весной

1 Волков В.К. Мюнхенский сговор и Балканские страны. М.: 1978. С. 129.

1938 года Турция и Греция были проводниками английских интересов на Балканах2. Таким образом, сохраняя нейтралитет, Греция вслед за Турцией лавировала между двумя группировками. Летом 1938 года для укрепления Балканской Антанты было подписано Салоникское соглашение между странами Балканской Антанты и Болгарией, что не означало присоединения Болгарии к Балканской Антанте. Главным содержанием соглашения была ликвидация демилитаризованных зон вдоль границ с Болгарией. Это было выгодно и для Турции и для Греции. Однако укрепить греко-болгарские отношения не удалось из-за стремления Болгарии пересмотреть Нейиский договор. Особенно это стало заметно после мюнхенского сговора.

4 сентября 1938 года под давлением европейских держав чехословацкое правительство дало согласие предоставить автономию Судетской области. 30 сентября было обнародовано Мюнхенское соглашение, которое продемонстрировало политику «умиротворения» агрессора», а 1 октября германские войска вошли в Судетскую область Чехословакии. Мюнхенский сговор привел к уничтожению франко-советского и советско-чехословацкого пактов 1935 года и заметно повлиял на международную ситуацию на Балканах, где присутствовали непримиримые противоречия между двумя блоками - англо-французским и итало-германским. Все это отразилось на балканских странах; официально Греция заняла выжидательную позицию. С октября 1938 года по март 1939 советское правительство стремилось улучшить торговые отношения с Турцией и балканскими странами, но балканские страны предпочитали ориентироваться на поддержку западных стран.

В марте 1939 года британское правительство пошло на предоставление гарантий независимости Польше, а позже то же самое было сделано в отношении Греции, Румынии и Турции. 7 апреля 1939 года итальянские войска высадились в Албании, создав непосредственную угрозу для Греции. После захвата Албании Италия считалась главным возможным противником Греции. (Срок греко-итальянского договора, заключенного в 1928 году, истекал 1 октября 1939 года). Это непосредственно задевало интересы Великобритании в Средиземноморье. В своей телеграмме в НКИД от 11 апреля 1939 года полпред в Великобритании И.М. Майский сообщал, что британское правительство готовится сделать заявление на заседании парламента по поводу Греции. Суть этого заявления заключалась в том, что Англия будет рассматривать нападение на Грецию «как нечто близкое

2 Там же. С. 136.

к «казус белли» и что английское правительство решило дать Греции гарантию ее границ и независимости. То же самое Англия собиралась сделать в отношении Турции, если Турция пожелает этого. И.М. Майский в беседе с английским министром иностранных дел Э. Галифаксом указал на то, что британское правительство действовало слишком медленно. В связи с маневрированием британского правительства в его отношениях с Италией, И.М. Майский высказал сомнение по поводу надежды англичан на возможность «оторвать Муссолини от «оси»3. Любопытно, что министр иностранных дел Великобритании Э. Галифакс согласился с этим. Декларация правительства Великобритании о предоставлении гарантий Греции и Румынии была оглашена премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом в палате общин 13 апреля 1939 года. В декларации говорилось о том, что во избежание нарушения статус-кво в районе Средиземноморья и на Балканском полуострове в случае угрозы независимости Греции или Румынии, правительство Его Величества было обязано немедленно «оказать греческому или румынскому правительству, в зависимости от возможного конкретного случая, всю поддержку, которая в его силах»4. Эта декларация передавалась всем заинтересованным государствам, особенно Турции, тесные связи которой с греческим правительством были известны. Однако в этой декларации не указывались конкретные военные обязательства, что было важно для Греции. В тот же день гарантии Греции, Румынии и Польше дала Франция. 17 апреля 1939 года СССР предложил заключить договор с Англией и Францией на 5-10 лет для оказания помощи и другим странам в случае агрессии5. Но как сообщалось в телеграмме от 26 апреля 1939 года временного поверенного в делах Германии в Великобритании Т. Кордта в министерство иностранных дел Германии - «ни Польша, ни Румыния ни в коем случае не хотят получить от Советской России помощь, о которой они не просят»6. В процессе рассмотрения предложений СССР о противодействии агрессору, каждая страна выдвигала условия для защиты в первую очередь своих интересов, поэтому все переговоры зашли в тупик. 12 мая 1939 года была подписана англо-турецкая декларация в интересах национальной безопасности обеих стран. Так как силой обстоятельств Греция должна была следовать за основными линиями внешней политики

3 Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы в двух томах. Составитель МИД СССР. 1990. Т. 1. Док. 264.

4 Год кризиса... Т.1. Док. 266.

5 Год кризиса. Т.1. Док. 276.

6 Год кризиса. Т.1. Док. 298.

Турции, то англо-турецкий договор способствовал сближению Греции и Великобритании.

В июне 1939 года Временно Поверенный в делах СССР в Греции М.Г. Сергеев в своем письме в НКИД СССР писал, что основной чертой внешней политики Греции являлся ее мирный характер. Греция не имела никаких территориальных притязаний. Территории, которые она хотела бы получить - Додеканесские острова, Северный Эпир, находившиеся у Италии, оставались для нее недостижимыми из-за неравных сил Италии и Греции. Греция неоднократно заявляла о том, что она будет отстаивать целостность своей территории и не уступит ни одной ее части другим государствам. До последнего времени, писал М.Г. Сергеев, Греция не высказывала открыто своих симпатий ни по отношению к державам агрессорам (Германии и Италии), ни к западным демократиям (Англии и Франции). Она искусно маневрировала между ними. Однако после событий в Европе, связанных с захватом Германией Чехословакии (сентябрь 1938 года), Италией Албании (апрель 1939 года) и получения гарантий Англии и Франции в отношении ее границ, Греция заняла более благожелательную позицию к этим странам. Эта позиция усилилась под влиянием англо-турецкой декларации о сотрудничестве и взаимной помощи в случае агрессии в Средиземном море7. Предоставляя гарантии Греции, Англия и Франция в первую очередь стремились защитить свои интересы на Ближнем Востоке. На это неоднократно указывали в НКИД СССР.

И все же основой своей внешней политики Греция считала Балканскую Антанту. В ней она видела ту силу, которая могла бы помешать изменению территориальных границ Балканских государств8. Заведующий информационным отделом МИД Греции В. Пападакис в одной из своих лекций в июне 1939 года назвал Балканскую Антанту «позвоночным столбом» внешней политики Греции, а греко-турецкую дружбу «ее мозгом». Он считал, что о прочности и непоколебимости союза балканских стран свидетельствовал тот факт, что во время кризиса 1938 года, когда рухнули почти все существующие политические системы, Балканская Антанта осталась «маяком надежд и мира»9. Но слабость Балканской Антанты заключалась в том, что туда не входила Болгария, которая стремилась к пересмотру своих границ, требуя от Румынии возврата Южной Добруджы, от Греции - выхода в Эгейское море и возвращения ей всей западной Фракии, через ко-

7 Документы внешней политики СССР. М.: 1992. Т. 22. С. 431.

8 Там же.

9 АВП РФ. Ф. 084. Оп. 21а. П. 19. Д. 1. Л. 12.

торую она должна была получить этот выход. В связи с этим показательна передовая статья В. Пападакиса в греческой газете «Катемери-ни» от 27 июня 1939 года, озаглавленная «Северная Греция». В этой статье В. Пападакис писал, что города Северной Греции - все истинно греческие. Речь шла о части Македонии, присоединенной к Греции в ходе Балканских войн 1912-1913 гг. «В Северной Греции, заключал автор, возвышаются стены из бетона, железа и многочисленных человеческих сердец. На этих стенах могучими буквами начертано: -Здесь Греция, здесь наш дом и никто не может перейти его порог»10. Такая позиция Греции конечно же отдаляла Болгарию от Балканской Антанты. В НКИД СССР считали, что в условиях войны на Балканах, Болгария и Греция вместе с Турцией будут во враждебных лагерях11. Рассуждая о внешней политике Греции, В. Пападакис выделил три ее главных принципа. Первый - пацифизм. Второй принцип - Греция не допускает вмешательства в свои внутренние дела и сама не вмешивается во внутренние дела других государств. Третий принцип - греческая внешняя политика не зависит от внутреннего политического строя других стран. В качестве примера В. Пападакис привел нормальные отношения с Советским Союзом, внутренний строй которого отличался от греческого12. Для СССР имело значение влияние внешнеполитического курса правительства И. Метаксаса на расстановку сил на Балканском полуострове. Поэтому ставка Греции на Балканскую Антанту вполне удовлетворяла Советский Союз. СССР также внимательно следил за внешней политикой Турции; так как для него была важна зона проливов, следовательно - нейтралитет Турции. «Союз Греции и Турции, как двух государств, проводивших политику равной удаленности от великих держав, объективно отвечал интересам СССР»13. Общей точкой соприкосновения внешнеполитических курсов СССР и Греции было стремление не допустить доминирования какой-либо из европейских держав на Балканах. Изменение советской внешней политики в августе 1939 года привело к расхождению их внешнеполитических интересов.

Таким образом, на пути к мировой катастрофе Греция не определила своего отношения к европейскому конфликту1938-1939 гг.; она не сделала никакого заявления о своей позиции. Греческое правительство исходило из того, что в этом не было необходимости, так как ее мирная политика всем известна. В действительности же,

10 АВП РФ. Там же. Л. 24.

11 АВП РФ. Там же. Л. 4.

12 АВП РФ. Там же. Л. 20-21.

13 Квашнин Ю.Д. Указ. соч. С. 101.

как считал советский дипломат М.Г. Сергеев, стремление обойти молчанием свое отношение к европейскому конфликту являлось попыткой оставить себе свободными руки в случае, если Англия втянет Грецию в войну14. Именно сильная зависимость Греции, как и других балканских стран, от великих держав, вынуждала их лавировать между двумя блоками европейских государств. Их политика лавирования - это своеобразная форма политики «умиротворения» агрессоров, которую проводили малые европейские страны. Оборотной стороной этого курса были антисоветские установки15.

Греции не удалось остаться в стороне от мировой катастрофы. Начавшаяся война в Европе внесла изменения во внешнюю политику Греции, которой пришлось пережить войну с Италией, а затем - тройную (Италия, Германия, Болгария) оккупацию своей территории.

Библиографический список

1. Волков В.К. Мюнхенский сговор и Балканские страны. М.: 1978. С. 129-136.

2. Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы в двух томах. Составитель МИД СССР. 1990. Т. 1. Док. 264, 266, 267, 298.

3. Документы внешней политики СССР. М.: 1992. Т. 22. С. 431.

4. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 21а. П. 19. Д. 1. Л. 4, 12, 20-21, 24.

5. Квашнин Ю.Д. Указ. соч. С. 101.

6. АВП РФ. Ф. 011. Оп. 4. П. 28. Д. 73. Л. 66-72.

7. Волков В.К. Указ. соч. С. 314.

References

1. Volkov V.K. Munich agreement and the Balkan countries. M.: 1978. P. 129-136.

2. The year of the crisis 1938-1939. Documents and materials in two volumes. Compiled by the USSR Ministry of Foreign Affairs. 1990. Vol. 1. P. 264, 266, 267, 298.

3. Documents of the foreign policy of the USSR. M.: 1992. Vol. 22. P. 431.

4. WUA RF. F. 084. Op. 21a. P. 19. D. 1. L. 4, 12, 20-21, 24.

5. Kvashnin Yu.D. Decree. op. P. 101.

6. WUA RF. F. 011. Op. 4. P. 28. D. 73. P. 66-72.

7. Volkov V.K. Decree. op. P. 314.

14 АВП РФ. Ф. 011. Оп. 4. П. 28. Д. 73. Л. 66-72.

15 Волков В.К. Указ. соч. С. 314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.