УДК 070:271.2(091)(470.11)(045)
Верещагин илья Фёдорович, аспирант кафедры отечественной истории, ассистент кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций
к истории церковной периодики русского севера: «архангельские епархиальные ведомости.» и их редакторы
Статья посвящена истории церковной периодической печати. В 1885 году были созданы «Архангельские епархиальные ведомости». Основываясь на архивных материалах, автор исследует особенности редактирования епархиального печатного органа, указывает на проблемы, которые мешали редакторам закрепиться в издании и сделать его по-настоящему эффективным.
Ключевые слова: история церкви, периодическая печать, епархиальные ведомости.
Для изучения истории Архангельской губернии конца XIX - начала XX веков большое значение имеет исследование местной периодики. Помимо официальных, губернских ведомостей и частной прессы здесь издавались «Архангельские епархиальные ведомости» (далее - АЕВ), которые были церковным печатным органом. Для более полного изучения епархиальной периодики, а также ее значения в общественной жизни, представляется важным рассмотреть работу редакторов АЕВ, которые должны были являться душой издания.
Историографические материалы, относящиеся к теме церковно-епархиальной периодической печати, можно разделить как по хронологическому принципу (до 1917 года, с 1917 до конца 1980-х годов, с конца 1980-х годов до настоящего времени), так и по отдельным об-
© Верещагин И.Ф., 2012
ластям исторического знания. В работах, посвященных истории РПЦ, данная тема затрагивается лишь мимоходом. Авторы (даже современные) в лучшем случае упоминают о существовании местной церковной периодики. В трудах же по истории отечественной журналистики до последнего времени церковную прессу обходили стороной.
Первые сведения о церковной периодической печати вообще и о АЕВ в частности появляются в дореволюционных энциклопедиях и самих епархиальных ведомостях. Совершенно очевидно, что в советское время работам по церковной периодике было сложно появиться на свет. В работах по истории русской журналистики дореволюционного периода сложно найти упоминание о епархиальных изданиях1. В последнее же время растет интерес к истории РПЦ.
Важнейшими общими работами по церковной периодике можно назвать монографии К.Е. Не-тужилова, А.Н. Кашеварова и библиографический указатель Э.В. Летенкова2.
Епархиальная периодическая печать становится предметом исследований в различных регионах нашей страны. АЕВ еще не исследованы подробно. К материалам, опубликованным на их страницах, часто обращаются историки, краеведы, филологи и церковные деятели3. Местная периодическая печать Архангельска становилась предметом исследования таких историков, как А.Н. Попов, А.Н. Зашихин, М.В. Буторин4 Архангельской церковной периодике посвящен историко-библиографический очерк С.О. Шаляпина5. Эта рукопись, хранящаяся в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова, на данный момент является единственным обобщающим исследованием АЕВ.
Материалы по работе редакции АЕВ не сгруппированы в отдельный фонд в архиве Архангельской области, а рассеяны по фондам духовной консистории, канцелярии епископа, епархиального управления, духовной семинарии. Но внутренняя жизнь данного периодического издания не может быть раскрыта полностью только на основе архивных материалов (многие из них утеряны). Также важную информацию о редакции можно почерпнуть из самих АЕВ. Однако и здесь возникает сложность - многие номера, особенно за последние годы существования журнала, не сохранились ни в Архангельске, ни в центральных библиотеках и архивах.
История церковной периодики в Архангельске начинается в 1885 году, когда было разрешено издавать «Архангельские епархиальные известия». Но они просуществовали всего два с половиной года. С 1888 года при Архангельской духовной семинарии вследствие представления епископа Нафанаила (Соборова) разрешено было издавать АЕВ6. Редактором был назначен ректор семинарии протоиерей Александр Орлов. Это было совершенно естественным. Редакции епархиальных журналов часто собирали в качестве сотрудников большую часть актив-
ного духовенства конкретной епархии. В данном случае Александр Евфимович Орлов хорошо подходил на должность редактора. Он был местным, преподавал в семинарии, имел степень кандидата богословия и сан протоиерея. От такого редактора можно было ожидать интересного, но при этом благочестивого издания. И действительно, поначалу в АЕВ преобладали религиозные материалы. Однако через три года А.Е. Орлов был уволен по собственному желанию.
После ухода протоиерея Александра Орлова вредакцииначаласьчастаясменаруководителей. Это было связано с несколькими проблемами. В первую очередь нужно отметить сложность и новизну дела. Все редакторы АЕВ имели основные места службы (училище, семинария и т. д.). Работа над ведомостями была для них второстепенной. И поэтому в случае чрезмерной загруженности проще было отказаться от редактирования АЕВ, чем от первой работы.
Следующим после А.Е. Орлова редактором был назначен преподаватель семинарии Иван НиколаевичДобровольский.Онпопытался«раз-бавить» содержание ведомостей различными бытовыми и историческими статьями. Однако И.Н. Добровольскому пришлось столкнуться с новой проблемой издания. Съезд духовенства Архангельской епархии 1893 года постановил иметь двух редакторов для официальной и неофициальной частей7. Очевидно, это было связано с тем, что материалы двух частей были принципиально разными, и работу с ними следовало, помнениюдуховенства,поручатькомпетентным людям. Так, И.Н. Добровольский остался редактором неофициальной части. А вторым редактором был назначен секретарь епископа Александр Александрович Шашков. Теперь редакция просила читателей и авторов статей направлять материалы для официальной части в канцелярию епископа, остальную корреспонденцию все также принимала редакция в семинарии.
Вскоре И.Н. Добровольского сменил преподаватель семинарии Иустин Михайлович Сибирцев. При нем возобладали статьи бытового плана, хроника, описание епархии. Ведомости
становились более живыми и привлекательными. Официальная же часть практически никак не менялась. Даже когда в 1896 году А.А. Шаш-ков был переведен в Смоленскую епархию, следующий редактор официальной части секретарь консистории Сергей Александрович Малевинский не смог привнести что-то новое.
Такое разделение редакции не приносило пользы, а скорей наоборот - мешало. И.М. Сибирцев на епархиальном съезде 1896 года предложил восстановить должность помощника редактора, которая была упразднена предыдущим съездом. При этом Иустин Михайлович пояснил, что дело издания довольно сложное и состоит из многих разнообразных функций. В период с 1891 по 1893 год издание улучшилось благодаря должности помощника. Сейчас же весь массив работ оказался в руках редактора неофициальной части. Редактор официальной же частизанималсятолькодокументамииданными, которые следовало опубликовать, всем остальным занимался редактор неофициальной части. Поэтому И.М. Сибирцев, изучив дело, просил вернуть должность помощника. Съезд согласился, однако на это решение последовало вето епископа Иоанникия (Надеждина)8. Но все же через полгода С.А. Малевинский был перемещен в Полтавскую консисторию, и редакция объединилась под руководством И.М. Сибирцева.
Работа отнимала много сил, Иустина Михайловича приходилось подменять (№13-15 за
1898 год подписаны за него преподавателем Митрофаном Семеновичем Григоревским). Наконец, И.М. Сибирцев, согласно его просьбе, в
1899 году был уволен с искренней благодарностью епископа. На его место был назначен преподаватель семинарии Андрей Дмитриевич Ежов.
Новый редактор очень хорошо проявил себя. «К этому времени у Епархиальных ведомостей сложилось уже свое, вполне определенное лицо, которое тщательно сохранялось редактором А. Ежовым»9. Различные стороны издания, отрабатываемые на протяжении первого десятилетия, к началу нового века обрели законченный вид. При А.Д. Ежове ведомости переживают и события первой русской революции, когда
различные мысли священников готовы были вырваться на страницы епархиального органа. Однако через семь лет после назначения он решил уйти со своего поста. 11 февраля 1906 года А.Д. Ежов подал прошение епископу Иоанни-кию (Казанскому) об отставке в силу назначения на должность смотрителя духовного учи-лища10. Долго искать замену не пришлось. Уже 10 февраля (т. е. за день до прошения А.Д. Ежова) И.М. Сибирцев просил обратить на себя внимание как на кандидата с опытом работы. А 14 февраля епископ получил другое прошение - от секретаря консистории Николая Андреевича Никитина. Он в 1901-1902 году был редактором «Подольских епархиальных ведомостей»11. В итоге епископ решил снова разделить редакцию. С № 7 за 1906 год журнал подписывают соответственно Н.А. Никитин и И.М. Сибирцев. При этом Н.А. Никитин подписывается как «Редактор официальной части», а И.М. Сибирцев просто «Редактор», что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Иустин Михайлович все так же стоял за единое редакторство или хотя бы за подчиненное положение редактора официальной части.
В силу того, что консисторские работники, как и архиереи, перемещались с места на место по стране регулярно, Н.А. Никитин долго не задержался в Архангельске и был переведен в Саратовскую епархию. Его место занял новый секретарь Алексей Афанасьевич Вишницкий, переведенный из Воронежской консистории. Естественно, что новому секретарю дали должность редактора официальной части АЕВ. В свое время А.А. Вишницкий был редактором официальных частей Ставропольских и Воронежских епархиальных изданий. Однако, несмотря на это, Алексей Афанасьевич не смог разнообразить официальную часть и в редакции не закрепился. Информации о его увольнении так и не появилось.
На епархиальном съезде 1911 года И.М. Сибирцев сделал еще одну попытку покончить с разделением редакции. Предсъездная комиссия вынесла заключение соединить должности редакторов, т. к. все труды несет исключительно
редактор неофициальной части, работа же редактора официальной части просто фиктивна. Съезд согласился с комиссией. Но уже через год редакция вновь была разделена. Взгляды руководства епархии на структуру редакции часто менялись в связи с ротацией епископов и их секретарей. Исполняющий обязанности секретаря консистории Василий Георгиевич Решетников был одновременно назначен и исполняющим обязанности редактора официальной части, но тоже на короткий срок. Еще один год редактором поработал новый секретарь консистории надворный советник Алексей Алексеевич Богоявленский, имевший опыт в Кишиневском церковном издании. Это был уже шестой редактор официальной части АЕВ за общее время работы И.М. Сибирцева. За два месяца до того, как Богоявленского перевели в Тверскую епархию, И.М. Сибирцев подал прошение об увольнении по причине болезни. На его место Синод назначил в апреле 1914 года священника Архангельской Успенской церкви Николая Лебедева. Вскоре единство редакции было восстановлено окончательно.
Редакторство Н.Т. Лебедева пришлось на тяжелое время. Помимо трудностей бытового характера жизнь осложняло совмещение разных должностей. И когда в марте 1917 года революция принесла с собой не только надежды на будущее и свободу, но и неуверенность в завтрашнем дне и еще большую ответственность, он посчитал за лучшее уйти из редакции. Это был не тот человек, который мог бы сделать из АЕВ издание, соответствующее времени.
На общеепархиальный съезд духовенства и мирян в этом году был вынесен вопрос об обновлении ведомостей. Съезд избрал редакционный комитет. Протоиерей Иоанн Попов согласился стать редактором12. Он со своей командой попытался организовать читателей и авторов. Возникла идея создания из АЕВ еженедельного церковного общественно-политического издания. Но в итоге удалось только свести к минимуму официальную часть и
преобразовать АЕВ из книжного в газетный формат. И.А. Попов тоже ощутил на себе всю тяжесть руководства журналом, особенно в годы Гражданской войны. Дважды (в 1918 и 1919 годах) он просил освободить его от должности редактора АЕВ. Однако Иоанну Аникитовичу пришлось возглавлять редакцию вплоть до ее закрытия большевиками в феврале 1920 года. Поскольку в эти годы журнал был наполнен антибольшевистскими выпадами, редактор И.А. Попов пострадал также как и руководство епархии.
Таким образом, за более чем тридцать лет существования архангельского епархиального органа сменилось двенадцать редакторов. Они все были весьма образованы, четверо имели степень кандидата богословия и работали преподавателями духовной семинарии. Еще двое (Н.Т. Лебедев и И.А. Попов) служили в церквях. Они были местными жителями, хорошо разбирались в нуждах епархии, выступали с редакционными статьями и призывали духовенство к участию в АЕВ. Редакторы официальной части также знали свое дело, трое имели опыт работы в иноепархиальных изданиях. Однако постоянные перемещения секретарей консистории, да и смена правящего архиерея расстраивали работу ведомостей. Единое редакторство представляется нам более продуктивным. Однако редакторы неофициальной части тоже часто сменяли друг друга в силу загруженности.
Епархиальным ведомостям требовался постоянный, единый редактор с хорошим образованием, местного происхождения, имеющий отношение к церкви. Важно было, чтобы его не отвлекала другая работа, а значит, он должен был получать достойное жалование. На это место подходил Иустин Михайлович Сибирцев. Однако слабое здоровье, упрямый нрав и иная работа не дали ему стать таковым редактором. Во многом из-за этого АЕВ не смогли стать полноценным органом церковной общественной мысли на Русском Севере.
Примечания
1 Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. 1702-1917. М., 1971; Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914). М., 1991.
2 Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб., 2007; Кашеваров А.Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: очерки истории. СПб., 2004; Летенков Э.В. Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости. 1838-1917. СПб., 2005.
3 Болгова О.Н. Фольклорно-этнографические материалы на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей» (1885-1900) // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 3. С. 61-65.
4 Попов А.Н. Периодическая печать в Архангельске. Архангельск, 1914; Местная периодическая печать: основные этапы истории и проблемы изучения / сост. А.Н. Зашихин. Архангельск, 1992; Буторин М.В. Периодическая печать Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 2000.
5 Шаляпин С.О. Церковно-религиозная периодическая печать Архангельска. 1885-1926 гг. (ист.-библиогр. очерк). Архангельск, 1989.
6 ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 637. Л. 156-158.
7 Архангельский епархиальный съезд духовенства 1893 года // АЕВ. 1894. № 1. Оф. ч. С. 13.
8 Постановления Архангельского епархиального съезда духовенства 1896 года // АЕВ. 1897. № 5. Оф. ч. С. 93-94.
9 Шаляпин С.О. Указ. соч. С. 10.
10 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 492. Л. 4.
11 Нетужилов К.Е. Указ. соч. С. 237.
12 Общеепархиальный съезд духовенства и мирян // АЕВ. 1917. № 14. Неоф. ч. С. 229.
Vereshchagin Ilya Fedorovich
Postgraduate Student of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov,
Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences
TO THE HISTORY OF CHURCH PERIODICALS OF THE RUSSIAN NORTH: "ARKHANGELSK EPARCHIAL VEDOMOSTI" AND ITS EDITORS
The article is devoted to the history of ecclesiastical periodical press. In 1885 "Arkhangelsk Eparchi-al Vedomosti" was founded. On the basis of archive materials, the author studies peculiarities of editing the eparchial periodical, pointing out the problems which prevented the editors from gaining a toehold in the periodical and make it really effective.
Key words: church history, periodicals, eparchial vedomosti.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Коротаев В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова