Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ШТАБА КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПО ПЕРСИИ В 1889-1890 ГГ. ОКОНЧАНИЕ'

К ИСТОРИИ ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ШТАБА КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПО ПЕРСИИ В 1889-1890 ГГ. ОКОНЧАНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ШТАБА КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПО ПЕРСИИ В 1889-1890 ГГ. ОКОНЧАНИЕ»

Б01: 10.31696/2072-5795-2022-1-28-34

О.А. Гоков

К ИСТОРИИ ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ШТАБА КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПО ПЕРСИИ В 1889-1890 гг. Часть 2. Поездка Л.К. Артамонова в Северный Азербайджан

Следующим этапом стало изучение передового театра, т.е. Азербайджана. Сразу после полевой поездки капитан был секретно командирован в Северный Азербайджан для военно-статистического исследования1. Учитывая, что из трёх частей кавказско-персидского театра военных действий азербайджанский для Кавказского военного округа являлся наиболее предпочтительным, офицер должен был собрать свежие сведения военно-статистического характера и изучить маршруты возможного движения войск от русско-иранской границы и к ней.

Эта поездка продолжалась с 15 октября до 14 декабря 1889 года. Выехал Л.К. Артамонов из Джульфы в сопровождении трёх казаков и гуляма (слуги-охранника) российского генерального консульства в Тебризе. В Тебризе он отпустил казаков обратно в Россию, а сам продолжил путь в сопровождении гуляма и вольнонаёмного переводчика из местных. «Под конец и сам я уже настолько справлялся с языком, - писал Л.К. Артамонов, - что мог вести дорогою некоторые необходимые расспросы»2.

В Тебризе капитан «благодаря самому широкому гостеприимству и горячему участию нашего генерального консула, Д. С. С. Андрея Андреевича Петрова... прожил несколько дней, осмотрел город и все его достопримечательности, был представлен к особой аудиенции наследнику престола»3. Здесь он несколько раз присутствовал на учениях персидских войск, для него был устроен церемониальный марш.

Из Тебриза Л.К. Артамонов поехал через Неметабад и Сераб в город Ардебиль, а оттуда - в Наминское ханство, кочевья шахсе-вен, откуда через реку Араке вернулся в Россию. Затем, вновь перейдя границу у Худо-аферинской заставы, капитан через Карадаг-

скую провинцию вновь прибыл в Тебриз. Отдохнув здесь, Л.К. Артамонов по северному берегу озера Урмия через магал (административная единица, состоящая из нескольких деревень и возглавляемая старостой4) Гюней двинулся в крепость Хой. Оттуда через селение Эвоглю вернулся к Джульфин-ской таможенной заставе. Всего Л.К. Артамоновым было пройдено и обрекогносциро-вано 967 с половиной вёрст5.

Как и в большинстве своих трудов, офицер описал методы своей работы. «Дорожные записи, - писал он, - велись верхом на лошади, расстояние измерялось минутами и часами по ходу коня обыкновенным путевым шагом. На ночлегах и в местах остановок сведения собирались путём бесед с жителями, которые в общем относились дружелюбно к русскому и не только охотно отвечали на предлагаемые вопросы, а ещё, напротив, сами просили записать большей частью обиды и притеснения своих властей, "чтобы дошло это до ушей Ак-Падишаха" («Белого царя» - так на Востоке называли российского правителя. - Авт.)»6.

Составленный по итогам экспедиции отчёт был разделён капитаном на две части. В первой части дано было общее описание страны, «состоящее из ряда очерков, основанных почти исключительно на личных наблюдениях, расспросах, собранных данных и комбинации их». Она включала: орографический и гидрографический очерки, описание климата, населения, очерки торговли и путей сообщения, вооружённых сил Азербайджана и характеристику вооружённых сил Персии, заключение.

Во второй части были напечатаны пять подробных маршрутов «с приложением описания полосы местности, по которой маршрут пролегает, а также разных сведений,

собранных попутно». «Довольно большое число записанных мною сведений о принадлежности селений к той или другой провинции, - отмечал Л.К. Артамонов, - дало мне смелость нанести на карту административное деление преимущественно Северного Азербайджана, для чего я воспользовался 20-вёрстной дорожной картой Кавказа, в которую входит значительная часть описанной провинции, и 50-вёрстной картой Персии»7.

Характеризуя рассмотренный район, Л.К. Артамонов писал: «Главными торговыми, административными и военными центрами в северном Азербайджане являются: г. Теб-риз - для всей провинции, г. Ардабиль - для восточной её части, и г. Хой - для западной. От нашей границы свободный доступ к этим центрам сильно затруднён поперечными хребтами, прорезанными лишь узкими скалистыми ущельями, глинистым грунтом долин, сильно растворяющимся в ненастье, и, наконец, переправами через речки, большинство которых непроходимы вброд в период половодья. Искусственных путей сообщения нет, а грунтовых дорог, пригодных для колёсного движения, весьма мало. Поэтому все передвижения в этой стране совершаются исключительно верхом, а грузы идут на вьюках, для чего, в зависимости от характера местности, употребляются верблюды, лошади, ослы и, наконец, всякий рогатый скот. Через Северный Азербайджан пролегает и транзитный путь, по которому преимущественно ведётся торговля Персии с Европой. В военном отношении Азербайджан выставляет 1/3 и лучшую часть всей пехоты, 1/2 артиллеристов и до 1/2 всего числа отличной иррегулярной конницы. Из всего этого ясно, какое значение имеет эта провинция в ряду всех других частей персидской монархии. Будучи единоплеменной царствующему в Персии дому, Азербайджан является наиболее надёжной опорой шахского престола и предоставляется в управление его наследнику, постоянно проживающему в г. Тебризе, самом многолюдном, торговом и оживлённом центре во всём персидском государстве»8.

Тебризу капитан отвёл особое место. «Главный населённый пункт - г. Тебриз

(до 50 ООО домов, а в них от 250 до 300 тыс. жителей). Он служит местом пребывания ва-лията (наследника престола. - Лет.) и сосредоточением всевозможных административных, торговых и военных интересов всей северо-западной части Персии. Значение его в этом отношении настолько велико, что потеря г. Тебриза равносильна потере всего Азербайджана»9.

Естественно, что, помимо военно-топографического описания, Л.К. Артамонов уделил значительное внимание вооружённым силам провинции. Основывал он свои выводы в основном на материалах тебриз-ского гарнизона. «Мне пришлось видеть несколько раз учение персидской пехоты, - сообщал он в своём отчёте, - (на учебном плацу в Тебризе) и даже сделать с персидским отрядом 2 перехода в Муганскую степь. Сарбазы здоровый, преимущественно молодой (от 20 до 30 лет) и рослый народ; настоящей военной выправки у них нет, они неуклюжи и мешковаты, но общее впечатление в их пользу: персидский сарбаз представляет прекрасный сырой материал, из которого терпением, хорошим содержанием, строгим порядком и дисциплиной возможно выработать отличного солдата. Батальоны на учении, под руководством опытного инструктора, производили все эволюции довольно чисто и отчётливо, но когда, например, перешли к занятию рассыпным строем, то как сарбазы, так и строевые офицеры, очевидно, очень плохо понимали, чего от них хотят, и не отдавали себе отчёта в том, что они делают... Словом, по моему личному убеждению, персидские батальоны - это плохо сколоченные команды кое-как вымуштрованных солдат, не любящих и не уважающих своих офицеров, но в силу традиции и боязни наказания исполняющих то, что от них требуют. Чувства патриотизма и воинской доблести чужды как солдатам, так и офицерам. Но кроме страха и дисциплины батальоны сплачивают принадлежность к одному племени, религия, общность привычек и обычаев. Мне кажется, что, фанатически настроенные, эти батальоны будут упорно защищаться в крепостях, за завалами и проч., но я решительно сомневаюсь в спо-

собности персидских фоуджей (фоудж -иранский аналог полка или батальона. -Авт.) бороться с европейскими войсками и в годности персидской пехоты для сколько-нибудь серьёзных наступательных операций»10.

Общий вывод по пехотным частям Азербайджана Л.К. Артамонов сделал следующий: «В Азербайджане комплектуется 25 фоуджей, а вместе с хамаданскими -29 фоуджей, т.е. почти 1/3 всей персидской пехоты, причём по составу и качествам тюр-ко-татарские фоуджи считаются наилучшими»11.

Характеризуя артиллерию, Л.К Артамонов отмечал, что «всего формирует 26 таифе (военные контингенты. - Авт.), из коих в пределах Азербайджана комплектуется 12, т.е. почти половина»12. «Одно лишь заметно, что артиллеристы, как солдаты, так и офицеры, занимаются своим делом охотно и относятся к нему с уважением, а то, пожалуй, и с любовью... Общее впечатление от знакомства с персидской артиллерией таковое, что горные орудия (Ухациуса) способны к движениям по всякой местности и с успехом могут быть приданы лёгкому отряду... Но запрягающиеся... полевые орудия совершенно неспособны к каким бы то ни было дальним передвижениям»13. Осматривая артиллерию, Л.К. Артамонов посетил и арсенал, отметив, что тот «блещет чистотой и порядком», и пушечный склад (топча-ха-нэ)14. Кроме того, офицеру удалось добыть сведения об арсеналах Хоя, крепости Арда-им, Урмии, Соудж-Булака. О крепостях Теб-ризе, Ардабиле и Хое Л.К. Артамонов отзывался как о неспособных к действительной обороне от европейской артиллерии.

Уделил место капитан в своём исследовании и кочевникам Северного Азербайджана. «В настоящее время, - писал он, - среди кочевников Азербайджана мало найдётся всадников, не вооружённых винтовкой Пибо-ди... или берданкой. Все старые системы отошли в область преданий, и кочевник, чтобы достать хорошую винтовку (причём особенно желательна казачья берданка), не постоит ни за каким расходом. Мне кажется, что если в сопредельной нам части Персии

есть противник, который может нас сильно озаботить на случай коалиционной войны -так это именно иррегулярная кочевая конница»15. «При полном напряжении, - отмечал капитан, - правительство шаха может собрать до 100 ООО всадников, но, по мнению Вагнера (австрийского военного инструктора на службе в Тебризе. - Авт.), число вполне вооружённых и снаряжённых воинов не превысит 50 ООО человек, причём на долю Азербайджана приходится почти половина всего этого числа»16. Численность её в приграничной к России полосе Л.К. Артамонов оценивал до 22 ООО «отлично вооружённой конницы, способной к быстрым передвижениям, крайне неприхотливой в требованиях и образе жизни, склонной к грабежу и истреблению. Такая конница может причинить немало бед беззащитному населению и обратить в пустыню самую цветущую область.

К нашему счастью, персидское правительство далеко не властно ею распоряжаться. Дело в том, что в силу административного произвола, тяжких поборов и вымогательств власти Азербайджана вселили к себе глухую и нескрываемую ненависть во всех кочевых народах... Шахсевены и карадагцы вместе ненавистны курдам... Помимо того, каждая из названных народностей в свою очередь дробится на враждебные друг дружке племена. Словом, чтобы сплотить всю эту массу конницы и направить в наши пределы, нужны какие-либо уж очень исключительные условия: нужно разжечь мусульманский фанатизм, который, пожалуй, мог бы один только сгладить на время рознь между шиитами и суннитами и заставить их действовать заодно. К счастью, кочевники - плохие мусульмане и сравнительно веротерпимее оседлых шиитов, которые более снисходительны к христианам, нежели к еретикам-суннитам. Громадное значение всегда будет иметь лишь ожидание богатой добычи»17. «Всё-таки не следует забывать, - завершал свои размышления Л.К. Артамонов, - что поклонники Магомета легковосприимчивы и впечатлительны. Кто знает, быть может, в период самой тяжёлой невзгоды для России появлением какого-либо "махди" они вдруг все сплотятся и настроятся против нас...

В это самое время наверно найдётся у мусульман преданный и щедрый друг, который

даст золото, оружие и не откажет даже в вы-18

соком руководстве» .

Наибольшее внимание Л.К. Артамонов обратил на шахсевенов - племя, с которым у российских пограничных властей были постоянные проблемы с 1829 года из-за того, что те кочевали и на территории России, и на территории Персии, занимаясь контрабандой и разбоями19. Капитан указал, что некоторые названия шахсевенских сообществ отличаются от тех, что приводили предыдущие исследователи. Причина этого заключалась в том, что «в силу экономических и родственных связей общества то соединяются между собой под одним именем, то разделяются на части, принимая названия своих старшин»20. Л.К. Артамонов также уточнил, что «все разбои и грабежи, производимые в наших пределах, провоз контрабанды и разные другие нарушения должны быть по справедливости приписаны обществам Палашу и Коджабеклу, дававшим пищу для пограничной переписки вот уже 60 лет»21.

Одной из главных причин такого поведения было то, что в результате русско-персидского разграничения к России отошла лучшая и большая часть Муганской степи. По персидской части капитан проехал лично и вынес «в общем крайне грустное впечатление о шахсевенских кочёвках»22. «По закрытии для шахсевенов русской границы23 они, по собственному признанию, попали точно в котёл: кочевать - для всех места не хватает, к оседлости и земледелию не чувствуют склонности и даже с презрением относятся к мысли об оседлом поселении... Переселиться же из этой провинции шахсевены решительно не желают... Мне кажется, что если бы правительство шаха даже серьёзно принялось выселять шахсевен, то оно с ними управиться не в силах. С другой стороны, постоянное пребывание у наших границ и вне нашего влияния этих беспокойных и хорошо вооружённых кочевников совершенно нежелательно, так как требует неусыпной и весьма изнурительной службы казаков на кордонах и далеко не обеспечивает спокойствие в среде приграничного к Персии наше-

го кочевого и оседлого мусульманского населения»24. При этом из разговоров с персидскими офицерами Л.К. Артамонов вынес впечатление, что шахсевенская конница -лучшая из кочевников Персии25. Но, несмотря на это, персидское правительство умело ссорило шахсевенов между собой, поэтому единой силы они не представляли26.

Некоторое внимание Л.К. Артамонов уделил состоянию русско-иранской торговли и контрабанды на русско-персидской границе, а также предложил меры по её сокращению. По-видимому, это было одно из его второстепенных заданий. «Надо отдать полную справедливость удивительной бдительности и сметливости казаков, охраняющих нашу границу, - писал он, - но всё-таки огромная часть контрабанды проходит незамеченной. Мне кажется, что для ослабления контрабанды надо придумывать какие-либо более глубокие, коренные мероприятия, например, улучшение путей сообщения внутри Закавказья, удешевление провоза товаров из более крупных центров в разные отдалённые местности, устраивать ярмарки и т.п. От одной же только пассивной охраны границы мало пользы казне, а для строевых воинских частей это прямое зло... Всё, что я видел и слышал о торговле этой богатейшей персидской провинции с нашим отечеством, производит странное и грустное впечатление: ни в одном из городов Азербайджана, кроме мелких торгашей-армян, нет представителей крупных русских фирм. В то же время вся страна наполняется главным образом европейской мануфактурой, идущей на вьюках сухим путём от Трапезунда в Тебриз (33 дня!!), в этом последнем проживает до 20 представителей разных европейских торговых домов, основан англичанами коммерческий банк (филиальное отделение Восточного банка) и открыт широкий кредит местным купцам, закупающим европейские товары. Отсюда эти весьма сомнительного достоинства произведения контрабандой вступают в наше Закавказье. Нам же, несмотря на то, что Тебриз удалён всего лишь на 34 дня пути от сухопутной границы и на 5-7 дней пути от Каспийского моря, приходится заслоняться от такой нежелательной конку-

ренции преимущественно кордонными постами»27.

Завершали работу Л.К. Артамонова маршруты в их классическом виде: таблица (количество переходов, число дворов селений на пути, названия населённых пунктов, расстояния между пунктами и всего перехода в верстах и часах, описание пути, наличие водных источников, топлива, фуража, род дороги и её ширина, грунт пути, свойства окружающей местности, придорожных селений, национальность жителей, их занятия, наиболее трудные места, искусственные сооружения и необходимость исправления их, особенно выдающиеся ориентировочные пункты и отходящие от пути боковые дороги с указанием их вида, наличие биваков и позиций), общее описание (длина маршрута, количество переходов для разных родов войск и обозов, краткий физико-географический очерк местности с характеристикой отдельных участков), подробная характеристика дороги (грунт, вода, фураж, топливо, биваки, искусственные сооружения, необходимые исправления и род дороги по участкам), население вдоль маршрута (по религии, племенам, занятиям, характер построек и возможности снабжения войск), обстоятельства, препятствующие движению, появление первой растительности (подножный корм).

Первый маршрут - большая караванная дорога от карантинно-таможенной заставы Джульфа в город Тебриз, пройденный с 15 по 18 октября 1889 года. Это был кратчайший и удобнейший во всех отношениях путь, связывающий Закавказье с Тебризом. По мнению Л.К. Артамонова, «в настоящем виде описанная в маршруте караванная (колёсная) дорога вполне пригодна для оживлённого торгового, колёсного движения, и по ней может свободно двигаться значительный отряд из всех трёх родов оружия с обозом. В то же время в описанном направлении нет серьёзных преград для проложения

28

железнодорожного пути» .

Второй маршрут - от Тебриза в Ардабиль и далее на восток через селение Намин к государственной границе (Кельвасский пост) -был пройден с 28 октября по 5 ноября 1889 года. «Описанная в маршруте дорога, - от-

мечал Л.К. Артамонов, - несомненно, одна из важнейших артерий в торговле провинции Азербайджан с Россией... описанный маршрут есть кратчайшее и удобнейшее сообщение г. Тебриза с Каспийским морем».

Офицер лично отрекогносцировал дорогу от Тебриза через Сераб, Ардебиль, Намин до Кельвасского поста. Участок дороги от селения Намин до Астары был описан им по рас-спросным сведениям29. Здесь же Л.К. Артамонов приводил мнение ардебильских купцов о невыгодности пути из Тебриза на Ас-тару, так как в «мало-мальски ветреную погоду выгрузка или нагрузка товаров в Аста-ре крайне трудна или совершенно невозможна», в то время как ленкоранский порт и Саринский рейд в этом отношении намного лучше. Поэтому капитан ратовал за перемещение всего торгового движения на Ленкорань, несмотря на то, что путь к ней был на 25 вёрст длиннее. По его мнению, разработка дороги на пути в Ленкорань - более лёгкое предприятие, нежели на Астару. К тому же перемещение пути значительно подняло бы уровень развития города30. В итоге Л.К. Артамонов констатировал, что «значительный отряд из всех трёх родов оружия, с полевыми орудиями и аробным обозом, может беспрепятственно следовать по этому пути от нашей границы к г. Тебризу, если только будет разработан пологий, но каменистый перевал через хребет Саин-Гядык»31.

Четвёртый маршрут - от Тебриза через Софиан, вдоль берега озера Урмия в крепость Хой, а оттуда через селение Эвоглю в карантинно-таможенную заставу Джульфа -был пройден с 4 по 13 декабря 1889 года. Этот путь состоял из двух участков и горных караванных путей: от Тебриза до Хоя -часть большого транзитного тракта от Тра-пезунда до Тегерана, а от Хоя до Джульфы -ветвь караванного пути из провинции Урмия к российской границе. «Описанная в этом маршруте дорога, - писал Л.К. Артамонов, -доступна для колёсного движения, если разработать перевал через хребет Мишоудаг и разделать местами небольшие спуски и подъёмы через овраги на последнем переходе между с. Эвоглю и з. Джульфа. В настоящем же виде она вполне пригодна для дви-

жения значительного отряда из всех трёх родов оружия с полевыми орудиями, но с самым лёгким обозом»32.

Четвёртый маршрут - от Худоаферинско-го моста на реке Араке через город Агарь в Тебриз - был пройден с 16 по 21 ноября 1889 года. Этот путь - кратчайший и удобнейший из связующих административный центр провинции Карадаг город Агарь с российским Закавказьем и с Тебризом33. Заключение офицера по этому маршруту было следующим. «В настоящем виде, - констатировал он, - описанная в маршруте вьючная караванная дорога от Худоаферинского моста до г. Агари не пригодна для движения сколько-нибудь значительного отряда с полевыми орудиями; от города же Агари в долину Аджи-чай и далее к г. Тебризу по описанному пути пройдёт полевая артиллерия, а небольшой отряд может рассчитывать даже на местные продовольственные средства»34.

Наконец, пятый маршрут - от Кельвас-ского казачьего поста через с. Разей, Дэман-ский пост, с. Лянгян, с. Арзана, с. Зейва, вниз по Карасу к Асландузскому броду на реке Араке - был пройден с 5 по 13 ноября 1889 года. «Едва ли описанное направление может иметь серьёзное военное или торговое значение, - резюмировал Л.К. Артамонов, - но пройденный путь пересекает южную часть персидской Мугани, благодаря чему мне удалось познакомиться с некоторыми племенами шахсевен в самом центре их кочевий»35. Л.К. Артамонов обратил внимание на Муганскую степь, отметив, что она доступна для прохода «произвольно больших сил», а лучшее время года для этого - с половины октября до половины декабря, когда спадает жара и появляется подножный корм36.

Таким образом, работа Л.К. Артамонова стала первым наброском нового плана по обороне русской границы в Закавказье со стороны Персии. Полевая поездка 1889 года должна была уточнить его выводы на местности, а поездка в Северный Азербайджан дала свежий материал относительно внешнего или передового театра возможных боевых действий.

В дальнейшем штабом Кавказского военного округа на их основе была развёрнута планомерная работа по изучению Кавказско-персидского театра с целью подготовки его к войне и планированию операций37.

Примечания

1 РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 38.611. Л. 19.

2 Артамонов Л.К. Северный Азербайджан. Военно-географический очерк. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1890. С. I.

3 Там же.

4 Масальский Н.Ф. Письма русского из Персии. СПб.: Тип. штаба Отд. корпуса внутр. стражи, 1844. Ч. 1.С. 234.

5 Артамонов Л.К. Северный Азербайджан. Военно-географический очерк. С. II.

6 Там же.

7 Там же. С. III. При этом капитан отмечал, что «самое трудное дело в Персии - собрать сколько-нибудь достоверные статистические данные» (Там же. С. 25).

8 Там же. С. 85-86.

9 Там же. С. 37.

10 Там же. С. 60, 62.

11 Там же. С. 81.

12 Там же. С. 82.

13 Там же. С. 64-65.

14 Там же. С. 67-68.

15 Там же. С. 78.

16 Там же. С. 83.

17 Там же. С. 79-80.

18 Там же. С. 80.

19 Там же. С. 199. Об истории шахсевен см .'.Tapper R. Frontier Nomads of Iran: A Political and Social History of the Shahsevan. Cambridge University Press, 1997. 456 p.

20 Артамонов Л.К. Северный Азербайджан. Военно-географический очерк. С. 446.

21 Там же. С. 448.

22 Там же. С. 450.

23 В 1884 г. [http://www.iranicaonline.org/arti-cles/shahsevan]. С русской стороны закрытие произошло из-за грабежей, которыми они занимались при перекочёвках, и по просьбе персидского правительства. В 1883 г. Россией было выработано положение о перекочёвках, по которому на время пребывания в России шахсевены освобождались от власти персидских чиновников и сборщиков податей. Это не устроило пер-

сидскую сторону, и шах попросил закрыть границу для шахсевенов [Там же. С. 198].

24 Артамонов JI.K. Северный Азербайджан. Военно-географический очерк. С. 456.

25 Там же. С. 454. Могли выставить около 12 ООО всадников.

26 Там же. С. 455.

27 Там же. С. 47-48.

28 Там же. С. 69.

29 Там же. С. 180.

30 Там же. С. 195.

31 Там же. С. 203.

32 Там же. С. 307.

33 Там же. С. 380.

34 Там же. С. 397.

35 Там же. С. 436.

36 Там же. С. 456.

37 Белявский. Отчёт главного руководителя полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа на Карсском театре военных действий в 1900 году. Тифлис: Тип. Штаба Кавказского военного округа, 1901; Белявский. Отчёт главного руководителя полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в Чечне, Дагестане и на Лезгинской линии в 1902 году. Тифлис: Штаб Кавк. воен. окр., 1903; Корсун Н.Г. Военный обзор Персидского передового театра (Азербайджан, Гилян и Мазендаран). Краткие описания обрекогносцированных путей этого района. 1909. Сост. в Развед. отд-нии Штаба Кавк. воен. округа Ген. штаба кап. Корсун. Тифлис, 1909; Материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1890 году. Тифлис: Тип. Штаба Кавк. воен. окр., 1891; Материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1890 году. Тифлис: Тип. Штаба Кавк. воен. окр., 1891; Материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1895 году. Тифлис: Тип. Штаба Кавказского военного окр., 1897. Ч. 1-3; Обзор Кавказско-персидского театра военных действий. Составлен при Штабе Кавказского военного округа.

Тифлис: Типография канцелярии Главноначаль-ствующего гражданской частью на Кавказе, 1899; Озаровский И. Записка об обороне Закавказья против Персии. Тифлис: Тип. Отд. Ген. Штаба Окр. Штаба Кавк. воен. окр., 1890; Отчёт о полевой поездке офицеров Генерального штаба, произведённой в 1889 году в приграничной с Персией полосе Закавказья, с целью исследования её и определения наилучшего способа действий в случае столкновения с названным государством. [Б. м.], [1889]; Отчёт и материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1889 году. Тифлис: Штаб Кавказского воен. окр., 1890; Отчёт и материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1889 году. Тифлис: Тип. канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1890; Отчёт и материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1892 году. Тифлис: Тип. канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1894; Отчёт и материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1896 году: (Исследование Эриванского театра военных действий). Тифлис: Тип. канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1897; Отчёт и материалы о полевой поездке офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа на Приморском театре военных действий в 1899 году. Тифлис: Тип. К.П. Козловского, 1900; Отчёт и материалы полевой поездки офицеров Генерального штаба Кавказского военного округа в 1900 году. Тифлис, 1901; Отчёт о полевой поездке офицеров Генерального Штаба Кавказского военного округа 1904 года на Кубанско-Черноморском театре и в Ленкоранском уезде Бакинской губернии. Тифлис: Тип. Штаба Кавк. воен. округа, 1905; Туманский А.Г. Очерк района Эрзерум-ского и Битлисского вилайетов, прилегающего к левому флангу нашей операционной линии - к Эрзеруму и маршрутные описания. Отчёт о полевой поездке 1903 г. Тифлис: Типография окружного штаба Кавказского военного округа, 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.