Научная статья на тему 'К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина'

К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАГАРИН Г. Г. / ДАГЕСТАН / СЕРЕДИНА XIX ВЕКА / СЕРЕДИНА XX ВЕКА / ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ДЕРБЕНТЕ / ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ТРОИЦЫ В ГОРОДЕ ТЕМИР-ХАН-ШУРА (БУЙНАКСК)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Александр Юрьевич

В статье говорится об истории возникновения и существования храмов в двух городах Дагестана, Дербенте и Буйнакске (Темир-Хан-Шура). Наряду с воссозданием истории церквей в статье дается попытка объяснить: 1) несоответствие проекта храма в Дербенте с реальной постройкой и 2) переименование по непонятным причинам, храма в Буйнакске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина»

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЦЕРКВЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДАГЕСТАНА ПО ПРОЕКТАМ КНЯЗЯ Г. Г. ГАГАРИНА

®2011 Сергеев А.Ю.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье говорится об истории возникновения и существования храмов в двух городах Дагестана, Дербенте и Буйнакске (Темир-Хан-Шура). Наряду с воссозданием истории церквей в статье дается попытка объяснить: 1) несоответствие проекта храма в Дербенте с реальной постройкой и 2) переименование по непонятным причинам, храма в Буйнакске.

The article deals with the history of the appearing and the existence of the temples in two Dagestan towns: Derbent and Buynaksk (Temir-Khan-Shura). Along with the renewal of the history of the churches the author of the article tries to explain: 1) the non-conformity of the project of the temple in Derbent with the real building and 2) the rename of the temple in Buynaksk for unknown reasons.

Ключевые слова: Гагарин Г. Г., Дагестан, середина XIX века, середина XX века, церковь во имя Святого Георгия Победоносца в Дербенте, церковь во имя Св. Троицы в городе Темир-Хан-Шура (Буйнакск).

Keywords: G.G. Gagarin, Dagestan, the middle of the 19th, the middle of the 20th centuries, the church in the name of St. George in Derbent, the church in the name of the Holy Trinity in the town of Temir-Khan-Shura (Buynaksk).

В постсоветской российской и дагестанской истории религиозная духовность обрела основания для возрождения. Это возрождение было жизненно необходимо в условиях идеологического вакуума. В основе единства любого этноса, помимо языка, лежит определенная система ценностей, которая поддерживает и регулирует не только высшие духовные проявления народа, но и его традиции, обычаи, бытовые нормы. В течение многих веков ценностным регулятором народов Дагестана был ислам. Но на территории республики со второй половины XIX века большой процент населения стали составлять русские, для которых духовной основой было православие.

Зарождение и развитие христианской культуры в Дагестане имеет свою давнюю историю. Однако

в ней до сих пор остается немало нерешенных вопросов.

Одной из проблем является история постройки культовых зданий, их функционирование и разрушение в период советской власти. Долгие годы пренебрежительного, а то и преступного отношения к церковным памятникам XIX - начала >0< веков привели к тому, что большая часть из них оказалась утрачена. Забыты имена их создателей. И только последние два десятилетия

отмечаются возрастающим

интересом к духовному и культурному наследию этого времени. Почти из небытия

возвращаются к нам имена

художников и архитекторов, внесших свой вклад в церковное искусство рубежа веков на территории Дагестана.

Один из них - прекрасный

художник - акварелист, рисовальщик

Григорий Григорьевич Гагарин (18101893). Многогранная творческая личность, он плодотворно занимался и в области создания архитектурных проектов. Особая страница в его творчестве - церковное зодчество на территории Северного Кавказа и Закавказья.

Г. Г. Гагарин, являющийся первооткрывателем Дагестана в русской живописи и графике, приехал на Кавказ в 1840 г. [1. С. 910]. В Дагестане он создает ряд акварельных и карандашных этюдов для живописных полотен, написанных им позже в Петербурге. Также Гагарин разработал ряд архитектурных проектов.

Григорий Гагарин родился в Москве 29 апреля 1810 года в семье дипломата князя Григория Ивановича Гагарина (1782-1837) и Екатерины Петровны Соймоновой (1790-1873). Детство свое до 13-летнего возраста он провел при родителях в Риме и Париже, где отец его был послом. Затем он был помещен в Со!!дю То!оте1 в Сиенне, где и окончил курс в 1826 году. С этого времени Гагарин состоял при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене; вернулся в Петербург в 1839 году.

Г. Г. Гагарин приезжает на Кавказ вслед за своим другом М. Ю. Лермонтовым [7. С. 112]. В 1841 он был зачислен на военную службу и прикомандирован к барону Гану. В том же году Гагарин участвовал в Чиркеевском походе, за что был награжден орденом Станислава 3 ст. В 1842 году участвовал в экспедиции кн. Чернышева А. в Дагестан. В 1848 г. был прикомандирован к кн. Воронцову М. С. в Тифлис (нынешний Тбилиси), «в ученом и

художественном назначении быть употребленным». Кроме военных и административных обязанностей, за которые он получил сверх нескольких орденов, чины ротмистра, полковника и генерал-майора, Гагарин много работал для нужд кавказских городов.

В Тифлисе по его проекту построен театр, также он восстанавливал фрески в Сионском соборе и в старых грузинских монастырях, включая Грузинскую Бетанию.

В 1855 г. Гагарин назначается состоять при великой княгине Марии Николаевне как президент Академии художеств, в 1858 производится в генерал-майоры, а в 1859 делается вице-президентом Академии

художеств. В 1864 он снова возвращается на гражданскую службу в чине тайного советника. Должность вице-президента

Академии Гагарин занимал до 1872 года.

Продолжительное пребывание в молодости за границей и дружба его родителей с Карлом Брюлловым способствовали развитию в Григории любви к искусству. Еще в детстве он брал уроки у этого выдающегося мастера. Занимаясь рисованием и живописью как любитель, в ходе нескольких путешествий на Восток (в 1832 и 1837 годах) Гагарин увлекся византийским стилем иконописи и орнаментикой. В дальнейшем, занимаясь поисками взаимосвязей русского искусства и искусства Византии, он расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе, а потом, будучи вице-президентом Академии художеств, основал при ней Музей древностей, прилагая старания к тому, чтобы приблизить русскую церковную живопись к византийским канонам.

В те годы в армии существовала практика прикомандирования

художников к полкам в качестве «летописцев». Так и Гагарин, поступивший на военную службу, пополнил ряды военных художников на Кавказе. Блестяще владевший рисунком и акварелью, Григорий Гагарин нашел на Кавказе интересный материал и получил «благодарную возможность сочетать в реалистических зарисовках с натуры и реалистических композициях романтическую

приподнятость и жизненную правду» [4].

Г. Г. Гагарину на военной службе пришлось выполнить ряд поручений по созданию проектов военных церквей для нужд армии. В том, что Гагарин являлся автором не одного архитектурного проекта храмов на Кавказе, в частности, для городов Дербент и Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), нет сомнений, об этом свидетельствуют как архивные документы, так и письменные источники - книги, изданные в начале XX века по истории Дербента и Темир-Хан-Шуры.

Однако в ходе ознакомления с ними возник ряд вопросов, так как выявились некоторые противоречия.

Целью данной публикации является осветить историю построек церквей в Дагестане, выстроенных по проекту Г. Гагарина и найти объяснение некоторым

несоответствиям реального облика соборов их первоначальному замыслу.

История храма в честь Святого Георгия Победоносца в Дербенте начинается в конце 40-х годов XIX века. Однако интересно представить историю возникновения

православных церквей в этом городе.

В 1806 г. Дербент был окончательно присоединен к России. В январе 1820 г. в город прибывает А. П. Ермолов, с именем которого связаны большие работы по его благоустройству. Ему же город обязан первой православной церковью. До этого богослужение осуществлялось при батальоне, в молитвенном доме. По

распоряжению Ермолова и с согласия жителей 9 магала в 1823 г. стоящая там мечеть (старое здание из тесаного камня) была отремонтирована и превращена в церковь во имя Святого Георгия Победоносца, считавшаяся

батальонной гарнизонной церковью. До 1853 года богослужение в ней

проводил батальонный священник. С постройкой церкви Св. Георгия, в новое помещение была перенесена церковная утварь и колокол, за исключением иконостаса, который был передан в один из линейных батальонов. Само здание мечети в 1864 году вновь отошло мусульманскому населению и стало называться Кильса-мечеть (кильса означает церковь) [3]. До постройки нового православного храма она была единственным православным культовым зданием в городе.

С 1846 г. Дербент стал губернским городом (до этого, с 1841 г. он считался уездным).

Градоначальником города в этот период был назначен Александр Иванович Гагарин, который помимо других, взял на себя и заботу о строительстве нового православного собора. (Согласно материалу, размещенному на сайте «История русских родов» [15], А. И. Гагарин является дальним родственником Григория Гагарина).

В 1848 г. во время посещения Дербента князем М. С. Воронцовым Александр Гагарин доложил ему о необходимости сооружения новой церкви. Получив одобрение и разрешение, Гагарин А. И. приступил к изысканию средств. Для получения необходимой суммы была открыта подписка по всей России. Постройку предполагалось провести из тесаного дикого камня на месте Ермоловской площади (была образована в 1824 г. в результате слома поперечной стены, отделявшей город от Дубаров (нижней, портовой части города), которая затем стала называться Церковной [3].

Князь Воронцов был в Дербенте 6 и 7 мая 1848 года, когда ознакомился с городом, вник в его нужды и сделал распоряжения насчет церкви, водопровода, городского сада, пристани и пр. В следующем году он прибыл в Дербент вместе со своею супругою, княгинею Елизаветою Ксаверьевною [5. С. 210]. 8 мая,

после осмотра цитадели, князь отправился на закладку церкви, потом открыл мусульманское училище, посетил классы уездного училища и осмотрел город.

В середине XIX века русское население Дербента начало увеличиваться за счет гражданского населения, в основном приехавших торговцев и рабочих, и здание действующей церкви уже не могло вмещать возросшее количество прихожан. Тогда возникла мысль о необходимости сооружения нового православного храма. И. Е. Козубский писал: «Заботы о таком сооружении (постройка храма) и об изыскании средств, нужных для сего, приняло на себя губернское начальство в лице князя А. И. Гагарина. В 1848 г., во время посещения Дербента князем Воронцовым, он докладывал ему о желательности сооружения новой церкви и, получив разрешение и обещание содействия, приступил тотчас к предварительным работам и изысканию средств, для чего была открыта подписка по всей России. Проект церкви был исполнен флигель-адъютантом князем Г. Г. Гагариным, известным художником, в древнем византийском стиле, постройку предположено было произвести из тесаного дикого камня» [5. С. 211].

Как уже упоминалось выше, закладка новой церкви совершилась 8 мая 1849 г., в 12 часов, в присутствии князя и княгини Воронцовых [7. С. 221]. Фундамент для церкви, рассчитанной на 500 человек, был вырыт на глубину 1 1/2 саж. (ок. 3,2 м) на площади Ермолова (ныне площадь Свободы). В настоящее время на месте одной из красивейших церквей Кавказа, разрушенной в 1938 году, находится памятник В. И. Ленину.

26 ноября 1853 г. было совершено освящение церкви во имя Святого Георгия Победоносца тремя священниками. Технической частью постройки ведал полевой инженер капитан В. И. Гершельман. Все сооружение церкви обошлось в

44507 руб. 84 коп. [5. С. 212]. Служение в церкви началось совершаться с 15 декабря 1853 года, о чем писалось в первом номере газеты «Кавказ» за 1854 г. и на что ссылается А. Н. Кажлаев в книге «Возникновение и экономическое развитие Дербента»: «15 декабря совершено освящение вновь сооруженного в... городе... православного храма (первого в Дагестане). Исполненный по проекту флигель-адъютанта,

полковника князя Г. Г. Гагарина из гладкого тесаного камня этот храм представляет собой изящный образец византийской архитектуры. Внутри храма обращают на себя внимание из числа образов в иконостасе три: Тайной Вечери и св. архангелов Михаила и Гавриила, написанные князем же Г. Г.

Гагариным; торцовый пол из орехового дерева очень красивый и тем удобный, что устраняет гул, неизбежный при проходе в церквах по иному полу.» [6. С. 40-41].

В книге «История Дербента»

Козубский пишет об иконах, написанных Гагариным: «Внутри

церкви обращали на себя внимание из числа образов в иконостасе три иконы: Тайная Вечеря, Св. архангелов Михаила и Гавриила, писанные князем Г. Г. Гагариным, от которого ожидалось еще три больших образа: Запрестольный (Сошествие св. Духа на апостолов) и дверные: Св. Георгия и Св. Александра Невского» [5. С. 212]. Были ли написаны эти три иконы, неизвестно.

28 апреля 1854 года пароходом из Астрахани был доставлен колокол для церкви весом в 113 пуд. 13 фун. (ок. 1813 кг). Этот колокол в 70-х годах треснул и был восстановлен в 90-х годах на пожертвования прихожан, главным образом Радионова и Строгонова [5. С. 212].

Во время постройки церкви кн. Аргутинский писал 7 ноября 1851 г. наместнику: «В. С-ство, заметив, что ни в одном из городов Закавказского края на главных строениях, как то

церквах, полицейских домах, присутственных местах и пр., нет часов, столь необходимых для правильного хода дел и жизни, изволили поручить мне (от 12 августа 1847 г.) принять за правило, чтобы при составлении смет на главные казенные здания, непременно были включаемы издержки на покупку и поставку башенных часов, которые выделываются в Одессе мастером Штерном ценою от 1000 до 1500 р.» [5. С. 212]. Поэтому кн. Аргутинский просил о разрешении употребить на приобретение часов для церкви 2000 рублей из дербентских городских сумм, «как башенные часы есть

потребность города» [Там же]. Это было разрешено, и часы были выписаны от Штерна за 1684 рублей 12 копеек с доставкою до Тифлиса.

Церковь действовала до 19 июля 1938 года, когда решением Президиума Верховного Совета ДАССР она была закрыта [11]. И в том же году взорвана, снос церкви проходил сложно, так как каменные блоки, из которых она была построена, соединялись свинцовыми скобами, создававшими пояса жесткости. После сноса собора его остатки было разрешено использовать как материал для строительства новых жилых домов [12].

Нить Дк. ой!

Храм Св. Георгия Победоносца в г Дербенте.

в г Дербенте (ил. 1, [7]) государственная

Храм Св. Георгия Победоносца в городе Дербенте (ил. 3, [8])

Теперь о замеченном нами противоречии. Форма Дербентского

Храм Св. Георгия Победоносца Открытка. Российская

библиотека (ил. 2)

храма в честь Св. Георгия на фотографиях (ил. 1, 2) и его

изображение на чертеже (ил. 3) Гагарина разнятся. И там, и там мы видим храм в грузинском стиле, но на проекте изображен трехнефный в плане храм с куполом, опирающимся на 4 столба в центре зала, а на фотографии изображена церковь в плане имеющая форму латинского креста, то есть здание имеет поперечный неф. На фото мы видим звонницу с шатровой восьмигранной крышей, расположенной, как обычно для церквей того периода, над главным входом. При этом она чуть

шире центрального пространства храма. Паперть храма закрытая. Стены звонницы заканчиваются килевидными закомарами. Звонница, возвышающаяся над открытой папертью на четырех сдвоенных полуарках, на проекте более воздушная, в плане она изображена квадратной с широкими арками звонного яруса. Судя по плану, на нее не было подъема. Световой барабан на фото простой круглой формы, большего диаметра, занимающий все пространство средокрестия церкви. На чертеже мы видим многоуровневый барабан, состоящий в нижней части из двух ярусов восьмериков, расположенных лесенкой друг над другом. Продольные стены храма на проекте поделены лопатками на три равные лжеарки и одну большую на всю ширину барабана, что визуально создает ощущение длинного поперечного нефа. Стены храма в разрезе украшены росписью и ажурной резьбой. А на фото стены аскетически просты, они сложены из тесаного камня и не оштукатурены.

Гагарин был знатоком как византийской, так и грузинской культовой архитектуры. Он немало времени провел, изучая ее на местах, о чем свидетельствует ряд изданных им альбомов. Это знание, а также чувство гармонии позволили создать мастеру неповторимые образцы архитектуры.

Примечательно то, что храм Св. Георгия проектировался в эклектичном грузино-визан-тийском стиле, причем этот симбиоз не выглядел вычурным и

диссонирующим. На деле же, как мы видим на фото, церковь полностью соответствует классической

грузинской архитектуре с ее простотой больших форм и узнаваемыми акцентами в деталях (форма окон, перекрытий).

Все эти различия можно предположительно связать с корректировкой эскиза при утверждении (мы не знаем, насколько окончателен данный эскиз). Строящийся храм являлся военным, в связи с чем его эскизы должен был одобрить Главнокомандующий

округом. Кроме того их могли рассматривать в Г рузино-Имеретинской Синодальной Конторе (как, например, план церкви для Темир-Хан-Шуры). Еще на изменение изначального проекта могло повлиять нестабильное финансирование

стройки и желание закончить ее как можно скорее. В связи с чем, возможно, приходилось изменять (упрощать) изначально

запланированные архитектурные формы.

В истории создания храма в Темир-Хан-Шуре есть свои проблемы. В письменных источниках, в разговорах с местными жителями и историками о церкви, возведенной по проекту князя Григория Гагарина в городе Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), постоянно

упоминается Андреевский собор. В архивных же документах, а также у историков начала XX века и на карте города 1904 года значится СвятоТроицкая церковь. В остальных материалах, описывающих историю храма, иных противоречий нет.

Это был большой храм, высотой (до яблока - шар у основания креста)

- 34 метра и вмещал до 2000 человек (ил. 4, 5). Выполнен он был, как и храм г. Дербента, в грузинском архитектурном стиле.

Темир-Хан-Шура (Буйнакск). Свято- Храм в городе Темир-Хан-Шура

Троицкая церковь и памятник апшеронцам. (Буйнакск) (ил. 5, [17]) Фотограф И. Д. Абдуладзе. Из фондов Дагестанского государственного историкоархитектурного музея имени Тахо-Годи (ил. 4)

Всю массивность сооружения скрывали и визуально облегчали строгие вертикальные ритмы, узкие высокие арочные окна как на фасаде, так и на высоком барабане, а также строгие, устремленные ввысь, декоративные лжеарки. Стены храма были оштукатурены и покрашены в два цвета, чем еще больше подчеркивали его устремленность ввысь. Так как храм располагался на возвышенности, он производил грандиозное впечатление. Перекрытие барабана и звонницы были невысокими шатровыми, 12 и 6 - скатными соответственно. В шатре звонницы были установлены башенные часы с боем, это было немаловажным атрибутом для всего города того времени. Как уже упоминалось, во всех письменных источниках и архивных документах того времени храм носит название Святой Троицы. Когда и вследствие чего, его стали называть Андреевским (как мы его знаем сейчас) неясно. Еще на карте города 1904 года и в книге Козубского того же года он называется Свято-Троицким.

Середина XIX века для развития Темир-Хан-Шуры была

благотворной. Это были годы правления Прикаспийским краем князем Аргутинским М. 3. (1847 - 12 января 1854 гг.), которого сменил на

этом посту князь Г. Д. Орбелиани, при котором и произошли закладка и постройка храма.

Поднятия Темир-Хан-Шуры до статуса центра управления Дагестаном и его увеличивающееся население заставили обратить внимание на вопрос о постройке православного храма, «достойного имени русского» [2. С. 162].

Существовавшая до того маленькая из сырого кирпича (самана) церковь Богоматери всех скорбящих радости при 16 линейном батальоне (в 1843 г. помещалась в госпитальном здании, а по другим сведениям - в казарме [10. С. 58 об.]). По своей тесноте она не могла удовлетворять религиозные потребности гарнизона и населения. Новую церковь заложили в 1854 году на площади, почти в центре укрепления, из обожженного кирпича, в древнем грузинском стиле, по проекту инженера-подполковника фон Миллера и по фасадным чертежам князя Г. Г. Гагарина [2. С. 162].

Постройке церкви предшествовал визит Воронцова в Темир-Хан-Шуру в 1850 году, о чем свидетельствует сохранившееся в архиве письмо жителей города Темир-Хан-Шуры Его Преосвященству,

Преосвящейнейшему Владимиру, Епископу Владикавказскому и

Моздокскому. «.Когда

Главнокомандовавший Светлейший князь Воронцов посетил Темир-Хан-Шуру, гражданские депутаты, подносившие ему хлеб - соль, на вопрос князя: «Не имеете ли чего заявить о своих нуждах?», высказали ему следующую горькую истину: «Ваша Светлость! У нас был начальник генерал Фезе, - католик, и в Шуре построили костел; ныне у нас князь Аргутинский, - армянин, и приступили к постройке армянской церкви, а мы, русские, православные, до сих пор остаемся без церкви!» - Простые слова эти глубоко тронули душу наместника, и он объявил депутатам:

«Успокойтесь, у вас в Шуре будет церковь, как нет в целом Дагестане».

Отсюда видно, что инициатива этого великого дела всецело принадлежала представителям гражданского

населения Темир-Хан-Шуры. Но так как в это время Дагестан не имел гражданского управления, а вся власть, как гражданская, так и военная, сосредотачивалась в руках военного начальства под высшим руководством командующего войсками в

Прикаспийском крае, то гражданское население Темир-Хан-Шуры

находилось в полном подчинении военным властям, без участия и руководства которых такое дело, как постройка храма, не могло состояться.

Вслед за отъездом князя Воронцова по его приказанию поручено было одному из военных инженеров /Фон-Миллеру/ составить проект на постройку в Темир-Хан-Шуре православного храма. В составлении проекта принял участие князь Гагарин, доставивший фасадные чертежи, которые вместе с планом были представлены на утверждение Главнокомандующего армией.

Рассмотренный в Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе и окончательно утвержденный

Главнокомандующим план на постройку в Темир-Хан-Шуре церкви был препровожден начальником

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главного штаба князю Аргутинскому-Долгорукому; причем начальник Главного штаба в отзыве своем присовокупил, что князь Воронцов предоставляет ему / князю Аргутинскому / проект церкви «исполнить в той мере, как возможно будет сделать по имеющимся для того денежным и местным материалам». / Дело быв. штаба войск в Прикасп. крае 1850 г. № 13. Отзыв нач. Глав. шт. 11 апр. 1850 года № 1201/.

Так как денежных и материальных средств в то время не оказалось в достаточном количестве, то закладку церкви пришлось на время отложить. Между тем гражданское население, обрадованное возможностью

осуществления своего желания,

начало усиленно приносить пожертвования, которые

сосредотачивались в военной церкви при Апшеронском полку [10. С. 58-59 об.].

В 1854 году явилась, наконец, возможность приступить к постройке церкви, которая и была заложена во имя Пресвятой Троицы 30 мая 1854 году [10. С. 60].

Работы производились рабочими от всех частей гарнизона и даже всей 21 пехотной дивизии: так,

замечательный по работе иконостас из ореха резали мастеровые из нижних чинов Самурского полка. Преимущественно работали

апшеронцы, командир которых, Д. К. Ассеев, за усердные труды по постройке церкви почтен

погребением под плитами ее помоста [2. С. 163].

В 1858 году, после ухода

Апшеронского полка в уроч. Ишкарты, дело сооружения церкви было

передано в ведение комиссии из представителей войск и гражданского ведомства; комиссия ввиду недостатка средств, составлявшихся в значительной части из приношений населения, исходатайствовала у командующего войсками заимообразно из интендантских сумм 13 тысяч рублей. На эту сумму, при участии в работах Велевского пехотного полка и

других частей, здание было завершено в конце 1860 года. 2 апреля 1861 г. в церкви происходило радостное для русского народа торжество: чтение манифеста 19 февраля 1861 года, на котором присутствовало небольшое число крепостных, бывших в городе, преимущественно ПЛОТНИКОВ и резчиков. Они порешили выписать для церкви икону Св. Александра Невского. 7 мая 1861 года произошло освящение самой церкви, рассчитанной на помещение для 2000 человек [2. С. 163]. По другим данным, церковь освятили 31 мая 1861 года [10. С. 62].

Князь Воронцов пожертвовал для двухъярусного иконостаса церкви 23 иконы, написанные академиком Васильевым и оцененные в 6000 рублей [10. С. 61 об.]. Предположу, что речь идет о Михаиле Николаевиче Васильеве (1830-1900)

- художнике, преподававшем в Петербурге в Академии художеств по специальности церковная живопись. От неизвестных лиц церковь получила 2 образа академической работы, а также большую люстру от двух армян [2. С. 163].

Храм в статусе «нештатной церкви военного ведомства при штабе войск Дагестанской области» состоял сначала при № 16 линейном

батальоне, затем (с 1874 г.) при местной команде, а в 1889 г. передан в ведение Апшеронского полка. По окончании постройки церковь обогащалась и обзаводилась ризницею, утварью и пр., а также выплатила долг интендантству из собственных доходов и приношений граждан.

Кинотеатр ударник (бывший храм) г. Буйнакск. Восточная сторона (ил. 6)

Так, был приобретен колокол за 1600 р., сделана кругом церкви

чугунная ограда, стоившая до 59800 р., и т.д.; на собственные же средства церкви был произведен в 1890-1893 годах капитальный ремонт на сумму до 10000 рублей, причем ее интерьер и купол были расписаны [9. С. 36].

После революции собор был закрыт, а в его здании размещался кинотеатр «Ударник». После

обветшания в 1968 году остатки собора были снесены.

Итак, вопрос о переименовании церкви, о превращении храма Святой Троицы в Андреевский остается открытым и требует дальнейшего исследования. В целом нам удалось в результате изучения архивов ЦГА РД, опубликования некоторых ранее не

публиковавшихся документов

реконструировать интересную

историю постройки двух

православных храмов в Дербенте и Буйнакске, напомнить имена их строителей и тех людей, которые приложили свои силы к их появлению. Кроме того, мы попытались объяснить причины

упрощения первоначального

проектируемого образа храма Св. Георгия в Дербенте.

Примечания

1. Воронкина Н. П. Изобразительное искусство Советского Дагестана. Махачкала, 197 8. 2. Дагестанский областной статистический комитет.

Дагестанский сборник. Вып. II. Составитель действительный член

комитета Е. И. Козубский. Темир-Хан-Шура : «Русская типография» В. М.

Сорокина, 1904. 3. Дербентские новости № 92 от 20 октября 2009 г. /

Смаглюк И., ученый секретарь Дербентского музея-заповедника /

Утраченные памятники истории. К истории православной церкви в г. Дербенте. 4. Донного-Коркмас М. Кавказский художник князь Г. Гагарин. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1993. 5. История города Дербента. К

столетию присоединения Дербента к Российской Империи 1806-1906 /

Составитель Е. И. Козубский, действующий член-секретарь Дагестанского статистического комитета. Темир-Хан-Шура : «Русская типография» В. М.

Сорокина, 1906. 6. Кажлаев А. Н. Возникновение и экономическое

развитие Дербента. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1972. 7. Касумов Н. К.

5000 лет Дербент - ворота Кавказа. Дербент : Изд-во «Типография №3»,

2007. 8. Корнилова А. В. Григорий Гагарин: творческий путь. М. :

Издательский дом «Искусство», 2001. 9. Сборник материалов для описания

местностей и племен Кавказа (издание управления Кавказского учебного округа). Вып. XIX. Тифлис, 1894. Скоропечатня Мнацакана Мартиросяна и К° Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе. 1894 / Очерки истории Темир-Хан-Шуры / Учителя Темир-Хан-

Шуринского реального училища Е. Козубского. 10. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М. : Изд-во «Искусство», 197 9.

11. ЦГА РД. Ф. 46. On. 1. Д. 2. Л. 58-75. 12. ЦГА РД. Ф. р352. Оп. 5.

Д. 17. Л. 5 об. 13. ЦГА РД. Ф. р352. Оп. 5. Д. 18. Л. 1-30. 14. ЦГА

РД. Ф. р352. Оп. 5. Д. 20. Л. 20. 15. URL:http:/ / ru.wikipedia.org 16.

URL:http://www.russianfamily.ru 17. URL:http://kazanise.ucoz.ru

Статья поступила в редакцию 12.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.