ИСТОРИЯ ШКОЛЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОБРАЗОВАНИЯ
А.П. Беликова
К ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СИБИРИ
Горно-Алтайский государственный университет
Региональные историко-педагогические исследования приобретают особую актуальность и значимость в настоящий период в связи с острой потребностью в выработке новых подходов к исследованию вопросов образования, где особое значение отводится определению основных направлений его развития с учетом региональных особенностей, разработки проектов прогнозирования.
Совершенствование современного историко-педагогического знания в условиях новых реалий -настоятельная необходимость. Нужны новые подходы к разрешению историко-педагогических проблем, которые должны нацелить исследователя на вскрытие фактов, обнаружить такие аспекты проблем, которые прежде не были, а чаще не могли быть замеченными. С каждым новым крупным этапом в развитии науки, замечает методолог С.Р. Ми-кулинский, прочитывается и ее история.
Кроме того, исследование вопросов истории культуры в целом, народного образования и просвещения мы считаем важным и необходимым еще и в плане объективно существующих характерных специфических особенностей Сибирского региона, обусловленных историческими, экономическими, социокультурными, природно-климатическими, национальными и другими факторами. Многообразные особенности Сибири определенным образом влияли не только на внешнюю структуру организации образования, но и на внутреннее ее содержание, а следовательно, и на решение отдельных педагогических проблем.
Изучение вопросов истории образования в Сибири, в частности школьного строительства, началось сравнительно недавно, в начале первой половины XX столетия. В 1919 г. появляется первая работа К. Дубровского «Очерки по истории просвещения в Сибири. Школьное дело в Сибири до начала XIX века». В 1923 г. из печати выходит книга Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири (1703-1917 гг.)». Работа А.Г. Базанова посвящена истории миссионерских школ для
нерусских народов Крайнего Севера (Новоникола-евск, 1923). Однако, оставшись единичными, эти труды не положили начала систематическому изучению истории школы и педагогической мысли в Сибири.
Последовательный интерес к истории образования в Сибирском регионе начал проявляться с середины 30-х гг. прошлого столетия. В 1936 г. защищается первая кандидатская диссертация С.Ф. Поповым на тему: «Дореволюционная начальная школа Якутии и ее русификаторская политика», за ней через год А.П. Панчуков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «История Бурят-монгольской школы в дореволюционный период». Этот период характерен активизацией историко-педагогической мысли сибирских ученых-педагогов, в частности сотрудников кафедры педагогики Томского педагогического института, и прежде всего будущего лидера историко-педагогической науки в Сибири, ныне известнейшего ученого, патриарха истории образования в Сибири, профессора Ф.Ф. Шамахо-ва. В 1941 г. появилась его работа, освещающая историю сибирской школы в виде кандидатской диссертации на тему: «Средняя школа в Сибири в период первой русской революции 1905-1907 гг.», защищенной в Московском государственном педагогическом институте им. К. Либкнехта.
В 50-е и в начале 60-х гг. интерес к вопросам истории образования в Сибири значительно повысился, расширяется круг исследователей. В этот период защищена кандидатская диссертация А.Д. Саблина «Общее и педагогическое женское образование в дореволюционной Сибири (XVIII-XIX вв.)» (1951), докторская диссертация Ф.Ф. Шамахова «Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.» (1958), его монографии «Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями», монографическая работа А.П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири» (Улан-Удэ, 1959), кандидатская диссертация Г.И. Кузнецовой «Борьба Коммунистической пар-
А.П. Беликова. К историографии истории образования и педагогической мысли в Сибири
тии за создание советской школы в Западной Сибири в период деятельности Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома (восстановительный период)» (1961),
В.И. Андреева «История Бурятской школы» (1964),
В.Ф. Афанасьева «Школа и развитие педагогической мысли Якутии» (1961), А.А. Дуринова «Очерки истории школ и педагогического образования в Бу-рят-Монголии», ряд крупных работ по истории культуры и образования известного ученого-исто-рика В.Л. Соскина «Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны» (1965), «Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа», В.Ф. Коноплёва «Деятельность партийных организаций Алтайского края по укреплению связи школы с жизнью», В.С. Плясовских «Руководство партийных организаций Западной Сибири развитием народного образования в период коммунистического строительства (1959-1965 гг.)», В.К. Гор-нец «Деятельность Алтайской краевой и Кемеровской областной партийных организаций по коммунистическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (1959-1966 гг.)», Е.И. Тимонина «Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению роли общеобразовательной школы в коммунистическом воспитании учащихся (1956-1961 гг.)», Окладникова И.С. «Партийная организация Кузбасса во главе развития школьного образования (1920-1945 гг.)» и др.
С начала 70-х гг. научно-исследовательская работа региональных историков педагогики направлена на изучение истории становления и развития советской школы и педагогической мысли в Сибири. В 1969 г., работая на кафедре педагогики Новосибирского госпединститута, Ф.Ф. Шамахов задумал издание трехтомника по истории сибирской школы и педагогической мысли советского периода, к работе над которым он привлек своих аспирантов. В эти годы он руководил научным объединением историков педагогики Сибири, которое организовывало и проводило свои региональные научные конференции, выпускало сборники научных трудов под названием «Школа и педагогическая мысль Сибири» (под ред. Ф.Ф. Шамахова). За период с 1969 по 1977 г. вышло пять выпусков такого сборника, где опубликовано более 50 статей по сибирской историко-педагогической тематике. В Восточной Сибири под редакцией профессора В.И. Андреева выходят научные сборники под названием «Вопросы истории школы Восточной Сибири». В этот период значительная часть аспирантов и соискателей Ф.Ф. Шамахова, В.И. Андреева, В.В. Афанасьева защищают кандидатские диссертации по сибирской историко-педагогической тематике. Среди них диссертационные исследования А.И. Чернова «Педагогические взгляды и просветительная деятельность М.В. Загоскина», В.М. Намолова «Пе-
дагогические взгляды А.П. Щапова», P.M. Шарф «Педагогические идеи К.Д. Ушинского в теории и практике сибирских школ», В.Г. Бальжиева «Роль передовой русской интеллигенции в развитии просвещения бурятского народа XVIII-XIX вв.», Э.Г Хапта-гаева «Педагогическая просветительская деятельность декабристов в Сибири», Г.Г. Харнахоева «Общественная деятельность учителей бурятской школы в дооктябрьский период», А.П. Беликовой «Проблема связи школы с жизнью в программно-методической деятельности СибОНО и практике сибирских общеобразовательных школ (1920-1931 гг.)», Р.И. Валовой «Связь школы с жизнью (на материале Сибири) 19521964 гг.», Н.М. Стародубцевой «Усиление роли интеллектуального труда в школе в период строительства и победы социализма (1931-1941 гг.)».
Активизировались исследования локального плана: Л. Т. Туманова «Развитие школьного образования в Агинском Бурятском национальном округе 1842-1970 гг.»; «Общественная деятельность учителей бурятской школы в дооктябрьский период» Г.Г. Харнахоева; «Связь школы с жизнью как фактор формирования общественной активности учащихся школ Крайнего Севера»; О.П. Ширшовой «Организационно-педагогические проблемы развития всеобщего среднего образования (на материалах Ханты-Мансийских нац. школ), Г.Ф. Севильгаева «Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока», А.Н. Мохова «Развитие народного образования в Хакассии за годы советской власти», М.А. Барашкова «Пути осуществления всеобщего обязательного среднего образования в советской Хакассии», Б.М. Хавратовича «Нравственный идеал в хакасской народной педагогике» и др. В семидесятые годы в издательстве «Наука» Сибирского отделения АН СССР выходит сборник материалов по истории культуры и интеллигенции советской Сибири под редакцией В.Л. Соскина под названием «Школа и учительство Сибири» (20-е -начало 30-х гг.), в котором помещены статьи, освещающие первый этап развития народного образования в советской Сибири, отражены вопросы руководства системой просвещения, материального обеспечения школ, подготовки педагогических кадров, программно-методической работы и др. В Томске под руководством доцента М.И. Петрова (бывшего аспиранта Ф.Ф. Шамахова) выходят два сборника «Вопросы истории педагогики», в которых в основном опубликованы статьи по истории просвещения в Сибири.
К сожалению, к концу 70-х гг. исследование вопросов истории образования в Сибири замедляется, прекратило свою работу Сибирское объединение историков педагогики в связи с тем, что по состоянию здоровья лидер этого объединения Ф.Ф. Шамахов прекратил руководство аспирантами, сосредоточил внимание на подготовке к изданию очередной
крупной работы монографического плана «Школа Сибири за 60 лет советской власти», но вышла она под редакцией профессора с Алтая П.П. Костенко-ва, ибо вопросы, связанные с изданием монографии, не под силу было пробить профессору Ф.Ф. Шама-хову в его преклонном возрасте.
С уходом лидера по изучению истории народного образования и педагогической мысли в Сибири Ф.Ф. Шамахова в 80-е и 90-е гг. резко сокращаются исследования в этой области. Диссертационные исследования по истории образования и их защита стали представлять собой эпизодические явления. В эти годы защищены единицы работ по историкопедагогической тематике, кандидатская диссертация Н.И. Сухарчук «Вклад русских прогрессивных педагогов в развитие школы и педагогики народов Восточной Сибири в XIX веке 20-50-х гг.», книга Ф.А. Лукинского «Народное образование в Сибири 1928-1941 гг.», кандидатская диссертация В.М. Голованова «Проблемы демократизации народного образования в Сибири в последней трети XIX - начале XX вв.», кандидатская диссертация Л.Е. Эф-тимович «Развитие теории и практики принципа соединения обучения с производительным трудом в общеобразовательной школе Западной Сибири (1917-1931 гг.)», докторская диссертация А.П. Беликовой «Основные тенденции развития содержания общего образования в Сибири в период двадцатых годов (1920-1931 гг.)» (М., 1995), кандидатские диссертации - Н.А. Чапоргиной «Общеобразовательная школа Восточной Сибири как фактор социокультурного развития края (на материалах пореформенного периода XIX века)» (М., 1995), Е.В. Ким «Система образования в Енисейской губернии конца XIX - начала XX вв.», А.И. Арапова «Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца ХК - начала ХХ века» (Новосибирск, 2000). Защищены кандидатские диссертации на примере школ Западной Сибири: «Развитие всеобщего обязательного среднего образования в Западной Сибири (1917-1992 гг.)» (О.В. Толокнова); «Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай (вторая половина Х!Х - начало ХХ вв.)» (М.Ю. Ключникова). По Восточной Сибири исследования В.В. Стародубцева («Школа: Время выбора (опыт и проблемы развития общеобразовательной школы Восточной Сибири в 80-е годы». Красноярск, 1992); Л.П. Меньшикова («Народное образование в Иркутской области в 1937-1997 гг.». Иркутск, 1997); З.Е. Цире-нова («Осуществление национальной политики в школьном государственном образовании в 1945— 1960 гг.». Иркутск, 1994). Докторские диссертации по истории образования: В.Н. Казарина («Педагогическая и научная интеллигенция Восточной Сиби-
ри: Вторая половина 40-х - середина 60-х гг. ХХ в.». Иркутск, 1998), Шилова («Развитие общего и педагогического образования Восточной Сибири конца ХГХ - начала ХХ вв.») 2004 г. и др.
Заметное место в последнее десятилетие ХХ -начала ХХ! в. стали занимать этнопедагогические исследования: «Этнопедагогика агинских бурят» (Ж.Т. Тумунов. Чита, 1999), «Этнопедагогическая культура алтайцев» (С.П. Беловолова. М., 2001), «Народная педагогика алтайцев» (Р.К. Санабасова, 1993), «Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев» (С.В. Чухонцева. Новосибирск, 2000), «Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе» (М.М. Бурулова. М., 1996), «Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. ХК - начало ХХI в.)» (В.В. Модорова. Томск, 2003) и др.
Большой интерес для исследователей истории образования в Сибири представляют современные сборники материалов научно-практических конференций, посвященных различным аспектам развития образования в Сибири, теоретическим основам развития современных инновационных процессов в образовании, педагогическим и психологическим проблемам демократизации и гуманизации образования, вопросам состояния и перспективы сибирских историко-педагогических исследований. Среди такого рода работ следует выделить материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ф.Ф. Шамахова: «Шамаховские чтения» (Томск, 2001); «Школа и педагогическая мысль Сибири: история и современность. К 100-летию со дня рождения Ф.Ф. Шамахова» (Новосибирск, 2001); «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современность» (Томск, 2002); «Проблемы истории науки и образования в Восточной Сибири: Век ХХ» (Иркутск, 1996); «Традиции и инновации в общем и профессиональном образовании Сибири: история и современность» (Горно-Алтайск, 2005) и др.
Таким образом, этот неполный обзор научных работ свидетельствует о возрождении интереса исследователей к проблемам региональной истории образования и несомненном вкладе в расширение источниковедческой базы по данной проблематике.
В целом изучение истории образования в Сибири имеет большую перспективу. В сибирских архивах в настоящее время хранится огромное количество документальных источников, требующих нового прочтения исследователями, с новым взглядом на их ценность с позиций современных процессов модернизации образования. Нет сомнения в том, что Сибирь имеет исключительно интересный исторический передовой опыт деятельности школ, имеет свои крупные педагогические имена, заслуживающие большего к себе внимания, но находящиеся пока в неизвестности.
Ю.Л. Зеличенко. Этапы развития патронатного воспитания в России
Исторически сложившийся региональный (сибирский) опыт представляет собой ценнейший источник плодотворных педагогических идей, оригинальных новаторских методов и форм их практического осуществления. Конструктивно исторически переосмысленные в аспекте актуальных проблем современности, они могут быть приняты на вооружение педагогами-учеными и педагогами-практиками и окажут содействие более верному и действенному решению современных задач образования.
К числу приоритетных и актуальных сегодня вопросов, исследование которых может стать предметом деятельности историка педагогики, относятся вопросы развития содержания образования, технологии учебно-воспитательного процесса, методов воспитания и обучения, приемов и способов стимулирования интереса учащихся к овладению знаниями, умениями, форм и средств педагогической деятельности, направленных на духовное и нравственное развитие личности и творческой активности школьников.
Исследование процесса развития и трансформации актуальных педагогических проблем на специфическом региональном материале и источниках, их сравнительно-сопоставительный анализ с источниками общероссийского масштаба представляют собой одно из необходимых условий повышения научной и практической значимости, а также и укрепления связи педагогической науки с педагогической действительностью.
Региональные историко -педагогические исследования при использовании необходимых теоретикометодологических исходных положений должны явиться одним из важных компонентов более глубокого изучения и развития науки об отечественном историко-педагогическом процессе, выявления и раскрытия его специфических, типологических характеристик, основанных на анализе и обобщении позитивных и негативных сторон локального историко-педагогического опыта. Они способны не только обогатить источниковедческую базу для создания полной и масштабной картины истории отечественного образования и педагогической мысли, но и стать важной основой более целостного осмысления их ценностных ориентаций философского, социального и культурного плана в различные исторические периоды.
Для такого рода работ, как региональные, выявление личностей, активно действующих в историко-педагогическом процессе, - учителей, выдающихся руководителей сферы школьного образования, представителей педагогической науки - задача столь же сложная, важная и актуальная, как и для исследований более широкого российского масштаба. В этом плане региональные исследования призваны стать важным источником для создания более полной картины развития педагогической мысли в нашей стране, поскольку она формировалась не только в центре, но и на местах теоретиками и практиками, часто оригинально и необычно решавшими сложные педагогические проблемы.
Ю.Л. Зеличенко
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
Томский государственный педагогический университет
Одной из главных проблем современной России является увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, сирот и социальных сирот. Все более актуальным становится исторический опыт патронатного воспитания в нашей стране, накопленный за несколько столетий с целью использования лучших образцов в нынешних условиях.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что к XXI в. система патронатного воспитания в своем развитии прошла ряд стадий.
Традиционно во многих, если не во всех, странах забота о детях, оставшихся без родителей, была изначально делом их родственников. Вследствие этого государство целенаправленно не регулировало данный общественный ресурс. Становление системы устройства детей в патронатную семью в России совпало с послевоенными реформами ХХ в. Осно-
вополагающая причина - передать на воспитание в семьи детей, которые страдали в переполненных и плохо обеспеченных в материально-финансовом плане детских домах. В то время считалось правильным передавать из детского дома на воспитание в семью только детей маленьких и здоровых. При этом государство выплачивало определенную сумму на воспитание ребенка, однако плата была очень незначительной, так как утвердилось мнение, что патронатные воспитатели берут детей исключительно из-за любви к ним, не имея в виду оказания какой-либо финансовой помощи. Поэтому пат-ронатные семьи не рассчитывали на государственную поддержку, полагая, что функционально они замещают биологическую семью и должны полностью взять на себя всю родительскую заботу о ребенке. При этом биологические родители практи-