Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ'

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ»

о

зи с этим для выявления общетоксического и специфического действия приходится использовать 'широкий спектр биологических исследований и нагрузочных тестов.

В арсенале токсикологической лаборатории насчитывается более 180 методов исследований, в том числе физиологических, биохимических, цитохимических, 'серологических, пато-морфологических, цитогенетическиХ и др.

В связи с тем что исследованию подвергается большой ассортимент товаров народного потребления, ведется постоянный поиск новых организационно-методических подходов, осуществляется моделирование условий применения, близких к естественным. Эта работа проводится в постоянном творческом содружестве с гигиеническими кафедрами Ростовского медицинского института. Примерами таких совместных работ могут служить исследования водолазного шлема из стеклопластика, катионита для минерализации воды в системе водоснабжения, теплозащитной полиэтилентёрефталатной пленки, бытовых холодильников и др.

Наряду с экспериментальной работой в лабораторных условиях практикуется тккже проведение санитарно-токсико-' логических исследований в условиях производства.

По результатам исследований разработано более 500 гигиенических рекомендаций, контроль за выполнением которых осуществляется отраслевыми специалистами СЭС области.

Материалы исследований (отчёты и информационные карты) направляются в Межведомственный комитет по изучению и гигиенической регламентации полимерных материалов.

На основании многолетнего опыта работы по контролю производства и применения новых полимерных и синтетических материалов были сделаны следующие'выводы.

1. Санитарно-химический метод гигиенического исследования является сигнальным и должен быть наиболее чувствительным и избирательным.

2. Не все рекомендуемые методы Исследования приемле-

мы для использования практическим здравоохранением, в частности апробированный метод определения винилхлорида в условиях СЭС, который практически невыполним из-за невозможности обеспечения лабораторий газообразным стандартом винилхлорида.

3. Мало разработано ускоренных методов исследования, а имеющиеся невозможно применять в условиях СЭС из-за слабой технической оснащенности, отсутствия химреактивов и др.

4.' Предложенная формула выведения коэффициента суммарного воздействия комплекса химических веществ на человека далеко не всегда отражает истинную токсичность материала, Изделия и требует пересмотра.

5. Вопросы научной информации для практического здравоохранения решаются недостаточно оперативно.

В соответствии с приказами Минздравов СССР и РСФСР № 444 от 02.04.85 и № 501 от 19.05.85 перед лабораторией поставлена задача по установлению взаимосвязи состояния здоровья населения с воздействием неблагоприятных химических факторов, разработке и внедрению эффективных оздоровительных мероприятий.

В этом направлении предпринят ряд организационных мер, в частности, поставлены в известность лечебно-профилактические учреждения области о необходимости предоставления СЭС своевременной информации о случаях появления аллергических и других массовых заболеваний химической этиологии. -V

Здравпунктам промышленных предприятий предложено тщательно анализировать каждый случай заболевания рабочих, занятых в химическом производстве, усилить контроль за проведением целевых периодических медицинских осмотров с последующей разработкой инженерно-врачебными бригадами мероприятий по1 улучшению условий труда и охраны окружающей среды.

• . . I « - ' I , * * / . . I ; * ' 1 i ' • в»- «1,1* * ' \ V ' У

Î "riïj I • : щ / , •.....% I /щ у •>. : i . ; . • * у ?

Поступила 27.11.89

J

VV # V

К. Г. ВАСИЛЬЕВ, К. К. ВАСИЛЬЕВ, 1991

УДК 614.3/.4(47 + 57)

I I

I

К. Г. Васильев, К. К. Васильев

• , , • • • • ь 4 . • ■ % г« ' •

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ

ЧЬ V . « " . ! , : ' ' .. " . *. ; ;, / . . . ' ' '

. • ¡Запорожский институт усовершенствования врачей

• , « • # . * # I С*' • 1 ^ «у , \ ■ •

В 1932—1933 гг. в Советском Союзе разразился небывалый голод, вызванный не столько неурожаем зерновых культур, сколько жестокими поборами и насилием. В 1931 г. у многих колхозников был изъят весь хлеб, включая семенной фонд, и они, подгоняемые волной репрессий, бросали все, бежали в города на развернувшиеся в это время гигантские стройки. Массовая миграция населения и чрезвычайно плохие санитарные условия жизни в быстро растущих городах (городское население с 1926 по 1939 г. выросло более чем в 2 раза) вызывало широкое распространение инфекционных болезней. Так, заболеваемость сыпным тифом выросла (на 100 000,населения) с 24 в 1930 г. до 80 в 1935 г.; малярией — с 1,719 до 5,237. Резко повысилась заболеваемость кишечными инфекциями и инфекциями наружных покровов. В связи с этим возникла необходимость проведения чрезвычайных мер по борьбе с эпидемиями и улучшением санитарного состояния промышленных городов и поселков. Одной из этих мер явилось создание новой формы санитарно-эпидемиологического контроля — государственной санитарной инспекции. 20 марта 1934 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили постановление о государственной санитарной инспекции РСФСР и предложили СНК РСФСР в декадный срок утвердить сеть государственных санитарных инспекторов и нормы для построения этой сети. Госсанинспекция была создана в целях улучшения санитарного обслуживания населения и полного охвата санитарным надзором всех отраслей производства, труда и быта, особенно пищевой промышленности и общественного питания.

Госсанинспекцию возглавил главный санитарный инспек-

тор РСФСР, который одновременно являлся заместителем наркома здравоохранения РСФСР. В состав санитарной инспекции Наркомздрава входили инспектора по пищевой, промышленной, жилищно-коммунальной и школьной гигиене, а также водному и железнодорожному транспорту и курортам. В обязанность Государственной санитарной инспекции вменяли разработку санитарно-гигиенических норм и правил, обязательных для исполнения после утверждения их СНК РСФСР на всей территории республики; контроль за проведением в жизнь этих норм и правил, издание правил и инструкций о порядке применения санитарного законодательства и работы органов санитарной инспекции; Госсанинспекция контролировала проведение санитарно-гигиенических мероприятий всеми местными органами и ведомствами в РСФСР. Особо подчеркивалось, что санитарная инспекция должна осуществлять санитарный надзор над строительством городов и рабочих поселков, важнейших коммунальных сооружений (водопроводов, канализаций и др.), а также промышленных предприятий. При обнаружении нарушения санитарно-гигиенических норм и правил главный государственный инспектор РСФСР имел право налагать штраф до 3000 руб. на предприятия и до 300 руб. на отдельных лиц, а государственные санитарные инспектора АССР, краев и областей — соответственно до 1000 и 100 руб. Государственные санитарные инспектора имели также право беспрепятственно посещать и осматривать все помещения и дворы, а также в дневное время — места лишения свободы и исправительно-трудовых работ.

2 октября 1934 г. было издано постановление СНК РСФСР о

нормативах государственных санитарных инспекторов в АССР, краях (областях), городах и районах. Штаты санитарной инспекции определялись количеством районов: от 2—3 до 5— 6 человек и по одному в каждом сельском районе.

Организация Госсанинспекции в РСФСР явилась первым шагом на пути введения в стране жесткого и, по всей видимости, достаточно эффективного санитарно-эпидемиологического контроля за организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В 1935 г. был сделан следующий шаг — 26 июля 1935 г. принято постановление о создании Всесоюзной Государственной инспекции при Совете Народных Комиссаров Союза ССР.

Следует признать, что создание такой инспекции было мерой совершенно необычной, так как в стране не существовало союзного Наркомата здравоохранения и всеми медицинскими делами ведали республиканские Наркоматы здравоохранения. Организация же Госсанинспекции при СНК СССР позволила выделить все, что касалось санитарного состояния страны, в особую и первостепенную по своей значимости область медицинской деятельности.. Круг обязанностей государственных санитарных инспекторов был значительно расширен, они приобрели характер санитарного надзора (кстати, именно тогда в нашей официальной литературе появился термин «санитарный надзор текущий и предупредительный»).

На Всесоюзную Госсанинспекцию возлагались объединение и руководство работой органов Госсанинспекции на всей территории СССР; непосредственное осуществление санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, торговли пищевыми продуктами и предприятиями общественного питания; разработка и внесение на рассмотрение СНК СССР постановлений правительства по общим вопросам санитарного законодательства и санитарному надзору; разработка и внесение на рассмотрение СНК СССР проектов постановлений правительства по общим вопросам противоэпидемической борьбы и общесоюзных планов противоэпидемических мероприятий, а также руководство работой союзных республик по борьбе с опасными распространенными эпидемиями. К компетенции Госсанинспекции относились объединение и разработка учебных данных о санитарно-эпидемиоло-гическом состоянии СССР; контроль за работой санитарных служб ведомств СССР; общее руководство и контроль за работой по санитарной охране границ; осуществление международных связей и представительства по вопросам санитарии и противоэпидемической борьбы; утверждение типов санитарных и противоэпидемических учреждений, аппаратуры, стандартов сывороток, вакцин и дезинфекционных средств, а также согласование планов работы научно-исследовательских учреждений в области санитарии и противоэпидемической борьбы. Значительно были расширены и права государственного санитарного инспектора: он мог издавать правила и инструкции, давать необходимые указания, отменять неправильные распоряжения санитарных инспекторов союзных и автономных республик, созывать в установленном порядке всесоюзные съезды и совещания по вопрюсам санитарии и противоэпиде-

мической борьбы; государственный санинспектор имел право непосредственно давать распоряжения директорам предприятий пищевой промышленности и общественного питания о приостановке работы до устранения обнаруженных на этих предприятиях санитарных нарушений и привлекать руководителей через органы прокуратуры к судебной ответственности за несоблюдение установленных саиитарно-гигиениче-ских норм и правил.

Всесоюзная Госсанинспекция имела своих уполномоченных в крупных промышленных районах и важнейших пунктах пищевой, рыбной и консервной промышленности. Предусматривалось также, что при ней будут состоять научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами санитарии и эпидемиологии.

Во главе Всесоюзной Госсанинспекции был поставлен видный деятель партии и Советского государства Г. Н. Каминский. Он отличался нестандартным организаторским мышлением. В частности, Григорий Наумович настаивал на обязательной публикации всех данных о заболеваемости и стремился оградить санитарных инспекторов от давления местных властей.

Как нарком здравоохранения РСФСР Г. Н. Каминский непосредственно участвовал в разработке Положения Государственной санитарной инспекции — организации, осуществляющей санитарный надзор в масштабах всей страны и призванной не подменять собой санитарно-эпидемиологическую службу, а контролировать и координировать всю ее деятельность. В январе 1935 г. в докладе на XVI Всероссийском съезде Советов Г. Н. Каминский следующим образом определил задачи, стоящие перед советским здравоохранением в области санитарного строительства: «Во-первых, создать мощную централизованную сеть постоянных и передвижных проти-вопоэпидемических станций и отрядов; во-вторых, шире развернуть научную разработку вопросов эпидемиологии и микробиологии; в-третьих, развить прививочное дело; в-четвертых, широко привлекать ко всей противоэпидемической работе советскую общественность — комсомол, профсоюзы, секции Советов, ячейки РОКК, Осоавиахим и т. п.; в-пятых, установить, что за своевременную ликвидацию эпидемических вспышек и ликвидацию эпидемических очагов отвечают не только органы здравоохранения, но и . местные Советы и хозяйственные органы»1.

В качестве самостоятельной организации Всесоюзная Госсанинспекция просуществовала недолго, и после создания в июле 1936 г. Народного комиссариата здравоохранения СССР она вошла в его состав. Однако и в рамках Наркомздрава она оказала заметное влияние на санитарно-эпидемиологическое состояние страны, и в этом отношении опыт ее деятельности, осуществляемой в чрезвычайно напряженной обстановке, заслуживает пристального внимания и изучения.

Поступила 29.09.89

1 Гигиена и санитария.— 1936.— № 2.— С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.