Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / «ВТОРОЕ БАКУ» / УФИМСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бодрова Е. В., Калинов В. В.

На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов исследуется проблема модернизации нефтеперерабатывающих заводов «Второго Баку» в условиях военного времени. Утверждается, что роль восточных регионов в снабжении фронта нефтепродуктами значительно возросла после оккупации Северного Кавказа и выхода врага к Волге. Примером работы нефтеперерабатывающих заводов Урало. Поволжья в условиях Великой Отечественной войны является Уфимский завод, ранее не имевший опыта переработки высокосернистых, с большим содержанием соли сортов нефти. Коллективу предприятия в круглосуточном режиме пришлось не только выполнять производственные планы, но и осваивать новые технологические режимы, решать весь комплекс сложных специфических вопросов переработки. Акцентируется особое внимание на вкладе ученых, оказавших значительную помощь в разработке и освоении новых методов. Формулируется вывод о том, что бесперебойное обеспечение фронта и тыла нефтью и продуктами нефтепереработки явилось результатом огромных организационных усилий руководства страны и отрасли, консолидации действий и самоотверженности нефтяников, ученых, строителей, транспортников. В военные годы произошел качественный сдвиг в нефтяной отрасли промышленности, обеспечивший ее прорыв позднее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бодрова Е. В., Калинов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE FORMATION OF OIL REFINING IN THE URAL-VOLGA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

On the basis of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, the problem of modernization of oil refineries of the «Second Baku» in wartime conditions is investigated. It is argued that the role of the eastern regions in supplying the front with oil products increased significantly after the occupation of the North Caucasus and the enemy’s exit to the Volga. An example of the work of oil refineries in the Ural.Volga region in the conditions of the Great Patriotic War is the Ufa plant, which previously had no experience in processing high.sulfur, high.salt oils. The company’s staff had to not only fulfill production plans around the clock, but also master new technological modes, solve the entire complex of complex specific issues of processing these oils. Special attention is paid to the contribution of scientists who have provided significant assistance in the development and development of new methods. The conclusion is formulated that the uninterrupted supply of the front and rear with oil and refined products was the result of the huge organizational efforts of the country’s leadership and the industry, the consolidation of the actions and dedication of oil workers, scientists, builders, and transport workers. During the war years, there was a qualitative shift in the oil industry, which provided its breakthrough later.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.72.3.008

УДК 94:622.276 (470.4+470.5)"1941/1945"

ББК 63.3(23)622-2 + 65.305.143.22(23)622-03

Е.В. БОДРОВА В.В. КАЛИНОВ

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

E.V. BODROVA V.V. KALINOV

ON THE HISTORY OF THE FORMATION OF OIL REFINING IN THE URAL-VOLGA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов исследуется проблема модернизации нефтеперерабатывающих заводов «Второго Баку» в условиях военного времени. Утверждается, что роль восточных регионов в снабжении фронта нефтепродуктами значительно возросла после оккупации Северного Кавказа и выхода врага к Волге. Примером работы нефтеперерабатывающих заводов Урало-Поволжья в условиях Великой Отечественной войны является Уфимский завод, ранее не имевший опыта переработки высокосернистых, с большим содержанием соли сортов нефти. Коллективу предприятия в круглосуточном режиме пришлось не только выполнять производственные планы, но и осваивать новые технологические режимы, решать весь комплекс сложных специфических вопросов переработки. Акцентируется особое внимание на вкладе ученых, оказавших значительную помощь в разработке и освоении новых методов. Формулируется вывод о том, что бесперебойное обеспечение фронта и тыла нефтью и продуктами нефтепереработки явилось результатом огромных организационных усилий руководства страны и отрасли, консолидации действий и самоотверженности нефтяников, ученых, строителей, транспортников. В военные годы произошел качественный сдвиг в нефтяной отрасли промышленности, обеспечивший ее прорыв позднее.

On the basis of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, the problem of modernization of oil refineries of the «Second Baku» in wartime conditions is investigated. It is argued that the role of the eastern regions in supplying the front with oil products increased significantly after the occupation of the North Caucasus and the enemy's exit to the Volga. An example of the work of oil refineries in the Ural-Volga region in the conditions of the Great Patriotic War is the Ufa plant, which previously had no experience in processing high-sulfur, high-salt oils. The company's staff had to not only fulfill production plans around the clock, but also master new technological modes, solve the entire complex of complex specific issues of processing these oils. Special attention is paid to the contribution of scientists who have provided significant assistance in the development and development of new methods. The conclusion is formulated that the uninterrupted supply of the front and rear with oil and refined products was the result of the huge organizational efforts of the country's leadership and the industry, the consolidation of the actions and dedication of oil workers, scientists, builders, and transport workers. During the war years, there was a qualitative shift in the oil industry, which provided its breakthrough later.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, нефтепереработка, «Второе Баку», Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

KEYWORDS: Great Patriotic War, oil refining, «Second Baku», Ufa Oil Refinery.

ВВЕДЕНИЕ. Изучение отдельных сюжетов, связанных с Великой Отечественной войной, не могут терять актуальности в нашей стране, для которой эти страницы истории являются и трагическими, и триумфальными. Кроме того, необходимость реализации проектов общенационального масштаба в условиях глобальных вызовов чрезвычайно актуализирует изучение и аккумуляцию всего позитивного из отечественного исторического опыта. Отечественными исследователями рассматривались отдельные сюжеты из истории создания и развития нефтегазового комплекса страны на разных ее этапах [15; 18, с. 73-87]. К числу наиболее значительных просчетов советского правительства, допущенных накануне войны, историки отрасли справедливо относят отсутствие стремления осваивать в достаточной мере Урало-Поволжский нефтяной регион [15; 37, р. 126-128]. А.К. Соколов справедливо указывает на документы, представляющие в более реалистичном свете сложности в процессе создания «Второго Баку»: из Азербайджана не было отправлено на Восток страны запланированное количество рабочих, служащих и ИТР. К 15 ноября 1942 г. туда переехало лишь 62% от намеченного числа. Максимум 10-12% от намеченного удалось перебазировать эксплуатационного и бурового оборудования. Большая часть его была даже не подготовлена к отправке [32].

ЦЕЛЬЮ статьи является изучение на основе ранее неопубликованных документов проблемы модернизации нефтеперерабатывающих заводов «Второго Баку» в условиях военного времени. Новизна исследования определяется введением в научный оборот значительного количества архивных документов, на основе которых исследуются проблема, связанная с эвакуацией, восстановлением, модернизацией нефтеперерабатывающих заводов, их новым строительством в Урало-Поволжском регионе в годы Великой Отечественной войны.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теория модернизации явилась базовой для нашего исследования. К особенностям модели многолинейной модернизации относят: возможность ее осуществления по собственному пути с учетом национальных особенностей; значимость социокультурного, субъективного, внешнего факторов.

В историографию проблемы вошли исследования, в которых анализируются различные аспекты истории нефтяной отрасли в годы Великой Отечественной войны. Источниковой базой явились как опубликованные правительственные документы, так и материалы государственных архивов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Нефть в годы Великой Отечественной войны имела стратегическое значение. К началу военных действий в действующей армии находились запасы горючего на 2-3 заправки, на фронтовых складах — лишь на 10. Но 53% складов горючего к 10 июля 1941 г. в западных военных округах было утрачено [36, с. 43]. Ситуация на фронте осложнялась, немцы наступали. Приходилось консервировать, демонтировать и, несмотря на очень сложные условия транспортировки, перебазировать оборудование. К концу 1941 г. периодически не хватало горючего для фронта [34, с. 93]. Военно-хозяйственным планом на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. предусматривались повысить добычу нефти, увеличить производство авиабензина и автобензина, толуола; форсировать строительство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)—Уфимского, Орского, Сызранского, Ишимбайского и др. В 4 раза планировалось увеличить капиталовложения в восточные нефтяные районы, активизировать там капитальное строительство топливных предприятий и геологоразведку [21, с. 233-237]. Однако подобные планы во многом оказались нереальными.

Тем не менее, во втором полугодии 1942 г. удалось в производстве нефтепродуктов значительно повысить удельный вес авиационного и автомобильного бензина [35, с. 108]. Эти виды бензина были настолько ценны, что для обеспечения их выпуска Государствен-

ный Комитет Обороны (ГКО) запретил Главнефтесбыту при СНК СССР отпускать для топливных нужд с Московской, Горьковской, Ярославской и Рыбинской нефтебаз мазут прямой гонки и нефтесмеси, завезенные для Московского крекинг-завода. За нарушение этого распоряжения предусматривалось привлечение к уголовной ответственности работников нефтебаз, допустивших отпуск нефтесырья потребителям для топливных нужд [24, л. 106-118].

В июне 1942 г. Государственный Комитет Обороны обязал нефтеперерабатывающие заводы страны ежемесячно производить 70 тыс. т. бензина Б-78 и 50 тыс. т. бензина Б-70. Повысились и требования к его качеству. Но действующие НПЗ вовремя реконструировать не удалось, поставки оборудования срывались. В Постановлении ГКО № 2153сс от 6 августа 1942 г. констатировалось, что не был освоен метод каталитического риформинга, в результате с 8 переоборудованных для этих целей установок не было получено «ни одной тонны компонента авиабензина Б-78» [23, л. 111].

В АзНИИ им. В.В.Куйбышева Ю.Г.Мамедалиев разработал и внедрил в производство метод получения дешевым и простым способом высокооктановых компонентов, особенно алкилбензола. Внедренный в 1943 г. метод получения высокооктанового бензина после вторичной переработки нефти за короткое время был внедрен на отечественных предприятиях [9, с. 129-131]. За 1941-1944 гг. заводами Баку было произведено более 1 млн т. авиабензина Б-78 [20, с. 53]. Но для современных самолетов требовались более совершенные типы авиабензина. Поэтому советское правительство вынуждено было еще в 1941 г. вести переговоры с американской фирмой Баджер энд Сомс Ко о поставках современных нефтеперерабатывающих заводов. 23 августа 1941 г. правительство США согласилось удовлетворить заявки по авиационному бензину, этилу, крекинговым и толуоловому заводам [11, с. 126, 201-211]. Но лишь с сентября 1943 г. стало прибывать импортное оборудование для строительства НПЗ в Красноводске, Орске, в Куйбышеве и Гурьеве [17, с. 53-55]. Первым лишь осенью 1945 г. был пущен Куйбышевский НПЗ.

Роль «Второго Баку» в снабжении фронта нефтепродуктами значительно возросла после оккупации Северного Кавказа и выхода врага к Волге. Примером работы нефтеперерабатывающих заводов региона в условиях Великой Отечественной войны является Уфимский завод, который был в то время самым крупным в Европе и Азии (1 млн т. переработки нефти в год). Его строительство началось в 1935 г., когда стало очевидно, что Саратовский и Грозненские заводы не могут эффективно перерабатывать башкирскую нефть из-за высокого содержания серы и асфальто-смолистых соединений.

Основой завода явились комбинированные установки фирм «Алко» и «Луммус». С начала войны завод получил номер — 417. В отчете о работе Уфимского НПЗ в годы войны руководители завода с гордостью писали: «Наш завод явился первенцем нефтеперерабатывающей промышленности «Второго Баку». К моменту начала освоения завода ни у нас в Союзе, ни за границей не было еще опыта переработки таких сортов нефти в производственных масштабах. В процессе освоения завода выявился целый ряд новых принципиальных особенностей переработки вышесказанных сортов. Не имея опыта переработки высокосернистых, с большим содержанием соли сортов нефти, пришлось в процессе выполнения правительственных производственных планов осваивать технологические режимы, решать весь комплекс сложных специфических вопросов переработки.

К таким вопросам относятся:

1. Подготовка нефти к переработке — обессоливание и обезвоживание.

2. Предотвращение интенсивной коррозии оборудования.

3. Получение авиационных бензинов и других важных нефтепродуктов.

Необходимо отметить, что решение этих вопросов совпало с годами Великой Отечественной войны, поэтому приходилось разрешать их параллельно с вопросами непрерыв-

ного увеличения выработки товарной продукции и освоением выработки новых, важных нефтепродуктов» [31, л. 4].

Архивные документы позволяют утверждать, что уже во второй половине 1941 г. на НПЗ был освоен выпуск авиационного бензина — Б-70 и Б-78. В 1942 г. его производство выросло в 2,5 раза по сравнению с 1940 г. [1, с. 52]

Мощности Уфимского завода в целом увеличились на 74% в основном за счет оборудования грозненских НПЗ [32, с. 237], но этот завод все еще значительно отставал от бакинских. Кроме того, форсированное производство нефтепродукции требовало и стабильных поставок сырья, но и в 1942, и в 1943 гг. в стране наблюдалось падение нефтедобычи, которая в восточных районах в 1942 г. уменьшилась до 4,2 млн т. Росла она в Куйбышевской, Чкаловской областях, но сократилась в Башкирии [16, с. 82]. Одной из основных причин падения стало недостаточное внимание к развитию восточных нефтяных районов в довоенное время, отсутствие разведанных и подготовленных к эксплуатации новых площадей.. В 1942 г. в целом по стране, по сравнению с 1940 г., в 3,7 раза сократился объем всех буровых работ [33], эксплуатационного бурения — в 4,37 раза. Но в 1942 г., по сравнению с предвоенным периодом, изменилось соотношение между разведочным и эксплуатационным бурением — в пользу первого. Ситуация на фронтах требовала дальнейшего освоения месторождений Поволжья, Западного Урала.

В Башнефтекомбинате объемы разведочного бурения в 1942 г. являлись наиболее значительными среди всех нефтекомбинатов СССР, но новые крупные месторождения были открыты позже [22]. Однако и в Башкирском регионе объемы бурения оказались недостаточными для пополнения фонда действующих скважин. Ситуация в отрасли стала постепенно улучшаться с середины 1942 г. [25, л. 52]. Капиталовложения значительно выросли. Но и в начале 1943 г. практически все предприятия Башнефтекомбината не выполнили плановые задания. Не хватало оборудования, рабочие не были обеспечены в достаточном количестве обувью, одеждой [12, л. 92, 99].

С целью привлечения кадров с 1 октября 1943 г. был повышен размер заработной платы для рабочих нефтепромыслов, контор буровых, геолого-поисковых партий и разведок, нефтеперерабатывающих и машиностроительных заводов, а также рабочих подсобных предприятий. Однако одновременно повышалась и норма выработки по трестам и предприятиям, непосредственно подчиненным Наркомнефти.

Так, по Башнефтекомбинату в подсобных и вспомогательных цехах, предприятиях в бурении и добыче — на 30%, в подсобных и вспомогательных цехах нефтегазоперераба-тывающей промышленности — на 35%; по Молотовнефтекомбинату соответственно — на 25 и 30% [13, л. 182, 187].

На промыслах Востока страны ощущался острый дефицит колонн для эксплуатации скважин, емкостей для хранения нефти, труб, режущего инструмента, долот для бурения, транспорта для подвоза оборудования и инструмента. Для пуска простаивающего фонда скважин было решено вырезать и использовать металлические трубы из бездействующих скважин, внедрять бесколонные конструкции скважин [9, с. 51-53, 79]. Производство инструментов и оборудования для отрасли в 1942 и 1943 гг. почти прекратилось [25, л. 152-162; 26, л. 135-140]. Наркомнефти неоднократно приходилось обращаться в НК СССР с просьбой дать распоряжение о выпуске хотя бы небольших объемов того или иного оборудования для отрасли [30, л. 21].

Уфимский, Ярославский и ряд других НПЗ в октябре 1942 г. оказались на грани полной остановки из-за нехватки сырья [27, л. 18-19]. В этой ситуации ГКО должен был принять специальное постановление № ГОКО-2532 от 21 ноября 1942 г. «О завозе нефтесырья на Московский, Саратовский, Уфимский и Константиновский нефтеперегонные заводы Наркомнефти» [28, л. 18-19].

В Урало-Поволжье торможение в производстве нефтепродуктов было вызвано не только падением нефтедобычи, но и ухудшением качества сырья, незавершенностью реконструкции Уфимского НПЗ. Не хватало мощностей для обессоливания и обезвоживания поступающей на заводы нефти [31, с. 221].

Проблема ухудшения качества сырья была особенно острой. Согласно классификации сортов нефти Советского Союза, нефть «Второго Баку» относилась к классу сернистых, высокосмолистых, высокопарафинистых. Первые опыты работы завода свидетельствовали о том, что сернистые соединения являются коррозирующими агентами. Все имевшиеся тогда литературные данные по коррозии сернистых соединений были отвлеченными и совершенно не распространялись на область переработки нефти. Такие вопросы, как поведение сернистых соединений при различных температурах в различные аппаратах и трубопроводах и т.п. до начала работы завода не ставились, оставаясь совершенно не выясненными. В таком же состоянии была и проблема поведения соли при переработке нефти. Работа Уфимского завода с нефтью, отличающейся с большим содержанием солей, совершенно не была предусмотрена при проектировании, т.к. в первый период эксплуатации Ишимбаевских месторождений в добываемой нефти практически не содержалось солей и воды. До конца 1938 г. их содержание в Ишимбаевской нефти не превышало 100 мг/литр, к концу 1939 г. оно увеличилось до 300 мг/литр, к концу 1940 г. — 3000 мг/литр, а в 1941 г.— 7000 мг/литр. В 1942 г. нефть перекачивали на завод с содержанием воды до 52% и солей до 65625 мг/л. Ухудшалось качество нефти, поступающей на завод и с других месторождений [31, л. 9]. Это приводило к интенсивному отложению солей в трубах змеевиков печей и в других аппаратах, вынуждало через каждые 2-3 дня останавливать установки для промывки. Кроме того, разложение солей в процессе переработки нефти приводило к выделению соляной кислоты, которая является сильным корродирующим агентом.

Поступающая нефть содержала значительное количество сероводорода и меркаптанов. Но еще больше активных соединений серы образовывалось под влиянием высоких температур при переработке. Эти активные сернистые соединения приводили к интенсивной коррозии оборудования, трубопроводов и резервуаров.

Именно поэтому завод, начиная с 1938 г., не выполнял производственного плана, ежегодно терпел убытки в несколько десятков миллионов рублей. Прежде чем была получена удовлетворительная схема обессоливания и обезвоживания нефти, было испытано большое число методов и деэмульгаторов. Положительных результатов завод добился при обессо-ливании с применением деэмульгатора «НЧК», который был получен в заводской научно-исследовательской лаборатории. Одновременно велись работы по электрообессоливанию на опытной установке, опыт работы которой и прототип лег в основу проектирования и строительства электрообессоливающей установки ЦИАТИМА.

В итоге Уфимский НПЗ пришлось самым серьезным образом модернизировать. Были построены насосные для внутренней перекачки нефти и для подачи деэмульгатора и воды в нефть; мощная подогревательная система для подогрева нефти и воды; 3 установки для получения деэмульгаторов. Проложены специальные трубопроводы протяженностью около 3000 м [31, л. 11-13].

Низкие октановые числа бензиновых дистиллятов и высокое содержание сернистых соединений в них, долгое время являлись существенным препятствием освоения выпуска авиационных бензинов. Уфимский завод освоил и с конца 1941 г. в больших объемах стал выпускать две марки авиационных бензинов — Б-70 для гражданской авиации и танков, Б-78 для — для боевой авиации [31, л. 29].

С добавкой ароматики заводу удалось произвести за годы войны 202 759 тонн авиационного бензина Б-70. Благодаря добавке изооктана, произведенного на этом же заводе,

было выпущено 157425 тонн авиационного бензина Б-78 [31, л. 32]. Получение изооктана представляет собой сложный процесс переработки крекинг-газов. Высокое содержание сернистых соединений в крекинг-газах, отсутствие производственного опыта переработки газов и получения изооктана в СССР в сильной степени осложняло освоение выпуска этого продукта. Уфимский завод за 4 военных года произвел его в объеме 28 807 тонн [31, л. 34-35]. Заметим, что СССР в это время вынужден был ввозить большие объемы изооктана из США.

Значительными были и потребности страны в толуоле. В СССР толуол в основном выпускался пирогенными заводами нефтяной промышленности и коксобензольными предприятиями наркомата угольной промышленности. Однако количество получаемого толуола на этих заводах далеко не обеспечивало нужды фронта и тыла. Его производство, особенно на перегонных заводах из нефтяных фракций, оказалось нерентабельным, т.к. выход готового толуола составлял не более 4% от переработанного сырья. Из-за низкого содержания толуола в нефти и трудности его выделения почти ни одна страна, включая СССР, не занимались его производством в больших объемах. Его процент в Ишимбаевской нефти, например, составлял всего 0,36% [31, л. 38]. До начала войны в СССР работал всего один завод по выделению толуола и нитрации его до мононитротолуола из легкой майкопской нефти. Но предприятие было разрушено еще в начале войны. В результате толуол также в рамках ленд-лиза пришлось завозить из США. Одновременно было решено строить новый завод на базе сернистых сортов нефти. По заданию Правительства на заводе № 417 в короткий срок для получения мононитротолуола из Ишимбаевской и Бугурусланской нефтей меньше, чем за год, был построен и пущен эксплуатацию цех. При освоении выпуска мононитротолуола из сортов нефти «Второго Баку» пришлось столкнуться с рядом новых, но, в конце концов, решенных проблем: завод вынужден был перерабатывать смесь Ишимбаевской, Бугурусланской и Туймазинской нефтей, содержание толуола в которой иногда не превышало 0,3%. Выделение толуола при таком его низком содержании в нефти составляло большую трудность, т.к. неизбежно во фракцию толуола попадало значительное количество других углеводородов, поведение которых при нитрации было не изучено. Во-вторых, без хорошей очистки от серы мононитротолуол стандартных качеств производить не удавалось. Поэтому была применена обработка дистиллята прямой гонки 6-7% серной кислоты, крепостью 98-99%, и перегонка этого дистиллята, что давало возможность получать стандартный мононитротолуол. Заводчанам пришлось столкнуться со значительным влиянием температуры при перегонке нитробензина, использовать открытый пар. В ином случае наблюдалось потемнение мононитротолуола [31, л. 39-41].

Даже после войны завод № 417 продолжал выпускать мононитротолуол, т.к. из него извлекался параизомер для фармацевтической промышленности. Сравнительный анализ показателей Уфимского НПЗ дает возможность представить объем проделанной работы его коллективом за годы войны. Так, по сравнению с 1941 г., в 1945 г. производство бензинов увеличилось на 165%. Выпуск изооктана, мононитротолуола и катализатора в 1941 г. еще не осуществлялся [31, л. 42].

Изучение документов Архива Российской академии наук дает возможность определить вклад ученых в развитие нефтепереработки Урало-Поволжья. В Институте горючих ископаемых АН СССР (ИГИ), например, проводились лабораторные опыты под руководством профессоров В. К. Климова и В.А. Ланина по обессериванию и одновременному крекингу широкой фракции ишимбайской нефти, содержащей 3% серы. Работы в этом направлении велись Лабораторией низкокалорийных топлив еще до войны, был разработан метод обессеривания сланцевых сернистых дистиллятов с помощью железной контактной массы. В 1941-1942 гг. эту методику применили к сернистым нефтепродуктам. Разработанный ИГИ метод дал положительные результаты — содержание серы снижалось до 0,5-0,7%,

что являлось вполне пригодным условием для получения бензина. Таким образом, был разработан промышленный способ полного обессеривания крекинг-бензина ишимбайской нефти Уфимского завода. Получен бессернистый риформинг-бензин с октановым числом 86 (с 3 мл ТЭС). Однако применяемый катализатор быстро терял свои свойства, поэтому продолжился поиск катализатора, срок службы которого был бы более продолжительным и его можно было бы после регенерации снова пустить в работу [2, л. 32; 4, л. 8].

Одной из актуальных тем, разрабатываемых институтом, было получение смазочных масел из сортов нефти «Второго Баку». Была доказана возможность получения до 30% широких масляных фракций из Ишимбаевской нефти. Образцы смазочных масел испыты-вались в лабораторных и производственных условиях и дали положительный результат. На Уфимском НПЗ началось строительство полупромышленной установки. Успех был достигнут при реализации темы «Получение из сернистой ишимбайской нефти смазочных масел типа сульфафрезол, веретенного и машинного, показавших при испытании положительные качества». Работы проводились под руководством академика С. С. Наметкина и Р.С.Теневой

Выступая на заседании Президиума АН СССР 18 марта 1943 г., академик А.А.Байков обращал внимание на то, что работы, проведенные на Урале, показали: сернистая нефть может применяться в металлургическом производстве для получения вполне удовлетворительных качественных сталей. На нескольких заводах было проведено около 130 плавок, установлены такие методы и приемы использования сернистого мазута, которые позволяли получить совершенно доброкачественную сталь, исходя из продуктов с содержанием серы до 3% [4, л. 147-148].

Важное значение, как уже отмечалось выше, имели работы по увеличению выходов толуола, в частности, проекты по увеличению ресурсов толуола методом ароматической катализации узких бензиновых фракций из нефтей «Второго Баку». С.С. Наметкину и старшему научному сотруднику Л.М. Розенбергу удалось достигнуть высоких выходов толуола — 60-90% на фракцию. Катализатор оказался долговечным, активным, весьма просто регенерировался. Работы проводились на целом ряде объектов, в том числе на фракции из сернистого Ишимбаевского бензина, причем было установлено, что сернистые соединения не препятствовали процессу. Таким образом, оказалось возможным использование сернистых нефтей «Второго Баку». Для подготовки полузаводских испытаний из ИГИ в Уфу отправилась бригада сотрудников [2, л. 9-10]. Проект выполнялся совместно с Нар-комнефтью, Уфимским НПЗ, ЦИАТИМ, ИОХ АН СССР [5, л. 1-8]. На Уфимском заводе было закончено строительство промышленной установки на 1 т перерабатываемого сырья в сутки [3, л. 9].

Часть исследовательских разработок осуществлялась для выделения толуола методами полунепрерывной ректификации легких продуктов пиролиза сортов нефти. Удалось повысить выход толуола на 76%. Этот метод был разработан в лаборатории летучих продуктов коксования профессором Н.М.Караваевым и внедрен на заводе им. Буденного в Баку. Он позволил повысить производительность ректификационных колонн не менее чем на 50%, достигнуть более четкой ректификации и тем самым повысить выход толуола. Метод весьма легко применялся в промышленности, так как не требовал переделок ректификационных агрегатов [2, л. 5-6].

Практическую значимость имела и работа по очистке сырой толуольной фракции глинами вместо серной кислоты, что позволило повысить выход очищенного продукта на 20% (руководители профессора В.К.Климов, В.А.Ланин) [4, л. 75].

Новый комбинированный метод переработки ишимбайской нефти разработал академик С.С.Наметкин в соавторстве с Р.С.Теневой. Он являлся решающим нововведением в области нефтепереработки, ранее нигде не практикуемым [5, л. 31]. Идея состояла

в том, чтобы отработать иную методику переработки ишимбайской нефти, а именно: вместо того, чтобы вести сначала перегонку, а затем очистку, сделать первоначальной очистку сырой сернистой нефти серной кислотой и глинами, а уже затем подвергать ее разгонке [6, л. 1об].

Лабораторные опыты показали, что такой метод перегонки имел серьезные преимущества — резко снижалась коррозия аппаратуры и коксуемость, открывалась возможность получения высококачественных масел из ишимбайской нефти, т.е. рациональное использование ее мазута.

Сущность предлагаемого способа получения масел из сернистых нефтей заключалась в следующем. Исходный материал в виде сырой ишимбайской нефти предварительно обрабатывали 3-5% серной кислотой в мешалке, если имелась возможность — прибегали к инжекторному способу, так как при этом происходила циркуляция неотработанной серной кислоты до полного ее израсходования. После интенсивного перемешивания продукт отстаивался, при этом удалялся кислый гудрон в количестве около 20% от перерабатываемого сырья. Кроме того, из нефти удалялись асфальты, смолы и другие высокомолекулярные, нестойкие соединения, обычно сильно затрудняющие дальнейшую переработку [6, л. 4-6].

Легкий бензин, лигроин, керосин и солярка, получаемые в финале процесса, являлись совершенно бесценными нефтепродуктами, не нуждающимися в дальнейшей сернокислой или иной очистке. При этом содержание серы в бензине, лигроине, других продуктах сильно снижалось и, что особенно важно, из них удалялись все активно действующие и разрушающие аппаратуру сернистые соединения.

Согласно приказу народного комиссара нефтяной промышленности СССР № 20-с от 29.01.1943 «О внедрении в нефтяную промышленность проведенных ИГИ АН СССР работ по получению масел из Ишимбаевской нефти и увеличению авиабензинов и их компонентов», было решено приступить к строительству в Ишимбае на площадке завода № 89 опытной установки для получения масел, производительностью 57 т. переработки нефти в сутки, со сроком ввода в эксплуатацию 1 августа 1943 г. Начальнику «Башнефте-комбината» С. И. Кувыкину поручалось обеспечить в лабораториях и заводских условиях экспериментальные работы по получению авиабензина методом комбинированного риформинга (деструкция и алкилирование). Управляющий трестом «Нефтезаводпроект» Е.А.Шапиро к 1 апреля 1943 г. на основе разработанного трестом и ИГИ задания должен был составить рабочий проект опытной установки для получения смазочных масел из ишимбайской нефти на 15 т. автола в сутки, с полным использованием готового резервного оборудования, находящегося на площадках Ишимбайского завода и Уфимского НПЗ. При этом нужно было так спроектировать установку, чтобы она могла работать по двум направлениям — контактированию кислого масла с глиной и нейтрализации кислого масла щелочью [7, л. 6-6об].

О вкладе ИГИ в развитие нефтяной отрасли в годы Великой Отечественной войны свидетельствует далеко не полный перечень наиболее важных разработок 1942 г., внедренных позднее в практику. Так, только на промыслах треста «Ишимбайнефть» был внедрен метод обессоливания и обезвоживания эмульсий ишимбайской нефти; интенсифицирована добыча нефти методом нагнетания газа в пласт; осуществлена замена цемента при бурении нефтяных скважин бетоном, гидравлической известью и гельцементом. Проведена паспортизация свыше 1 500 скважин на промыслах «Первого Баку» и «Второго Баку» при помощи метода и аппаратуры ИГИ, выявившая дополнительные ресурсы высокооктановых нефтей и рациональные методы их сортности.

На заводе им. Буденного в Баку были внедрены методы полунепрерывной ректификации сырого толуола, значительно увеличивающей производительность рабочих агрегатов

и выход целевого продукта; получения высокооктановой добавки к моторному топливу из «головки» продуктов пиролиза нефти; выделения нафталина из зеленого масла пиролиза нефтепродуктов.

Часть работ была принята промышленностью и введена в заводскую практику, среди них метод замены едкого натра гидроокисью магния в применении к очистке нефтепродуктов. На заводе «Нефтегаз» № 1 была осуществлена каталитическая очистка сырого толуола при помощи катализатора фосфорной кислоты, обеспечивающая увеличение выхода толуола и резко снижающая расход серной кислоты [8, л. 15], на заводе им. Менделеева — каталитическая очистка автомобильных крекинг-бензинов, увеличивающая ресурсы высокооктановых бензинов, получение толуола методом парофазно-окислительного пиролиза нефти.

Был внедрен физико-химический метод и прибор для определения моторных качеств этилированных бензинов прямой гонки, а также бензинов, содержащих импортные высокооктановые компоненты. Удалось получить церезин из «Ишимбайской пробки» и амбарной грязи.

На промыслах Башнефтекомбината началось освоение промышленной разведки перспективных для бурения площадей в районах юго-восточной Татарии и западной Башкирии (Аксубай, Бугульма). Осуществлялось крепление скважин без применения цемента и обсадных труб с помощью покеров специальной конструкции [8, л. 16-16об].

В 1941-1942 гг. в Башкирской АССР не было открыто ни одной богатой залежи, нефтяники часто вели разведку интуитивно. Неоценимую помощь в оптимизации разведки оказали московские ученые. Так, А.Н.Тихонов, математик, который стал профессором МГУ в 31 год, а членом-корреспондентом АН СССР — в 33 года, в составе группы ученых и специалистов в 1943 г. занимался расшифровкой результатов электрозондирования земной коры в районе Ишимбая. Ему удалось решить до тех пор нерешаемую математическую задачу, создать знаменитую теорию решения некорректных обратных задач динамики, помочь нефтяникам в поисках нефти [10].

В период Великой Отечественной войны произошло увеличение доли районов Урало-Поволжья в общесоюзной добыче нефти, объем которой в 1945 г., по сравнению с 1940 г., вырос в 1,5 раза. Если в 1942 г. удельный вес Волго-Уральского региона в общесоюзной добыче нефти составил 8,1% (вместо 6% в 1940 г.), то в 1945 г. он увеличился до 14,6% [20, с. 45].

Всего в военные годы в СССР было открыто 34 нефтяных и газовых месторождения, из них 21 — в восточных районах [16, с. 78]. Были освоены нефтяные месторождения в нижнепермских, каменноугольных и, самое важное,— в девонских отложениях. Разработка девонских месторождений Урало-Поволжья, начавшаяся с 1944 г., стала основой резкого наращивания нефтедобычи в этом регионе. Если удельный вес капиталовложений в нефтедобычу Урало-Поволжья в 1938-1940 гг. составил 13%, то в 1941-1945 гг. он повысился до 20% [19, с. 191].

ВЫВОДЫ. Таким образом, Волго-Уральский регион сыграл огромную роль в обеспечении сырьем и нефтепродуктами фронта и важнейших военно-промышленных центров страны. Форсированное освоение нефтяных богатств Урало-Поволжья обусловила сложная ситуация, сложившаяся в критический для страны период войны — в 1941-1942 гг. В 1943 г. положение улучшилось: в стране значительно выросла, по сравнению с 1942 г., выработка горючего для авиации, танков и автомашин: производство бензина—в 1,1 раза, дизельного топлива — в 2,3 раза, топлива — в 1,7 раза [29, л. 168-172].

География нефтеперерабатывающей промышленности за военные годы изменилась примерно в тех же пропорциях, что и размещение нефтедобычи. Значение Урало-Поволжского нефтеперерабатывающего центра увеличилось более чем в 2 раза, а долевое участие

Кавказских районов снизилось с 80 до 66% [14, с. 104]. Удельный вес мощностей заводов отрасли в восточных районах вырос с 13% на 1 июля 1941 г. до 22% на 1 января 1945 г.. [34, с. 4].

Снабжение горючим фронта стало важнейшей задачей нефтеперерабатывающих заводов. В сложившейся в 1942 г. критической ситуации мощности Краснодара выбыли полностью, Грозного — значительно сократились. Во второй половине 1942 г. вне Кавказа самые большие мощности по нефтепереработке были в Саратове — 2 230 тыс. т. в год, в Уфе — 1500 тыс. т., в Орске — 600 тыс. т., в Москве — 550 тыс. т., в Ишимбае — 590 тыс. т., в Хабаровске — 360 тыс. т., на Константиновском заводе в Ярославле — 220 тыс. т., в Горьком — 125 тыс. т. [16, с. 91]. Только Саратовский завод за годы войны отгрузил фронту 1,4 млн т. горючего. Кроме того, на этом предприятии, как и на ряде других, было налажено производство боевого оружия: минометов, треног для противотанковых ружей и др. [9, с. 62]

Уфимский НПЗ дал фронту 1,05 млн тонн горючего. Работы велись вручную, в основном женщинами и детьми, к 1942 г. пришлось перейти с 12-часового на круглосуточный график. Удалось значительно увеличить выпуск авиационного бензина на Ишимбайском НПЗ, который обеспечивался сырьем с ишимбайских нефтяных промыслов, но требовался ввод все новых месторождений.

Бесперебойное обеспечение фронта и тыла нефтью и продуктами нефтепереработки явилось результатом огромных организационных усилий руководства страны и отрасли, консолидации действий и самоотверженности нефтяников, ученых, строителей, транспортников. В военные годы произошел качественный сдвиг в нефтяной отрасли промышленности, обеспечивший ее прорыв позднее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. 280 с.

2. Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 414. Оп. 1. Д. 47.

3. АРАН. Ф. 1. Оп. 3б. Д. 56.

4. АРАН. Ф. 1. Оп. 3б. Д. 57.

5. АРАН. Ф. 414. Оп. 1. Д. 71.

6. АРАН.Ф. 1589. Оп. 1. Д. 46.

7. АРАН. Ф. 414. Оп. 1. Д. 68.

8. АРАН. Ф. 414. Оп. 1. Д. 67.

9. Будков А.Д., Будков Л.А. Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны / под ред. И.Я. Вайнера. М.: Недра, 1985. 248 с.

10. Военный подвиг башкирских нефтяников в приукрашивании не нуждается // [Электронный ресурс] URL: https://ufa.mk.ru/articles/2015/03/28/voennyy-podvig-bashkirskikh-neftyanikov-v-priukrashivanii-ne-nuzhdaetsya.html (дата обращения: 27.03.2021).

11. Голиков Ф.И. Записки начальника Разведупра. Июль 1940 — июнь 1941 г. М.: Родина, 2018. 464 с.

12. Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 44. Д. 83.

13. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 44. Д. 78.

14. Егоров В.И., Злотникова Л.Г. Экономика нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М.: Химия, 1974. 291 с.

15. Иголкин А.А. Нефтяная политика СССР в 1928-1940-м годах М.: Ин-т рос. истории РАН, 2005. 261 с.

16. Иголкин А.А. Советская нефтяная политика в 1940-м — 1950-м годах. М.: Ин-т рос. истории РАН, 2009. 323 с.

17. Иголкин А.А. Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу // Бурение и нефть №05 (Май). 2007. С.53-55

18. Калинов В.В. Достижения и просчеты государственной научно-технической политики СССР в послевоенный период // Российский технологический журнал. 2018. Т. 6. № 1. С. 73-87.

19. Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М.: Изд АН СССР,1958. 428 с.

20. Нефть СССР (1917-1987 гг.). М.: Недра, 1987. 383 с.

21. О военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). 16 августа 1941 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 7. 1938-1945. М., 1985. С. 233-237.

22. От Ишимбая к Туймазам // [Электронный ресурс] URL: Ь|ир://башнефть.рфЛ^^^Ыоск/е8Ь/ Bashneft_04f44h.pdf (дата обращения: 17.04.2021);

23. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 50.

24. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 57.

25. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 214.

26. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 1. Д. 106.

27. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 70.

29. РГАСПИ Ф. 644. Оп. 1. Д. 103.

30. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 566.

31. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8627. Оп. 2. Д. 616.

32. Соколов А.К. Советское нефтяное хозяйство. 1921-1945 гг. М.: Ин-т рос. Истории РАН, 2013. 279 с.

33. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс] URL: http://coollib.net/b/265609/read#n_859 (дата обращения: 17.04.2021).

34. Томилов Г.Ф. Нефтяная промышленность в годы Великой Отечественной войны (к 20-летию победы над фашистской Германией) // Нефтяное хозяйство. 1965. №5. С. 4.

35. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): 2-е изд. М.: Мысль, 1985. 494 с.

36. Энергия Великой Победы: хронология. Министерство энергетики РФ. М.: Экспертус, 2015. 494 с.

37. Campbell K.W. The Economics of Soviet Oil and Gas. — Baltimore (Maryland); 1968. 279 р.

REFERENCES

1. Akhmadiev T.H. Ahmadiev T.H. Bashkirskaya ASSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Bashkir ASSR during the Great Patriotic War]. Ufa: Bashkir Publishing House, 1984. 280 s. (In Russian).

2. Arhiv Rossijskoj akademii nauk [Archive of the Russian Academy of Sciences (ARAN)]. Fond. 414. Inv. 1. Case. 47. (In Russian).

3. ARAN. Fond. 1.Inv. 3b. Case. 56. (In Russian).

4. ARAN. Fond. 1.Inv. 3b. Case. 57. (In Russian).

5. ARAN. Fond. 414.Inv. 1. Case. 71. (In Russian).

6. ARAN. Fond. 1589.Inv. 1. Case. 46. (In Russian).

7. ARAN. Fond. 414.Inv. 1. Case. 68. (In Russian).

8. ARAN. Fond. 414.Inv. 1. Case. 67. (In Russian).

9. Budkov A.D. Budkov L.A. Neftyanaya promyshlennost' SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / pod red. I.YA. Vajnera. [The oil industry of the USSR in the years of the Great Patriotic War / ed. by I. Ya. Vajra]. M.: Nedra, 1985. 248 s. (In Russian).

10. Voennyj podvig bashkirskih neftyanikov v priukrashivanii ne nuzhdaetsya [The military feat of the Bashkir oilmen does not need embellishment] URL: https://ufa.mk.ru/articles/2015/03/28/voennyy-podvig-bashkirskikh-neftyanikov-v-priukrashivanii-ne-nuzhdaetsya.html (data of the address: 27.03.2021). (In Russian).

11. Golikov F. I. Zapiski nachal'nika Razvedupra. Iyul' 1940 — iyun' 1941 g. [Notes of the head of the Intelligence Department. July 1940-June 1941]. Moscow: Rodina, 2018. 464 s. (In Russian).

12. Gosudarstvennyj arhiv RF [State Archive of the Russian Federation (GARF)]. Fond. 5446.Inv. 44. Case. 83. (In Russian).

13. GARF. Fond. 5446.Inv. 44. Case. 78. (In Russian).

14. Egorov V.I., Zlotnikova L.G. Ekonomika neftepererabatyvayushchej i neftekhimicheskoj promyshlennosti [Economics of the oil refining and petrochemical industry]. Moscow: Khimiya, 1974. 291 s. (In Russian).

15. Igolkin A.A. Neftyanaya politika SSSR v 1928-1940-m godah [Oil policy of the USSR in 1928-1940-m]. M.: Institute of Russian History of the Russian Academy of Scienc, 2005. 261 s. (In Russian).

16. Igolkin A.A. Sovetskaya neftyanaya politika v 1940-m — 1950-m godah. [Soviet Oil Policy in the 1940s-1950s]. Moscow: Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, 2009. 323 s. (In Russian).

17. Igolkin A.A. Neftepererabatyvayushchie zavody, postavlennye v SSSR iz SSHA po lend-lizu [Oil refineries supplied to the USSR from the USA under lend-lease] / / Burenie i neft' №05 (Maj). 2007. S. 53-55 (In Russian).

18. Kalinov V.V. Dostizheniya i proschety gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politiki SSSR v poslevoennyjperiod [Achievements and miscalculations of the state scientific and technical policy of the USSR in the post-war period] // Rossijskij tekhnologicheskij zhurnal. 2018. V. 6. № 1. S. 73-87. (In Russian).

19. Lisichkin S.M. Ocherki razvitiya neftedobyvayushchej promyshlennosti SSSR [Essays on the development of the oil industry of the USSR]. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences,1958. 428 s. (In Russian).

20. Neft'SSSR (1917-1987 gg.). [Oil of the USSR (1917-1987)]. Moscow: Nedra, 1987. 383 s. (In Russian).

21. O voenno-hozyajstvennom plane na IV kvartal 1941 g. i na 1942 g. po rajonam Povolzh'ya, Urala, Zapadnoj Sibiri, Kazahstana i Srednej Azii: Postanovlenie SNK SSSR i CK VKP(b). 16 avgusta 1941 g. [On the military and economic plan for the fourth quarter of 1941 and for 1942 in the regions of the Volga region, the Urals, Western Siberia, Kazakhstan and Central Asia: Resolution of the SNK of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b). August 16, 1941]. // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s»ezdov, konferencij i plenumov CK (1898-1986). T. 7. 1938-1945. M., 1985. S. 233-237. (In Russian).

22. Ot Ishimbaya k Tujmazam [From Ishimbay to Tuimazam]. URL: http://6awHe$Tb.p$/files/iblock/ e8b/Bashneft_04f44h.pdf (data of the address: 17.04.2021). (In Russian).

23. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii [Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI)]. Fond. 644.Inv. 1. Case. 50. (in Russian). (In Russian).

24. RGASPI. Fond. 644.Inv. 1. Case. 57. (In Russian).

25. RGASPI. Fond. 617.Inv. 121. Case. 214. (In Russian).

26. RGASPI. Fond. 644.Inv. 1. Case. 106. (In Russian).

27. RGASPI. Fond. 644.Inv. 1. Case. 125. (In Russian).

28. RGASPI. Fond. 644.Inv. 1. Case. 70. (In Russian).

29. RGASPI. Fond. 644.Inv. 1. Case. 103. (In Russian).

30. RGASPI. Fond. 82.Inv. 2. Case. 566. (In Russian).

31. Rossiiskiy Gosudarstvennyi arhiv ekonomiki [Russian State Archives of Economics] (RSAE). Fond. 8627.Inv. 2. Case. 616. (In Russian).

32. Sokolov A.K. Sovetskoe neftyanoe hozyajstvo. 1921-1945 gg. [Soviet oil industry. 1921-1945]. Moscow: In-t ros. History of the Russian Academy of Sciences, 2013. 279 s. (In Russian).

33. Sovetskaya ekonomika nakanune i v period Velikoj Otechestvennoj vojny [The Soviet Economy during the Great Patriotic War] // URL: http://coollib.net/b/265609/read#n_859 (data of the address: 17.04.2021). (In Russian).

34. Tomilov G.F. Neftyanaya promyshlennost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (k20-letiyu pobedy nad fashistskoj Germaniej) [Oil industry in the years of the Great Patriotic War (to the 20th anniversary of the victory over Fascist Germany)]. 1965. No. 5. S. 4. (In Russian).

35. Chadaev Ya.E. Ekonomika SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) [The economy of the USSR during the Great Patriotic War (1941-1945): 2nd ed.] Moscow: Mysl, 1985. 494 s. (In Russian).

36. Energiya Velikoj Pobedy: hronologiya. [The Energy of the Great Victory: a chronology. Ministry of Energy of the Russian Federation]. Moscow: Ekspertus, 2015. 494 s. (In Russian).

37. Campbell K.W. The Economics of Soviet Oil and Gas. Baltimore (Maryland); 1968. 279 p. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.