Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ВОПРОСА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ НА КАМЧАТКЕ В XIX – СЕРЕДИНЕ ХХ ВВ.'

К ИСТОРИИ ВОПРОСА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ НА КАМЧАТКЕ В XIX – СЕРЕДИНЕ ХХ ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / эпидемия / Камчатка / здравоохранение / history / epidemic / Kamchatka / healthcare

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т.А. Князькина

В статье прослеживается история борьбы с эпидемиями на Камчатке в XIX – середине XX вв. Автор определяет основные причины широкого распространения инфекционных заболеваний массового харак-тера и рассматривает меры органов власти, принятые для обеспечения эпидемического благополучия Камчатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF STRUGGLE AGAINST EPIDEMICS IN KAMCHATKA DURING THE PERIOD OF XIX–MID XX CENTURIES

The history of struggle against epidemics in Kamchatka in the XIX–XX centuries is described in the article. The author identifies the main reasons for the widespread occurrence of infectious diseases of a mass nature and considers the measures taken by the authorities to ensure the epidemic well-being of Kamchatka.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ВОПРОСА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ НА КАМЧАТКЕ В XIX – СЕРЕДИНЕ ХХ ВВ.»

УДК 61

Т.А. Князькина

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России,

Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: knyazkina@inbox.ru

К ИСТОРИИ ВОПРОСА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЯМИ НА КАМЧАТКЕ

В XIX - СЕРЕДИНЕ ХХ ВВ.

В статье прослеживается история борьбы с эпидемиями на Камчатке в XIX - середине XX вв. Автор определяет основные причины широкого распространения инфекционных заболеваний массового характера и рассматривает меры органов власти, принятые для обеспечения эпидемического благополучия Камчатки.

Ключевые слова: история, эпидемия, Камчатка, здравоохранение.

T.A. Knyazkina

Russian Foreign Trade Academy, Far East Branch, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: knyazkina@inbox.ru

HISTORY OF STRUGGLE AGAINST EPIDEMICS IN KAMCHATKA DURING THE PERIOD OF XIX-MID XX CENTURIES

The history of struggle against epidemics in Kamchatka in the XIX-XX centuries is described in the article. The author identifies the main reasons for the widespread occurrence of infectious diseases of a mass nature and considers the measures taken by the authorities to ensure the epidemic well-being of Kamchatka.

Key words: history, epidemic, Kamchatka, healthcare.

История человечества и история эпидемий неразрывны. Эпидемия - это распространение какой-либо инфекционной болезни человека, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории [1]. Последствия эпидемий воздействуют не только на здоровье человечества, но и на многие сферы жизни, требуя значительных затрат сил и средств на государственном и региональном уровнях. Тема исследования является малоизученной. Среди отечественных ученых, изучавших эпидемическую обстановку в стране, особенности течения заразных заболеваний, карантинную государственную политику, следует назвать К.Г. Васильева, О.Г. Печникову, Д.М. Мифтееву и др. Труды дальневосточных историков практически не затрагивают Камчатку. Основу исследования составляют архивные документы. Применение истори-ко-генетического и проблемно-хронологического методов позволило определить не только последовательность событий во времени, но и общую динамику борьбы с эпидемиями в регионе.

Одно из ранних упоминаний об эпидемии на полуострове относится к 1799 г. На Камчатку прибыл полк солдат во главе с генералом Сомовым. А вместе с ним пришло и бедствие: разразилась эпидемия сыпного тифа. Зараженные солдаты были размещены по острожкам, и тиф пустил свои корни среди населения.

Эпидемии не оставили Камчатку и в XIX в. Указ Александра I от 20 ноября 1807 г. положил начало планомерной многолетней работе по выявлению причин массового распространения заболеваний, созданию условий успешного лечения. Был организован военный госпиталь, в котором работала команда лекарей. Главная задача медицинского персонала - сохранение здоровья военных чинов и оказание медицинской помощи гражданскому населению. Из отчетных материалов лекарей известно, что им приходилось лечить население полуострова от заразных болезней. Необходимо учитывать, что медицинский инспектор - он же старший лекарь госпиталя -

объезд территории Камчатки проводил один раз в год, и осведомленность его о распространенности заболеваний, тяжести заражения формировалась исходя из собственных наблюдений и свидетельств очевидцев. Венерическая болезнь «так сильно свирепствует, что нет ни одного почти селения, чтобы губительная сила ее не оставила следов, редкие семейства могли избежать этого бича» [2]. Нередко случалось, что эпидемия заканчивалась трагически, и врач по приезде в населенный пункт констатировал смерть большинства селян. На медицинскую помощь могли рассчитывать жители Петропавловска и прилегающих районов, население отдаленных от центра селений, кочевники, фактически были ее лишены.

Наглядным примером состояния дел в здравоохранении Камчатки, отношения к эпидемическим заболеваниям власти, местного медперсонала описывает Карл фон Дитмар. Оказавшись свидетелем «опустошительной болезни» в 1854 г. (вероятно гриппа), он делает неутешительные выводы. «Но и как же печально обстояло дело в отношении медицинской помощи! Русские врачи, которых было три в Петропавловске да два на западном берегу, были совершенно несведущими. Беззаботно и равнодушно относились они к своему делу» [3]. «.. .аптека Петропавловская, единственная во всем крае, была в соответственном состоянии: вечно в ней не было самого важного.. .Эпидемий в соображение не принимали, равно как и особенностей местного климата, страны и ее обитателей. Все делалось по мертвому, нелепому шаблону. Лихорадки, цинга, ревматизмы, страшные формы застаревшего в поколениях наследственного сифилиса.находили в аптеке слишком часто пустые склянки» [4]. Свидетельства современников о вымирании местного населения вследствие эпидемий породили в правительственных кругах представление об «угасании инородцев» [5].

В 1873 г. с целью борьбы с эпидемией Государственный Совет решил устроить временные сифилитические больницы на Камчатке и назначил по одному врачу с двумя фельдшерами в каждой, сроком на три года [6]. Деятельность временных сифилитических больниц показала, что можно эффективно бороться с массовой заболеваемостью. По окончании командировки в европейскую часть России выехали почти все врачи, а больницы были закрыты «как дорогая затея, не оправдавшая возложенных на нее задач». Во второй половине XIX века и начале ХХ века государственных и медицинских сил не хватало для борьбы с эпидемиями, медицинская помощь была ограничена действиями местных медицинских чиновников в тех же объемах, что и ранее. Санитарная и противоэпидемическая службы отсутствовали. Никакой планомерной борьбы с социальными, бытовыми, эпидемическими заболеваниями не велось.

Врач В.Н. Тюшов обратил внимание на тщетность медицинских усилий в условиях антисанитарии и низкой медицинской культуры населения, особенно обитающего за пределами столицы Камчатки. В большинстве своем население проживало в небольших домах, часто без сеней и пола, без внутренних перегородок, с травяной крышей и окнами, затянутыми неплотно сшитыми полотнищами из рыбьих шкурок. «В таких домах, до невозможности грязных и тесных, влачат свое существование не только здоровые, но и больные жители. Горе, когда такое поселение постигается эпидемией! Больные лежат на грязном полу. на какой-нибудь грязной подстилке. в грязной как есть одежде, одинаковой днем и ночью, зимой и летом.Мокрота, отхаркиваемая больными, выплевывается тут же на пол, высыхая, распыляется, давая повод к дальнейшим заражениям». В такой обстановке врач оказывал медицинскую помощь. В 1897 г. В.Н. Тюшов зафиксировал 14 смертей за три дня эпидемии (неизвестной болезни) в Уткинском селении численностью около 50 человек [7].

После 1917 г. в стране и на Камчатке произошли масштабные изменения, которые коснулись и здравоохранения. С появлением в 1924 г. Комитета Севера началась организация планомерной медицинской помощи сельскому и кочевому населению. На полуострове развернули свою работу врачебные отряды Российского общества Красного Креста (РОКК) и Наркомздрава РСФСР. Основная задача отрядов - выяснить причины высокой заболеваемости среди коренного населения, обследуя жителей ряда населенных пунктов.

Деятельность отрядов РОКК, Наркомздрава РСФСР оправдала себя среди коренного населения. Современники отмечали, что в местах работы врачебных отрядов социальные заболевания сократились.

Результатом медико-санитарного изучения населения явилось уточнение представления о необходимости приоритетной медицинской помощи по ряду заболеваний в зависимости от района проживания коренных народов. Так, Хайрюзовский отряд на первое место среди заболеваний определил группу болезней глаз, выделив трахому как массовое заболевание.

В Пенжинском районе картина заболеваний была иная. На первом месте среди заболеваний был туберкулез, на втором - трахома.

После предварительной работы передвижных отрядов (в основном в местах выявления заболеваний) создавались стационары целевого характера. Так, в населенных пунктах Тигиль и Хай-рюзово были организованы кожно-венерические стационары на 5 и 10 мест [8].

Однако отряды работали преимущественно в северных районах Камчатки, остальные районы оставались на полном обеспечении медицинской помощью местными властями. Так, в 1925 г. в ряде районов полуострова появились эпидемии кори и скарлатины. Корью был охвачен весь Петропавловск и прилегающие к нему территории. Для борьбы с болезнью были приняты меры. Открыты два заразных барака на 20 коек в Петропавловске и Усть-Камчатске.

Скарлатина распространилась на Петропавловск, Усть -Камчатск и дошла по р. Камчатке до селения Ключи. Для борьбы с эпидемией были брошены два врача и три лекарских помощника в Усть-Камчатский район, а также открыто два заразных барака в Усть-Камчатске и Ключах на 60 коек [9].

Камчатскими властями были учтены ошибки в борьбе с эпидемиями прошлых лет и устроены базы с большим количеством медикаментов для снабжения населенных пунктов по западному побережью - в Тигиле, Усть-Большерецке, по восточному побережью - в с. Ключи. При каждом медучреждении была организована аптека.

В 1926 г. случились две эпидемии — брюшного тифа и скарлатины. Для борьбы со скарлатиной во всех селениях были организованы сельские санитарные комиссии и в центре района Районный Санитарный Совет. В результате эпидемия в другие районы не проникла и была быстро ликвидирована [10].

В 1928 г. вновь свирепствовала эпидемия кори, захватившая 50-60% населения Чукотского района. Среди детей смертность составила 50% [11].

В 1930-е годы область была охвачена эпидемиями гриппа, оспы, цинги, сыпного тифа, брюшного тифа и др. Ежегодно болели сезонные работники, приехавшие на путину. На Камчатку прибывали большие людские массы, часто не подвергавшиеся санитарному осмотру при посадках на пароход, перевозились в антисанитарных условиях и по прибытии не подвергались санитарной обработке. Жилища для сезонников обычно были неподготовлены к заселению. Все это создавало угрозу вспышки заразных заболеваний.

Непрекращающиеся эпидемии, распространение их в районы Камчатки свидетельствует, прежде всего, о слабой организации здравоохранения. Здравоохранение не было обеспечено квалифицированными управленческими кадрами, а лечебная сеть - квалифицированными мед-кадрами, ощущался недостаток в снабжении медикаментами, бельем, инвентарем, медицинским инструментарием и оборудованием. Противоэпидемическая работа велась неудовлетворительно, прививочная компания нередко срывалась [12].

В 1933 г. на Камчатку приехали шесть врачей-эпидемиологов, но их сил было недостаточно, ощущалась острая нехватка врачебного персонала [13].

К 1940 г. в Петропавловске-Камчатском на одного врача приходилось 862 чел., в Усть-Камчатском районе - 2 058 чел., в Карагинском - 2 443 человек. Во всех районах Чукотского национального округа (ЧНО) численность населения на одного врача варьировалась от 1 300 до 2 000 чел. и выше [14]. Врачебные участки области не были укомплектованы патронажными сестрами, дезинфекторами, оспопрививателями.

По-прежнему сложной оставалась санитарная обстановка промрайонов, города и сельской местности. Во всех населенных пунктах, за исключением г. Петропавловска-Камчатского, не было организовано водоснабжение. Канализация в области отсутствовала. В домах отмечалась чрезмерная скученность жильцов. Средняя площадь на человека составляла 3,3 кв. м [15]. Хуже обстояло дело с жилой площадью в районах. Большая часть жилого фонда - это ветхие здания, нуждающиеся в капитальном ремонте.

На предприятиях Камчатки санитарная обстановка была тревожной. Вредные цеха не имели вентиляции. Промышленно-санитарный надзор отсутствовал. Оборудование в столовых было примитивным: деревянные ложки, вместо стаканов консервные баночки. Горячая вода отсутствовала. Заразных отделений в области не было. Вошебойки начинали действовать в случае возникновения заболеваний.

До войны профилактическая и санитарно-просветительская работа среди населения проводилась неудовлетворительно. Отпускаемые на эту работу средства полностью не осваивались. В целом здравоохранение Камчатки находилось в упадническом состоянии.

Великая Отечественная война мобилизовала все силы советского государства, общества. Одной из важных задач здравоохранения становится обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны. На реализацию этой задачи направлены постановления ГКО СССР, СНК СССР бюро Камчатского обкома ВЛКСМ, приказы Наркомздрава СССР, Нар-комздрава РСФСР, Крайздрава, Облздрава.

Основное внимание директивных документов обращено на профилактику массовых заболеваний, соблюдение санитарных требований.

Новые санитарные правила меняли сферу общественного питания. К хранению, перевозке продуктов предъявлялись повышенные требования. Забор воды осуществлялся в строго отведенных местах. Летом была запрещена уличная продажа продуктовых изделий, а также мяса, рыбы.

Руководящие указания Наркомздрава СССР и региональных органов власти строго соблюдались, всех руководителей предприятий, учреждений, частных лиц за нарушение санитарно-бытового обслуживания населения привлекали к персональной ответственности.

В области с привлечением населения, профсоюзных, общественных организаций были организованы санитарные посты, санитарные дружины, бригады санитарных активистов, которые оказывали органам здравоохранения помощь в пропаганде санитарно-гигиенических знаний, оказании первой медицинской помощи, в проведении массовых мероприятий - воскресников по уборке территорий, конкурсов «День чистоты».

Петропавловская санэпидемстанция, открытая в декабре 1942 г., начала курировать и координировать медико-санитарную помощь населению, работу санитарно-эпидемиологических учреждений города.

Наркомздрав СССР указывал на необходимость стопроцентной госпитализации людей с инфекционными заболеваниями и всех лиц, у которых подозревалось заразное заболевание. Для осуществления госпитализации требовалось существенное расширение коечного фонда. Но реализовать это на практике в полной мере не удалось из-за отсутствия помещений под медицинские пункты.

Особое внимание органами власти уделялось детскому населению. Предусматривались широкие меры по предупреждению распространения детской инфекции: систематический контроль за своевременной иммунизацией прибывших детей, достигших 1 года, безотказная госпитализация всех больных, неснижаемый запас сыворотки, полный охват детей, персональная ответственность врачей, просветительская работа среди матерей [16]. Результатом этих мер стало снижение заболеваемости скарлатиной и дифтерией в области в 1944-1945 гг.

В период Великой Отечественной войны население Камчатской области болело эпидемическими заболеваниями. По числу инфекционных больных на первое место вышел грипп, второе -цинга, третье - дизентерия. Среднее число больных гриппом - 12 783 чел., цингой - 1 061 чел., дизентерией - 994 человека [17].

Наиболее неблагополучными по заболеваниям были 1941 г. и 1944 г. В национальных округах, например в ЧНО, только за 1941 г. произошли эпидемии коклюша, дифтерии, кори, скарлатины, в отдельных селениях смертность от заболеваний составила 100% [18]. 1945 г. стал годом с наименьшим числом инфекционных заболеваний.

Опыт военного времени свидетельствует о том, что в условиях дефицита материальных и специальных средств борьбы с эпидемическими заболеваниями можно достаточно эффективно противостоять, принимая грамотные управленческие решения и реализуя их на практике. Медико-санитарные вопросы перестали быть второстепенными и решались незамедлительно.

На протяжении XIX - середины XX вв. Камчатка была охвачена разными эпидемиями. Природные и социально-гигиенические условия поддерживали высокий уровень заболеваемости, который наблюдался длительный период. О степени распространения эпидемий судить трудно ввиду отсутствия удовлетворительного учета заболеваний. Неоспоримо то, что медицинская помощь для большей части населения Камчатки была недоступна. Меры, принимаемые для борьбы с эпидемиями, носили паллиативный характер. Великая Отечественная война заставила пересмотреть, изменить отношение власти, общества к профилактике заболеваний. Со второй половины ХХ в. на Камчатке началась научно-исследовательская, плановая систематическая работа, направленная на предупреждение массовых инфекционных заболеваний.

Литература

1. Большая советская энциклопедия / Ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская Энциклопедия, 1992.- С. 863.

2. Российский государственный исторический архив Ф.1286. Оп. 2. 1819 г. Д. 259. Л. 13.

3. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 гг. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2009. - С. 444.

4. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 гг. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2009. - С. 276.

5. Правительственные «заботы» о северных инородцах. - Сибирские вопросы. - 1908. — № 25 - С. 6.

6. Дальний Восток России в материалах законодательства 185 6-1861 г. / Сост. Гончарова Е.М. - Владивосток: РГИА ДВ, 2002. - С. 40.

7. Тюшов В.К. По западном берегу Камчатки. - СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1906. -С.127-128.

8. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 953. Л. 6.

9. Государственный архив Камчатского края. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 4. Л. 28-29.

10. Государственный архив Камчатского края. Ф. Р-185. Оп 4. д. 3. Л. 26.

11. Государственный архив Камчатского края. Ф. П-45. Оп. 1. Д. 157. Л.10.

12. Государственный архив Камчатского края. Ф. Р.-106. Оп. 1. Д. 30. Л. 8-9.

13. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-482. Оп. 10. Д. 2350. Л. 24.

14. Государственный архив Камчатского края. Ф. П.-2. Оп. 1. Д. 553. Л. 31.

15. Итоги выполнения плана на 1944 г. по народному хозяйству Камчатской области, подведомственному Облисполкому // Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1941-1945 гг. Сб. документов Государственного архива Камчатского края 1939-1945. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2010. - С. 320.

16.БарсуковМ.И. (ред). Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов и материалов. - М.: Медгиз, 1977. - С. 66.

17. Подсчет автора по Государственному архиву Камчатского края. Ф. Р-419. Оп. 1. Д. 75 Л.6-18.

18. Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-683. Оп. 2. Д. 310. Л. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.