Научная статья на тему 'К истории рэйхо (искусства этикета) школы Огасавара (Огасавара-рю)'

К истории рэйхо (искусства этикета) школы Огасавара (Огасавара-рю) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OGASAWARA-RYū / REIHO (REIHOU) / ЭТИКЕТ / ETIQUETTE / ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА / MARTIAL ARTS / КАТА / KATA / ОГАСАВАРА-РЮ / РЭЙХО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булацев С.Х.

Школа Огасавара (Огасавара-рю) одна из старейших школ воинских искусств в Японии. С момента основания в конце XII в. и до наших дней одним из главных аспектов её деятельности является обучение рэйхо, соблюдению норм этикета. Рэйхо как таковое традиционно относится в Японии к важнейшим воинским искусствам. В настоящее время Огасавара-рю выступает в роли центра методики обучения японцев этикету в различных областях жизни. В статье рассматриваются основные вехи истории школы, даётся общая характеристика её современного состояния. Особое внимание уделяется традиции преподавания рэйхо и роли школы Огасавара в формировании и распространении этикетных норм в различные исторические периоды. Этикетные нормы рассматриваются как частный случай ката, стереотипных моделей поведения японцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE HISTORY OF REIHO (ART OF ETIQUETTE) IN THE OGASAWARA SCHOOL (OGASAWARA-RYU)

The Ogasawara school (Ogasawara-ryū) is one of the eldest schools of martial arts in Japan. Instructing of observance of etiquette, reiho (reihou), from the moment of foundation in the end of XII century till now remains one of the main aspects of its activity. Reiho itself is traditionally attributed in Japan to important martial arts. Nowadays Ogasawara-ryū plays the role of a leading center for teaching the Japanese etiquette and manners in various fields of life. The article considers landmarks of the school's history, characterizing its current state in general terms. The researcher pays attention to the tradition of teaching reiho and to the role that Ogasawara school played in forming and introducing of etiquette norms in different periods of time. The etiquette norms are concerned as a kind of kata, stereotype models of behavior in Japanese culture.

Текст научной работы на тему «К истории рэйхо (искусства этикета) школы Огасавара (Огасавара-рю)»

Основа интернет-аудитории - молодые люди, которые всегда стремятся к чему-то новому и модному. Это и является базой для формирования интернет-языка. К изменениям и развитию языка интернет-общения лучше всего относиться терпимо, так как его использование ограничено определенными рамками, а сам язык способен саморегулироваться. Интернет развивается не так долго, со временем отдельные лексемы языка интернет-общения станет частью официального языка, слова, не соответствующие нормам, со временем исчезнут сами. Согласно закону КНР об общеупотребительном письменном языке, использование интернет-языка в СМИ не является запрещенным. Использование интернет-сленга в СМИ соответствует потребностям аудитории и самих СМИ [3]. Язык постоянно меняется, а современный китайский язык, разумеется, сформировался не за один день. Каждый раз, когда мир сотрясает научно-технологическая революция, глубокие изменения происходят не только в самом обществе, но и в языке, который значительно расширяется, что подтверждается историческим опытом. Неизвестные ранее слова и в этот раз расширили словарный запас языка, и, вслед за изменениями в обществе и жизни людей, изменили и язык общения. Интернет-технологии и связанные с ними новые сферы деятельности сделали значительный вклад в формирование современного китайского языка в виде множества специальных технических

Библиографический список

терминов, а язык интернет-общения стал одной из форм, влияющих на изменение жизни современного человека. Со временем «интернет-язык, отбросив лишнее, станет полноценной частью китайского разговорного языка» [4]. Поэтому не следует слишком строго относиться к появлению интернет-сленга в материалах многих СМИ, следует лишь игнорировать негативное.

Используя интернет-сленг в новостях, СМИ одновременно должны заниматься нравственным воспитанием сотрудников. Использование сетевого сленга в новостях не только обогащает новостное послание и привлекает к нему внимание пользователей, но и способствует развитию профессионального мышления работников СМИ: если раньше над ярким заголовком приходилось ломать голову, то с приходом Интернета работа идёт по принципу: «дел - вполовину, а успеха - вдвое». Тем не менее, данная возможность налагает определенные обязанности на работников СМИ. Следует помнить, что в интернет-языке пристойное зачастую смешано с непристойным, одни выражения можно использовать для широкой аудитории, другие - нельзя. Поэтому работникам СМИ, активно использующим интернет-язык, необходимо научиться различать этичное и неэтичное. Следует помнить, что не все читатели могут различать интернет-сленг, поэтому к его использованию следует подходить избирательно.

1. Вэй Исун. Вряд ли язык интернета будет малозначимым для языка СМИ. Новостное вещание. 2006; 8: 69.

2. Линь Ган. Краткое рассуждение об особенностях языка интернет-СМИ. Любитель новостей. 2004; 5: 32 - 33.

3. Чень Цзихун. Краткий анализ языка новостей. СМИ. 2005; 5: 55.

4. Jiefang ribao. 10. 23.02.09. № 10.

References

1. V'ej Isun. Vryad li yazyk interneta budet maloznachimym dlya yazyka SMI. Novostnoe veschanie. 2006; 8: 69.

2. Lin' Gan. Kratkoe rassuzhdenie ob osobennostyah yazyka internet-SMI. Lyubitel'novostej. 2004; 5: 32 - 33.

3. Chen' Czihun. Kratkij analiz yazyka novostej. SMI. 2005; 5: 55.

4. Jiefang ribao. 10. 23.02.09. № 10.

Статья поступила в редакцию 23.12.16

УДК 94 (520)

Bulatsev S.Kh., senior teacher, Department of Japanology, Faculty of Oriental Studies, St. Petersburg State University

(St. Petersburg, Russia), E-mail: s.bulatsev@spbu.ru

TOWARDS THE HISTORY OF REIHO (ART OF ETIQUETTE) IN THE OGASAWARA SCHOOL (OGASAWARA-RYU). The Oga-sawara school (Ogasawara-ryu) is one of the eldest schools of martial arts in Japan. Instructing of observance of etiquette, reiho (reihou), from the moment of foundation in the end of XII century till now remains one of the main aspects of its activity. Reiho itself is traditionally attributed in Japan to important martial arts. Nowadays Ogasawara-ryu plays the role of a leading center for teaching the Japanese etiquette and manners in various fields of life. The article considers landmarks of the school's history, characterizing its current state in general terms. The researcher pays attention to the tradition of teaching reiho and to the role that Ogasawara school played in forming and introducing of etiquette norms in different periods of time. The etiquette norms are concerned as a kind of kata, stereotype models of behavior in Japanese culture.

Key words: Ogasawara-ryu, reiho (reihou), etiquette, martial arts, kata.

С.Х. Булацев, ст. преп. каф. японоведения Восточного факультета СПбГУ, E-mail: s.bulatsev@spbu.ru

К ИСТОРИИ РЭЙХО (ИСКУССТВА ЭТИКЕТА) ШКОЛЫ ОГАСАВАРА (ОГАСАВАРА-РЮ)

Школа Огасавара (Огасавара-рю) - одна из старейших школ воинских искусств в Японии. С момента основания в конце XII в. и до наших дней одним из главных аспектов её деятельности является обучение рэйхо, соблюдению норм этикета. Рэйхо как таковое традиционно относится в Японии к важнейшим воинским искусствам. В настоящее время Огасавара-рю выступает в роли центра методики обучения японцев этикету в различных областях жизни. В статье рассматриваются основные вехи истории школы, даётся общая характеристика её современного состояния. Особое внимание уделяется традиции преподавания рэйхо и роли школы Огасавара в формировании и распространении этикетных норм в различные исторические периоды. Этикетные нормы рассматриваются как частный случай ката, стереотипных моделей поведения японцев.

Ключевые слова: Огасавара-рю, рэйхо, этикет, воинские искусства, ката.

Этикет, как совокупность норм и правил поведения в различных ситуациях, пронизывает всю жизнь современного японского общества. Не случайно вежливость стала едва ли не самой известной в мире чертой национального характера японцев, обязательной составляющей стереотипного «портрета» японца. Об этикете и его роли в жизни современных японцев говорят и пишут многие, - как те, кто впервые сталкивается с реальностями японской жизни, так и специалисты. Стремление к соблюдению

этикетных норм «есть жизненная потребность для подавляющего большинства современных японцев. (...) Детально разработанные правилах поведения на каждый день. чётко организуют жизнь японцев в рамках всего общества» [1, с. 14].

Японцы учатся соблюдению норм этикета всю жизнь. Это обучение проходит как «естественным образом», в процессе обыденной жизни, так и во время специально организованных занятий. Учить японцев правилам поведения начинают уже в

детском саду, этот процесс приобретает организованные формы в школе. Многие студенты специально учатся навыкам «правильного поведения», готовясь проходить собеседования для поступления на работу. Уже поступивших новичков в той или иной форме учат строгим правилам служебного этикета почти на всех японских фирмах.

Одним из известнейших центров теории и методики обучения этикету в различных областях жизни современных японцев является школа Огасавара (jJ^MS Огасавара-рю:). Сейчас в Японии действует по крайней мере две конкурирующие организации, проводящие обучение этикету и использующие в своём названии фамилию «Огасавара». Первая - Огасавара-рю, полное её название - Иппан дзайдан хо:дзин Рэйхо: кю:дзюцу кю:бадзюцу Огасавара рю:

S, Фонд школы этикета, стрельбы из лука и стрельбы из лука с коня Огасавара-рю). Во главе этой школы стоит Огасавара Киё-тада jJ^M 31-ый глава школы, то есть - патриарх этой

ветви рода Огасавара в тридцать первом поколении. При Фонде существует Некоммерческая организация (НКО) «Школа Огасавара - Класс Огасавара» jJ®MS-jJ®M ШШ, Токутэй хиэйри кацудо: хо:дзин Огасавара рю: - Огасавара кё:дзё:), которую возглавляет Огасавара Киёмото jJ^M ?нЖ, сын Киётада. Вторая организация - Огасавара-рю: рэйхо: jJ^M S^L'fe («Искусство этикета школы Огасавара»). Её глава - Огасавара Кэйсё:сай jJ^M ШЖ^, дочь 32-го патриарха этой ветви Огасавара, Тадамунэ J^MSM (1919 - 1996).

Номера нынешних патриархов различных ветвей Огасава-ра говорят о древности рода. В англоязычной версии домашней страницы Огасавара-рю читаем: «с 1187 года» («since 1187») [2].

В вопросе о корнях и о родоначальнике обе школы сходятся: род Огасавара восходит к Сэйва Гэндзи SftMft, то есть - к 56-му императору Японии Сэйва (Сэйва-тэнно: Sft^ Ж, 850 — 881), роду же Огасавара как таковому начало положил Огасавара Нагакиё J^M (1162 - 1242). В 1187 году Нагакиё становится наставником сихан) Минамото-но Ёри-томо, основателя сёгуната Камакура, которому преподаёт кюхо

(кю:хо:, «сплетённые, объединённые искусства (методы)»), воинское искусство дома Огасавара, главными составными частями которого были верховая езда (#р, гё) , стрельба из лука (М, ся), и этикет^, рэй) [3, с. 36]. Тем самым мы видим, таким образом, что искусство этикета трактовалось как одно из воинских искусств. Представители дома Огасавара и в следующих поколениях становились наставниками сёгунов. В результате получения этого статуса укрепилось представление об Огасавара как об «авторитетной школе» в области этикета. Это привело к тому, что самурайские дома из провинций стали обучаться правилам поведения у наставников из дома Огасавара [4, с. 15].

Время активности седьмого главы рода, Огасавара Сада-мунэ jJ^M^^ (1292 — 1347), пришлось на период «южного и северного дворов» (Намбокутё, 1336 - 1392). Он служил императору Годайго и Асикага Такаудзи, первому сёгуну династии Асикага. Садамунэ был известен как глубокий и тонкий знаток искусства «лука и лошади» (стрельбы из лука и верховой езды), а также как реформатор норм этикета рэйхо:) воинских домов. Значение триединства искусств верховой езды, стрельбы из лука и этикета закрепилось за словом «кюхо», которым называлось искусство дома Огасавара, начиная с этого времени. Тогда же род Огасавара получает герб - стилизованное изображение иероглифа I (яп. о: - «монарх, правитель»), который описывается как «трёхступенчатый ромб (или - водяной орех)» (Н® Ш санкайбиси) [5]. Тогда же Садамунэ и Огасавара (Акадзава) ЦунэокиJ^®M®гЮtHЩ (1301-1378) создают и преподносят императору Годайго [6, с. 37] трактаты Сю:синрон и

Тайё:рон №№mJ , заложив тем самым фундаментальные основы учения школы, остающиеся неизменными и по сей день. Трактат Сюсинрон посвящен морально-психологическому аспекту этикета, «тому, как обращаться с душой (сердцем, ^кокоро)», а Тайёрон - техническим, прикладным темам - «обращению с телом (организмом, {{карада)» [3, с. 17] .

В 1380 г. Огасавара Нагахидэ /J^Mft^ (1366 - 1424), десятый глава рода, по приказу сёгуна Асикага Ёсимицу вместе с представителями ещё двух родов, Имагава и Исэ, участвует в составлении трактата по этикету «Санги Итто» НШ^М (Санги итто:, «Единство трёх мнений»). Считается, что в этом трактате, также ставшим каноническим для школы Огасавара, действительно нашли выражение общие для самураев того времени представления о правилах поведения. В период Сэнгоку восемнадцатый глава клана, Садаёси, обобщил знания, добавившиеся

после создания «Санги Итто», в труде под названием «Огасавара рэйсё ситисацу» («Семь томов по этикету дома Огасавара»).

В 1562 г. семнадцатый патриарх «главного дома» со:рё:кэ) уже весьма разветвлённого к этому времени рода Огасавара, Нагатоки (1519 - 1583), вручил полномочия (ЭЖ до:то:, кит. даотун, «традицию пути») главы (основателя, яп. со:кэ) дома-школы искусств верховой езды, стрельбы из лука и этикета кю:бадзюцу рэйхо:) - принадлежавшему к той же родовой ветви Акадзава Цунэнао ^КЙЙ (1543 -1614). (До этого момента занятия вышеуказанными семейными искусствами целиком находились в ведении главного дома). Таким образом, из рода Огасавара официально выделилась ветвь, специально занимавшаяся воинскими искусствами, в том числе - рэйхо.

Нагатоки был одним из сэнгоку даймё, «князей сражающихся провинций». Он получил известность, в частности, благодаря своим сражениям со знаменитым даймё-воителем Такэда Сингэн (1521 - 1573), в которых последний неизменно одерживал верх Решение о выделении особого дома, ответственного за воинские искусства Нагатоки принял как раз в разгар боевых действий, видимо, решив «застраховать» родовую традицию искусства от превратностей военного времени.

Сам Нагатоки, потерпев решительное поражение от Такэда, отошёл от дел патриарха главного дома Огасавара, занявшись преподаванием этикета, сбором и систематизацией норм поведения. Собранные и систематизированные сведения он передал своему сыну, Садаёси ЙЙ (1546 - 1595).

В начале периода Эдо (1603 - 1867), в 1604 году, Акадзава Цунэнао по приглашению Токугава Иэясу стал учить кюхо его сына, Хидэтада, ставшего в следующем году вторым сёгуном династии. Цунэнао вернул себе и своей семье первоначальную фамилию, став называться Огасавара Садацунэ Начиная с этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи представители этой ветви рода преподавали триединое искусство Огасавара, включая, разумеется, этикет, сёгунам Токугава и их окружению - даймё и хатамото, высокопоставленным самураям находившимся в прямом подчинении у сёгуна. Кроме того, они руководили различными церемониями (например - бракосочетаниями, гэмбуку йЖ - обрядом инициации подростков) при дворе сёгунов. Период Эдо стал временем самого широкого развития рэйхо, как с точки зрения охвата различных слоёв населения, так и в смысле интенсивности создания новых форм, образцов этикетного поведения (^Ш^гй, рэйги сахо:). Обучение этикету, и как хорошим манерам, и как умению себя вести в разных, часто новых и непривычных ситуациях, становится чрезвычайно востребованным, прежде всего - в самурайской среде.

В период Токугава активизируются различные школы этикета, в частности - давние конкуренты Огасавара, школа Исэ

Исэ-рю:). Однако дом Огасавара именно в этот период продемонстрировал в области искусства этикета такую активность, которая делала его недостижимым для конкурентов. Та же способность вызывала и критическую реакцию со стороны конкурентов, в частности - со стороны Исэ Садатакэ Й^ (1718 - 1784), выдающегося мастера из дома Исэ.

К ката, как к стереотипным моделям поведения, на наш взгляд, безусловно можно отнести этикетные формы, которые, собственно, и создавались как образцы поведения, (при внимательном изучении приводимых в книге Токицу примеров, без труда можно заметить, что он имеет в виду в основном нормы этикета).

Столкновение с иностранной, прежде всего - западной, культурой после «открытия страны» в 1853 г. и коренные изменения в общественно-политическом устройстве Японии после событий Мэйдзи исин («Реставрации Мэйдзи») 1867 - 68 гг. не могли не повлиять на такую сторону жизни японцев, как нормы и правила поведения. Однако говорить об окончательном забвении традиционного этикета в мэйдзийской и послемэйдзийской Японии нельзя. Огасавара Киётада, нынешний глава Огасавара-рю, в своей книге обращает внимание на то, что в это время, начиная уже с 70-х годов XIX века, задачу обучения правилам поведения, в частности, - дисциплине (Шсицукэ), - осуществление которого воспринималась до того исключительно как функция семьи, начинает выполнять школа. Обучение нормам этикета становится одним из элементов системы «морального воспитания» W, сю:син кё:ику) в японских школах. В некоторых из общеобразовательных школ этикет (-№гй, сахо:) начинают преподавать как отдельный предмет. В 1883 году выходят учебники по этикету

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.